Идеи и смыслы
Николай ЖИРНОВ
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ ИДЕОЛОГИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ
Современная политика модернизации немыслима без понятной населению идеологии, ибо она дает ориентиры политического и социально-экономического развития. Идеологией модернизации может быть идеология, которая соответствует интересам и ценностям российского общества.
Modernization policy nowadays is impossible without ideology clear for people, because it gives the guidelines for political and socio-economical development. The ideology of modernization must correspond with the Russian society interests and values.
Ключевые слова:
идеология, модернизация, политический класс, национальное развитие; ideology, modernization, political class, national progress.
Политика модернизации в настоящее время немыслима без внятной и понятной населению идеологии. В начале 90-х гг. ХХ в. в нашей стране прозвучал призыв к деидеологизации, поскольку было признано, что идеология играет в политике только негативную роль. Но идеология в своей основе является системой политических, социальных идей, оценок, требований конкретных социальных слоев российского общества, социально значимых групп, опирающихся на определенные теоретические установки, которые выражают интересы и программные цели данных социальных групп.
Важнейшим условием для формулирования идеологии должно стать осознание властвующей элитой необходимости ускоренной модернизации страны и преодоления угрожающего ее безопасности социально-экономического и технологического отставания от высокоразвитых стран Запада и Востока. Духовное обновление, в котором, безусловно, нуждается Россия, логично осуществлять, решая ключевые проблемы развития страны. Как показывает опыт ускоренного развития ряда зарубежных стран в последние десятилетия, их правящие круги учитывали значение идеологии в деле социально-экономических преобразований и отнюдь не ратовали за деидеологизацию. Там, где осуществлялась политика форсированного, догоняющего развития, идеологией модернизации служил неоконсерватизм. Но и в развитых странах идеология неоконсерватизма во второй половине 70-х — начале 90-х гг. ХХ в. сыграла огромную роль в переходе к постиндустриальному обществу.
Современный мировой опыт показывает, что и в XXI в. ни одно государство не отказалось от идеологической работы, потому что для созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрениям.
В чем ценностный смысл политической идеологии? Он может быть выражен в следующем: идеология дает представление населению о направлении движения общества и государства, т.к. предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики, разделяемых большинством данного общества. Для населения это может звучать, как ответы на вопросы: кто мы? зачем мы? куда держим путь? Только при наличии ответов может быть сформулирован конкретный образ ближайшего и отдаленного будущего — не только желаемого, но и, коль скоро это реалистический
ЖИРНОВ
Николай Федорович — д.полит.н., профессор кафедры политических наук ПАГС
им. П.А. Столыпина [email protected]
идеал, практически осуществимого. Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития.
Следует заметить, что новая идеология России может сформироваться только как идеология развития — синтетическая, открытая новациям, выполняющая конструктивную роль. Такую задачу может выполнить и неоконсервативная идеология. Неоконсерватизм признает универсальность таких понятий, как личные свободы, права человека, экономическая и политическая демократия, право народов на сохранение своей культуры и социальные права нетрудоспособных членов общества. В этом отношении он смыкается и с либерализмом, и с социализмом. Отличие неоконсерватора от либерала состоит в том, что первый признает значение традиционных ценностей для общественного развития, тогда как второй их игнорирует или, в лучшем случае, придает им второстепенное значение. Неоконсерватизм выступает за реформы, если они назрели и могут способствовать укреплению общественных устоев, поэтому он не имеет ничего общего с ностальгией по прошлому. Неоконсерватизм — это идеология радикальных реформ с опорой на лучшие традиции прошлого, которая сохраняет преемственность общественного развития. Именно он смог примирить мораль и микропроцессор, совместить требования нравственности и высокой культуры с научно-техническим прогрессом, что придало западному обществу определенную устойчивость, столь необходимую в эпоху обновления.
Представляется, что российский вариант неоконсерватизма может стать средством преодоления социокультурного раскола. Идеология модернизации позволит примирить основные идейно-политические течения — либеральное и народнопатриотическое, соединить идеи государственности, демократии и традиционные ценности (семья, нравственность, долг, патриотизм и т.д.). Неоконсерватизм в условиях России мог бы исполнить роль центристской идеологии, обеспечивающей согласие по ключевым направлениям стратегии модернизации.
Идеология модернизации может быть эффективной при условии, если она будет интегративной. Это означает, что она в меньшей степени должна быть собственно идеологией. Она должна представлять
четкую стратегическую концепцию развития России в его глобальном контексте. Основная проблема заключается в том, захочет ли воспринять ее политический класс, что представляется весьма сомнительным. Такая идеология заведомо противоречит текущим интересам большей части правящего класса, предполагая разумное самоограничение в потреблении, власти, собственности.
При этом идеология модернизации может считаться ключевой, ибо она касается наиболее активной части населения страны. Она глубоко укоренилась в общественном сознании россиян и объективно трансформируется в идею соревновательности, т.е. способности конкурировать с ведущими странами.
Позитивный потенциал идеологии проявляется в том, что она должна сыграть роль внешнего амортизатора, нейтрализовать интенции реликтов традиционности и антизападничества. Главная задача — сделать социальные и технологические преобразования приемлемыми для людей, пока что не заинтересованных в модернизации. Для этого необходимо использовать элементы антимодернизаторских идей, для того чтобы показать, что именно модернизация ведет к возрождению России как великой державы, к сохранению самобытности российской культуры, надежной социальной защите слабых, к соединению экономической эффективности и социальной справедливости, к решению экологических проблем.
Идеология модернизации особенно нужна для муниципального уровня власти, с которым больше всего и контактирует население. Именно на этом уровне вырабатывается представление, почему нельзя обойтись без серии предлагаемых экономических преобразований, почему соответствующую программу можно осуществить, почему ее необходимо поддерживать и что для этого надо делать. Какие конкретные задачи в данном конкретном городе, ауле, районе, республике надо решить. Какие новые социальные инструменты и институты для этого надо реализовать. Ведь никакая стратегия развития не будет успешно реализована, если в ее осуществлении не будут участвовать и не будут ее контролировать основные слои населения, муниципальный уровень руководства.
Сегодня процесс модернизации осу-
ществляется нарастающим потоком технологических и социокультурных инноваций, создаваемых обществом. Поэтому адекватной идеологией модернизации будет та, которая соответствует интересам и ценностям российского общества. Следует отметить, что социально-экономическое развитие в последних двадцати годах ХХ в. закрепило принудительное упрощение российского общества, что сказалось на характере отечественной бюрократии, во многих отношениях предельно нечуткой, а то и вовсе нетерпимой к рефлексии, знанию и прогрессу. Идеи национального развития до сих пор были вынуждены дрейфовать между Сциллой рыночного фундаментализма и Харибдой консервативного авторитаризма. Интеллектуальное сообщество неизбежно сталкивалось с необходимостью выбора между участием в глобальных интеллектуальных сетях на третьестепенных ролях и выполнением роли апологета российского «бюрократического разума».
Сейчас, в условиях кризиса глобализации, возникают благоприятные условия для выхода из этой ситуации. Притяжение практик наднациональных сетей, интеграцию в которые предлагал неолиберальный проект, ослабевает. Одновременно в России разворачивается кризис «бюрократического опыта» решения всех проблем путем распределения финансовых ресурсов. В этих условиях для России открывается принципиально новый шанс стать страной с высокотехнологической экономикой и развитым гражданским обществом. Для этого необходим отказ от поддержки как рыночного фундаментализма, так и консервативного авторитаризма.
Силы, стоящие за этими двумя проектами, стремятся к ликвидации одного из главных достижений эпохи модерна — автономии интеллектуальной сферы по отношению к рынку и государству и, следовательно, к упрощению общества. Порвать с неолиберальным глобализмом для политического класса означает связать свою судьбу с судьбой России. Обращение к неоконсерватизму может означать, что
этот класс готов принять на себя политическую ответственность за ее будущее.
Политическому классу требуется разработать новое видение модернизации. В нашей стране под модернизацией часто понимался путь «догоняющей модернизации»: применение к себе чужих критериев восприятия и неспособность выработать собственную меру оценки. При этом возникает опасность превращения в добровольный объект колониальной экспансии. Поэтому проблема модернизации — это вопрос о самоопределении России. Как никогда ранее, сегодня актуален призыв Иммануила Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» Это понимание основывается на том, что, во-первых, история не является линейным процессом, во-вторых, «догоняющее развитие» чревато не только приобретениями, но и издержками, а в-третьих, современность не предполагает унылое неолиберальное единообразие, но, напротив, представляет собой совокупность жизнеспособных альтернатив.
Участие в современной жизни — это участие в глобальной конкуренции за установление основных характеристик современного мира. Условием подобного участия является модернизация — непрерывное производство обществом технологических и социокультурных инноваций. Эффективная стратегия модернизации состоит в выборе такого самоопределения, которое позволит России интенсифицировать собственное производство инноваций и вовлечь в процесс изменений большую часть интеллектуального класса. Именно на этой основе возможно создание российской версии современности, способной успешно конкурировать с проектами других ведущих стран мира. Политическому классу необходимо дать ответ неолиберализму, представляющему собой универсальную стратегию изъятия из современности незападных культур. Если модернизация — требование дня, то идеологическая составляющая — это двигатель такой модернизации. Без идеологии мы не увидим истинный исторический размер предстоящей модернизации.