Андрей ДАВЫДОВ, Сергей УСТИНКИН
КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Статья посвящена уяснению роли и места консервативной идеологии в современной политической системе России. В статье анализируются особенности российского социального консерватизма «партии власти».
The article is devoted to explanation of the role and the place of the conservative ideology in the modern political system of Russia. The features of the Russian social conservatism of United Russia (the party of power) are analyzed in the article.
Ключевые слова:
идеология, консерватизм, либерализм, российский консерватизм, центризм, модернизация, «Единая Россия», «партия власти»; ideology, conservatism, liberalism, Russian conservatism, centrism, modernization, United Russia, party of power.
Вопрос о роли и месте государственной идеологии в современной политической системе Российской Федерации является дискуссионным. После распада СССР, крушения советской политической системы российской властью широко декларировалась полная деидеологизация общества. В Конституции Российской Федерации 1993 г. в ст. 13 вводится запрет на официальную государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — гласит основной закон страны1. Содержание Конституции покоится на фундаменте либеральных идей, активно продвигаемых политической элитой на рубеже 90-х гг. XX в. Налицо противоречие «между запретом на наличие государственной идеологии (национальной идеи)» в одной статье Конституции с ее «фактическим предложением в других статьях»2.
Сегодня в силу целого ряда известных объективных и субъективных причин либеральная идеология поддерживается меньшей частью российского общества3. Одним из доказательств снижения востребованности либерализма в общественном сознании россиян может служить уменьшение количества упоминаний производных от слова «демократия» в ежегодных посланиях президента РФ Федеральному Собранию. Отражением определенного разочарования части политической элиты и населения страны в либерализме является также рост интереса к консервативной идеологии — идеям порядка, стабильности, преемственности развития и уважения традиций.
Одной из особенностей современного консерватизма, на наш взгляд, является диалектическая преемственность фундаментальных основ политики в Российской империи, Советском государстве и Российской Федерации. Так, ценности современного консерватизма, по мнению значительного количества экспертов, на две трети заимствованы из триады, предложенной графом С.С. Уваровым: «Православие. Самодержавие. Народность». В целом можно согласиться с мнением Э.А. Попова, который в работе «Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика» подчеркивает, что «консервативная волна», прошедшая в России на рубеже
1 Конституция Российской Федерации. — М., 2010, с. 7.
2 Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Власть, 2007, № 3, с. 5.
3 Курков П. Назад в будущее // Политический журнал, 2007, № 11—12, с. 78-80.
ДАВЫДОВ Андрей Валерьевич — аспирант кафедры теории политики ННГУ им.
Н.И. Лобачевского
апйгг^_йауійоу@
mail.ru
УСТИНКИН
Сергей
Васильевич — д.и.н.,профессор; заведующий кафедрой международных оголошений и политилосии ИГЛУ им.
Н.А. Добролюбова ustin@lunn.ru
201 0' 11
ВЛАСТЬ
79
веков, проявилась «в качестве реакции на ультралиберальный необольшевизм так называемых младореформаторов» и что отсутствие консервативного фланга, «а также очевидный кризис идеологии российского либерализма в итоге вызвали социальный заказ власти на консервативную идеологию»1.
В чем же сущность идеологии современного российского консерватизма и его качественные характеристики в партии «Единая Россия»? Не следует забывать, что в общероссийской политической партии «Единая Россия» состоит значительное количество государственных служащих, а также назначаемых лично президентом губернаторов и полномочных представителей в федеральных округах. В результате консерватизм фактически оказывается доминирующей идеологией России. Партия парламентского большинства официально осуществляет пропаганду своих идеалов и ценностей. И хотя формально ст. 13 Конституции не нарушается, ибо идеология одной из политических партий не является государственной, но не является ли такая пропаганда нарушением основного закона страны?
В разное время набор принципов консерватизма менялся. Д. Аллен определял набор ценностей консервативной идеологии в качестве идей, «которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям». С. Хантингтон предложил понимать консерватизм «не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни». В современном консерватизме осталось два основополагающих принципа: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества.
Чем же привлекательна консервативная идеология для сегодняшней российской власти? Из всех классических идеологий консерватизм наиболее универсален. При этом консерватизм ориентирован на свои, индивидуальные для каждого общества или эпохи принципы развития. А.Г. Дугин указывает, что «в разных обществах, например в исламском и христианском,
1 Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. — Ростов н/Д, 2005, с. 147.
содержание консервативной идеологии будет категорически противоположным, подчас конфликтным»2. Это отличает его от других идеологий с обычно четко сформулированными идеями, которые можно применить с различным успехом к любому обществу в готовом виде.
Консерватизм приобретает различные формы в разные исторические периоды. Например, в России консервативными традициями можно считать возрождение православных и монархических ценностей времен Российской империи или реставрацию отдельных элементов политической системы Советского Союза. Такая политическая эклектика дает возможность использовать привлекательные стороны того или иного политического режима, присваивать их преимущества, достижения и победы с целью преодоления социально-политического и духовнонравственного раскола современного российского общества.
С приходом к власти В.В. Путина про-либеральные отечественные и западные средства массовой информации констатировали, что в России наметилась тенденция к отходу от демократии. В качестве аргументов приводятся факты усиления роли государства в экономике, построение «вертикали власти», массовое привлечение на государственную службу выходцев из силовых структур, призывы к «закручиванию гаек», чистке бюрократии и т.д. По мнению неолибералов, серьезным ударом по демократической избирательной системе России явилось упразднение выборов губернаторов и создание системы федеральных округов, в которые президент назначает своих полномочных представителей. Идеологи радикального неолиберализма видят в этом влияние советских традиций на политические процессы в стране; пишут о возврате к административно-командной системе управления. На наш взгляд, тенденция заимствования элементов советского строя прослеживается с начала 90-х гг. и по настоящее время. А.А. Зиновьев описал и проанализировал данный механизм социальной преемственности, назвав его «законом социальной регенерации». В соответствии с этим законом советская социально-политичес-
2 Из выступления А.Г. Дугина «Консерватизм как принцип: от социальной идеи к философии русского общества» // http://www.sorokinfond.ru/ тдех.рИр?1д=503
кая система, возникшая после Октября 1917 г., включила в себя многие черты дореволюционной монархической системы. Соответственно, современная политическая система России «переняла ряд черт советской системы»1. Поэтому сегодня мы наблюдаем не только восстановление элементов предыдущего политического режима, но и строя, ему предшествовавшего, что особенно наглядно проявляется в виде идеализации элементов политической системы страны до 1917 г.
Несмотря на то что согласно Конституции РФ «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», Русская православная церковь использует свое сближение с властью и фактически превратила православие в важную составную часть государственной идеологии. Президент возвращает дореволюционные символы государства — трехцветный флаг и двуглавого орла на гербе, а РПЦ канонизирует последнего русского императора. Красный советский флаг становится символом победы в Великой Отечественной войне. Обращение «товарищ» сохраняется в российских Вооруженных силах, милиции и других силовых структурах. Парламент страны получает название Государственной Думы и ведет свое родство от Государственных дум Российской империи.
Для современной власти привлекательной является и такая характерная черта консерватизма, как отрицание революции, эволюционный путь развития государства и общества. Объявленная президентом Д.А. Медведевым модернизация, по мнению Б.В. Грызлова, не может быть проведена путем революции, а должна быть основана на консервативных ценностях: патриотизме, здоровой семье, уважении к исторической памяти и традициям, здоровой и растущей нации, обеспечении гарантий частной собственности, уважении к закону2. Программа реформ
1 Из интервью А.А. Зиновьева (НТВ, 10 сентября 2002 г.) // http://zinoviev-info.rpod.ru
2 Грызлов Б.В. Сохранить и приумножить: консерватизм и модернизация // Известия, № 222, 01.12.2009, с. 1-5.
модернизационного пути развития отличает «Единую Россию» от либеральной и коммунистической оппозиции, которые выступают за более радикальные преобразования.
Принятие «Единой Россией» консервативной идеологии в качестве официальной идеологии партии в конце 2009 г. привело к выравниванию политического спектра партий и идеологий в России. Это событие во многом предопределяет дальнейшую логику политических преобразований. Политический спектр «левые — центр — правые» теперь выглядит так: крайне левые, «экстремистские» партии, непримиримая оппозиция, которые негативно относятся к существующему строю и готовы силой сменить вектор государственного и общественного развития страны (НБП и др.); радикально левые, «нелояльно-лояльная» оппозиция (КПРФ и социал-демократические партии); левый центр, лояльная оппозиция («Справедливая Россия»); правый центр (правящая социально-консервативная «Единая Россия»); радикально правые, лояльная оппозиция (ЛДПР); крайне правые, «экстремистские» партии, так же непримиримо относящиеся к существующему строю, как и крайне левые (РНЕ, «Русский фашизм» и др.).
Консервативная идеология в России имеет богатые традиции и обладает большим, пока еще мало использованным потенциалом. Идеологи российского неоконсерватизма имеют возможность заимствования ряда идеалов и символов Российской империи и Советского Союза, которые вновь входят в жизнь общества и достаточно гармонично сосуществуют и даже в чем-то удачно дополняют друг друга.
Особенности современного российского консерватизма дают власти возможность осуществить синтез «красной идеи» — социальной справедливости и «белой идеи» — национально осмысленной государственности и тем самым преодолеть политический и духовно-нравственный раскол российского общества.