Научная статья на тему 'Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как правовой институт для современной России'

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как правовой институт для современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GTO COMPLEX / HEALTH PROMOTION / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Сапунков Андрей Анатольевич

В статье рассматривается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как инновационный институт в российском праве и законодательстве, способствующий эффективному решению социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX “READY FOR LABOR AND DEFENSE” AS A LEGAL INSTITUTION IN MODERN RUSSIA

In this article authors consider Russian complex “Ready to labour and defence” as an innovative institution in Russian justice and legislation, promoting effective solution of meaningful social and economic aims which the Russian Federation has.

Текст научной работы на тему «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как правовой институт для современной России»

6 См.: Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного Суда РФ, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства в 2014 г. (подготовлен Секретариатом Конституционного Суда РФ в соответствии с п. 2 §67 Регламента Конституционного Суда РФ). URL: www. base.consultant.ru (дата обращения: 18.12.2015).

7 Павлушкин А.В., Глазкова М.Е., Черепанова Е.В. Судебная практика в механизме правового мониторинга // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 60.

8 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона „О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 18 нояб.

9 Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2003 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Л. Верещака, В.М. Гладкова, И.В. Голышева и К.П. Данилова» // Российская газета. 2003. 15 марта.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона „О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона „О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2015. 27 июля.

11 Российская газета. 2015. 7 дек.

12 См.: Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. 2006. № 9. С. 11-17.

13 См.: Черепанова Е.В. Обеспечение планирования правового мониторинга // Журнал российского права. 2013. № 4. С 64.

И.И. Самсонов, А.А. Сапунков

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматривается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как инновационный институт в российском праве и законодательстве, способствующий эффективному решению социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией.

Ключевые слова: комплекс ГТО, укрепление здоровья, физическая культура, спорт, правовое регулирование.

© Самсонов Иван Иванович, 2017

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания (Алтайская государственная педагогическая академия); e-mail: [email protected]

© Сапунков Андрей Анатольевич, 2017

Старший преподаватель кафедры административного права (Омская юридическая академия), аспирант кафедры теории и истории государства и права (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского); e-mail: [email protected] 21

I.I. Samsonov, A.A. Sapunkov

THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" AS A LEGAL INSTITUTION IN MODERN RUSSIA

In this article authors consider Russian complex "Ready to labour and defence" as an innovative institution in Russian justice and legislation, promoting effective solution of meaningful social and economic aims which the Russian Federation has.

Keywords: GTO complex, health promotion, physical culture, sports, legal regulation.

Физическая культура и спорт (далее — ФКиС) — одна из отраслей социально-экономической сферы, где успехи граждан Российской Федерации способствуют общему экономическому прогрессу страны, поскольку направлены на совершенствование личности. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебной деятельности, на производстве, в быту и общении, способствуя решению социально-экономических задач. Эффективное решение проблемы укрепления здоровья населения, увеличение числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой (достижение оптимального недельного объема двигательной активности до 6-8 ч), развития массового и «профессионального» (в т.ч. спорта высших достижений) спорта невозможно без создания работающей законодательной и нормативно-правовой базы1.

В Указе Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском 3 физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне"»2, положившем ~ начало возрождению комплекса ГТО, сформулированы цели проводимых меро-~ приятий:

§ развитие человеческого потенциала;

| укрепление здоровья населения.

| Из текста ст. 31.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О

£ физической культуре и спорте в РФ» (в ред. от 1 мая 2016 г.)3 можно вывести | следующие основные принципы организации проведения комплекса ГТО:

т

| государственный контроль и организационный ресурс;

s добровольность;

| учет особенностей для определенных групп населения (инвалиды, лица под-

| лежащие призыву);

| мониторинг состояния здоровья населения через организацию статистиче-

° ского учета;

1 контроль над реализацией мероприятий со стороны высшего руководства

| страны (Правительства и Президента лично).

<3 Ввиду того, что реализация комплекса ГТО состоит из целого ряда меро-

| приятий: разработка нормативов, обучение и (или) повышение квалификации I «преподавательского» состава, оснащение мест проведения ГТО, то его введение должно быть запланировано в три этапа: I — 2016 г. — введение комплекса в школах; II — 2017 г. — в среде студенческой и рабочей молодежи; III — 2018 г. — охват всего населения страны.

При подготовке к внедрению комплекса ГТО был проведен внушительный объем работ, в т.ч. разработка комплекса для 11 возрастных групп (ступеней) с 22 учетом физической подготовленности граждан, возраста населения страны, а

также перечня рекомендуемых и обязательных видов физкультурных упражнений. В состав комплекса ГТО вошли как обязательные испытания, так и испытания по выбору (в т.ч. спортивные дисциплины). Координирует работу всех заинтересованных ведомств Министерство спорта РФ.

Проработан вопрос об организации центров тестирования4. В каждом субъекте РФ, муниципальном образовании могут быть созданы центры организации и проведения тестирования граждан как в специально созданных, так и в действующих организациях, основной вид деятельности — область ФКиС. Кроме этого, центры тестирования создаются для лиц, подлежащих призыву на военную службу, обучающихся и гражданского персонала в подведомственных Минобороны РФ образовательных организациях, в закрытых военных городках и режимных объектах. Независимо от подчиненности центра тестирования решение о его создании оформляется учредителем правовым актом соответствующего содержания, копия которого направляется в Минспорт России.

Система ГТО служит мощным стимулом для развития спорта. Ее социально-экономическая значимость проявляется в вовлечении людей различных возрастных и социальных групп, физической подготовленности и состоянии здоровья. Особенно это касается детей и молодежи, представителям которых успешная сдача норм ГТО на золотой знак предоставляет ряд льгот, в частности, при поступлении в организации высшего образования за индивидуальные достижения, в т.ч. при наличии высокого спортивного достижения (чемпиона, призера Олимпийских игр, чемпиона мира или Европы и т.д., аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании и награжденных золотой или серебряной медалью, диплома о среднем профессиональ-

го

ном образовании с отличием; осуществлении волонтерской (добровольческой) н деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной дея- С тельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний а прошло не более 4-х лет) до 10 баллов суммарно (за все индивидуальные дости- § жения)5, а студентам, обучающимся на различных направлениях подготовки I. (специальностях), имеющим золотой знак, может выплачиваться повышенная у

а

академическая стипендия6. с

т

Однако существует ряд дискуссионных вопросов, а именно при приеме на н обучение по направлениям подготовки в области ФКиС факт сдачи норм ГТО на I золотой знак не предоставляет льгот абитуриенту. В данном случае учитывается | наличие спортивного звания (разряда), принадлежность к сборным командам е различного уровня и т.д., что представляется не вполне оправданным. §

I

Во-первых, на педагогические специальности образования (44.00.00): на- а правление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль — фи- м зическая культура (академический или прикладной бакалавриат) и 44.03.05 и «Педагогическое образование» с двумя профилями — физическая культура и | безопасность жизнедеятельности (академический бакалавриат), результаты сда- 6 чи норм ГТО могут учитываться, хотя данные профили направлений подготовки 22 непосредственно связаны с деятельностью в области ФКиС и далее в профессио- 5 нальной деятельности диплом может приравниваться (ранее приравнивался7) к физкультурному образованию, но с определенными ограничениями.

Во-вторых, в рамках укрупненной группы специальностей образования 49.00.00 «Физическая культура и спорт» происходит подготовка кадров в области ФКиС по направлениям 49.03.01 «Физическая культура» профиль подготовки «Спортивный менеджмент», «Физкультурно-оздоровительные технологии»8, 23

49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в здоровье», 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», где значимость будущей профессиональной деятельности зачастую непосредственно не связана со спортивными достижениями в виде спортивных званий (разрядов), членства в сборной команде и т.д., но требования к уровню состояния здоровья вполне обоснованы. Следовательно, отказ от учета факта сдачи норм ГТО по направлениям подготовки в области ФКиС, является безосновательным. Наоборот, обязательный учет личных достижений по комплексу ГТО должен дополняться обязательным учетом личных достижений в области спорта (спортивный разряд, звание) или сфера действия данного критерия не должна ограничиваться профессиональным образованием в области ФКиС, а должна распространяться на смежные направления подготовки по педагогическим направлениям подготовки в области ФКиС (44.00.00.).

Сомнение вызывает искусственное разделение достижений в сфере ГТО и достижений в сфере спорта. Как во времена СССР, так и в современной России, гражданам, выполнившим комплекс ГТО, присваивались спортивные разряды (звания)9, но правоприменитель (Минспорт России) упразднил ранее принятый приказ, исключив функцию о присвоении спортивных разрядов из комплекса ГТО10. В настоящее время спортивные разряды могут быть выполнены только по спортивным дисциплинам, входящим в комплекс ГТО, с учетом норм и (или) требований ЕВСК (п. 17)11.

Кроме образовательных льгот, для всех работников организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодатель й вправе определять различные виды стимулирующих выплат для лиц, успешно ? сдавших нормы ГТО. Например, для работников, организаций, осуществляю-Л щих спортивную подготовку, предусмотрены стимулирующие выплаты за вы-| сокие результаты работы по вовлечению населения в подготовку к выполнению I нормативов ГТО12. Также для представителей бизнес-сообщества может быть

1 предложено поощрять работников, успешно сдавших ГТО, предоставлением

го

| дополнительных дней к отпуску13.

§ Трудоправовые льготы не исчерпываются стимулирующими выплатами. Для

| подготовки работников и членов их семей к сдаче нормативов комплекса ГТО

2 работодатель совместно с выборным органом первичной профсоюзной организа-° ции в соответствии с коллективным договором может предоставить в бесплатное « пользование принадлежащие либо арендуемые спортивные и оздоровительные & центры, сооружения, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной | работы (абз. 3 ст. 377 ТК РФ).

1 Важным достоинством системы ГТО является ее общедоступность. Для вы° полнения упражнений не нужно специально оборудованных мест и новейших

го

3 тренажеров. Достаточно будет небольшого спортивного зала или спортивной 1 площадки для подготовки к сдаче нормативов. Принцип добровольности под-I разумевает самоорганизацию населения на этапе подготовки, сдачи нормативов

ГТО и не требует значительных затрат со стороны государства.

Установка комплекса ГТО на развитие человеческого потенциала подразумевает не только обеспечение определенного объема двигательной активности, направленного на укрепление здоровья, но и социальную адаптацию участников, формирование социально полезных жизненных ориентиров14. Право на жизнь 24 реализуется через оптимальный режим двигательной активности — ФКиС15.

Важной чертой современного комплекса ГТО является не прикладной утилитарный характер (формирование мобилизационного резерва для армии, выявление спортивных талантов, не тренирующихся в спортивных школах, поддержание работоспособности трудящегося населения и прочее), а комплексное формирование принципиально иного качества жизни, основанной на выработке социально приветствуемого стиля поведения.

Таким образом, новый правовой регулятор, опираясь на положительную историческую традицию, формирует новое правовое явление с более масштабными социально-экономическими целями и механизмами реализации16. Ретроспективный анализ развития законодательства о спорте показывает, что «возрождение комплекса ГТО» носит не случайный ситуативный характер, а вызвано объективно сложившимися проблемами правоприменения. При создании Закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в него был заложен целый ряд правовых механизмов, преследующих схожие цели с современным комплексом ГТО (нормы о формировании студенческих и школьных спортивных лиг, положения о спортивной паспорте и т.д.). Однако реализация предложенных форм оказалась крайне неэффективной — лиги в стране до сих пор недостаточно развиты и не стали ведущей формой организации спорта в детско-юношеской и молодежной среде, а спортивный паспорт был отменен, так и не получив применения в силу организационно-экономических проблем в реализации данного проекта. Фактически существовало «белое пятно в правовом регулировании», социальные нормы требовали реализации, а законодательство РФ не работало.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем некоторые выводы:

1. В сложившихся правовых реалиях к 2014 г. «возрождение комплекса ГТО» стало объективно необходимой мерой по формированию нового правового института, заполняющего должным образом не урегулированную правом, но социально значимую и востребованную сферу физкультурно-спортивной деятельности.

2. Необходима дальнейшая проработка системы социально-экономических стимулов для граждан (детей, молодежи, взрослого населения, пенсионеров) с целью дальнейшей популяризации занятий ФКиС среди населения и их подготовке к сдаче норм ГТО.

1 Понарина Н.Н. Современный человек перед проблемами глобализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 4. С. 29-35.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 13, ст. 1452.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242; 2016. № 18, ст. 2507.

4 См.: Приказ Минспорта России от 1 декабря 2014 г. № 954/1 «Об утверждении Порядка создания Центров тестирования по выполнению видов испытаний (текстов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта и Положения о них». URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 27.02.2015).

5 См.: Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в ред. от 30 марта 2016 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2015).

6 См.: Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне (ГТО)"» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 25, ст. 3309; 2016. № 2, ч. I, ст. 382.

7 См.: Постановление Госкомспорта СССР от 20 мая 1991 г. № 6/4а-13 «О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений и организаций физической культуры и спорта» (утратило силу).

8 См.: Перечень вступительных испытаний по направлениям бакалавриата. URL: http://www.sibsport.ru/ images/cppit/PK_2016/18_01/normat_doc/Perechen_vstupiteln_ispytany.pdf (дата обращения: 02.05.2016).

9 См.: Самсонов И.И., Сапунков А.А. Правовое регулирование всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне" (ГТО)» в праве, образовании и спортивной подготовке // Право и образование. 2015. № 9. С. 97-102; Их же. Об индикаторах эффективности развития физической культуры и спорта и порядке присвоения спортивных разрядов // Роль местного самоуправления в развитии физи-

ческой культуры и спорта: материалы VII научно-практической конференции в рамках Международного форума «Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта». Омск, 2016. С. 129-135.

10 Приказ Минспорта России от 18 февраля 2015 г. № 144 «Об утверждении Порядка награждения граждан Российской Федерации знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 36 (утратил силу).

11 См.: Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне (ГТО)"» (в ред. от 30 декабря 2015 г.).

12 См.: Письмо Минспорта России от 12 мая 2014 г. № ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» (в ред. от 27 октября 2014 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

13 См.: Сотрудники, сдавшие ГТО, получат дополнительные дни к отпуску. URL: Ы^р://военный-пенсионер.рф/statbi/90453-smi-sotrudniki-sdavshie-gto-poluchat-dopolnitelnie-dni-k-otpusku.html (дата обращения: 02.05.2016).

14 См.: Сапунков АА. Правовые нормы, регулирующие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») в качестве новеллы законодательства о спорте // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. Омск, 2015. Т. 3. С. 178-186; Сапунков A.A., Каштанов Н.Н., Розина М.А. Теоретические основы правового регулирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») // Правовая реформа в России: материалы Всероссийской ежегодной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2015. Т. 1. С. 32-35.

15 Сапунков А.А. Разграничение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта // Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта: материалы V научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума «Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта». Омск, 2014. С. 246-250.

16 См.: Самсонов И.И., Сапунков A.A., Лазуткин В.В. Организационно-правовые аспекты деятельности спортивных школ. Омск, 2015; Сапунков A.A., Самсонов И.И., Баянкин О.В. Организационно-правовое регулирование всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): учебно-методическое пособие. Барнаул, 2015.

В.В. Семенова К ВОПРОСУ

О ВНЕШНИХ ФУНКЦИЯХ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается вопрос о функции охраны национальных интересов как самостоятельной международной функции современного государства, ее содержание. Анализируется понятие «национальный интерес» как основной объект внешнеполитической (международной) деятельности государства.

Ключевые слова: государство, функции государства, национальные интересы, государственные интересы.

V.V. Semenova

TO THE QUESTION OF EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE

The article is devoted to the question of protection of national interests as an independent international functions of the modern state, the characteristic of its content. Examines the concept of "national interest" as the main obj ect of the foreign (international) activities of the state. Keywords: state, functions of the state, national interests, state's interests.

Каждому конкретному этапу существования любого государства присуща объективно сложившаяся система функций. Однако ни государство само по себе по себе, ни, тем более, система реализуемых им функций не отличаются статичностью и постоянством.

© Семенова Виктория Викторовна, 2017

Аспирант кафедры теории и истории права и государства (Волгоградский институт управления (филиал) 26 ФГБОУ ВО РАНХиГС); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.