И.П. Клемантович, Е.В. Чуйкина
К вопросу о воспитании в современном российском обществе
Акцентируется внимание на необходимости традиционного подхода к воспитанию в семье, формирующего основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Раскрываются технологические аспекты педагогического сопровождения воспитания семейных отношений в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, аксиологический подход, педагогическое сопровождение, культурные ценности, семейные ценности.
В истории развития человеческого общества вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения всегда играли первостепенную роль. К сожалению, российская традиция такова, что главным считается обучение, а воспитание недооценивается. Поэтому если сегодняшнее министерство образования, вместо прежнего министерства просвещения, будет заниматься только обучением, то будет воспроизводить образованцев-профессионалов, далеких от благонравия, духовно и нравственно слаборазвитых людей. И чем «образованнее» будут такие люди, тем большим потенциальным родником зла они будут являться.
Государство, безусловно, уделяет внимание вопросам воспитания. В ст. 38 Конституции РФ говорится: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства», а значит, играют важную роль в развитии и становлении российского общества. Там же читаем: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Согласно ст. 63 «Семейного кодекса РФ» «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Отметим принципиальную позицию государства в отношении родителей, касающуюся наделения их не просто правом, а обязывающую их играть главную роль в вопросах воспитательного характера, что, к сожалению, часто сейчас не соблюдается.
О приоритете родительского воспитания говорится и в законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
ч: го Ф СР
ш иэ
развития личности ребенка». При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации должны оказывать помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании, в развитии их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Что же чаще происходит на практике? К сожалению, мы можем констатировать, что на современном этапе развития российского общества между образовательными организациями и родителями существует огромная пропасть. Их действия по воспитанию подрастающего поколения часто несогласованны и противоречивы. И первые, и вторые, безусловно, хотят образовать и воспитать ребенка таким образом, чтобы он стал достойным членом общества, гражданином своей страны. Принятие «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» [5] и разработка «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1] способствовали привлечению внимания к вопросам формирования в ребенке духовно-нравственного, патриотического начала. Согласно Концепции, «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [Там же].
Современная система образования взяла на себя большую часть работы по взращиванию и воспитанию ребенка, но ведь начало воспитания начинается не за школьной партой, и даже не в дошкольном образовательном учреждении. Гармоничное развитие и осознанное воспитание начинается задолго до рождения ребенка. От того, насколько молодые родители сами развиты, духовно и нравственно обогащены, насколько они сами осознают себя членами государства и носителями национальной культуры, во многом зависит, каким станет их будущий ребенок.
К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что молодежь в первую очередь озабочена увеличением и приращением материального благосостояния. Все большую популярность набирает движение чайлд-фри (англ. скИС/гее - «свободный от детей»). Сторонники подобного образа жизни открыто заявляют о своем сознательном нежелании иметь детей, пропагандируют бездетный образ жизни и отказ от возможности иметь детей во имя личной свободы. Другая модная сегодня тенденция среди молодых людей - лояльность и во многом даже одобрение однополой любви. Эти новомодные заявления вызывают большие опасения,
-
21
поскольку сегодняшняя молодежь - это завтрашние потенциальные к родители, которые не смогут дать достойное воспитание своим детям, о а возможно, даже не смогут или не захотят реализовать важнейшую функцию семьи - функцию продолжения рода.
Русская семья всегда славилась многодетностью и вдумчивым отношением к браку и процессам воспитания и образования. Ребенок в крестьян- 2 ской семье с раннего детства был включен в трудовой процесс родителей, ^ девочки с молоком матери впитывали науку быть хозяйкой и хранительницей очага; мальчики неотступно следовали за отцом, постигая сложную, но жизненно необходимую науку быть главой семьи. Раннее трудовое воспитание, почитание старших и забота о младших - вот основные элементы, на которых строилось патриархальное российское общество.
Центром дворянского воспитания также была семья. Обладая достаточным количеством средств и возможностей для обеспечения своих детей всем необходимым для развития и роста, дворянское сословие акцент делало именно на воспитании и образовании в семье. Истинный дворянин знал, как вести себя в любой ситуации. Более того, достойно себя вести и быть примером для всех окружающих было его святой обязанностью.
В советские времена семья перестала восприниматься как главный социальный институт в вопросах воспитания. В первую очередь это связано с тем, что значительную роль в воспитании и обучении ребенка стали играть дошкольные и средние образовательные учреждения. Безусловно, нельзя недооценивать вклад школ в процесс развития грамотности в России. Но вместе с этим нужно констатировать печальный факт: вместе с обязанностью «научить» школа взяла на себя большую часть работы по воспитанию детей, отодвинув при этом родителей на второй план. Второй момент касается изменений во внутрисемейных отношениях. Усиление роли женщины в обществе и общая демократизация привели к тому, что семья из традиционной стала эгалитарной. К сожалению, сегодня семейная воспитательная «наука», или семейная научная «методика», чаще всего не выходит за пределы интуиции и самодеятельности с соответствующим низким качеством.
Современная система образования должна сделать шаг навстречу системе воспитания подрастающего поколения. Сам образовательный процесс должен опираться на аксиологический принцип формирования сознания молодежи. Это в настоящее время - насущная потребность нашей быстроменяющейся действительности.
В процессе взросления ребенок должен осваивать семейные и культурные ценности, составляющие духовную основу российского
ч: го Ф СР
ш иэ
общества. Не последнее место в этом процессе должна занять экосоци-ализация подрастающей смены, становление и развитие новых поколений в тесной связи с законами природы, с противоречивыми реалиями взаимодействия данной возрастной группы общества и окружающей природной среды. Поэтому субъектом воспитания, т.е. воспитателем в широком смысле, должны стать семья, государство, религия, самовоспитание и природа.
МГГУ им. М.А. Шолохова проводит комплексную работу по внедрению аксиологического принципа в процесс воспитания и обучения будущих специалистов. На базе университета разработана и активно применяется комплексная программа педагогического сопровождения воспитания семейных отношений на базе инновационных педагогических подходов. Началом работы можно назвать создание курса «Семьеведение», активно применяющегося в практике образования и воспитания студентов уже более двадцати лет. За это время педагогическим коллективом были выработаны основные принципы педагогического сопровождения воспитания семейных отношений. Основные среди них: гуманистическая направленность сопровождения; соответствие деятельности сопровождения идеалам, идеям, ценностям российского семейного воспитания; интеграция современных подходов воспитания в процессе сопровождения (компетентностного, личностно-ориентированного, аксиологического, системно-деятельного); комплексный подход к организации и внедрению педагогического сопровождения.
Совместно с преподавателями факультета «Экономико-технологический колледж» разрабатывается система непрерывного педагогического сопровождения в парадигме «колледж - вуз». Данная модель состоит из трех блоков: 1) формирование осознанного отношения молодежи к семейным ценностям на этапе среднего профессионального образования; 2) развитие и закрепление представлений о ценности российской семьи; 3) формирование устойчивой потребности к созданию гармоничной, любящей семьи, в основе которой лежат ключевые российские ценности.
Внедрение вышеизложенной системы предусматривает проведение ряда мероприятий. Так, например, в университете активно используется форма публичного обсуждения какой-либо проблемной ситуации, проводятся дискуссионные клубы по вопросам семейного воспитания и ценности семьи в российском обществе. Основой для такого рода дискуссий выступают как художественные произведения, так и явления современной действительности, культурной жизни страны.
Хорошей базой для проведения дискуссий стала ежегодная национальная литературная премия «Большая книга». Совместно со студентами
преподаватели предлагают для обсуждения книжные новинки. Класси- к ческая литература также представляет собой интерес для обсуждения о вопросов семейного воспитания, особенно в контексте сопоставления с современный жизненной действительностью. ^
Отдельно обсуждался вопрос о деградации семейных и общечеловече- 1 ских ценностей после посещения студентами старших курсов спектакля 2 «Идеальный муж» МХТ им. А.П. Чехова. Умение аргументировано изло- ¿= жить свою точку зрения, обосновать ее в контексте предложенной проблемы, сопоставить сатирическую художественную трактовку с реалиями российской действительности - эти пункты стали ключевыми во время обсуждении.
Интересно было обсуждение роли семьи в контексте проводимой в Москве интерактивной выставки-форума «Православная Русь. Романовы». После ее посещения был проведен круглый стол, на котором обсуждались вопросы роли семьи и личности в историческом процессе, значимость православия в формировании российской государственности. Студенты первых курсов занимаются проектной деятельностью и создают презентации на тему семьи и семейных ценностей («Российские династии», «Роль моей семьи в истории России», «Не смейте забывать!» - о родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне).
Большое внимание уделяется формированию личностно и профессионально значимых качеств во время экскурсий по культурным и историческим местам. Тематика подбирается таким образом, чтобы содержание экскурсионной программы отвечало заявленному направлению, например, «Семейные ценности Толстых», «По следам московских родов», «Неизвестные известные российские семьи» и т.д.
Традиции семейного воспитания являются частью общей культуры и должны интегрировать воспитательный опыт всего общества. Агентом воспитания с этой позиции выступает социум в целом, поэтому для реализации целостного подхода к воспитанию в рамках программы педагогического сопровождения воспитания семейных отношений важно проводить открытые мероприятия, посвященные обсуждению современного состояния семьи и родительства с привлечением общественных деятелей России, писателей, тьюторов, родителей. Принципиально важно показать современному молодому человеку значимость вопросов формирования и развития семьи, воспитания ребенка, гармоничного развития института брака в русле российской традиции для всех членов современного общества.
С научно-методической точки зрения университет занимается комплексной разработкой программы педагогического сопровождения
ч: го Ф СР
ш иэ
воспитания семейных отношений. С целью исследования структуры семейных ценностей студентов на педагогическом факультете разработан «Опросник семейных ценностей», который отражает основные представления об образе семьи, о семейных ценностях и идеалах, о способах реализации родительского потенциала современной молодежи.
Продолжается работа по внедрению программы факультативного курса «Ответственное супружество и родительство» (для студентов факультета «Экономико-технологический колледж») и, в рамках развития системы непрерывного образования, внедрение программы «Семьеведение» (для студентов педагогического факультета). Данные программы представляют собой комплексную разработку по проблеме педагогического сопровождения семейных отношений и строятся на историко-культурном, компетентностном и гуманистическом принципах воспитания молодежи.
Работа профессорско-преподавательского состава преподавателей МГГУ им М.А. Шолохова выявила основные социальные и исторические факторы трансформации института семьи: 1) общая демократизация общества, затронувшая традиционную структуру семейного устройства, в результате чего патриархальная система устройства семьи сменилась эгалитарной; 2) изменения гендерной стратификации общества, во многом обусловленные экономическими и историческими факторами предыдущего столетия; 3) деградация системы ценностей, присущих традиционной российской семье (под влиянием насаждения западной и американской культуры); 4) деструктивное влияние экономических кризисов на благосостояние российской семьи, что во многом породило спад рождаемости в постперестроечный период и проблемы демографического характера на современном этапе развития страны.
Общеизвестно, что семья оказывает огромное влияние на формирование личности, на психологические особенности человека, на развитие заложенного в ребенка потенциала. Последнее особенно актуально сегодня, поскольку сегодня наблюдается тенденция к увеличению внимания к одаренным детям со стороны государства и общественности. Семейное воспитание во многом может помочь в обнаружении и развитии одаренности подрастающего поколения, поскольку в значительной степени именно под влиянием семейного воспитания формируются аксиологические представления, развивается дух гражданственности и патриотизма, развивается творческий потенциал ребенка. Но гарантом этого должна, в первую очередь, выступать гармоничная семья, отношения в которой строятся на доверии, взаимопонимании, на ценностях, характерных для традиционной российской семьи.
Библиографический список
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2014.
2. Клемантович И.П., Грекова О.С., Маторина Е.Ю. Формирование профессиональной культуры социального педагога в условиях вузовской подготовки // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 65-72.
3. Клемантович И.П., Фарниева М.Г. Использование педагогических инновационных технологий в социальной работе с детьми и их родителями // Воспитание школьников. 2012. № 7. С. 52-55.
4. Клемантович И.П. Социальный педагог: Основные направления формирования профессиональной культуры: Методические рекомендации. М., 2000.
5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг. М., 2013.