Федоров А.Г., Ухи на Т.В. г-ртргэглм
Направления совершенствования таможенного ил\/ии| \\Л
администрирования в условиях интеграции \|/\/пид п
Российской Федерации в Евразийский экономический союз /1\.У1 П/Л^ I
УДК 339.543
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10314
ФЕДОРОВ Александр Григорьевич
Калужский государственный университет им. Н.Э. Циолковского (Калуга, РФ); кандидат юридических наук, доцент; e-mail: fedorov.reg40@gmail.com УХИНА Татьяна Викторовна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
кандидат экономических наук, доцент; e-mail: 3332221@mail.ru
Направления совершенствования таможенного администрирования в условиях интеграции Российской Федерации в Евразийский экономический союз
В статье рассматривается современное состояние и перспективы таможенного администрирования в условиях развития новых таможенных технологий. Актуальность научного осмысления института таможенного администрирования и практической реализации современных таможенных технологий, обусловлена необходимостью совершенствования механизмов внешнеэкономической политики государства в условиях сложившихся взаимоотношений с ведущими зарубежными экономиками. В этих целях предпочтительно обозначить основные тренды и провести анализ промежуточных результатов доступа российских предпринимателей на зарубежные рынки, поддержки российских производителей в целом. При определении динамики развития таможенного сотрудничества стран ЕАЭС необходим более глубокий научный анализ как сформированных, так и только начавших формироваться тенденций в таможенном деле. Детализация на научной основе цифровых транспортных коридоров и внедрение технологии «Единого окна» будут способствовать формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС. Создание на основе современных цифровых технологий «Цифровой таможни», позволит совершать через Интернет электронные транзакции, а совершенствование технологий «автовывоза» и «авторегистрации» позволит решить проблему интегрированного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Внедрение системы маркировки товаров дадут возможность использовать полученную информацию при формировании логистических цепочек в таможенном администрировании и околотаможенной сфере, что позволит принимать эффективные управленческие решения по транспортировке, складированию и хранению товаров и транспортных средств. Обозначенные технологии таможенного администрирования призваны совершенствовать интеграционные процессы государств-участников ЕАЭС в единое экономическое пространство и развивать их таможенное сотрудничество.
Ключевые слова:
таможенное администрирование, внешнеэкономическая политика, электронное декларирование, автоматическая регистрация деклараций, автоматический выпуск товаров
Принятие в начале 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) позволило ученым и практикам получить более юридически точный нормативный акт, минимизирующий различное толкование норм. При этом ТК ЕАЭС позволяет в рамках существующих правовых границ эффективно совершенствовать таможенное администрирование и учитывать развитие новых таможенных технологий. В его основе лежит опыт формирования рядовых мировых практик в области таможенного администрирования.
Реализуя положения Таможенного кодекса ЕАЭС, необходимо вводить и в последующем совершенствовать новые инструменты таможенного администрирования, направленные на совершенствование инструментария электронного декларирования. В первую очередь это связано с оптимизацией процесса подачи установленного пакета документов при таможенном декларировании и технологиями автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров. Далее, более активно необходимо использовать такие инструменты таможенного администрирование как механизмы «единого окна», предварительного информирования о прибытии товаров в виде электронного документа и оптимизации внедрения и функционирования института Уполномоченного экономического оператора. В результате это позволит на практике сократить сроков выпуска до установленного норматива в четыре часа. «Мировые державы, которые 10-15 лет назад сделали ставку на автоматизацию бизнес-процессов и внедрение механизма «единого окна» в сфере внешнеэкономической деятельности, сейчас добились значительного роста товарооборота и занимают лидирующие позиции в рейтингах, связанных с международной торговлей» [6].
Цель предлагаемого исследования
1URL: government.ru/roadmaps/114/about/
2О Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р. URL: consultant.ru (дата обращения 30.04.2019).
направлена на формирование предложений по результатам анализа современного этапа разработки дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» («Таможня»)1 и определение основных направлений дальнейшего развития таможенного администрирования в Российской Федерации как государства-участника ЕАЭС.
На современном этапе необходимо дальнейшее поступательное развитие достигнутых показателей реализации Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года и «дорожных карт национальной предпринимательской инициативы «Совершенствование таможенного администрирования»2;
При сформированном стратегическом направлении внешнеэкономической политики государства в условиях сложившихся взаимоотношений с ведущими зарубежными экономиками необходимо определение основных трендов и проведение анализа промежуточных итогов реализации доступа на рынки зарубежных стран и поддержки экспорта3.
Начало уже положено, но необходимо более активное формирование на местах Центров электронного декларирования (ЦЭД)и переноса в них всего объема декларирования. «Декларирование в электронной форме -это первый и один из важнейших этапов использования информационных технологий в таможенной сфере. Следующий этап - автоматизация таких таможенных операций как регистрация деклараций и их выпуск» [7].
В сложившихся условиях санкционной нагрузки на бизнес-сообщество необходимо снижение административной нагрузки на него, в первую очередь, посредством категорирова-ния участников ВЭД. В этих целях целесообразно детализировать критерии оценки эффективности всего процесса и сформировать систему его реализации.
3 О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» (с изм. и доп.): распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р. URL: base.garant.ru/70197020/#ixzz4PJUvHFWX (дата обращения 30.04.2019).
Федоров А.Г., Ухина Т.В.
Направления совершенствования таможенного
администрирования в условиях интеграции
Российской Федерации в Евразийский экономический союз
Внесением существенных изменений в Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»4, запущен процесс реформирования профильного таможенного законодательства России как участника ЕАЭС. При этом, с учетом замены утративших силу положений Федерального закона «О таможенном регулировании», необходимо продолжить ревизовать весь нормативный блок, как смежных отраслей права, так и на уровне подзаконных правовых актов, регулирующих не только таможенные правоотношения, но и связанные с внешнеэкономической деятельностью участников ВЭД в целом.
При определении динамики развития таможенного сотрудничества стран ЕАЭС необходим более глубокий научный анализ как сформированных, так и только начавших формироваться тенденций в таможенном деле ЕАЭС.
Так, развивая в приоритетном порядке современные электронные технологии, необходимо реализовывать задачи по формированию единого таможенного пространства ЕАЭС5. В этих целях необходимо совершенствовать механизмы цифровой прослеживае-мости движения товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, на научной платформе провести детализацию цифровых транспортных коридоров. «В частности, были представлены новая версия 3.8.0 модели данных ВТамО (WCO DataModel), новое бизнес-руководство по модели данных ВТамО, интерактивная карта «единого окна» (Single Window Interactive Map, SWIM) и база данных по реформам и проектам в области мониторинга и модернизации ВТамО (WCO Reformand Modernization - Monitoring Activi-tiesandProjects, RAM-MAP), которая позволит
4URL: pravo.gov.ru
5Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от
28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL:
странам-членам ВТамО делиться своей практикой внедрения технологии «Единого окна»6.
«Создание цифровых транспортных коридоров способствует формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС. Это один из кирпичиков в цифровой трансформации экономики, который необходим для реализации транзитного потенциала Союза. В существующих условиях функционирования транспортного комплекса одной из значительных проблем является наличие непроизводственных простоев, обусловленных контрольно-надзорными мероприятиями. Так, при перевозке плодоовощной продукции по маршруту Ереван -Москва простои для проведения контрольно-надзорных процедур как на автомобильных пунктах пропуска при пересечении государственных границ, так и на маршрутах движения увеличивают продолжительность сроков доставки груза от 13% до 110%, а в среднем на 60% (порядка 20 остановок в процессе перевозки). При внедрении на транспортном коридоре процессов цифровизации деятельности контрольно-надзорных органов и технологий информационного обмена данными документов, а также результатов проверки и визуального досмотра время проверок на каждом автомобильном пункте проверки может быть сокращено до 15 минут. А остановки на маршруте для промежуточных проверок будут производиться только в исключительных случаях при наличии аргументов, полученных путём автоматического анализа сопоставимости данных документов, а также результатов дистанционного мониторинга и видеофиксации нарушений (не более двух остановок в процессе перевозки). При этом общая продолжительность простоев транспортных средств для проведения контрольно-надзорных процедур на маршруте составит не более одного часа,
pravo.gov.ru28.11.2018 (дата обращения 2.05.2019). 6 Information Management SubCommittee Augments Digital Customs Agenda. URL: wcoomd.org/en/media/news-room/2018/nove (дата обращения: 16.05.2019).
увеличивая сроки доставки груза не более, чем на 2%, и больше не будет оказывать существенного влияния на длительность рейса и увеличение себестоимости транспортных услуг. Ожидается, что благодаря созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС снизится транспортная составляющая в цене конечной продукции с нынешних 20% до 12-15%. Время перевозки по железнодорожной дороге по маршруту КНР - ЕАЭС - ЕС могло бы сократиться на 11 часов. Система транспортных коридоров ЕАЭС может включать три уровня: наднациональный, уровень национальных сегментов и уровень технологических систем. При этом в составе платформенных решений экосистемы могут быть сервисные и функциональные платформы»7.
В условиях сложившейся практики внешнеэкономической деятельности участников ВЭД довольно перспективным видится такое направление как «Цифровая таможня», созданная на основе современных цифровых технологий, позволяющих совершать через Интернет электронные транзакции. «По оценкам экспертов, для большинства развитых стран цифровая доля валового внутреннего продукта может вырасти примерно на три процентных пункта в период между 2015 и 2020 годами. Объем цифровой экономики США оценивают примерно в 6 трлн долл., или около трети ВВП страны»8. При этом комитет по управлению информацией ВТамО (1МБС) считает, что «тесная интеграция между таможенными службами и заинтересованными сторонами в цепочке поставок должна стать одной из ключевых целей цифровой таможни в дополнение к разработке концепции интеллектуальной границы посредством внедрения электронных услуг и использования новых
информационных технологий» [1]. «По оценкам экспертов, цифровая экономика вносит вклад в ВВП ведущих стран G-20 до 8%, стимулируя рост и создавая рабочие места»9.
Необходима апробация на практике технологии автовывоза и авторегистрации, с обязательной систематизацией товаров, для которых не применяется автоматический выпуск. В совершенствовании технологий автовывоза и авторегистрации заинтересованы как таможенные органы, так и участники ВЭД. На сегодня еще «не решена проблема интегрированного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Особенно актуальной данная проблема становится при ввозе и вывозе товаров морским транспортом — из-за высокой конкуренции с портами других стран и внушительной доли внешнеторгового товарооборота (более 50% по физическому объему). Информация о судне и грузах от судовладельцев в портах представляется в различные органы и службы в разных форматах (в том числе на бумажных носителях); в соответствии с требованиями разных контрольных служб грузы неоднократно подвергаются проверке. Длительные сроки их оформления, сложность процедур, большое количество предоставляемых документов и информации увеличивают издержки бизнеса и приводят к росту цен» [2, С.5].
Заинтересованность таможенных структур в полной автоматизации процессов совершения таможенных операций заключается в возможности осуществления более эффективного контроля рисковых поставок при меньшем количестве задействованных специалистов, а участникам ВЭД автоматическое совершение таможенных операций позволит сократить как время выпуска товаров, так и сроки
7Концепция экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС прошла первое обсуждение. URL: eurasiancom-mission.org/ru/nae/news/Pages/20-12-2018-2.aspx (дата обращения 2.05.2019 г.).
8 Особенности рынка и запрос на регулирование. Анали-
тические материалы к рабочим мероприятиям международного форума «Развитие парламентаризма» (4-
5.06.2018). Accenture Strategy (2016) Digital disruption: The growth multiplier. URL: duma.gov.ru/media/files/lxi-FIGEAUa3MlXv2K7aN7M8QNR0sLNYW.pdf (дата обращения 3.05.2019).
9 Oxford Dictionary. URL: en.oxforddictionaries.com/defini-tion/digital_economy (дата обращения: 18.05.2019).
Федоров А.Г., Ухина Т.В.
Направления совершенствования таможенного
администрирования в условиях интеграции
Российской Федерации в Евразийский экономический союз
регистрации таможенных документов без непосредственного взаимоотношения с должностными лицами таможенного поста. При этом, в условиях увеличения товарооборота, осуществление эффективного контроля рисковых поставок за счет внедрения новых технологий позволит значительно снизить нагрузку на таможенные органы и более рационально использовать имеющиеся трудовые ресурсы в условиях наблюдающихся тенденций оптимизации штатной численности таможенных постов10. «По критерию, оценивающему тамо-женно-пограничные формальности, заняла 141 место (в 2014-м была на 137 строчке. В рейтинге Всемирного банка Doing Business на 2018 год по направлению «Международная торговля» Россия — на 100 месте из 190 стран»11.
п <м> WW
В современной российской практике принципы внедрения технологий автоматического совершения таможенных операций формируются с учетом мирового опыта по трем основным направлениям:
- внедрение обозначенных технологий возможно только в условиях комплексного формирования информационных систем всех уполномоченных органов государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью;
- идентификация участников процесса посредством введения электронной подписи;
- поэтапность внедрения безопасных для государства технологий.
В силу того, что каждое государство заинтересовано поддерживать своих производителей товаров и, как следствие, развивать свою производственную базу, технологии автоматического совершения таможенных операций в большинстве государств развиваются в первую очередь в отношении экспорта товаров. Это, частности, отмечено в Итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году: «В странах
10 Connecting to Compete 2016. Trade Logistics in the Global Economy. URL: wb-lpi-media.s3.amazonaws. com/LPI_Re-port_2016.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
11 Рейтинг Doing Business. URL: russian.doingbusi-
ness.org/data (дата обращения: 22.05.2019).
Евразийского экономического союза в настоящее время автоматическая регистрация и автоматический выпуск применяются, кроме Российской Федерации, в Республике Беларусь и, с прошлого года, в Республике Казахстан»12.
Одним из перспективных направлений совершенствования внешнеэкономических отношений становится институт маркировки товаров. В первую очередь, это позволяет вывести из тени сделки на рынке меховых изделий. «По итогам 2017 года на рынках Республики Беларусь и Российской Федерации в оборот было введено порядка 5,1 млн. изделий из натурального меха, что существенно превышает официальные статистические данные о емкости рынка. Например, по официальным данным Росстата и ФТС России, за 2015 год было произведено и ввезено в Россию 376 тыс. изделий. На сегодня пилотный проект реализуется в Республике Беларусь (с 20 марта 2016 года), Республике Казахстан (с 27 ноября 2017 года) и Российской Федерации (с 1 апреля 2016 года). Республика Армения и Кыргызская Республика планируют к нему подключиться» [3]. На сегодня введения системы маркировки позволяет прослеживать устойчивую динамику роста поступления таможенных платежей за операции на рынке меховых изделий. «Так, с августа 2016 года по ноябрь 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-2016 годов задекларированный суммарный импорт меховых изделий в Беларусь и Россию вырос на 72,4% с 184,6 млн долл. США до 318,3 млн долл. США. В том числе импорт в Республику Беларусь увеличился в 3,9 раза, в Россию - на 70,2%. Поступления таможенных пошлин для Республики Беларусь увеличились на 86% (+108 тыс. долл. США), для Российской Федерации - на 70% (+7,1 млн. долл. США). Если на начало реализации проекта по легализации участников оборота меховых изделий в
12URL: customs.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения 6.05.2019).
системе маркировки в Беларуси и России было зарегистрировано 1,6 тыс. субъектов, по итогам 2017 года их численность составила более 10,2 тыс. участников. По данным ФНС России, около 24% зарегистрированных субъектов ранее в целом не отчитывались в налоговые органы» [3].
Существенным инструментом повышения эффективности контроля за движением товаров, пересекающих таможенную границу Российской Федерации как участника ЕАЭС будет внедрение системы маркировки товаров. В настоящее время на экспериментальном уровне она проводится в нескольких отраслях народного хозяйства. Запуск механизма внедрения системы маркировки товаров будет способствовать снижению административной нагрузки на участников ВЭД посредством минимизации, а в перспективе, и исключению их непосредственных контактов с сотрудниками таможенных органов, что в результате позволит оптимизировать расходы на содержание самих контролирующих органов. Последующее совершенствование механизмов предоставления информации о прошедшем маркировку товаре, позволит применять ее производные как в предпринимательской сфере, так и в системе государственного и муниципального управления. В том числе, полученную информацию можно использовать при формировании логистических цепочек в таможенном администрировании и околотаможенной сфере, при принятии обоснованных и наиболее эффективных управленческих решений по транспортировке, складированию и хранению товаров и транспортных средств. «Согласно распоряжению правительства РФ, утвержден перечень 10 товарных групп, которые с 2019 года подлежат обязательной маркировке. Это - табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки, а также пять групп изделий легкой промышленности. Срок для введения маркировки
13В ФТС заявили, что маркировка необходима как механизм физического контроля товаров. ТАСС. Центр развития перспективных технологий. URL: crpt.ru/v-fts-
табачной продукции -1 марта 2019 года, для обуви - 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров - 1 декабря 2019 года. С 1 января 2020 года начинается маркировка лекарств»13. Получаемые результаты позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время применение системы маркировки товаров целесообразно формировать так, чтобы была возможность применять уже апробированные на практике наиболее простые и доступные средства идентификации, такие, например, как используемые ранее в предпринимательском обороте штрих-коды.
При этом необходимо отметить, что не все ученые и практики считают, что внедрение системы маркировки товаров будет способствовать повышению эффективности контроля за движением товаров, пересекающих таможенную границу ЕАЭС. Так, например, группа ученых РАНХиГС считает, что недостаточно эффективен практикуемый подход контроля сведений о товарах, собранных в одну товарную партию. По ее мнению, «такой подход не обеспечивает прослеживаемость информации после выпуска, когда партия «расщепляется» на отдельные товары. Однако вместо изменения технологий контроля (в том числе с использованием опыта таможенных служб других стран) в России пытаются внедрять механизмы идентификации каждой единицы товара путем маркирования без учета транспортной, промышленной или торговой маркировки, что дополнительно усложняет таможенные процедуры» [4, С. 109]. В данной ситуации необходим мониторинг используемых инструментов таможенного администрирования, который позволит найти оптимальное решение имеющейся проблемы.
Перспективным направлением таможенного администрирования видится системное применение процедуры отложенного определения таможенной стоимости товара. Необходимо системно подойти к разработке новых
2а]ау1И-сИ1:о-тагк1гоука-пеоЬИоШта-как-теИат2т-
fizicheskogo-kontrolja-tovarov/ (дата обращения
8.05.2019).
Федоров А.Г., Ухина Т.В.
Направления совершенствования таможенного
администрирования в условиях интеграции
Российской Федерации в Евразийский экономический союз
механизмов взаимодействия таможенных органов с бизнес-сообществом, в том числе по формированию действенных методов воздействия на участников ВЭД при их отказе предоставлять подтверждающие документы при автоматическом выпуске товаров. С июля 2018 года Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) утвержден новый порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров. Теперь у участников внешнеэкономической деятельности появилась возможность получить отсрочку по определению точной таможенной стоимости товаров на пятнадцать месяцев, в случае, когда таможенная стоимость товаров на момент таможенного декларирования по объективным причинам не может быть установлена. Это позволит отсрочить определение точной таможенной стоимости таких товаров как объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки, авторские права, и пр., если при их декларировании нет возможности определить конкретную долю дохода, получаемую от последующей реализации товара участника ВЭД. В таком случае, при декларировании товара участник ВЭД, руководствуясь прогнозируемыми данными определяет только предварительную таможенную стоимость, а далее, за последующие пятнадцать месяцев, корректирует таможенную декларацию, устанавливая действительную таможенную стоимость. В этом случае участники ВЭД при декларировании товаров будут устанавливать таможенную стоимость товара исходя из стоимости сделки. Им не надо будет применять другие методы оценки товаров, что позволит им снизить излишние финансовые затраты на подтверждение реальной стоимости товара
и если точная величина таможенной стоимости будет превышать предварительную, появится возможность доплаты таможенных платежей без взимания пеней. При этом необходима «разработка новых методик таможенного и налогового контроля для сближения методов контроля (в том числе взаимное использование подходов к контролю таможенной стоимости и к контролю за трансфертным ценообразованием) [5, С. 64].
Видится актуальной разработка технологий и механизмов, позволяющих оптимизировать таможенную деятельность участников ВЭД. Эта задача будет реализована только в том случае, если будет окончательно решен вопрос унификации национального таможенного законодательства в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Видится актуальным научное осмысление с последующей апробацией таких проблемных зон, как классификация и маркировка объектов таможенного контроля в условиях удаленного выпуска. «Перемещение экономической активности в цифровое пространство предопределяет необходимость перехода контролирующих органов также в цифровую плоскость деятельности» [8]. При этом, необходимо системное осмысление и научный прогноз перспектив внешнеэкономической деятельности в условиях введения против Российской Федерации санкций государствами-участниками Европейского союза и США, в том числе, по транзиту санкцион-ных товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза. В этих целях необходим мониторинг официального мнения государств-участников ЕАЭС.
Список источников:
1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н. Борякин А.В. и др. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т.2. №4(8). С.17-24.
2. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю. Синельников-Мурылев С.Г., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: что делать? М.: Центр стратегических разработок, 2018. 41 с.
3. Тынникова Н., Кофнер Ю. Перспективы таможенного сотрудничества в ЕАЭС. Евразийские исследования. URL: http://eurasian-studies.org/archives/11593 (дата обращения: 7.05.2019).
4. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю. Синельников-Мурылев С.Г., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. 2018. Т.13. №3. С. 106-131. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-05.
5. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю. Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры. М.: Издат. дом «Дело» РАН-ХиГС, 2019. С. 97.
6. Секербаева Д.К., Мозер С.В. Перспективы развития национального механизма «Единого окна» в государствах - членах Евразийского экономического союза на современном этапе // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. №3. С. 16.
7. Павлова Я.В. Информационные технологии в таможенном деле // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т.3. №2(10). С. 57.
8. Кожанков А.Ю., Бабенко К.И., Боброва О.Г. Цифровая таможня - современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты // Мат. 15-й Меж-дунар. конф. «Государственное управление в XXI веке». М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. С. 92-96.
Alexander G. FEDOROVa, a Kaluga State University K. E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia);
Tatyana V. UKHINA b PhD in Law, Associate Professor; e-mail: fedorov.reg40@gmail.com
b Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);
PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: 3332221 @mail.ru
DIRECTIONS OF IMPROVING THE CUSTOMS ADMINISTRATION IN INTEGRATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
The article discusses the current state and prospects of customs administration in the context of the development of new customs technologies. The relevance of the scientific understanding of the institution of customs administration and the practical implementation of modern customs technologies is caused by the need to improve the mechanisms of foreign economic policy of the state in the context of existing relationships with leading foreign economies. For these purposes, it is preferable to identify the main trends and analyze the intermediate results of Russian entrepreneurs' access to foreign markets, support for Russian producers as a whole. In determining the development dynamics of customs cooperation of the EAEU countries, a deeper scientific analysis is needed of both the customs trends that have been formed and are just beginning to take shape. The detalization on a scientific basis of digital transport corridors and the introduction of the Single Window technology will contribute to the formation of a common market for transport services and a single transport area of the EAEU. The creation of digital customs on the basis of digital technologies will allow electronic transactions to be made via the Internet, while the improvement of auto-pickup and auto-registration technologies will allow solving the problem of integrated control at checkpoints across the state border. The introduction of a product labeling system will make it possible to use the information obtained in the formation of logistics chains in customs administration and the customs area, which will make effective management decisions on the transportation, warehousing and storage of goods and vehicles. The technologies of
Keywords:
customs administration, foreign economic policy, electronic declaration, automatic registration of declarations, automatic release of goods
Федоров А.Г., Ухи на Т.В. г-ртргэглм
Направления совершенствования таможенного UA\/UUI \\Л
администрирования в условиях интеграции \ia/DU /\ П
Российской Федерации в Евразийский экономический союз /1\У1 П/AJ I
customs administration are designed to improve the integration processes of the EAEU member states into a single economic space and develop their customs cooperation.
References
1. Afonin, P. N., Afonin, D. N., Boryakin, A. V., & oth. (2018). Deyatelnost tamozhennyh organov v usloviyah cifrovoj ekonomiki [The activities of customs authorities in a digital economy]. BIT [Bulletin of innovative technologies], 2 (4), 17-24. (In Russ.).
2. Balandina, G. V., Ponomarev, Yu. Yu. Sinelnikov-Murylev, S. G., & Tochin, A. V. (2018). Tamozhen-noe administrirovanie v Rossii: chto delat? [Customs administration in Russia: What to do?]. Moscow: Center for Strategic Research. (In Russ.).
3. Tynnikova, N., & Kofner, Y. Perspektivy tamozhennogo sotrudnichestva v EAES. [Prospects for customs cooperation in the EAEU]. Evrazijskie issledovaniya [Eurasian studies]. URL: http://eurasian-studies.org/archives/11593 (Assessed on: May 7, 2019). (In Russ.).
4. Balandina, G. V., Ponomarev, Yu. Yu. Sinelnikov-Murylev, S. G., & Tochin, A. V. (2018). Tamozhen-noe administrirovanie v Rossii: napravleniya sovershenstvovaniya [Customs Administration in Russia: Directions for Improvement]. Ekonomicheskaya politika [Economic Policy], 13(3), 109. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-05. (In Russ.).
5. Balandina, G. V., Ponomarev, Yu. Yu., & Sinelnikov-Murylev, S. G. (2019). Tamozhennoe administrirovanie v Rossii: kakimi dolzhny byt sovremennye procedury [Customs Administration in Russia: What Should Modern Procedures Be?]. Moscow: Delo Publishing House, RANEPA. (In Russ.).
6. Sekerbaeva, D. K., & Moser, S. V. (2017). Perspektivy razvitiya nacionalnogo mehanizma «Edinogo okna» v gosudarstvah - chlenah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza na sovremennom etape [Development prospects of the national "Single Window" mechanism in the member states of the Eurasian Economic Union at the present stage]. Akademicheskij vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii [Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian Customs], 3(2). (In Russ.).
7. Pavlova, I. V. (2019). Informacionnye tehnologii v tamozhennom dele [Information technologies in customs business]. Bulletin of innovative technologies [Bulletin of innovative technologies], 3(2), 57. (In Russ.).
8. Kozhankov, A. Yu., Babenko, K. I., & Bobrova, O. G. (2018). Cifrovaya tamozhnya - sovremennyj mezhdunarodnyj trend. Sushnostnye harakteristiki i prognoziruemye effekty [Digital customs is a modern international trend. Essential characteristics and projected effects]: Proceedings of the 15th International Conference "Public Administration in the XXI Century. Moscow: KDU, University Book, 92-96. (In Russ.).
Федоров А.Г., Ухина Т.В. Направления совершенствования таможенного администрирования в условиях интеграции Российской Федерации в Евразийский экономический союз // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 175-183. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10314.
Fedorov, A. G, & Ukhina, T. V. (2019). Directions of improving the customs administration in integration of the Russian Federation in the Eurasian Economic Union. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(3), 175-183. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10314. (In Russ).