профилактическая деятельность становится просто бессмысленной. Уголовный закон, таким образом, легализует усилия общества и государства, направленные на предупреждение преступлений.
Активизация предупредительного воздействия закона возможна при определенных условиях. К ним следует отнести усилия законодателя, направленные на разработку и принятие актов в области уголовного права, сориентированных на длительную перспективу существования, стабильности. Эффективность уголовного закона реализуется при взаимодействии основных тенденций — криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации. Уголовный закон успешно решает свои задачи тогда, когда в обществе ведется работа по его популяризации, повышению уровня правосознания и правовой культуры. Результаты уголовно-правового воздействия значительно улучшаются, когда правоприменительная практика соответствует общеправовым началам законности и справедливости, нормам морали и нравственности.
В уголовно-правовой литературе поднимался вопрос о том, реализуется ли частное предупреждение в случае, если лицо освобождается от уголовной ответственности без его осуждения и назначения наказания. По нашему мнению, эта задача достигается самым фактом выявления преступления и квалификацией деяния. Вопрос о дальнейшей перспективе такого лица зависит от следствия и суда с учетом тяжести содеянного и индивидуальных особенностей.
Список литературы
1. История философии права. - СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. - 640 с.
2. Коган, В. М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. - М.: Наука, 1983. - 184 с.
3. Саркисова, Э. А. Предупредительная роль уголовного закона. - Минск: Наука и техника, 1979. - 146 с.
Literature
1. Istoriya filosofii prava. - SPb.: Yuridicheskiy institut (Sankt-Peterburg), Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 1998. - 640 s.
2. Kogan, V. M. Sotsialnyiy mehanizm ugolovno-pravovogo vozdeystviya. - M.: Nauka, 1983. - 184 s.
3. Sarkisova, E. A. Predupreditelnaya rol ugolovnogo zakona. - Minsk: Nauka i tehnika, 1979. - 146 s.
УДК 347.447.82 А.Н. Кузбагаров*
Частноправовые составляющие в деятельности ОВД РФ
В статье представлены отдельные составляющие, суть и содержание которых раскрывает междисциплинарные связи цивилистики и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Отдельные из приведенных факторов являются источниками для поиска и размышления в вопросе границ публичного и частного права, ответ на которые важен в правоприменительной деятельности.
Ключевые слова: деятельность органов внутренних дел Российской Федерации; институты гражданского права; вещные и обязательственные права полиции.
A.N.Kuzbagarov*. Private-law components in activity of Department of Internal Affairs of the Russian Federation. Separate components are presented in article, the essence and which contents opens interdisciplinary communications of civil law and activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation. Separate from the given factors are sources for search and reflection in a question of borders of public and private law the answer on which is important in law-enforcement activity.
Keywords: activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation; institutes of civil law; real and liability laws of police.
Свою деятельность органы внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) осуществляют в оболочке гражданско-правовых отношений, впрочем, как и любой другой государственный орган власти. В современных условиях, когда деятельность ОВД носит сугубо и четко регламентированный характер, в условиях пристального внимания институтов общественного и гражданского контроля, такую деятельность можно определить следующим общим направлением или правилом - «запрещено делать то, что не разрешено». Такое правило, вполне можно сказать, является принципом, которым сегодня руководствуются ОВД в своей деятельности и который хорошо известен административному праву. Но такой подход является обратным существу гражданских правоотношений, которые опираются на принцип дозволительной направленности, определяемый подходом «разрешено делать то, что прямо не запрещено».
Некоторые общие институты гражданского права.
1. Согласно п. 23 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Указ № 248), МВД России является юридическим
* Кузбагаров Асхат Назаргалиевич, начальник кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: ashat69@mail.ru.
* Kuzbagarov, Askhat Nazargaliyevich, chief of chair of civil law of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: ashat69@mail.ru.
© Кузбагаров А.Н., 2013
лицом. Для ОВД важным является то, что должно соблюдаться общее условие о его участии в гражданских правоотношениях в соответствии с требованиями о специальной правоспособности (ст. 49 ГК РФ).
ОВД - это государственных орган, который наделен властными полномочиями, чего нет у обычных субъектов гражданского права. Однако, участвуя в гражданских правоотношениях, положениями власти ОВД не пользуется, хотя и действует (может) в таком состоянии, т.е. должен находиться в положении юридического равенства. Так, например, закупая продовольствие или технику для своих нужд, ОВД участвует в обязательственных правоотношениях по передаче имущества в собственность (гл. 30 ГК РФ), хотя и с учетом особых положений самого гражданского законодательства (§4 гл. 30 ГК РФ), что не позволяет применять ему свое властное положение в отношениях купли-продажи товаров.
Реализация вышеуказанных положений определяется Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [1] (далее - Указ № 249). В п. 22 данного Указа отражены все признаки юридического лица системы МВД России, которые отражают его принадлежность к учреждению как одной из организационно-правовых форм юридических лиц.
МВД России имеет свою структуру, состоящую из подразделений внутренних войск, подразделений ОВД или полиции, а также подразделений миграционной службы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, состав которой, согласно п. 5 Указа № 249, определяется Министром внутренних дел РФ. Отдельные территориальные подразделения ОВД обладают правами юридического лица - к ним относятся подразделения районного уровня, линейные органы [3]. Определить, обладает ли подразделение статусом юридического лица или нет, можно двумя способами - путем прямого указания на такое или посредством общих признаков, закрепленных в ст. 48 ГК РФ.
Применительно к организационно-правовой форме следует отметить, что подразделения ОВД являются казенными учреждениями. Их правовое положение определяется нормами гражданского законодательства (ст. 120 ГК РФ). Указанные учреждения реализуют свои полномочия и задачи в своей работе по определенным направлениям. Закрепленные в Указе № 249 задачи ОВД реализуют в общегражданско-правовых требованиях о приобретении гражданских прав и обязанностей, не в противоречии уставным целям и задачам, требования на которые содержится в положениях ст. 49 ГК РФ.
Согласно п. 3 Указа Президента РФ № 248, задачами МВД России являются:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;
5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Федерации возложено на МВД России [4]. Как следствие, аналогично указанным, но по территориальному признаку, в п. 6 Указа № 249 определены задачи территориальных органов. В целом, если приведенные в п. 3 Указа № 248 и п. 6 Указа № 249 задачи сравнить с теми, которые стояли перед МВД РФ ранее (п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927), то принципиальных отличий между ними не имеется. Применительно к полиции, задачи последней определены в ст. 2 Закона о полиции.
С учетом принципиального подхода в регуляции отношений деятельности подразделений МВД России, в разрешении задач и направлений которые они реализуют, точнее будет использовать термин «компетенция», нежели «гражданская правоспособность», хотя подлинный смысл применительно к гражданско-правовой квалификации не меняется, а положения ст. 49 ГК РФ будут являться приоритетными.
Следует сказать о тех услугах, которые сегодня оказывают ОВД согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5]. По своей правой природе оказываемые услуги являются не гражданско-правовыми, а, скорее, публичными. Однако при совершении действий по их оказанию покрываются гражданские правоотношения. Так, ОВД, реализуя задачу по защите жизни и здоровья граждан, нивелируют охрану указанных объектов самими гражданами. Либо возьмем случай, когда подразделения линейной полиции охраняют общественный порядок при следовании пассажирских поездов. ОАО «РЖД» оказывает услугу по перевозке пассажира или багажа (гл. 40 ГК РФ), а линейные отделы ОВД лишь улучшают качество той услуги, которую оказывает ОАО «РЖД». Реформирование МВД России не затронуло услуги сторожевой охраны, которую оказывают территориальные подразделения вневедомственной охраны МВД России [6]. Следует особо отметить, что Правительством РФ учреждено ГУП «Охрана» [7], уставная деятельность которого определена как осуществление функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны (п. 1).
2. Образовательная деятельность учебных заведений системы МВД России. Междисциплинарные связи в правоотношениях разной правовой природы были и остаются острыми и востребованными как
в теории, так и в практике юриспруденции. Знания же, умения и навыки при квалификации указанных правоотношений остаются на протяжении многих лет общим и главным содержанием образовательных стандартов, которые реализуют образовательные учреждения вообще и системы ОВД, в частности.
С 1 сентября 2013 г. деятельность образовательных учреждений МВД России определяется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). Помимо общих норм названного Закона, деятельность образовательных учреждений системы МВД России определяется положениями ст. 81 Закона об образовании. Анализ положений указанного закона не позволяет ясно и четко определить его цивилиститческую составляющую, но это можно сделать по отдельным направлениям деятельности учебных заведений. Субсидиарно следует опираться на ведомственные нормативные правовые акты.
Так, по направлению научной деятельности образовательных учреждений учебных заведений ОВД, следует руководствоваться положениями Приказа МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1153 «О подготовке литературы образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями системы МВД России», а также Приказа МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России» [8]. Как прежним Приказе МВД России № 1055 от 28 декабря, 2005 г., действующим Приказом № 150 от 18 марта 2013 г. цивилистике, как, впрочем, и другим научным специальностям, ставятся не простые задачи по выбору темы исследования. Оставлено в силе положение о четкой ориентации на ведомственный характер проводимых научных исследований в учреждениях системы МВД России его сотрудниками (работниками). При отмеченных положениях поиск, изучение, обобщение опыта правоприменения в сфере частноправовой составляющей и деятельности ОВД стало задачей непростой, но вполне выполнимой. При таких обстоятельствах возникают вопрос: в каких положениях и институтах гражданского права, прослеживается указанный дуализм? Ответ на данный вопрос и построен автором настоящей статьи.
3. Подразделения ОВД участвуют как в абсолютных, так в относительных правоотношениях, так же, как в вещных и обязательственных.
3.1. Как другие юрлица, ОВД нуждаются при решении своих целевых задач в удовлетворении потребностей и в зданиях, и в земельных участках, на которые на общих основаниях должны быть в установленном порядке оформлены правоустанавливающие документы. Распространенным юридическим фактом, на основании которого возникают вещные права на эти объекты, является административный акт (распоряжение, постановление государственного или муниципального органа): право оперативного управления (ст. 296, 298 ГК РФ); постоянного бессрочного пользования (ст. 268, 269 ГК РФ, ст. 20 ЗК РФ).
В целях упорядочивания вещных правоотношений и придания правовой определенности по положению о находке (ст. 226 ГК РФ), МВД России принят Приказ от 16 ноября 2012 года № 1040 «Об утверждении порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы» [9].
3.2. Основания приобретения сотрудниками ОВД права собственности на имущество могут быть специфические и отличные от граждан. Так, закрепленная законодательством возможность заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью является самым распространенным источником получения денег после получения денежного довольствия. Но нельзя сказать, что это единственное основание. Получить денежную сумму определенная часть сотрудников может и в результате исполнения служебных обязанностей лучше, чем другие, т.е. по конкурсу. Так, по итогам конкурса и став победителем конкурса на звание «Лучший участковый уполномоченный инспектор милиции в Санкт-Петербурге», можно стать собственником денежной суммы от 5000 до 60000 рублей [10].
Известно, что основанием субъективного права является сделка. Правовой основой регулирования этих отношений являются положения гл. 9 ГК РФ.
3.3. Среди сделок распространенным основанием является договор, а именно, порядок его заключения (конкурс, тендер).
Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [11] (далее - ФЗ № 94), в случае, если сумма по одной сделке превышает 100000 рублей, и расчет производится в безналичной форме [12], для заключения договора необходимо соблюдение установленного ФЗ № 94 порядка: проведение конкурса для заключения договора ОВД.
Так, во исполнение общих положений, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД СПб и Ленинградской области как государственный заказчик в 2003 г. заключило контракт с ООО «Буборг» на сумму 22906050 рублей на изготовление государственных регистрационных знаков для Управления [13].
Другой пример, когда на Главное управление внутренних дел г. Москвы были возложены функции организатора конкурсов для определения заказчиков и генподрядчиков на строительство (реконструкцию) объектов ГУВД г. Москвы [14].
3.4. Участие ОВД во внедоговорных деликтных отношениях. Данный аспект нашел широкое научное отражение в работах. Сегодня отношения по возмещению причиненного вреда ОВД урегулированы гл. 59 ГК РФ.
Следует привести статистку по искам к МВД России, согласно которой в 2011 г. было предъявлено 23814 иска на сумму 1,02 млрд. рублей. Начиная с 2007 г., цифры по указанным показателям снизились и стали стабильными и ровными - не более 23 тыс. дел в год, не превышающих 1 млрд. рублей по цене иска.
3.5. Стоит также затронуть вопрос о личных неимущественных правах ОВД. Сегодня ОВД оказались как под увеличительным стеклом, в связи с чем появилась где-то справедливая, а где-то и нет критика в ее адрес. Следуя завету одного из советских классиков («Революция должна уметь защищаться»), в МВД России был принят и действует Приказ от 2 октября 2012 г. № 900 «Вопросы организации защиты части и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России» [9], согласно которому проводится мониторинг, проверяются факты на предмет диффамации, а также применяются меры реагирования на предмет защиты нематериальных объектов, принадлежащих ОВД.
Противоречивость в российском правопонимании и неоднозначность во мнении по вопросу о критике власти, ее представителей (органов, должностных лиц), в т.ч. ОВД, их сотрудников (работников), отдаляет нас от правовой определенности по вопросу о границах критики власти. В отдельных докладах Уполномоченного по правам человека в России приводятся нормативные правовые акты и практика деятельности ЕСЧП по данным вопросам. Так, из текста доклада Уполномоченного за 2010 г. усматривается его несогласие в квалификации при критике представителей власти и необходимости поиска глубины терпимости к публикациям указанных лиц [15]. Со ссылкой на ст. 3, 4 Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ (12 февраля 2004 г.) в своем докладе омбудсмен указывает, что российские суды должны принять во внимание «особый статус должностных лиц государства и тем более политических деятелей не только в части их прав, но и обязанностей перед обществом. Этот статус предполагает, в частности, гораздо более высокий, чем у остальных граждан, уровень их терпимости по отношению к критике, равно как и подотчетности обществу не только в вопросах их работы, но также имущественного положения, доходов, морального облика и т.п. ... Должностные лица государства могут быть подвергнуты публичной критике, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного использования ими своих полномочий. Пределы допустимой публичной критики политических деятелей и должностных лиц государства шире, чем в отношениях частных лиц» [15].
3.6. Актуальным направлением являются отношения по охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Для решения задач, стоящих перед МВД, его сотрудники создают объекты и авторского и патентного права. Режим по использованию объектов права интеллектуальной собственности сопряжен с тем, что они создаются по заданию и за счет МВД, в связи с чем некоторые из них становятся служебными произведениями, и определенные права имеют на них ОВД как работодатель (ст. 1295 ГК РФ). Сегодня решению этой важной задачи помогают локальные акты, на что направлен труд профессорско-преподавательского состава учебных заведений системы МВД России.
4. Взаимодействие ОВД с иными государственными органами в вопросах защиты прав и охраняемых законом интересов.
Так, например:
1. Согласно ст. 62 ФЗ от 2 октября 2007 г «Об исполнительном производстве» установлено взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел в форме оказания сотрудниками ОВД содействия при наличии условий:
1) в ходе исполнительного производства. В данном случае идет речь о совершении исполнительных действий принудительного исполнения;
2) имеется угроза жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя,
Общим является то, что, независимо от наличия указанных условий, сотрудники ОВД могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
2. Согласно ст. 30 Федерального закону от 25 февраля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», устанавливается информационное взаимодействие. Так, органы внутренних дел предоставляют страховщикам по их запросам сведения о регистрации транспортных средств, с владельцами которых этими страховщиками заключены договоры обязательного страхования.
Вывод. Решая поставленные им задачи, ОВД на современном этапе участвуют в самых различных видах гражданско-правовых отношений, в т.ч. связанных с защитой прав и интересов в данной сфере. В этой связи, полагаю, только во взаимосвязи теории гражданского права и служебного права и практики их применения, в т.ч. в деятельности органов внутренних дел, можно выявить и определить наиболее актуальные проблемы и направления в рассматриваемой сфере отношений.
Список литературы
1. Собрание законодательства РФ. - 2011. № 10. - Ст. 1335.
2. Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
3. Приказ МВД РФ от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» // Российская газета. - 2011. - № 183. - 19 августа.
4. Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1334.
5. Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.
6. Приказ МВД России от 16 июля 2012 г. № 689 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны» // URL: СПС Гарант.
7. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 8. - Ст. 648.
8. СПС Гарант. Приведенными нормативными актами отменены ранее действовавшие ведомственные акты: Приказы МВД России № 242 от 18 марта 2002 г., № 8 от 9 января 2007 г., № 1055 от 28 декабря 2005 г.
9. СПС Гарант.
10. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 23 марта 2000 г. N 296-р «О конкурсе на звание «Лучший участковый уполномоченный милиции в Санкт-Петербурге» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2000. - № 4. - 28 апреля.
11. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. № 30 (часть I). - Ст. 3105.
12. Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843 // Вестник Банка России. - 2007. - № 39.
13. Распоряжение губернатора Ленинградской области от 9 апреля 2003 г. № 173-рг «О результатах открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению в 2003 году государственных регистрационных знаков
для Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
14. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 октября 1995 г. № 1027-РП «Об организации конкурсов на строительство объектов ГУВД г. Москвы» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 15 августа 1997 г., 30 января, 24 марта, 30 ноября 1998 г., 26 апреля 1999 г., 21 сентября 2001 г., 27 августа 2003 г., 19 апреля, 14 июня, 13 декабря 2005 г.).
15. http://www.rg.ru/2011/05/13/doklad-lukin-dok.html.
Literature
1. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2011. № 10. - St. 1335.
2. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2011. - № 7. - St. 900.
3. Prikaz MVD RF ot 15 iyunya 2011 g. № 636 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o lineynom otdele Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii na zheleznodorozhnom, vodnom i vozdushnom transports» // Rossiyskaya gazeta. - 2011. - № 183. - 19 avgusta.
4. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2011. - № 10. - St. 1334.
5. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2010. - № 31. - St. 4179.
6. Prikaz MVD Rossii ot 16 iyulya 2012 g. № 689 «Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatelnosti podrazdeleniy vnevedomstvennoy ohranyi territorialnyih organov Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii po obespecheniyu ohranyi ob'ektov, kvartir i mest hraneniya imuschestva grazhdan s pomoschyu tehnicheskih sredstv ohranyi» // URL: SPS Garant.
7. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 11 fevralya 2005 g. № 66 «Voprosyi reformirovaniya vnevedomstvennoy ohranyi pri organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2005. - № 8. - St. 648.
8. SPS Garant. Privedennyimi normativnyimi aktami otmenenyi ranee deystvovavshie vedomstvennyie aktyi: Prikazyi MVD Rossii № 242 ot 18 marta 2002 g., № 8 ot 9 yanvarya 2007 g., № 1055 ot 28 dekabrya 2005 g.
9. SPS Garant.
10. Rasporyazhenie gubernatora Sankt-Peterburga ot 23 marta 2000 g. N 296-r «O konkurse na zvanie «Luchshiy uchastkovyiy upolnomochennyiy militsii v Sankt-Peterburge» // Vestnik Administratsii Sankt-Peterburga. - 2000. - № 4. - 28 aprelya.
11. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. - 2005. № 30 (chast I). - St. 3105.
12. Ukazanie TsB RF ot 20 iyunya 2007 g. N 1843 // Vestnik Banka Rossii. - 2007. - № 39.
13. Rasporyazhenie gubernatora Leningradskoy oblasti ot 9 aprelya 2003 g. № 173-rg «O rezultatah otkryitogo konkursa na pravo zaklyucheniya gosudarstvennogo kontrakta na vyipolnenie rabot po izgotovleniyu v 2003 godu gosudarstvennyih registratsionnyih znakov dlya Upravleniya gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya GUVD Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti».
14. Rasporyazhenie Premera Pravitelstva Moskvyi ot 20 oktyabrya 1995 g. № 1027-RP «Ob organizatsii konkursov na stroitelstvo ob'ektov GUVD g. Moskvyi» (s izmeneniyami ot 24 noyabrya 1995 g., 15 avgusta 1997 g., 30 yanvarya, 24 marta, 30 noyabrya 1998 g., 26 aprelya 1999 g., 21 sentyabrya 2001 g., 27 avgusta 2003 g., 19 aprelya, 14 iyunya, 13 dekabrya 2005 g.).
15. http://www.rg.ru/2011/05/13/doklad-lukin-dok.html.
УДК 63.115.11+347.4 А.А. Молчанов*
Формирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в свете реформы гражданского законодательства
Статья посвящена анализу законодательных изменений гражданского законодательства в свете принятого Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N° 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части нормативного регулирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
Ключевые слова: гражданское законодательство, правовой статус, фермерское хозяйство, индивидуальный предприниматель, реформа.
* Молчанов, Александр Александрович, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России доктор юридических наук, профессор. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: Alexmol53@mail.ru.
* Molchanov, Alexander Alexandrovich, professor of the civil law chair of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. doctor of law, professor. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: Alexmol53@mail.ru.
© Молчанов А.А., 2013