Автор: Болаев Араша Валериевич, аспирант Калмыцкого государственного университета
Author: Arasha Valerievich Bolaev, postgraduate student of the Kalmyk State University
Название статьи: К вопросу о влиянии прямых иностранных инвестиций на модернизацию экономики страны в контексте ликвидации технологической отсталости и перехода на инновационный путь развития
Аннотация: В статье изучаются основные особенности влияния ПИИ на модернизацию экономики страны в контексте ликвидации технологической отсталости и перехода на инновационный путь развития на примере России и Китая, выявляются основные факторы и механизмы положительного влияния ПИИ на ликвидацию технологической отсталости экономики страны-реципиента ПИИ и увеличения ее инновационной составляющей.
Title: On the Issue of the Influence of Foreign Direct Investment on the Modernization of the National Economy in Terms of Liquidation of Lag in Technology and Transition to the Innovative Type of Development.
Abstract: The article considers basic features of the influence of FDI on the modernization of national economy in terms of liquidation of lag in technology and transition to the innovative type of development using as examples Russia and China and shows basic factors and mechanisms ofpositive influence of FDI on the liquidation of lag in technology of the national economy-recipient of FDI and increasing of its innovative component.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, ПИИ, модернизация экономики страны, ликвидация технологического отставания, переход на инновационный тип развития, Россия, РФ, Китай, КНР Key words: Foreign Direct Investment, FDI, Modernization of the National Economy, Liquidation of Lag in Technology, Transition to the Innovative Type of Development, Russia, RF, China, PRC
К вопросу о влиянии прямых иностранных инвестиций на модернизацию экономики страны в контексте ликвидации технологической отсталости и перехода на инновационный путь развития.
Одной из важнейших проблем современной экономической науки является изучение возможности модернизации экономик развивающихся стран и стран с так называемой переходной экономикой в контексте ликвидации технологической отсталости экономики страны от экономик стран развитых и перехода экономики страны на инновационный тип развития, соответствующий развитию национальных хозяйств ведущих стран мира. В свою очередь, одним из значительнейших факторов успешной модернизации экономики страны может стать привлечение прямых иностранных инвестиций. Наличие успешных примеров стран, активно привлекающих ПИИ для проведения модернизации национальной экономики, в частности Китайской Народной Республики, позволяет говорить о необходимости изучения зарубежного опыта в указанном направлении с целью последующего использования в процессе модернизации отечественной экономики, что делает тему данной статьи весьма актуальной для изучения.
Целью данного исследования является выявление механизмов и особенностей влияния притока ПИИ на модернизацию экономики страны, прежде всего на примере Российской Федерации как яркого представителя стран с переходной экономикой, и Китайской Народной Республики как развивающегося государства, активно проводящего политику привлечения ПИИ и во многом благодаря этому добившегося значительных успехов в модернизации национальной экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть основные проблемы технологического отставания от ведущих стран мира в российской и китайской экономиках, изучить процесс
привлечения в РФ и КНР прямых иностранных инвестиций, проанализировать влияние ПИИ на модернизацию экономик России и Китая.
В научной экономической литературе нет достаточно четкого определения современного понятия модернизации экономики страны.[1, С. 11] К примеру, модернизацию экономики можно определять как обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.[2, С. 73-74] Отметим, что в рамках настоящего исследования нами не преследуется задача изучения какой бы то ни было возможной современной модернизации экономик ведущих промышленных стран - нами принимается, что указанные экономики как раз и являются некими «эталонами», к которым должны стремиться в процессе модернизации экономики остальные страны мира. Таким образом, с целью конкретизации объекта исследования в рамках данной работы было принято следующее определение модернизации экономики страны: «модернизация экономики страны - это процесс достижения прогрессивных сдвигов в экономике страны, ее изменение соответственно требованиям современности путем внедрения различных усовершенствований». За требования современности для экономики страны нами будет принято ее соответствие экономикам ведущих промышленно развитых стран мира, а именно такому критерию как высокий уровень экономического развития.[3, С. 344]
Соответственно, в настоящей работе достижения прогрессивных сдвигов в экономике страны мы будем рассматривать в контексте изучения результатов процессов, направленных на достижение страной высокого уровня экономического развития, выражающемся в обладании современными технологиями, способности их создавать и применять. В то же время необходимо отметить, что существуют различные подходы к определению модернизации национальной экономики 20-го и 21-го столетий, в том числе разделение указанного процесса на два основных типа -модернизацию органичную - в странах Западной Европы и
«переселенческого капитализма», и неорганичную - «догоняющую» или «заимствованную» в других странах и регионах мира.[4, С. 61]
Относительно стратегии развития экономики КНР с момента ее создания (1949 г.) по настоящее время, то ее смело можно назвать «стратегией догоняющего развития». В то же время эта стратегия претерпевала существенную эволюцию,[5, С. 461] от строительства социалистической плановой экономики до перехода к использованию преимущественно рыночных механизмов функционирования экономики. При продолжающемся с начала рыночных преобразований экономическом росте КНР, проблема технологического отставания китайской экономики была определена как одна из наиважнейших. Необходимость ликвидации технологической отсталости производительных сил для строительства новой конкурентоспособной китайской экономики была признана руководством КНР в 1991 г., когда среди главных задач для экономики Китая в 1990-е гг. ставилось, кроме удвоение объема ВВП, также и повышение качества экономического роста путем ускорения научно-технической реконструкции народного хозяйства и его производительных сил, при этом особое внимание было уделено электронной промышленности как будущего потенциального «буксира модернизации» всей китайской экономики. [6, С. 13, 17-20, 23-25, 27]
Идея необходимости перехода Китая на инновационный путь развития впервые официально была озвучена китайскими властями в 2006 г. с принятием «Основ государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006-2020 гг.», предполагающих переход экономики Китая на инновационный путь развития к 2020 г. Основной показатель инновационности экономики - долю расходов на НИОКР в ВВП, было намечено увеличить с 1,34% в 2005 г. до 2,5% в 2020 г., а вклад научнотехнического прогресса в экономическое развитие поднять выше 60% (при менее 30% в 2005 г.), одновременно снизив до 30% долю используемых
импортных технологий (в 2005 г. указанный показатель превышал 50%). Особо была выделена задача развития инноваций по таким направлениям, как энергетика, включая весь процесс добычи, переработки, потребления энергоносителей и использования новых источников энергии, обеспечение продовольственной безопасности, здравоохранение, производство базового оборудования и станкостроение, транспортное машиностроение, электроэнергетика. Также в КНР была поставлена задача войти в число пяти ведущих стран мира по количеству патентов на изобретения, выданных гражданам страны, и по числу ссылок на публикации ученых.[7, С. 219]
В нашей стране после ликвидации социалистического строя о необходимости устранения технологической отсталости от ведущих стран мира на высшем уровне официально заговорили в 2000-х гг., - до этого страна переживала сложный период экономических преобразований, повсеместного падения промышленного производства и прочих проявлений кризисных явлений в экономике.[3, С.706-707] К примеру, в 2006 г. Президент, в настоящее время Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин публично выразил обеспокоенность образовавшейся технологической отсталостью российской экономики: «По оценкам
экспертов, доля России в мировом обороте наукоемкой продукции находится в коридоре от 0,3% до 0,8% и - малоприятная информация - это в 15-20 раз меньше чем, например, доля Китая». При этом В.В. Путин подчеркнул, что для преодоления указанного технологического отставания «мало что делается»[8].
Проблемы развития инновационной составляющей российской экономики также стали активно подниматься в 2000-х гг. в контексте перехода экономики России на инновационный тип развития, и среди прочего привели к решению Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о создании «Инновационного центра «Сколково».[9;10]
В сентябре 2011 г. Президиумом Правительства России была одобрена представленная Министерством экономического развития РФ «Стратегия инновационного развития до 2020 года».[11] В соответствие с указанным документом, предполагается, что у российской экономики есть три основных варианта развития в контексте инновационной составляющей - во-первых, это инерционное импортоориентированное технологическое развитие, во-вторых, это догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность, и, наконец, в третьих - это достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. В качестве наиболее вероятного желательного сценария развития событий рассматривается комбинация второго и третьего варианта развития российской экономики при специализации инновационной составляющей российской экономики на таких направлениях как авиакосмическая отрасль, нанотехнологии, композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельные направления рационального природопользования и экологии.[12]
Решение о начале политики привлечения ПИИ в КНР было принято в конце 1978 г., и уже в следующем, 1979 г., был обнародован «Закон о совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», позволивший обеспечить правовые основы привлечения ПИИ в китайскую экономику. [13, С.2] К середине 1990-х гг. КНР смогла стать одним из мировых лидеров по объемам привлечения ПИИ.[14, С.54-58] В этот же период накопленного опыта привлечения ПИИ в КНР стало достаточно для того, чтобы уверенно говорить о наличии прямой связи между экономическим ростом и модернизацией страны с одной стороны и притоке ПИИ и поступлениях от экспорта с другой.[13, С.2]
Всего за период 1979-2010 гг. объемы поступивших в КНР ПИИ в предприятия всех форм составили около 1,045 трлн долл. США. [15, Т. 6-13;
16] По секторам экономики можно отметить ведущую роль промышленного сектора как основного реципиента ПИИ в КНР. Доля обрабатывающей промышленности в отраслевой структуре зарегистрированного в КНР иностранного капитала составила 52,89% на начало 2010 г.[15, Т. 6/17], годовой приток ПИИ в обрабатывающую промышленность в 2009 г. составил 51,95% от общего объема ПИИ, поступившего в экономику континентального Китая в 2009 г. [15, Т. 6/16]
Необходимо отметить, что в промышленности КНР существует прямая связь между уровнем технологичности отрасли производства и ролью предприятий с участием иностранного капитала в ней. Чем сложнее производство, тем роль предприятий с зарубежными инвестициями выше (только один из примеров - в группе отраслей, связанных с машиностроением, доля предприятий с участием ПИИ в активах всех средних и крупных предприятий с уменьшением технологической сложности производства в отрасли практически последовательно падает с более чем 65% в электронной отрасли вплоть до 3,26% в такой отрасли, как добыча и обогащение руд черных металлов). Одним из основных факторов указанной ситуации, по всей видимости, является используемый в КНР отраслевой принцип предоставления льгот предприятиям с участием иностранных инвестиций, стимулирующий приток ПИИ прежде всего в высокотехнологичные и капиталоемкие отрасли. [17]
Значительно более высокая роль предприятий с участием иностранного инвестирования в наукоемких производствах по сравнению с уже традиционными отраслями доказывает важность ПИИ для модернизации обрабатывающей промышленности Китая. При этом необходимо отметить, что по показателю доли расходов на научно-исследовательскую и опытноконструкторскую работу в валовом внутреннем продукте, КНР значительно отстает от ведущих экономических держав, однако темпы роста данного показателя позволяют говорить о постепенном переходе китайской
экономики от имитационной стадии к инновационной. В связи с этим необходимо отметить, что предприятия с иностранным капиталом, кроме того, что играют важнейшую роль в привлечении современных технологий в КНР, также являются важной составляющей сферы научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок в промышленности. [18] В 2009 году около 27% занятых (примерно 354 тыс. чел.) в НИОКР в средних и крупных предприятиях промышленности Китая являлись сотрудниками предприятий с участием ПИИ, количеству выданных патентов (13523 единиц) соответствовало около 27%. Доля затрат на НИОКР, приходящаяся на предприятия с участием ПИИ (около 12,7 млрд долл. США) в структуре затрат на НИОКР средних и крупных предприятий промышленности Китая составила около 27%. (Таблица 1)
Таблица 1
Роль предприятий с участием ПИИ в проведении НИОКР в промышленности КНР (доля в общем показателе по промышленности, %)
Год Среднегодовое число занятых Затраты на НИОКР Количество патентных заявок Количество выданных патентов Отношение показателя по предприятиям с участием ПИИ к соответствующему показателю по всему КНР
Количество выданных патентов к среднегодовому количеству занятых Количество выданных патентов к затратам на НИОКР
2006 20,43 27,26 26,03 27,23 133,29 99,89
2007 23,35 29,12 23,10 32,29 138,29 110,89
2008 24,35 27,20 26,55 29,42 120,82 108,16
2009 27,11 26,98 28,56 27,05 99,78 100,26
Рассчитано по источнику: [19, Таблица 21/42], [20, Т. 20/42], [21, Т. 20/43, Т. 20/49], [15, Т. 20/45, 20/51]
Важным показателем инновационного процесса в стране является разработка и производство новой промышленной продукции. В 2009 г. в КНР на разработку новой промышленной продукции было затрачено более 44,5
млрд долл. США, около 30% этой суммы было предоставлено предприятиями с участием ПИИ. [15, Т. 20/48], (Таблица 2)
Таблица 2
Разработка и производство новой промышленной продукции в КНР (2009 г.)
Количество наименований новой продукции, ед. Затраты на разработку новой продукции, млрд долл. США Произведенная стоимость новой продукции, млрд долл. США Объем продаж новой продукции, млрд долл. США Объем экспорта новой продукции, млрд долл. США Доля экспорта в объеме продаж новой продукции, %
По всем предприятиям 152824 53,513 859,567 848,781 156,341 18,42
По предприятиям с участием ПИИ 37246 15,340 316,431 315,573 90,510 28,68
Доля показателя по предприятиям с участием ПИИ в общенациональном показателе 24,37% 28,67% 36,81% 37,18% 57,89%
Рассчитано по источнику: [15, Т. 20/48], рассматриваются только крупные и
средние предприятия
Средняя составляющая разработки и производства новых продуктов по предприятиям с участием ПИИ также превышает аналогичный показатель по промышленности Китая, при этом необходимо отметить, что предприятия, полностью принадлежащие китайскому капиталу, при разработке новой продукции более ориентированы на внутренний рынок. (Таблицы 2, 3)
Таблица 3
Роль новой промышленной продукции в промышленном производстве и _______________________экспорте КНР (2008 г.)____________________
Новая продукция всех попавших в статистику предприятий, % Новая продукция предприятий с участием ПИИ, % Новая продукция предприятий с участием ПИИ в общем промышленном производстве, % Отношение показателя в предприятиях с участием ПИИ к показателю по промышленности в целом
2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009
Стоимость произведенной продукции 10,33 10,71 14,48 14,16 4,28 3,94 1,40 1,32
Стоимость экспортированной продукции 13,30 13,02 14,40 13,47 7,96 7,54 1,08 1,04
Рассчитано по источнику: [15, Т. 6/1,6/2, 6/12, 14/1, 20/48; 21, Т. 14/1, 17/1, 17/13, 20/46]
Относительно положения дел с ролью ПИИ в развитии отечественной экономики, к сожалению, можно констатировать, что указанная ситуация нуждается в дополнительных мерах стимулирования со стороны государства. В последние предкризисные годы наблюдалось значительное увеличение объемов поступающих в российскую экономику ПИИ, однако их структура в целом характеризовалась преобладающими потоками финансовых средств, связанных с международными оффшорными зонами (по всей видимости, имеющих отношение к репатриации капитала) и относительно небольшой ролью ПИИ из экономически развитых и обладающих передовыми технологиями производства и управления, а также опытом инновационной деятельности экономик (на ФРГ, США, Швецию, Великобританию, Австрию и Финляндию - основные промышленно развитые страны- источники ПИИ в Россию, приходится менее 20% от годового объема поступивших в РФ ПИИ в 2007-2010 гг. [22], также почти 10% от поступивших за указанный период ПИИ приходилось на Нидерланды, однако указанные капиталовложения в самих Нидерландах в качестве имеющих нидерландское происхождение не рассматриваются, и по своему характеру схожи с прочими инвестициями из международных оффшорных зон [23]).
Анализируя отраслевую структуру ПИИ, поступивших в российскую экономику за 2010 г., можно отметить, что в обрабатывающую
промышленность поступило почти 23% от общего объема принятых российской экономикой ПИИ, также среди лидирующих секторов экономики можно назвать финансовую и страховую деятельность, а также оптовую и розничную торговлю. В то же время необходимо отметить, что такой важнейший для развития российской экономики сектор как научные исследования и разработки привлекли в 2010 г. более 8% от общего объема привлеченных ПИИ. [24]
Исходя из современной ситуации, для России наиболее вероятным позитивным направлением развития экономики в контексте перехода на инновационный тип развития предполагается комбинация достижения лидерства в ряде отдельных научно-технических секторов (к примеру, в авиакосмической отрасли, нанотехнологиях, композитных материалах, энергетике, биомедицинских технологиях и т.п.) и догоняющего развития в большинстве остальных отраслей. В этом случае именно ПИИ должны стать одним из основных источников передовых для отечественной экономики технологий производства и управления для отраслей экономики, в которых наша страна по тем или иным причинам не достигнет научнотехнологического лидерства. В то же время ПИИ могут стать одним из важнейших факторов перехода отечественной экономики на инновационный тип развития - на примере опыта КНР, успешно привлекающей ПИИ для увеличения инновационной активности в стране, можно судить, что ПИИ могут стать важным фактором перехода на инновационный тип развития и российской экономики.
Поскольку в современных условиях мирового хозяйства практически все страны и территории мира (а тем более развивающиеся и «переходные» экономики) находятся в зависимости от импорта тех или иных знаний и технологий, то, основываясь на рассмотренном примере российской и китайской экономик, можно предложить, что отраслевой принцип предоставления государством льготного режима для ПИИ является крайне действенным способом реализации стратегии догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности в большинстве отраслей экономики. В свою очередь, страны и территории мира (в первую очередь развивающиеся и переходные экономики) могут пытаться реализовать стратегию достижения лидерства в научно-технических и фундаментальных исследований в отдельных отраслях экономики, выбранных в соответствие с
особенностями и относительными и абсолютными преимуществами их национальных экономик, в том числе и с привлечением ПИИ.
Для отраслей экономики, в которых наиболее высока вероятность достижения страной-реципиентом ПИИ лидерства в научно-технических и фундаментальных исследований, ПИИ также могут стать важным фактором позитивного развития, в первую очередь как канал финансирования и дополнительного доступа к новым рынка сбыта, в качестве источника дополнительных знаний и кооперации с зарубежными исследовательскими центрами.
Еще одним частным проявлением отраслевого принципа предоставления льготных условий для работы иностранному инвестору может стать такой критерий, как обладание инвестором (головным предприятием инвестора) технологий, предоставляющих интерес для страны-реципиента ПИИ. В этом случае, к примеру, предприятия получали бы определенные льготы при ввозе технологий по утвержденному перечню, и преимущества, скорее всего, получали бы крупные промышленные ТНК. Однако необходимо отметить, что указанный подход нуждается в дополнительном правовом обосновании.
Список использованной литературы.
1. Арзамасцев Н.В., Валентей С.Д. и др. Научно-технический потенциал России и его использование. М. 2001. 240 стр.
2. Ясин Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций. Книга
1. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. 540 стр.
3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М. 2001. 735 стр.
4. География инновационной системы мирового хозяйства. /Под редакцией Н.С. Мироненко. - М.: «Пресс-Соло», 2000. 384 стр.
5. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 60-летию КНР. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. 592 стр.
6. Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР / Отв. ред. И.Н. Наумов / Сост. П.Б. Каменнов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2007. 184 стр.
7. Экономическая стратегия Китая / Я.М. Бергер - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. 560 стр.
8. Стенографический отчет о заседании Совета Безопасности, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию от 20 июня 2006 года. Сайт Президента России http://archive.kremlin.ru/appears/2006/06/20/1708 type63378type63381typ e82634 107461.shtml
9. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. Сайт Президента России http ://www.kremlin.ru/transcripts/5979
10.Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре «Сколково» http://www.rg.ru/2010/09/30/skolkovo-dok.html
11.Правительство РФ одобрило стратегию инновационного развития до
2020 г. Риановости. 17:15 07/09/2011
http://www.ria.ru/nano news/20110907/431859090.html
12. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Сайт Министерства экономического развития РФ. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc201012 31 016
13.Вайшан чжицзе тоуцзы юй Чжунго цзинцзи фачжань (Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие Китая) - главный редактор Чжу Сайхуа. Цзинцзи кесюэ чубаньше. 2009.
14.UNCTAD, World Investment Report 1995: Transnational Corporations and Competitiveness. New York and Geneva - UN - 1995.
15.Чжунго тунцзи няньцзянь 2010 (Китайский статистический ежегодник
2010). Пекин 2010. 1026 стр.
16.Statistics of China’s Absorption of FDI from January to December 2010. Сайт Министерства коммерции КНР
http://english.mofcom.gov.cn/aarticle/statistic/foreigninvestment/201101/20 110107381641.html
17.Болаев А. В. Отраслевая структура привлечения прямых иностранных инвестиций: опыт Китая. // Вестник Калмыцкого института социальноэкономических и правовых исследований. 2007 №2. С. 46-52
18.Мантаева Э.И., Болаев А.В. Влияние прямых иностранных инвестиций на модернизацию экономики КНР. // Экономические науки. 2009 №10. С. 23-26
19.Чжунго тунцзи няньцзянь 2007 (Китайский статистический ежегодник
2007). Пекин 2007.
20.Чжунго тунцзи няньцзянь 2008 (Китайский статистический ежегодник
2008). Пекин 2008.
21.Чжунго тунцзи няньцзянь 2009 (Китайский статистический ежегодник
2009). Пекин 2009.
22. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию по состоянию на 1 января 2010 г. и 1 января 2011 г. (участие в капитале и долговые инструменты). Сайт Центрального банка Российской Федерации. http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit statistics/dirinv in country.htm&pid=svs&sid=ITM 58761
23.Интервью Посла Российской Федерации в Нидерландах Р.А.Колодкина
Информационному телеграфному агентству России «ИТАР-ТАСС», «РФ - Нидерланды: весьма позитивное качество отношений». Сайт Посольства РФ в Королевстве Нидерландов
http://www.netherlands.mid.ru/emb news r 001.html a22
24. Прямые инвестиции в Россию за 2010 год и I квартал 2011 года по видам экономической деятельности. Сайт Центрального банка
Российской Федерации.
http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit statistics/inv in-rus.htm&pid=svs&sid=ITM 23050&pid=svs&sid=ITM 1272б