Научная статья на тему 'К вопросу о внедрении управленческих инноваций в системе «Таможня - бизнес»'

К вопросу о внедрении управленческих инноваций в системе «Таможня - бизнес» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СФЕРА / ОКОЛОТАМОЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЬЮТЕРНО-ПРОГРАММНЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИИ / РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стафеева Наталья Петровна

В настоящее время таможенные органы как фискальный и правоохранительный блок государства сталкиваются с проблемой несовершенства и неактуальности сложившейся организационной схемы работы, которая характеризуется повышенными рисками. Таможенная сфера рассматривается в контексте обеспечения внешнеэкономической безопасности, а компьютерно-программный сектор системы «таможня-бизнес» в качестве платформы для внедрения инноваций. Проблемное поле логистики анализируется в разрезе функционирования таможенной и околотаможенной сферы, при этом выделяются три класса риска. На основе анализа результатов форм таможенного контроля выделяются основные характеризующие признаки риска высокого уровня. Приводятся направления развития рынка логистических услуг, а также основные направления внедрения новейших технологий система управления рисками (СУР) и система таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стафеева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внедрении управленческих инноваций в системе «Таможня - бизнес»»

УДК 334:339.5

Стафеева Н. П.

К вопросу о внедрении управленческих инноваций в системе «таможня - бизнес»

В настоящее время таможенные органы как фискальный и правоохранительный блок государства сталкиваются с проблемой несовершенства и неактуальности сложившейся организационной схемы работы, которая характеризуется повышенными рисками. Таможенная сфера рассматривается в контексте обеспечения внешнеэкономической безопасности, а компьютерно-программный сектор системы «таможня-бизнес» - в качестве платформы для внедрения инноваций. Проблемное поле логистики анализируется в разрезе функционирования таможенной и околотаможенной сферы, при этом выделяются три класса риска. На основе анализа результатов форм таможенного контроля выделяются основные характеризующие признаки риска высокого уровня. Приводятся направления развития рынка логистических услуг, а также основные направления внедрения новейших технологий - система управления рисками (СУР) и система таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенная сфера, околотаможенное пространство, компьютерно-программный сектор, инновации, риск, управление рисками, внешнеэкономическая безопасность, информация.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 82.13.31 Отраслевое управление.

ВАК: 08.00.05

© Стафеева Н. П., 2017

Stafeeva N. P.

The computer and software sector of the "customs-business" system as a platform for innovation

At present, the customs authorities, such as a fiscal and law enforcement bloc of the state, face the problem of imperfection and irrelevance of the existing organizational scheme of work, which is characterized by increased risks. In the article, the customs sphere is considered in the context of ensuring foreign economic security, and the computer and software sector of the "customs-business" system as a platform for the introduction of innovations. The problematic field of logistics is analyzed in terms of the functioning of the customs and near-customs spheres, with three classes of risk. Based on the analysis of the results of forms of customs control, the main characterizing signs of high-level risk are identified. The directions of the development of the logistics services market, as well as the main directions of the introduction of the newest technologies, are the risk management system (RMS) and the customs control system.

Key words: customs, near-customs space, computer-software sector, innovation, risk, risk management, foreign economic security, information.

JEL classifications: Н 19

Инновационный потенциал Российской Федерации наряду с наличием технологических цепочек и товарным дизайном эксперты Всемирного экономического форума считают сравнительно сильными сторонами российских предприятий; к сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты относят также высокий уровень научно-исследовательских институтов, качество инженеров, конструкторов и ученых [3, с. 651].

© Stafeeva N. P., 2017

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №1 (Вып. 5). С. 56

Наиболее интенсивная инновационная деятельность, как правило, осуществляется на высокотехнологичных предприятиях (ВТ-предприятиях), что способствует расширению старых и созданию новых рынков сбыта, наиболее эффективному использованию ресурсов. Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), внедряемые на ВТ-предприятиях, способствуют развитию других отраслей и всей экономики, но инновационная деятельность осуществляется не только на ВТ-предприятиях, сферой разработки и внедрения инноваций может стать любое предприятие, включая и непроизводственную сферу.

Полноправным и потенциально значимым участником инновационной деятельности является таможенная сфера и околотаможенное пространство, а компьютерно-программный сектор системы «таможня-бизнес» может по праву рассматриваться в качестве перспективной и успешной платформы для внедрения инноваций [4].

К сожалению, таможенная сфера России является коррупционно-емкой. Так, по данным Федеральной таможенной службы за 2015 г. по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 403 уголовных дела, что на 32 % больше, чем в 2014 г.; по преступлениям коррупционной направленности из них возбуждено 195 уголовных дел. Наиболее распространенными видами преступлений являются: получение взятки - 67 уголовных дел (на 72 % больше, чем в 2014 г.); дача взятки - 55 уголовных дел; мошенничество, присвоение или растрата - 40 уголовных дел (в два с половиной раза больше дел, чем в 2014 г.) [2].

Необходимо отметить также положительную динамику осужденных по основным составам преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» за период 2012-2015 гг. по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» (табл. 1).

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №1 (Вып. 5). С. 57

Динамика числа осужденных по основным составам преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ (2012-2015 гг.)

Виды преступлений Период, г.

2012 2013 2014 2015 (первое полугодие)

Незаконное предпринимательство 207 123 165 80

Производство, приобретение, хранение, сбыт немаркированных товаров в крупных размерах 69 74 69 31

Незаконное использование товарного знака 95 114 152 75

Уклонение от уплаты таможенных платежей 12 26 85 33

Налоговые преступления 519 449 452 219

Источник: [1, с. 19-21].

Функционирование таможенной сферы РФ, включая компьютерно-программный сектор системы «таможня-бизнес» как платформу для внедрения инноваций, необходимо рассматривать в контексте обеспечения внешнеэкономической безопасности.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной постановлением Правительства РФ № 330 от 15 апреля 2014 г. [6], предлагается набор целевых показателей и их плановых значений, в числе которых динамика пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ, позволяющая создать высокотехнологичную, транспарентную и высокоэффективную систему таможенного администрирования (табл. 2).

Целевые показатели программы и ожидаемые результаты реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»

Целевые показатели Планируемые значения

Темпы роста экспорта несырьевых товаров Совершенствование экспортной специализации

Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров Перелом тенденции к снижению доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров

Темпы роста числа организаций -экспортёров товаров Увеличение в полтора раза числа организаций, занимающихся экспортом

Позиция РФ в рейтинге Всемирного банка (Doing business) по показателю «Международная торговля» Вхождение в первую двадцатку

Динамика пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ Создание высокотехнологичной, транспо-рентной и высокоэффективной системы таможенного администрирования

В настоящее время таможенные органы, как фискальный и правоохранительный блок государства, сталкиваются с проблемой несовершенства и неактуальности сложившейся организационной схемы работы, которая характеризуется повышенными рисками [7].

Анализируя современное положение Российской Федерации на международной арене в рамках программы Doing business 2016, группа Всемирного банка поставила нашу страну по направлению «Международная торговля» на 170-е место из 189 в рейтинге среди других стран (по данным за 2015 г. - место в рейтинге 169) [10].

Такое положение отвечает результатам исследования по ряду индикаторов, в том числе:

• время на экспорт: пограничный и таможенный контроль (ч);

• стоимость экспорта (пограничный и таможенный контроль, долл. США);

• время на экспорт (оформление документов, ч);

• стоимость экспорта (оформление документов, долл. США);

• время на импорт (пограничный и таможенный контроль, ч);

• стоимость импорта (пограничный и таможенный контроль, долл. США);

• время на импорт (оформление документов, ч);

• стоимость импорта (оформление документов, долл. США).

Инновационные проекты, реализуемые в любой сфере деятельности, являются источниками возникновения особых рисков, а процесс управления рисками требует соответственно применения специальных методов. В данном контексте необходимо отметить, что многие исследователи, говоря о рисках инновационных проектов, рассматривают зачастую инвестиционные риски. Так, например, А.М. Кушнир, предлагает общую классификацию инвестиционных рисков инновационных проектов по таким классификационным признакам, как их масштаб, время принятия рискового решения и т. д. [5, с. 66].

Рассматривая проблемное поле логистики в разрезе функционирования таможенной и околотаможенной сфер, можно выделить три группы (класса) рисков: экзогенные, «завязанные» на транс-портно-логистическом кластере; эндогенные, базирующиеся на внутренних аспектах таможенной сферы; узкопрофильные, связанные с выявлением рисковых поставок (рисунок).

Рисунок. Классификация рисков функционирования таможенной и околотаможенной сферы

Для современной системы управления рисками (СУР), внедренной в деятельность таможенной службы России, актуальна только третья группа риска, т. е. вся работа системы управления рисками направлена исключительно на выявление рисковых поставок, которые могут нанести экономический ущерб государству. Это риски на поставки, подпадающие под неблагоприятные шумовые индикаторы, выделенные по результатам анализа товаропотока. В основном критерии выставляются на следующие данные: «перевозчик», «страна отправления», «код товара», «стоимость».

Процесс управления рисками в таможенной среде, являющейся одним из звеньев интегрированной логистической платформы, выявляет коридор «шума», представляющий узкое направление по выявлению поставок, содержащих предметы правонарушений, преступлений, санкционную категорию товаров.

Анализируя результаты фактических форм таможенного контроля, осуществленных за I квартал 2016 г. на таможенном посту МАПП «Торфяновка» (Выборгский район Ленинградской области),

можно выделить основные характеризующие признаки риска высокого уровня [7]:

• перевозчики, которые многократно являлись нарушителями таможенного законодательства;

• категории товара, относящегося к дорогостоящей и конкурирующей на внутреннем рынке группе (товары для спорта; товары для детей; запасные части; медицинские товары; одежда и обувь);

• страна отправления / происхождения (в основном, оффшорные зоны и страны Балтии).

На современном уровне развития логистики при поставках рисковой категории товаров участники внешнеэкономической деятельности получают синергетический эффект за счет сокрытия части товаров, путем игры с разницей между весом «нетто» и «брутто», пересортировки товаров в сборных грузах, занижения цены единицы товара, что приводит к организации серых схем, наносящих экономический ущерб при ожесточенном предложении и избыточном спросе, порождающих ценовой демпинг.

Подобные факторы отдаляют развитие интегрированных цепочек поставок, предполагающих: для товаров с низкой добавочной стоимостью - эффективные по ценовому фактору услуги, наличие долгосрочных стратегий дополнения активов; для товаров с высокой добавочной стоимостью - гибкость предоставляемых услуг, прозрачность и информативность, чувствительность на изменение спроса, надежность.

Все вышеперечисленное обусловливает и развитие рынка логистических услуг, который характеризуется:

• внедрением новых технологий (1Т-комплекс, роботизация, новые формы торговли, цифровые технологии);

• ростом конкурентоспособности на основе новых логистических решений, изменения форм и географии доставки;

• сокращением сроков комплектования заказа и доставки;

• фокусом на обеспечение надежности и сохранности; предложение интегрированного продукта/сервиса;

• спросом на новые услуги;

• осуществлением мелкого ремонта для ускорения логистики возврата.

В данном контексте ключевой проблемой становится управление рисками при недостатке информированности и профессиональной компетенции, что влечет за собой отсутствие системы управления внутренними рисками, возникающими в коридоре «прибытие на таможенную территорию - выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой» [8].

В перспективе основными негативными и угрожающими факторами могут быть: сокращение вероятности создания единого безграничного рынка и демпингование цен (для многих компаний речь идет уже не о сохранении контроля над определенным рынком, а о возможности сохранения присутствия в отдельных сегментах мирового рынка своей товарной позиции), монополизация, «наводнение» рынка дешевой некачественной продукцией-аналогом.

В связи с этим негативным факторам воздействия подвергнутся и фундаментальные инновационные решения в таможенной сфере, а именно: развитие института «таможня-бизнес», основные направления деятельности которого предусматривают активизацию мировой торговли, обнаружение поставок «высокого риска» и базируются на шести стандартах (партнерство, коммуникация, безопасность, уполномачивание, облегчение, технология).

По нашему мнению, основными направлениями внедрения новейших технологий на перспективу должны стать СУР и система таможенного контроля (по направлению разработки более совершенных средств таможенного контроля).

Поскольку таможенный контроль базируется на механизме СУР, нами предлагается приоритетное рассмотрение возможности совершенствования именно этой сферы [4]. На этапе оптимизации работы таможенного компонента полагаем внедрить дополнительно три этапа в функционирование СУР: оценку риска и расстановку приоритетов, приготовление / профиль и нацеливание, а также расширить имеющиеся - идентификация риска, анализ риска, покрытие / лечение, оценка результатов / обратная связь.

Идентификация риска предполагает не только сбор и обработку информации, но и расширяет первый этап до границ распознания образов, образования аналогий, обобщения и классификации (например, установление перечня товаров высокого риска).

После получения необходимых данных предполагается:

• выполнить анализ риска, направленный на выявление условий и факторов, влияющих на риск;

• определить операции, при осуществлении которых существует вероятность нарушения таможенного законодательства;

• выявить объект анализа, критериев и параметров риска;

• установить индикаторы и оценку величины ущерба.

Анализ предполагает большое поле для разброса данных, поэтому третьим этапом предлагается расставить приоритеты для выбранных направлений и тем самым сузить выбор цели. Для этого необходимо разработать набор критериев, которые позволяют отнести поставку к категории рисковой поставки.

Совмещение информации о товарах высокого риска и установленных критериев позволит расставить приоритет (высокий, средний, низкий) и подготовить профиль риска, который впоследствии будет нацелен на аналогичные, либо схожие цепочки поставок.

Последние этапы применения и оценки результатов предлагается базировать на системе менеджмента качества. Система менеджмента качества содержит стандарты, т. е. документы, устанавливающие требования, спецификации, руководящие принципы или характеристики, в соответствии с которыми могут использоваться материалы, продукты, процессы и услуги, которые подходят для этих целей.

Усложнение СУР за счет увеличения числа этапов и расширения некоторых из них, внедрение системы менеджмента качества, базирующейся на стандартах ISO, требует разработки компьютерно-программных средств, позволяющих полностью автоматизировать весь процесс, что поможет не только облегчить работу таможенного компонента, но и сократит вероятность проявления коррупционной составляющей.

Таким образом, разработка и реализация инновационных проектов в области управления рисками позволит не только укрепить таможенные рычаги управления, но и обеспечить национальную безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности (т.е. внешнеэкономическую безопасность) и конкурентоспособность внутреннему рынку страны, а значит - повысить успешность России в мировой экономической системе.

Список литературы

1. Золотарева А. Б., Киреева А. В. Экономические правонарушения: некоторые проблемы ответственности. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 106 с.

2. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2015 год. - Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - URL: http://www.customs.ru

3. Кудров В.М. Экономика России в мировом контексте. - СПб.: Алетейя; М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 736 с.

4. Куклина Е.А., Стафеева Н.П. К вопросу управления рисками инновационного проекта (на примере таможенной сферы) // Управленческое консультирование. - № 9(93). - 2016. - С. 106-113.

5. Кушнир А.М. Управление рисками инновационных проектов: системный подход // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. - 2012. - № 1. - С. 65-71.

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». - Электронный ресурс. - URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

7. Стафеева Н.П. Модель инновационного исследования по управлению рисками в условиях развития таможенной сферы // Управленческое консультирование. - № 8. - 2016. - С. 156-163.

8. Стафеева Н.П. К проблеме совершенствования таможенных операций в Российской Федерации / Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VI международной научно-практической конференции: сб. ст. / под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Н.М. Космачева. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 122-125.

9. Doing business / Оценка бизнес-регулирования. [Электронный ресурс]. -URL: http://russian.doingbusiness.org/

References

1. Zolotareva A.B., Kireeva A.V. Jekonomicheskie pravonarushenija: nekotorye problemy otvetstvennosti. Moscow: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS Publ., 2016, 106 р.

2. Informacionnye materialy o rezul'tatah raboty podrazdelenij po protivodejstviju korrupcii tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii za 2015 god. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby. URL: http://www.customs.ru

3. Kudrov V.M. Jekonomika Rossii v mirovom kontekste. St. Petersburg: Aletej-ja Publ.; Moscow: GU VshJe Publ., 2007, 736 р.

4. Kuklina E.A., Stafeeva N.P. K voprosu upravlenija riskami innovacionnogo proekta (na primere tamozhennoj sfery). Upravlencheskoe konsul'tirovanie, № 9(93), 2016, рр. 106-113.

5. Kushnir A.M. Upravlenie riskami innovacionnyh proektov: sistemnyj podhod. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Ju. Vitte. Serija 1. Jekonomika i upravlenie, 2012, № 1, рр. 65-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 330 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti». URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

7. Stafeeva N.P. Model' innovacionnogo issledovanija po upravleniju riskami v uslovijah razvitija tamozhennoj sfery. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2016, № 8, рр. 156-163.

8. Stafeeva N.P. K probleme sovershenstvovanija tamozhennyh operacij v Rossijskoj Federacii. Problemy i puti social'no-jekonomicheskogo razvitija: gorod, region, strana, mir: VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: sb. st. St. Petersburg: LGU im. A.S.Pushkina Publ., 2016, рр. 122-125.

9. Doing business / Ocenka biznes-regulirovanija. - URL: http://russian.doingbusiness.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.