Научная статья на тему 'К вопросу о цивилистической составляющей в деятельности органов внутренних дел МВД России'

К вопросу о цивилистической составляющей в деятельности органов внутренних дел МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ / «СЛУЖЕБНАЯ» РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / «OFFICIAL» ROLE OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / THE CONCEPT OF THE UNITY OF LAW ENFORCEMENT IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / THE ORGANIZATIONAL-LEGAL FORMS IN THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузбагаров Асхат Назаргалиевич, Аристаков Юрий Михайлович

В статье раскрываются особенности развитии концепции единства правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел МВД России, тесно связанной с опережающей ее концепцией развития гражданского законодательства. Рассматриваются направления совершенствования гражданского законодательства в сфере деятельности органов внутренних дел, в сфере изменений правового положения организационно-правовых форм учреждений системы МВД России. Особое значение придается роли создаваемых вновь институтов гражданского общества и участия в них органов внутренних дел МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the part of civilistics in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article describes the features of the development of the concept of unity in the enforcement activities of the Interior Ministry of Russia, is closely associated with early development of the concept of civil law. Consider ways of improving civil law in the area of internal affairs bodies, the changes in the legal status of the organizational-legal forms of institutions of the Russian Interior Ministry. Particular importance is attached to the newly created role of civil society and participate in the internal affairs of the Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «К вопросу о цивилистической составляющей в деятельности органов внутренних дел МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Гражданское право

Таким образом, исходя из вышеизложенного, а также с учетом арбитражной практики по спорам, вытекающим из валютного законодательства, валютные операции, по нашему мнению, можно квалифицировать следующим образом:

— валютные операции, не являющиеся сделками (ввоз-вывоз валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг с таможенной территории РФ);

— валютные операции, при совершении которых валютные ценности являются предметом сделок (приобретение и отчуждение валютных ценностей, валюты РФ, которые выполняют роль товара);

— валютные операции, в которых валютные ценности и валюта РФ используются в качестве средства платежа.

Такая классификация валютных операций на виды в зависимости от их соотношения со сделками имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. позволяет правильно определить режим правового регулирования отдельных видов валютных операций и тем самым избежать необоснованного привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Список литературы

1. Артемов, Н. Н. Проблемы и перспективы валютного регулирования в РФ (финансово-правовой аспект). — М.: Профтехобразование, 2002.

2. Емеяин, А. Е. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. — 2005. — № 4.

3. Каятыгин, В. И. Правовые основы валютных сделок. — М., 2002. — С. 87-89.

4. Любимова, Р. Н. О некоторых вопросах судебной практики по применению законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // Вестник ВАС РФ. — 1999. — № 4.

5. Тосунян, Г. А., Емеяин, А. В. Валютное право РФ. — М., 2004.

УДК 347+342

А.Н. Кузбагаров*, Ю.М. Аристаков**

К вопросу о цивилистической составляющей в деятельности органов внутренних дел МВД России

В статье раскрываются особенности развитии концепции единства правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел МВД России, тесно связанной с опережающей ее концепцией развития гражданского законодательства. Рассматриваются направления совершенствования гражданского законодательства в сфере деятельности органов внутренних дел, в сфере изменений правового положения организационно-правовых форм учреждений системы МВД России. Особое значение придается роли создаваемых вновь институтов гражданского общества и участия в них органов внутренних дел МВД России.

Ключевые слова: концепция единства правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел, организационно-правовые формы в системе МВД России, «служебная» роль органов внутренних дел.

A.N. Kuzbagarov*, Y.M. Aristakov**. On the part of civilistics in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article describes the features of the development of the concept of unity in the enforcement activities of the Interior Ministry of Russia, is closely associated with early development of the concept of civil law. Consider ways of improving civil law in the area of internal affairs bodies, the changes in the legal status of the organizational-legal forms of institutions of the Russian Interior Ministry. Particular importance is attached to the newly created role of civil society and participate in the internal affairs of the Russian Interior Ministry.

Keywords: the concept of the unity of law enforcement in the internal affairs bodies, the organizationallegal forms in the Russian Interior Ministry, «official» role of law enforcement agencies.

* Кузбагаров, Асхат Назаргалиевич, начальник кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

** Аристаков, Юрий Михайлович, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

*Kuzbagarov, Askhat Nazargalievich, head of civil law university of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, doctor of law sciences, professor. Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

** Aristakov, Yuri Mikhailovich, professor of civil law university of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, doctor of law, professor, honored scientist of Russian Federation. Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

Статья поступила в редакцию 14 марта 2012 года.

© Кузбагаров А.Н., Аристаков Ю.М., 2012

В последние 4-5 лет мы стали свидетелями (в историческом смысле) и участниками (в исполнительском смысле) укрепления целостности и единства России.

Акцент на единство был сделан и в правоприменительной сфере. Так, согласно подп. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Акцент на единство правоприменительной практики деятельности судов общей юрисдикции находит прямое закрепление в положениях ч. 3 ст. 377, ч. 2 ст. 378, 389 Гражданского процессуального кодекса РФ. Возникает вопрос: это случайное совпадение или продуманная политика законодателя? Полагаем, что ссылка на случайность была бы неправомерной. Значит, это осознанная и желаемая действительность. Следует отметить, что оба акта процессуальной цивилистики были приняты в одном году — 2002-м.

Наше предположение подтверждается и тем, что правоприменительная практика судов и арбитражных судов в начале 2000-х гг. порождала противоречивые, а порой полярные решения, определения или постановления по схожим делам. Эта тенденция стала приобретать постоянный характер, и мириться с таким положением было нельзя ни при каких обстоятельствах. В деле формирования доверия к судебной власти, создания условий доступности к суду, выработки у граждан и организаций авторитета и уважения к суду, работы судов по подведомственным им делам практически одновременно был сделан упор на единство правоприменения, а значит, и такого же правопонимания.

Не осталась в стороне и исполнительная власть, которой вообще свойственно объединятся в единую сплоченную команду для достижения целей и решения своих задач, не менее важных, имеющих социально-правовую значимость. В сфере правовой охраны общественных отношений логичная идея единства нашла свое отражение в деятельности органов внутренних дел МВД России, которая прямо закреплена в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции). В ст. 4 указанного закона указано, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Концепция единства органов внутренних дел МВД России целиком вписывалась в концепцию развития гражданского законодательства. В Указе Президента РФ № 1108 от 18 июля 2008 г. «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» были определены цели его совершенствования, среди которых:

— поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;

— обеспечение стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.

Совершенствование гражданского законодательства в сфере деятельности органов внутренних

отражено и в Федеральном законе от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которым была введена организационно-правовая форма учреждения в виде «казенного учреждения» (абз. 2 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

Легальное понимание казенного учреждения было введено федеральным законом № 83 и закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой им считается «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы».

Для ясного представления и раскрытия концепции единства правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел МВД России обратимся к практике Высшего Арбитражного Суда РФ. В своем Постановлении Пленум ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 (в ред. от 19 апреля 2007 г.) «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» арбитражным судам дал следующее разъяснение. Согласно п. 1 указанного постановления, в соответствии с законом (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 120, п. 2 ст. 298 ГК РФ) государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью», со всеми вытекающими отсюда последствиями для казенного учреждения — подразделения ОВД:

— о праве на доходы (отсутствует право собственности);

— о недействительности сделок (сделки в пределах правоспособности);

— об имущественном иммунитете (не может быть обращено взыскание на любое имущество, кроме как на денежные средства, находящиеся в его распоряжении);

— о субсидиарной ответственности как по договорным, так и внедоговорным обязательствам (конструкция п. 2 ст. 120 ГК РФ стала, по сути, универсальной);

— о процессуальном положении учреждения и его собственника (соответчики);

— о положении министра внутренних дел как главного распорядителя бюджетных средств (представительство в силу закона);

— о свободе и границах права оперативного управления;

— и др.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Гражданское право

Применительно к последнему тезису о свободе и пределах права оперативного управления Пленум ВАС РФ остановился на «праве распоряжения». Судебное толкование «права распоряжения» в праве оперативного управления заслуживает особого внимания.

Пленум ВАС РФ указал, что, разрешая вопрос о возможности распоряжения собственником имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, в частности, путем сдачи такого имущества в аренду, суду надлежит исходить из следующего.

Во-первых, права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются положениями ст. 296, 298 ГК РФ. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. В этой связи собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.

Во-вторых, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Следует отметить, что все составляющие являются по смыслу толкования необходимыми. В этой связи собственник - РФ, закрепляя своим распоряжением имущество за казенным учреждением, должен прямо указать:

— законы, определяющие такие пределы;

— свое задание.

Цель же деятельности и назначение имущества учреждение определяет самостоятельно из известных ему положений и обстоятельств.

Хотя Пленум ВАС РФ дает свое толкование применительно к возможности сдачи учреждением имущества в аренду, полагаем, что такие «начала» и понимание права оперативного управления вполне приемлемы для формирования той «свободы» действий с имуществом собственника, которая передана и находится на праве оперативного управления казенному учреждению органу внутренних дел.

В этой связи можно привести и впоследствии опираться на следующее толкование Пленума ВАС РФ. Последний указал, что в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника. При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой конфискацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению. В этой связи полагаем, что сдача в аренду незначительной части помещения для установки банкомата, автоматов по продаже, допустим, прессы, напитков и т.п. для работников, сотрудников органов внутренних дел, посетителей (пользователей государственных услуг, оказываемых ОВД), вполне вписывается в распорядительные права последних.

Все изложенное выше можно охарактеризовать как базовую имущественную составляющую, на которую могут опираться в сегодняшних правовых реалиях органы внутренних дел МВД России в своей хозяйственной деятельности, разрешая поставленные перед ними цели и задачи, закрепленные в ст. 2 Закона о полиции, а также в п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» [1].

Другой тезис, который считаем актуальным, — вопрос о той миссии, которая сегодня отводятся органам внутренних дел МВД России на современном этапе развития российского общества, когда вектор развития гражданского законодательства направлен на стабильность.

Как решить эту задачу органам внутренних дел МВД России?

Отвечая на поставленный вопрос, следует отметить следующее. Конечно же, прямо эта задача перед органами внутренних дел ни как не стоит. Однако сегодняшняя роль ОВД должна сводиться к четкому пониманию того, что составляет основу конституционного строя России. Согласно Конституции РФ, права человека и гражданина в России определяют его как главного участника общественных отношений, а органы внутренних дел МВД России играют зависимую, точнее говоря, служебную роль в обеспечении его жизнедеятельности. Однако такой подход не должен заменить и вытеснить идею правоохраны.

Отношения, которые должны сложиться между населением, с одной стороны, и органами внутренних дел МВД России, с другой, сегодня широко обсуждаются. Сегодня обеспечен широкий доступ к разнообразной информации, комментариям, идеям, мнениям. Их анализ при соотношении с ответом на поставленный выше вопрос позволяет говорить о необходимости поиска путей укрепления доверия к органам внутренних дел, а также упрочения стабильности.

В свете сказанного следует отметить необходимость создания институтов гражданского общества и участия в них органов внутренних дел МВД России. И такие примеры есть.

1) Деятельность общественных советов при МВД России или территориальных подразделениях ОВД [2].

2) Акция «Милосердие былых ночей». Впервые она была проведена в 1991 г. и получила заметный общественно-политический резонанс. «В то время в ней приняли участие 43 региона СССР и 11 союзных республик. С тех пор количество ее участников ежегодно неуклонно растет. В 1997 г. в ней приняли участие 100 сотрудников из 15 регионов России, в 2003-м — 245 сотрудников из 56 регионов России, в 2006-м — 365 сотрудников из 70 регионов и в 2007-м — 447 участников из 74 регионов

России. Основными задачами акции являются увековечение памяти сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск России, погибших при исполнении служебного долга; привлечение внимания общественности, органов государственной и исполнительной власти, различных негосударственных объединений, фондов к нуждам и проблемам семей погибших сотрудников; приведение в порядок мест захоронения погибших; оказание семьям погибших необходимой морально-психологической помощи, решение социально-бытовых проблем; формирование положительного образа сотрудника милиции у граждан» [3].

3) Обращение к населению с просьбой о предоставлении информации по изобличению и поимке подозреваемых в совершении преступлении лиц и др.

4) Участие полиции, а именно, участковых инспекторов в институте публичных медиаторов [4].

В заключение можно сделать следующий вывод. В условиях, когда гражданское законодательство

развивается и совершенствуется, упрочивает позиции институт частой собственности, используется опыт экономически развитых государств, органам внутренних дел МВД России необходимы постоянный самоконтроль, взаимопонимание в диалоге с населением, четкое понимание своих задач и миссии сегодня, на переходном этапе развития российского общества.

Для успешного решения задач, стоящих перед органами внутренних дел МВД России, требуется поиск новых путей на конкретных направлениях их деятельности:

— в сфере правоприменительной практики;

— в сфере правотворческой деятельности;

— в сфере образования в образовательных учреждениях МВД России;

— в научной деятельности.

Решение поставленных задач в этих и других направлениях должно опираться на богатый практический опыт, достижения в теории и науке, на имеющиеся научные школы и полученные ими результаты.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1336.

2. Работа общественных советов в системе МВД России. URL: http://www.mvd.ru/mvd/sovet/ work_sov (дата обращения: 01.03.2012).

3. В Санкт-Петербурге пройдет благотворительная акция МВД «Милосердие белых ночей». URL:http:// konkretno.ru/2008/05/20/v_sanktpeterburge_projjdet_blago1voritelnaja_akcija_mvd_miloserdie_belykh_nochejj .html (дата обращения: 01.03.2012).

4. Кузбагаров, À. Н. К правовой модели примирения сторон по отдельным конфликтам с участием органов внутренних дел РФ: от идеи к реалиям / / Развитие медиации в России: теория, практика, образование : сборник статей / под ред. Е.И. Носырева, Д.Г. Фильченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. - С. 246-252.

УДК 347

А.Н. Кузбагаров *

Цивилистическая составляющая в деле противодействия коррупции в России

В статье рассматривается вопрос о ратификации в Российской Федерации Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, обосновывается необходимость использования новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран. Проведен анализ правовой природы материально-правовых и процессуальных правовых обязательств государства. Определена общность задач в противодействии коррупции государственными органами и их связь с вопросами цивилистики.

Ключевые слова: противодействие коррупции, обеспечение законности, правило генерального деликта, источники права в сфере противодействия коррупции, правовой «нигилизм» в вопросах правоприменения.

* Кузбагаров, Асхат Назаргалиевич, начальник кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

* Kuzbagarov, Askhat Nazargalievich, head of civil law university of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, doctor of law sciences, professor. Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 года.

© Кузбагаров А.Н., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.