ческой культуры и спорта: материалы VII научно-практической конференции в рамках Международного форума «Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта». Омск, 2016. С. 129-135.
10 Приказ Минспорта России от 18 февраля 2015 г. № 144 «Об утверждении Порядка награждения граждан Российской Федерации знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 36 (утратил силу).
11 См.: Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне (ГТО)"» (в ред. от 30 декабря 2015 г.).
12 См.: Письмо Минспорта России от 12 мая 2014 г. № ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» (в ред. от 27 октября 2014 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
13 См.: Сотрудники, сдавшие ГТО, получат дополнительные дни к отпуску. URL: Ы^р://военный-пенсионер.рф/statbi/90453-smi-sotrudniki-sdavshie-gto-poluchat-dopolnitelnie-dni-k-otpusku.html (дата обращения: 02.05.2016).
14 См.: Сапунков АА. Правовые нормы, регулирующие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») в качестве новеллы законодательства о спорте // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. Омск, 2015. Т. 3. С. 178-186; Сапунков A.A., Каштанов Н.Н., Розина М.А. Теоретические основы правового регулирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») // Правовая реформа в России: материалы Всероссийской ежегодной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2015. Т. 1. С. 32-35.
15 Сапунков А.А. Разграничение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта // Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта: материалы V научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума «Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта». Омск, 2014. С. 246-250.
16 См.: Самсонов И.И., Сапунков A.A., Лазуткин В.В. Организационно-правовые аспекты деятельности спортивных школ. Омск, 2015; Сапунков A.A., Самсонов И.И., Баянкин О.В. Организационно-правовое регулирование всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): учебно-методическое пособие. Барнаул, 2015.
В.В. Семенова К ВОПРОСУ
О ВНЕШНИХ ФУНКЦИЯХ ГОСУДАРСТВА
В статье рассматривается вопрос о функции охраны национальных интересов как самостоятельной международной функции современного государства, ее содержание. Анализируется понятие «национальный интерес» как основной объект внешнеполитической (международной) деятельности государства.
Ключевые слова: государство, функции государства, национальные интересы, государственные интересы.
V.V. Semenova
TO THE QUESTION OF EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE
The article is devoted to the question of protection of national interests as an independent international functions of the modern state, the characteristic of its content. Examines the concept of "national interest" as the main obj ect of the foreign (international) activities of the state. Keywords: state, functions of the state, national interests, state's interests.
Каждому конкретному этапу существования любого государства присуща объективно сложившаяся система функций. Однако ни государство само по себе по себе, ни, тем более, система реализуемых им функций не отличаются статичностью и постоянством.
© Семенова Виктория Викторовна, 2017
Аспирант кафедры теории и истории права и государства (Волгоградский институт управления (филиал) 26 ФГБОУ ВО РАНХиГС); e-mail: [email protected]
Изменения реальной государственно-правовой действительности с необходимостью влекут изменения и в научных представлениях о функциях государства, их системе и классификации: ведь общеизвестно, что «диалектика вещей должна находить свое отражение и в диалектике понятий».
В настоящей статье хотелось бы привлечь внимание к характеристике функции охраны национальных интересов как одной из международных функций современного государства.
Несмотря на дискуссионность проблемы классификации государственных функций в целом, в отечественной литературе они традиционно разделились на внутренние и внешние1. Критерий разграничения здесь, на первый взгляд, весьма простой — в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутриполитической или внешнеполитической — осуществляется та или иная функция2. Например, среди внешних (внешнеполитических) функций социалистического государства называли оборону страны от опасности внешнего нападения, борьбу за мир и мирное сосуществование, укрепление дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой системы социализма3.
На современном этапе характер международных отношений кардинально меняется: справедливо подмечено, что глобализация, углубляя и расширяя происходящие в различных уголках мира экономические процессы, способствует дальнейшему развитию интеграции практически во всех сферах общественной жизни4. Это ведет к активизации международного сотрудничества как в традиционных сферах, так и в решении новых проблем, решение которых только внутригосударственными средствами просто невозможно: борьба с международной киберпреступностью, терроризмом и пр. е
п
Все это вызывает необходимость в появлении новых внешних государствен- и ных функций, таких как интеграция в мировую экономику, внешнеэкономи- а ческое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций, о
в
поддержка мирового правопорядка, сотрудничество с другими государствами § в решении глобальных проблем современности5. з
Однако традиционное видение внешних и внутренних функций кардинально Р меняется в зависимости от ответа на вопрос: что понимается под государством? е
Если проанализировать существующие подходы к пониманию государства, то °
§
можно прийти к заключению, что авторы склонны трактовать государство либо р
в «широком», либо в «узком» смыслах. Ч
«В первом случае государство определяют как специфическую организацию о
общества, как особого рода коллективность, коллегиальность, общность, ото- К
ждествляют его с обществом, страной, а также нередко с нацией, народом, эт- м
носом»6. Примерами подобного понимания могут служить такие определения I
государства, как «единство общества и власти или общества и соответствующего ¡§
со
государственного устройства», «союз членов социальных групп, основанный на 1 общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верхов- 22 ной властью», «публичным образом организованный народ» и т.п.7 Несмотря с на существенные различия, большинство подобных определений объединяет видение государства «как способа территориально-политического обустройства общества, средства наведения и поддержания в нем порядка»8.
Государство в «узком» смысле — это состоящая из органов управления и принуждения организация особой суверенной власти, которая существует за счет общества и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе 27
определенного порядка9. В этом значении государство — уже не организация всего общества, а «организация, находящаяся в обществе, призванная его охранять и обслуживать. Эта централизованная система лиц, наделенных властными полномочиями, выступает как обособленная от других общественных групп сила, владеющая монополией принуждения и правом принятия общеобязательных решений»10.
Если государство понимать в широком смысле, то деление функций на внутренние и внешние видится, как и прежде, достаточно простым: внутренние функции государства — это те, которые осуществляются внутриполитическими средствами, в рамках государственной территории; внешние функции — это те, которые реализуются при взаимодействии государства и мирового сообщества. Однако если рассматривать государство в узком смысле, т.е. как элемент общества, или как некую обособленную подсистему, являющуюся частью более обширной системы — общества в целом, то внутренние и внешние функции будут определяться иным образом.
В таком аспекте к внутренним функциям государства будут относиться те, которые направлены на организацию и совершенствование самой системы, носящей наименование «государство»: правовое и организационное регулирование эффективного функционирования государственных органов, обеспечение их взаимодействия, адаптация их структуры к меняющимся реалиям общественной жизни и т.д.
Что же касается внешних функций, то такими функциями будут считаться те, которые осуществляет государство по отношению к обществу, частью й которого является само государство. К внешним государственным функциям ? можно причислить экономическую, политическую, социальную и т.п. функции. з Основным содержанием их является управленческая деятельность государства в | определенной сфере общественной жизни. Иначе говоря, «...цель государства есть
1 всеобщий интерес как таковой, а в нем — сохранение особенных интересов.»11. | Возникает справедливый вопрос: как идентифицировать функции государ-
го
| ства, которые оно реализует на международной арене?
§ Думается, что методологически правильным было бы именовать такие функ-
| ции международными функциями. И хотя «вопросы терминологии на первый
и
2 взгляд могут показаться пустяком, мелочью в правовом поле российского госу-° дарства, при внимательном рассмотрении этот «пустяк» превращается, образно « говоря, в «заклепку» на сверхзвуковом лайнере, без которой не миновать беды»12. | Международные функции государства обладают специфическими свойства-
0 ми, позволяющими четко отделять их от функций, осуществляемых государ-
1 ством внутри страны.
° Поскольку на международной арене действуют независимые государства, фор-
го
мально — юридически равные в своем суверенитете, то очевидно, что государство 1 не может руководить и управлять международной жизнью также свободно, как | и внутригосударственной; международные государственные функции приобретают явно выраженный представительский характер13.
Государственное представительство — это не просто юридическое представительство, понимаемое как совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу соответствующего полномочия; государственное представительство на международной арене — это, прежде всего,
28
политическое представительство, в основе которого лежит принцип делеги-
рования населением страны права государству отстаивать свои национальные интересы в общении с международном сообществом.
Национальные интересы — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития, проявляющие себя во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, духовной и т.д.14
Представление национальных интересов становится не просто одной из основных международных функций государства, а некой генеральной функцией15 среди иных функций, которые осуществляет государство на международной арене, поскольку, по справедливому замечанию В.Ф. Фетюкова, основное содержание самого понятия «функции государства» составляют сфера обеспечения благосостояния общества, группа наиболее важных интересов общества, удовлетворение и защита которых — первая и самая главная обязанность государства»16.
Охрана национальных интересов как основная функция современного государства включает в себя несколько подфункций:
1. Официальная артикуляция национальных интересов на международной арене — обозначение круга, объема, содержания национальных интересов, программы по их реализации и охране. «В случае, если власть не способна выдвинуть и сформулировать или же не стремится реализовать цель, она становится фиктивной»17.
2. Международное агрегирование национальных интересов — согласование программы охраны национальных интересов с иными членами международного сообщества. По сути это создание необходимых условий по реализации национальных интересов в геополитическом международном пространстве.
3. Защита национальных интересов предполагает осуществление государственной политики по обеспечению национальных интересов от возможных и наличных нарушений, а также восстановление нарушенного состояния.
С учетом вышесказанного считаем, что охрана национальных интересов представляет собой ярко выраженную международную функцию государства, которая в отличие от иных функций осуществляется преимущественно при взаимодействии с международным сообществом.
1 В отечественной литературе такое разграничение функций «прижилось» после замечания И.В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б): «Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) расширять территорию своего, господствующего класса за счет территории других государств или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств». Подробнее об этом см.: URL: http://petroleks.ru/ stalin/14-27.php (дата обращения: 17.03.2016).
2 См.: Туманов С.Н. Внутренние и внешние функции государства: необходимость уточнения классификации и диалектика взаимосвязи // Современное право. 2012. № 5. С. 38-43.
3 См., например: Щетинин Б.В. К вопросу об основных функциях народно-демократических государств в современных условиях // Советское государство и право. 1959. № 9.
4 См.: Фесенко К.П. Выгоды и проблемы международного разделения труда // Экономические науки. 2013. 26 мая.
5 См.: Морозова Л.А. Понятие и содержание функций государства // Государство и право. 1993. № 6. С. 98-108.
6 Гомеров И.Н. Государство и политическая власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 50; Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. М., 2009. С. 11; Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: учебное пособие. Иркутск, 2004. Ч. 1. С. 46-51.
7 Подробнее об этом см.: Мамут Л.С. Государство как публичным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3. С. 88; Поздняков ЭА. Философия государства и права. Тихомиров Л.А Монархическая государственность (переиздание). СПб., 1992. С. 31.
8 Посконина О.В. Интерпретация понятия «Государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртсткого ун-та. 2011. № 2. С. 75-81.
9 См.: Пьянов НА. Указ. раб. С. 51.
10 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 128.
11 Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем.; ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. М., 1990. С. 294.
12 Ежов А.Н. Экономико-правовые проблемы законодательства об образовании Российской Федерации // Вестник Международного «института управления». 1999. № 1-4. С. 49.
13 Подробнее об этом см.: Кузнецов И.А. Охрана прав и свобод как функция гражданского общества // Научный вестник ВФ РАНХиГС. Волгоград, 2016. № 1. С. 9-14.
14 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 дек.
15 Понятие «генеральная функция» государства было введено в научный оборот Л.И. Спиридоновым. См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебник. М., 1995. С. 47-48.
16 См.: Фетюков Ф.В. Анализ сущности и содержания понятия «функции государства» // История государства и права. 2014. № 22. С. 37-41.
17 Грачев Н.И. Политика и экономика в онтологии современного государства // Правовое обеспечение инновационных технологий в управлении и правосудии: материалы Международной научно-практической конференции (Волгоград, 10 декабря 2015 г.). Волгоград, 2015. С. 8.