УДК: 334.7
ББК: 65.301
Руденко А.А., Курманов М.Ф.
К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ КРИТЕРИЕВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Rudenko A.A., Kurmanov M.F.
THE QUESTION OF THE CHOICE OF THE CRITERIA OF COMPETITIVENESS ENTERPRISE
Ключевые слова: глобализация, санкции, экономика, производство, предприятие, кластеры, инновации, конкурентоспособность, импортозамещение, аутсорсинг.
Keywords: globalization; sanctions; economics; manufacturing; enterprise; clusters; innovation; competitiveness; import substitution; outsourcing.
Аннотация: основным движущим критерием эффективного развития и устойчивости предприятия служит показатель конкурентоспособности. Так как от данного показателя зависит выживаемость самого предприятия в своей сущности, так и его позитивное последовательное развитие при принятии обдуманных и верных решений менеджментом данных организаций. Однако за последнюю пятилетку отечественная экономика поставила перед классом предпринимателей всех уровней, а также госсектором, новые вызовы, связанные с введением и усилением секторальных экономических санкций со стороны экономически развитых стран Запада, последовавших в связи с известными событиями на Украине и референдумом по присоединению р. Крым в состав Российской Федерации. Данные обстоятельства только усугубили ещё не до конца развитые рыночные экономические отношения. Что, в свою очередь, послужило отправной точкой процесса перехода от товарно-сырьевой зависимости Российской экономики к инновационному сценарию развития отечественных предприятий всех отраслей, в связи с принятием ряда нормативно-правовых актов в части, касающейся вопросов импортозамещения и инновационного развития. Вместе с тем данные, обстоятельства не решают всех поставленных вопросов на сегодняшний день. Данная ситуация и ранее вставала перед топ-менеджментом отечественных предприятий, в связи с чем на законодательном уровне принимался ряд программ, однако часть программ была скорректирована ввиду введения экономических санкций в отношении Российской Федерации. При исследовании вопросов конкурентоспособности следует учитывать как внутреннюю составляющую бизнесс-процессов, которую наиболее целесообразно контролировать через систему сбалансированных показателей, а также внешнее проявление, через межфирменное сравнение, путём бенчмаркинга. Также следует учитывать, что через положительно экономически развивающийся регион, в котором сконцентрирован ряд крупных и мелких предприятий, достигается конкурентоспособность страны в целом.
Abstract: the main driving criterion for the effective development and sustainability of the enterprise is the indicator of competitiveness. Since this indicator depends on the survival of the enterprise in its essence, and its consistent positive development with making informed and correct decisions in the management of these organizations. However, over the last five years the domestic economy has put in front of a class of entrepreneurs at all levels, as well as the public sector, new challenges associated with the introduction and reinforcement of sectoral economic sanctions from the developed countries of the West, followed in connection with the known events in Ukraine and a referendum on joining R. Crimea in the Russian Federation. These circumstances only aggravated still not fully developed market economic relations. Which in turn was the starting point of the transition from commodity dependence of the Russian economy to the innovative scenario of development of domestic enterprises in all industries, in connection with the adoption of a number of normative-legal acts in part concerning the issues of import substitution and innovation development.
However, these circumstances do not solve all of the issues raised to date. The data situation and earlier rose to the top management of domestic enterprises, therefore, at the legislative level was adopted a number of programs, but some programs have been adjusted due to the imposition of economic sanctions against the Russian Federation. In the study of competitiveness should be considered as an internal component of business processes that is most appropriate to control through the balanced scorecard, as well as the external manifestation, through inter-firm comparison through benchmarking. Also note that after a positive economically developing region in which is concentrated a number of large and small businesses is the competitiveness of the country as a whole.
«Ничто так не проясняет мышление, как вид конкурента, который хочет сожрать вас» Уэйн Коллауэй (р.1945), менеджер компании «Пепси Кола»1
Актуальность данной темы на наш взгляд заключается в целесообразной оценке особенностей механизма оценки конкурентоспособности бизнес-единиц в масштабе региональной экономики и систематизации показателей деятельности последних в условиях тенденции, как всеобщей глобализации, так и особенностей функционирования в условиях санкций западных государств.
В ходе рассмотрения вопроса особенно важно отметить влияние неожиданного поворота реакции развитых государств мира в отношении Российской Федерации в связи с известными событиями на Украине и референдумом по вхождению р. Крым в состав России.
Данные обстоятельства, несмотря на предпринимаемые политические шаги руководства государства, показывают стабильное постоянство, побуждая развитие отношений субъектов предпринимательства в Российской Федерации в новых экономических условиях. Что также послужило на временном отрезке последней пятилетки в предпринимательской сфере, как основного участника рыночных отношений, стремительного стимулирования инновационных процессов, а также принятие ряда законопроектов в части, касающейся им-портозамещения.
Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине
1 http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-konkurencii
XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др. [1].
М. Портер в своей книге «Международная конкуренция» утверждал, что пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность подразумевала низкие производственные издержки на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов». Вместе с тем он отмечает, «корпорации, не нации, находятся на переднем крае международной конкуренции... конкурентное преимущество компаний напрямую связано с местом, которое они называют своей нацией или страной происхождения... формирование корпорации в «неправильной» нации должно вызывать фундаментальную стратегическую озабоченность... Корпорация получает важное преимущество от наличия в своей нации таких компаний-поставщиков и компаний-покупателей ее продукции, которые занимают ведущие позиции на мировом рынке, т.е. компаний мирового класса... Наиболее требовательные покупатели и поставщики подталкивают корпорацию-производителя к улучшению качества и конкурентоспособ-
ности ее продукции...» [2].
«Конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определённую долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов» [3].
Итак, конкуренция - широко известная и изрядно изученная фундаментальная экономическая категория. Тем не менее, сам термин "конкуренция" часто понимается экономистами в различных смыслах.
Целенаправленное поступательное развитие любого предприятия сталкивается на своем пути повышения экономической эффективности, с многочисленными трудностями это и повышение конкурентных преимуществ, это и законодательные барьеры, и воздействие факторов внешней экономики, тесно взаимосвязанной с внешнеполитической обстановкой. Но ключевым из перечисленного является повышение конкурентоспособности.
Очевидно, что в таких условиях предприятия отрасли должны использовать все дополнительные факторы (новые возможности) и резервы (не полностью использованные возможности) роста конкурентоспособности. В качестве основных источников конкурентоспособности предприятия выделяют: операционную эффективность и стратегическое позиционирование. Операционная эффективность представляет собой выполнение тех или иных видов деятельности лучше, чем предлагают конкуренты, за счет интенсивного и более эффективного использования внутренних ресурсов предприятия. Иными словами, это повышение качества продукции или услуг при одновременном снижении затрат. Например, за счет повышения эффективности сбытовых операций, снижения брака и т.д. В свою очередь, стратегическое позиционирование предприятия нацелено на осуществление отличных от конкурентов видов деятельности, либо схожей деятельности, но иными путями [2]. Вместе с тем из факторов конкурентной среды на проявление операцион-
ной эффективности в большей степени оказывают влияние экономический потенциал поставщиков, а также экономический потенциал покупателей; на формирование стратегического позиционирования - угроза вторжения новых конкурентов и угроза появления продуктов-заменителей. Смысл данного источника конкурентоспособности можно выразить как реализацию на рынке товаров или услуг, имеющих определенное качество, обеспечивающее уникальную природу создаваемой потребительской ценности.
По мере развития и усложнения факторов внешней и внутренней среды, технологий, бизнес-структура должна быть способна преодолевать кризисы с наименьшими потерями. При формировании стратегии управления предприятием должна оцениваться степень его готовности к усилению конкуренции, которая становится неизбежным последствием кризиса. Одним из первоначальных этапов разработки мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия является анализ и оценка основных сырьевых компонентов для производства продукции, анализ поставщиков и путей их получения для технологических процессов.
Другие авторы определяют конкурентоспособность продукции посредством оценки уровня цены, затрат на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, рекламу, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Конкурентоспособность играет ключевую роль в интеграционных процессах как на уровне регионов, так и страны в целом [3]. В научной литературе отмечаются различные подходы к определению конкурентоспособности как предприятия, так и продукции. Чем выше уровень конкурентоспособности предприятий, тем выше уровень жизни населения в данном регионе [4]. В обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, долей рынка, занимаемой организацией.
Однако есть и другой подход к выбору показателей конкурентоспособности. Так развитие системного мышления в отноше-
нии организации и понимания альтернативности решения организационных проблем в зависимости от разных объективных условий привело к осознанию важности более углубленного изучения проблемы организационной эффективности. Уже Ч. Барнард сформулировал «главную дилемму» оценки эффективности организаций, разделив два понятия: «внешней эффективности», понимая под этим степень достижения установленных перед организацией целей; «внутренней эффективности», неправомочно сузив, однако, это понятие до «удовлетворения мотивов индивидов», что якобы прямо стимулирует их к большей затрате личной энергии во имя совместных, «кооперативных» усилий. Р. Трондайк отметил в начале 50-х годов растущую тенденцию среди исследователей организации к формированию точно измеримых критериев эффективности [5, 6]. В последующем почти каждый крупный теоретик организации предлагал свое понимание организационной эффективности, характеристик и способов ее достижения, а развитие функций стратегического планирования и особенно моделирования и оптимального программирования стимулировало практиков к более четкой формулировке показателей и критериев оценки эффективности различного рода решений в хозяйственных и других организациях.
Огромную пестроту и разноплановость концепций и показателей эффективности организационных систем отмечали в 70-х годах в своих обзорных исследованиях Д. Прайс, Р. Стирз, Д. Кемпбел. Можно согласиться со сделанным при этом выводом, что, вероятно, бесполезно высказывать суждения, сравнивающие, какая из этих моделей хуже или лучше для определенных целей. Они просто обеспечивают средства для рассмотрения различных частей оценки эффективности [6].
Проблема оценки эффективности предприятий до сих пор остается одной из самых сложных и трудноразрешимых. В современной литературе выделяют множество методов оценки эффективности предприятия: структурный подход Куросавы, подход Лоулора, способ экспресс-оценки эффективности, семейство показателей оценки
результатов работы предприятия, способ межфирменных сравнений и бенчмаркинг.
Подход доктора Кадзукио Куросавы основан на структуре предприятия. Согласно его концепции, измерение эффективности предприятия помогает анализировать прошлое и спланировать новые виды деятельности. Применяя эту схему, можно получить своего рода систему взаимосвязанных индексов. Добавленную стоимость в комбинации с различными физическими факторами и другими соответствующими переменными можно также использовать и измерение эффективности. Добавленная стоимость на предприятии может иметь несколько выражений. Выбор нужного из них зависит от целей производства. Алан Ло-улор рассматривал эффективность как всеобъемлющую меру того, насколько экономично и результативно предприятие выполняет следующие пять задач: цели, экономичность, результативность, сопоставимость и прогрессивные тенденции достижения главных целей.
Так или иначе, но подходы, ставящие цель определения экономической эффективности, тесно взаимосвязаны с выявлением возможности повысить конкурентоспособность предприятия, отрасли и экономики в целом. Однако в деятельность по управлению корпоративными структурами по достижению экономической эффективности в последние годы накладывают свой отпечаток элементы нестабильности национальной экономики в целом, которые несут в себе проблемы, порождающие экономический спад (как элемент цикличности), безработицу и инфляцию. Проблемы, возникающие в национальной экономике, подвержены влиянию всеобщих процессов глобализации [7].
На сегодняшний день выявлены следующие существенные закономерности экономических циклов, несмотря на то, что следующий экономический цикл существенно отличается от предыдущего, как по продолжительности, так и интенсивности, всем циклам присущи одни и те же стадии. Взаимосвязь экономических циклов характеризуется наличием четырех стадий: рост, спад, стагнация и оживление (возрождение). Во время роста достигается функционирование производства на полную мощность,
набор и расширение персонала предприятия. На рассматриваемой стадии экономического цикла наблюдается тенденция к повышению стоимости конечной продукции, а также прекращение роста деловой активности. Следующая стадия экономического цикла - спад или кризис - характеризуется сокращением занятости населения, падением цен на готовую продукцию. Если падение производства затягивается и принимает продолжительный характер, то наступает следующая стадия цикла - стагнация. В этом случае на данной стадии наблюдается самый низкий уровень производства и занятости персонала. Повышение уровня производства, а также рост занятости персонала вплоть до полной занятости означают наступление четвертой стадии экономиче-
ского цикла - оживления (возрождения). Однако ключевой стадией экономического цикла признается спад, который и обуславливает циклическое развитие экономики в целом и предприятий в частности. В данной стадии экономического цикла сконцентрированы основные черты цикла, иными словами, циклический характер развитию предприятия придает именно периодическое возникновение спада. По сути отрезок времени от начала одной стадии спада до начала другой - это и есть экономический цикл [8].
На основе выше сказанного, можно представить характеристики отдельных стадий экономического цикла в табличной форме (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика стадий экономического цикла
Характеристики стадий экономического цикла Стадии экономического цикла
Рост Спад Стагнация Возрождение
1 2 3 4 5
1. Объём производства, темпы экономического роста Рост темпов экономического роста, значительное превышение предкризисного уровня производства Резкое сокращение объемов производства, затоваривание, недогрузка производственных мощностей, обесценение основного капитала, массовое банкротство Производство не растет и не сокращается, сокращаются товарные запасы Массовое обновление основного капитала, повышение спроса на предметы потребления, достижение предкризисного уровня по макроэкономическим показателям
2. Цены Рост цен Снижение цен Приостановка падения цен Рост цен
3. Процентные ставки Рост процентных ставок Снижение процентных ставок Сохранение низкого уровня процентных ставок Рост процентных ставок
4. Уровень безработицы Сокращение уровня безработицы Рост уровня безработицы и сокращение уровня занятости Массовая безработица Сокращение уровня безработицы
5. Уровень заработной платы Рост заработной платы Резкое сокращение размеров доходов населения Низкий уровень заработной платы Рост заработной платы
6. Инвестиции Рост инвестиций Сокращение инвестиций Сохранение инвестиций на низком уровне Рост инвестиций
Данные проблемы характерны для каждого жизненного цикла отдельно взятого предприятия, с учетом специфики внешних и внутренних факторов среды функци-
онирования. Ввиду того что жизнедеятельность любого из предприятий подчиняется тем же законам цикличности, и успешно развиваются только те предприятия, кото-
рые опережают в своем бизнес-планировании конкурентов. Как только наступает стадия спада, менеджмент бизнес-структуры незамедлительно приступает к поиску новых ниш сбыта готовой продукции, услуг и т.д. Также ключевым элементом на стадии спада является сплоченность подразделений корпоративной структуры, направленной на достижение общих целей.
Рассмотрим влияние цикличности
экономики на промышленные предприятия, выпускающие автомобили, прицепы и полуприцепы.
Как одно из ключевых проявлений кризиса, в это время происходит снижение инвестиционной активности, обусловленное объективными причинами - снижением уровня доверия потенциальных инвесторов (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по основным видам деятельности и корпоративных структур, выпускающих автомобили, прицепы и полуприцепы (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) [9]_
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего 123,8 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,1
производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 153,0 138,4 81,5 100,1 90,4 111,0 141,9 120,3 82,5 71,3
Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по основным видам деятельности и корпоративных струк-
тур, выпускающих автомобили, прицепы и полуприцепы представлена на рисунке 1.
Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по основным видам деятельности и корпоративных структур, выпускающих автомобили, прицепы и полуприцепы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
■ Всего ■ производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
Рисунок 1 - Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по основным видам деятельности и корпоративных структур, выпускающих автомобили, прицепы и полуприцепы
Из данной диаграммы видно, что общий инвестиционный фон резко сокращается за последние десять лет дважды в 2009 и 2014 годах, что подтверждает правильность сделанных выше выводов об отражении кризисных проявлений на предприятиях, в т.ч. выпускающих автомобили, прицепы и полуприцепы. Уменьшение инвестирования в основной капитал определяется снижени-
ем доверия потенциальных и действующих инвесторов в предполагаемые положительные изменения от инвестирования, неуверенностью в проводимой экономической политике государства, а также отсутствием у потенциальных отечественных инвесторов необходимых денежных средств. Некоторые потенциальные иностранные инвесторы делают выбор в пользу промышленных пред-
приятий, расположенных в Китае, Вьетнаме, поскольку данные производители предлагают более стабильные условия развития производства. В условиях экономического кризиса такие условия инвестирования становятся определяющими при выборе объекта инвестирования, а соответственно качество отечественного производителя, к сожалению, из-за недостатка финансирования уходит на второй план.
Для сравнения, в развивающихся странах был достигнут новый максимум притока ПИИ (прямых иностранных инвестиций) - 765 млрд долл., на 9% выше, чем в 2014 году. Развивающиеся страны Азии, в которых ПИИ превысили полтриллиона долларов, оставались регионом - получателем крупнейшего в мире объема ПИИ. Приток в Африку, Латинскую Америку и Карибский бассейн затормозился. Развивающиеся страны по-прежнему составляют половину из 10 стран с наибольшим притоком ПИИ. [10].
Как показывает данное сравнение, Россия по притоку ПИИ, находится далеко за пределами первой десятки стран. Что обусловлено как объективными причинами мировой экономики, так и исключительно санкционной политикой в отношении Российской Федерации.
На наш взгляд, отсутствие должного финансирования, как внутреннего (инвестиционная активность, государственные программы), так и внешнего (ПИИ), напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность предприятий.
Автор считает, что успех развития предприятия возможен только при системном анализе и оперативном контроле деятельности. Решение данной задачи возможно при наличии системы показателей, позволяющих осуществить оценку и контроль реализации стратегии развития предприятия.
И данному условию наиболее полно на внутреннем уровне отвечает система сбалансированных показателей.
Сбалансированная система показателей (далее ССП) - это наглядный способ описания стратегии. Он заключается в раскрытии стратегии предприятия на плоскости из четырех составляющих в виде стра-
тегических целей и показателей, связанных причинно-следственными связями. В этих составляющих отражается замысел долгосрочного развития предприятия. Причинно-следственные связи между составляющими отражают общую концепцию создания стоимости в информационную эпоху. Финансовые результаты создаются факторами клиентской составляющей, определяемой факторами внутренних процессов, а те, в свою очередь, определяются результатами факторов, составляющих обучение и рост [11].
Но вместе с тем, исходя из смысла экономической эффективности, видно, что анализ эффективности можно выполнять также путем сравнения отклонений результатов деятельности от конкурентов или от других стандартов в текущий момент времени, а не только путем прямого измерения эффективности всей компании или её структурных подразделений. Что в полной мере отвечает на вопросы выявления уязвимых мест на внешнем уровне.
Указанный способ применим, когда фактические результаты деятельности за рассматриваемый период сравниваются с установленными нормами или стандартами, получаются отклонения, которые представляют собой разницу между некоторым стандартом (или нормой) и фактическим результатом. Получившиеся отклонения могут быть благоприятными в конструктор-ско-технологической документации, или более «мягкими», такими, как показатели предшествующих лет или среднее значение по отрасли.
Успех такого подхода к оценке эффективности зависит от точности и согласованности выбора этих норм.
Типичное межфирменное сравнение (МФС) проводится тогда, когда предприятие сравнивается с отраслью, профиль которой получен по представительной выборке аналогичных организаций. Обычно анализируют показатели частных видов эффективности, финансовые коэффициенты и другие общие показатели, например использованные ресурсы, выраженные как процент от объема продаж, или активы, выраженные как процент от вложенного капитала. Данный способ сравнения показывает, насколь-
ко фирма отличается по эффективности от схожих по уровню развития и профилю деятельности. Если для отрасли можно разработать профиль «хорошей» деятельности, а не средней, сравнение становится более значимым [12, 13, 14].
Самое последнее достижение МФС -это бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах. Это процесс измерения характеристик продукции, услуг или методов работы для сравнения с сильнейшими конкурентами или лидирующими в отрасли компаниями.
Консультанты фирмы Coopers & Lybrand в своей книге по этому вопросу определяют бенчмаркинг как инструмент, используемый для поддержания постоянного совершенствования и достижения преимуществ конкуренции. Это подталкиваемое извне фокусирование внимания на внутренней деятельности, функциях или операциях для того, чтобы достигнуть постоянного улучшения [15].
Одно из отличий бенчмаркинга от традиционного МФС - это то, что он имеет отношение не только к финансовым данным, но и к улучшению проектирования и изготовления продукции путем отбора наилучших характеристик подходов у конкурентов.
В целом можно подвести итог, что блок эффективности - это самая неразрабо-
танная и сложная часть в системе промышленного предприятия, которая требует дальнейших углубленных исследований теоретического и прикладного плана, а также методических разработок и практических экспериментов. В науке управления часть проблем оценки эффективности бизнес-единиц применительно к условиям деятельности предприятий в настоящее время поставлены, но все еще далеки от своего всестороннего решения.
Предприятия всегда учитывают затраты, направленные на достижение того или иного результата. В основе их прогресса, на наш взгляд, лежит повышение уровня эффективности предприятия, под которым, в первую очередь, понимается экономическая результативность хозяйственной деятельности. При этом необходимо сравнивать ожидаемую ценность того, что будет получено, с ожидаемой ценностью того, что будет потеряно.
Следовательно, организационно-экономический механизм формирования и развития промышленных предприятий в регионе должен основываться на прогнозе, ориентироваться на долгосрочное планирование с возможностью быстрой адаптации к изменениям во внешней среде с целью достижения поставленных результатов и повышения уровня конкурентоспособности промышленности в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ансофф, И. Стратегическое управление / сокр. пер. с англ. И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989.
2. Бандурин, В.В., Рацич, Б.Г., Чатич, М. Глобализация мировой экономики и Россия. -М.: Буквица, 1999. - 278 с.
3. Каплан, Роберт С., Нортон, Дейвид, П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е исд., испр. и доп. / пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2006. - 320 с.: ил.
4. Мерзлякова, С.Б. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий цементной отрасли // VIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых с международным участием «РОССИЯ МОЛОДАЯ». КГТУ им. Т.Ф. Горбачева. 19-22 апреля 2016 г., Россия. - Кемерово, 2016.
5. Носова, С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2010. - 800 с.
6. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / пер. с англ. М. Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 1470 с.
7. Россия в цифрах. 2017 крат.стат.сб. - М.: Росстат, 2017. - 513 с.
8. Толстых, Т.О., Дударева, О.В. Критерии и методы оценки эффективности деятельности предприятия // Вестник ВГТУ. - 2011. - №11-3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/kriterii-i-metody-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya
(дата обращения: 14.03.2017).
9. Трубникова, Е.И. Промышленное производство в условиях трансформационных процессов // Вестник СамГУ. Сер.: Экономика и управление. - 2011. - № 6 (87).
10. Киран Уоми. Ключевые показатели менеджмента. - М.: Дело, 2001. - 357 с.
11. Управление эффективностью и качеством: модульная программа / И. Прокопенко, К. Норт: в 2-х ч. - М.: Дело, 2001. - 800 с.
12. Чиркунова, Е.К. Определение конкурентных преимуществ региона в целях повышения качества жизни населения // Экономические науки. - 2011. - № 2 (75).
13. Глобальные инвестиционные тенденции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldinvestmentreport.org World Investment Report| Глава -1 Глобальные Инвестиционные Тенденции (дата обращения 22.04.2017 г.).
14. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Конкурентоспособность предприятия/ vds1234.ru.
15. Coopers & Lybrand Consultants, Survey of Benchmarking in the UK. - CBI Manufacturing Council, London, 1993, p.237.