Научная статья на тему 'К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза'

К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / LEARNING MOTIVATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВАЦИИ / MOTIVATION TRANSFORMATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / PEDAGOGICAL PROCESS IN THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Наталья Владимировна

Происходящие серьезные преобразования в современном обществе ведут к необходимости качественно изменить требования к личности, ее психологической готовности к самостоятельному выбору профессии, профессиональной адекватности и осознанности своей профессиональной деятельности. Изучение мотивов профессионального выбора необходимо для поиска различных форм профессионального обучения, для оптимизации учебно-профессионального процесса, для совершенствования системы профессиональной ориентации и профессионального отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION TRANSFORMATIONS IN THE COURSE OF PEDAGOGICAL STUDENTS’ PROFESSIONAL TRAINING

Due to the latest changes in the modern society it has become essential to change the requirements for an individual, his psychological readiness to choose career path independently, professional adequacy and awareness of his professional activity. The author believes it is important to study the motives of career choice in the process of searching for different forms of vocational training, improving professional education and the system of professional orientation and selection.

Текст научной работы на тему «К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза»

ного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 83-90.

17. Тарасов С.В. От развития школы к развитию ученика. СПб. : ЛОИРО, 2000. 104 с.

18. Корчак Я. Как любить ребенка. М. : У-Фактория, 2000. 384 с.

19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 536 с.

20. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. : Изд. МГУ, 1984. 104 с.

21. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.

22. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.

ENVIRONMENT-ORIENTED APPROACH AS A CONCEPTUAL IDEA OF COMPETENCE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

© 2014

O.V. Galkina, candidate of pedagogical sciences, director State budget special (correctional) educational institutions for students and pupils with disabilities-special

(correctional) boarding school, Old Hatchet, (Russia) I.G.. Kuznetsova, candidate of psychological sciences, director of the Center distance learning disabled children State autonomous educational institution of additional professional education (training) Samara Regional Institute of Education and Retraining of Education, Samara, (Russia)

Annotation: The idea of the competence-oriented teaching children with disabilities through special "learning environment" - the result of system forming subject, social and informational environment - is the major factor increasing the efficiency and availability of education "for everyone". Environment-oriented approach in teaching disabled children allows to focus active pedagogical influence on the environment where the student undergoes self-education and self-development. The article presents the basic analysis and monitoring criteria of the educational environment.

Keywords: educational environment; competence education; environment-oriented education; environment-oriented approach; educational environment planning; the typology of educational environment; the social situation of development; the analysis and monitoring criteria of educational environment; four-component model of «project field» of educational environment.

УДК 159.99

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2014

Н.В. Григорьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара, (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается вопрос необходимости качественного изменения требований к современной личности, ее психологической готовности к самостоятельному выбору профессии, профессиональной адекватности и осознанности своей профессиональной деятельности. Также в статье представлены результаты исследований по изучению мотивов профессионального выбора, что необходимо для поиска различных форм профессионального обучения, для оптимизации учебно-профессионального процесса, для совершенствования системы профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Ключевые слова: мотивация; учебная мотивация; трансформация мотивации; профессиональная ориентация; профессиональное становление; педагогический процесс в вузе.

В связи с преобразованиями, происходящими в нашем обществе, особенно актуальной становится проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных к проявлению современного, более осознанного и ответственного отношения к профессиональной деятельности. Этого требуют быстро меняющиеся социально-экономические условия труда, которые качественно изменяют требования к личности, ее психологической готовности к самостоятельному выбору профессии, профессиональной адекватности и осознанности своей профессиональной деятельности.

Формой деятельности, в условиях которой совершается обучение, является учебная деятельность. Личность является и объектом, и субъектом этой деятельности, а все более возрастающая роль личности предполагает и возрастание уровня её ответственности за правильный выбор. Все более важной становится задача исключения влияния стихийных факторов на выбор профессии. Необходимо, чтобы выбор совершался не на основе пассивного, абстрактного интереса, а на основе собственной системы ценностей человека, не противоречащей общественным ценностям и интересам. Существенный вклад в решение этой задачи должны внести исследования мотивации профессионального выбора и исследования, изучающие влияние мотивов, особенностей выбора на степень удовлетворенности выбором, на процесс «принятия» своей профессии, на формирование активного отношения к процессу профессионального

становления.

Изучение мотивов профессионального выбора необходимо для поиска различных форм профессионального обучения, для оптимизации учебно-профессионального процесса, для совершенствования системы профессиональной ориентации и профессионального отбора.

В настоящее время молодежь и общество воспринимает образование, прежде всего, с позиций будущей профессиональной деятельности. При этом происходит переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной, такой переход, как отмечает А.Г. Асмолов, идет по линии трансформации мотивации, поскольку именно она является конституирующим признаком деятельности [1, с. 126].

Считается, что за последние 15 лет мотивация у студентов претерпела некоторые изменения. На сегодняшний день очень часто молодежь идет учиться в высшие учебные заведения не для того, чтобы получить профессиональные знания, умения и навыки, стать специалистом, а для того, чтобы получить диплом об окончании ВУЗа.

Под учебно-профессиональной мотивацией понимается система мотивов, побуждений, потребностей, целей, обуславливающих проявление учебной активности и активных действий в овладении профессией [2, с. 153; 3, с. 4; 4, с. 23].

Мотивация служит побудительной силой, способ-

ствующей обучению. Мотивы разделяют на внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требования, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Эти мотивы - внешние по отношению к непосредственной цели учения. При такой мотивации сама цель обучения может быть безразличной или даже отталкивающей. Учение при таком типе мотивации может носить и вынужденный характер. Внешний тип мотивации не способствует эффективной профессиональной подготовке педагогов [5, с. 18; 6, с. 33; 7, с. 10; 8, с. 352] .

К внутренним мотивам относятся те, которые побуждают человека к учению: интерес к знаниям, получение интеллектуальной удовлетворенности, любознательность, стремление повысить профессиональный и культурный уровень, потребность в получении новой информации и другие [9, с.162].

Учебная мотивация системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В связи с этим важно знать особенности мотивации студентов, изучать ее динамику и способствовать формированию релевантной мотивации, то есть направленной на профессиональную деятельность [10, с. 189].

Студенты оценивают учебный процесс в вузе с точки зрения своих личных потребностей, целей, установок, ценностей и т д. А они чаще всего отличаются от главной цели обучения - подготовки специалиста данного профиля.

По данным многочисленных исследований, доминирующим у студентов является мотив достижений (прагматический), то есть их деятельность направлена, прежде всего, на получение конечного результата определенного уровня. Сам процесс решения учебных задач приобретает для них значение лишь в силу его соотношения с конечным результатом (получение оценки, сдача зачета, экзамена, получение диплома и т.д.).

Однако выражен и познавательный мотив, который характеризуется направленностью на получение субъективно нового знания. Особенность его в том, что он связан не только с конечным результатом учебной деятельности, но и с самим процессом ее осуществления (интересом к ходу выполнения задачи, конкретным методом решения и т.д.).

Наименее выражен у студентов волевой мотив. Это говорит о невысоких стандартах учебной деятельности, которые устанавливаются ими сознательно (например, степень организованности, упорства, настойчивости и т.д.), а также о низком уровне стремления повысить внутренний уровень своей компетентности.

Данные исследований (А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.И. Мешков, А.А. Мотков) позволяют с уверенностью утверждать, что высокая мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний и умений, играя роль компенсаторного фактора, но в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта, что приводит к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса [11, с. 243].

Вопрос об учебной мотивации - это, по существу, вопрос о качестве учебной деятельности, потому что мотивы учебной деятельности в значительной мере определяют отношение студента к решению поставленных перед ним профессиональных задач, создают предпосылки эффективности и результативности самой профессиональной деятельности.

Изучение учебной и профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов. Что, в свою очередь, позволяет наметить пути оптимизации мотивационной сферы студентов, а именно: оценить зрелость мотивационной сферы, создавать эффективные программы формирования учебной и про-

фессиональной мотивации на этапе вузовской подготовки, успешно управлять формированием положительного отношения к учебной и будущей профессиональной деятельности, осуществлять дифференцированный подход в учебно-воспитательной работе со студентами.

Для того чтобы выяснить особенности мотивации студентов педагогического вуза, мы задали студентам вопрос о том, для чего они стремятся получить высшее образование по выбранной ими профессии. В опросе принимали участие студенты разных курсов факультета математики, физики и информатики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Так, для 36,4 % опрошенных студентов оказался важен «прагматический» мотив. Студенты в наибольшей степени руководствуются тем фактом, который для них является более значимым, - «окончить учебное заведение (получить диплом) и начать работать». В основном такую позицию демонстрируют первокурсники. К старшим курсам обучения уже у 55,3% студентов появляются «профессиональные» мотивы «получить хорошую профессиональную подготовку» и «занять высокую руководящую должность». И лишь 8,3% всех опрошенных не считают наличие мотивации необходимым условием успешности профессиональной деятельности.

Это означает, что наблюдается определенная градация мотивов в зависимости от стадии обучения студентов. Для студентов начальных курсов главным мотивом получения высшего образования являются приобретение новых социальных характеристик, тогда как для студентов старших курсов - углубление знаний, получение профессиональных навыков.

Это позволяет говорить о том, что в процессе обучения происходит корректировка ценностно-нормативных установок студентов посредством получения знаний в процессе образования, то есть от первого к последнему курсу изменяется мотивация учебно-профессиональной деятельности.

Результаты проведенного исследования выявили полное отсутствие учебной и профессиональной мотивации у некоторых студентов, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию мотивации и интереса к профессиональной деятельности.

За время обучения в педагогическом вузе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, то есть личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды. Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня её развития и сформированности у студентов, характеризуются устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узколичных мотивов, далекой или близкой перспективой.

Поступив в ВУЗ, бывший ученик сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса. По сравнению со средней школой меняются как форма преподавания, так и форма отчетности учащихся. Теоретический материал излагается на лекциях крупными порциями большому количеству людей, освоению практических навыков выделяется другое время. Контроль за успеваемостью становится отсроченным, большая роль отводится самостоятельной работе как в планировании своего рабочего времени (в

течение дня, недели, семестра), так и в выборе темы научной работы и организации консультативного взаимодействия с научным руководителем.

Стремление студентов к успешному овладению вузовской программой, устойчивая направленность применять свои знания, способности и опыт на пользу общества, показать себя в будущем творческим специалистом - важнейшая индивидуально-психологическая предпосылка успеха и эффективности его деятельности в ВУЗе.

В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает - никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе.

В ходе обучения уделяется мало внимания развитию мотивации на овладение профессией: студенты просто пишут курсовые, сдают экзамены и т.д. Считается, что необходимая мотивация уже задана самим фактом выбора профессии и этого достаточно. Однако, с нашей точки зрения, в ходе обучения развивается только познавательная мотивация, а мотивация к профессии может редуцироваться. Нужно развивать мотивацию к профессии, например путем предоставления большей свободы в выборе изучаемых предметов, а также специально организованной индивидуальной и групповой работы во время психолого-педагогической практики.

В период педагогической практики учебная, общественная и научная деятельность студентов находит свое продолжение непосредственно в условиях их будущего профессионального труда. Во время практики студенты решают реальные профессиональные задачи, пополняют свои знания, навыки, умения, совершенствуют компетенции, приобретают трудовой опыт [11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19]. Вместе с тем, практика позволяет студентам уяснить положительные стороны и недостатки в своей профессиональной подготовке, глубже осознать сложность и ответственность обязанностей по своей специальности, значение самостоятельности, умственных, коммуникативных, организаторских и педагогических способностей.

Влияние педагогической практики на профессиональное и общее развитие студентов тем сильнее, чем тщательнее проводиться деловая и психологическая подготовка к ней, на месте её проведения оказывается помощь в выделении главного в новой обстановке и выполнении практикантами поставленных задач. Однако не следует ограничивать практику решением узко производственных вопросов. Необходимо укрепление тесной связи практики с теорией, усиление в ней исследовательских моментов [20, с. 19].

Разнообразие задач, выполненных студентами во время практики, всесторонне формирует их как будущих специалистов, вырабатывает умения и навыки профессионально правильного использования полученных в вузе теоретических знаний.

Подводя итог, можно сказать, что вузовское образование независимо от конкретной специальности традиционно строится как синтетическое и фундаментальное: студентам не сообщают «истинные» и «единственно возможные» мнения, а предлагают через глубокое и всестороннее изучение материала и проведение самостоятельных исследований выработать собственный взгляд на проблему. Учитывая творческий характер профессиональной деятельности педагога, невозможно надеяться на существование готовых рецептов постановки задач или приемов решения и рассчитывать на их старательное «присвоение». Поиск места работы после окончания

учебы, успешное трудоустройство и профессиональное самоопределение также зависят от личных возможностей и усилий молодого специалиста. Важной задачей вузовского образования, помимо передачи знаний и умений (информирования), является также формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.

Наличие высшего образования, независимо от мотивов его получения, в целом воспринимается студентами как один из основных компонентов будущего благополучия и успешности. Это связано с тем, что вопрос о мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М. : Смысл, 2002. 480 с.

2. Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза // Профессиональное образование. Столица. Примечание. Приложение «Новые педагогические исследования». 2007. № 5. С. 151-155.

3. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 73-78.

4. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Хабаровск, 2007. 32 с.

5. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 51-60.

6. Данилова Е.В. Студенты и учеба: психологические аспекты проблемы // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 33-34.

7. Киселева Н.С. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов младших курсов педагогических специальностей ВУЗа средствами психологического тренинга : автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2007. 23 с.

8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд. Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. 544 с.

9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика : учебное пособие. СПб. : Питер, 2004. 432 с.

10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов вузов. М. : Университет, 2007. 399 с.

11. Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб. : Речь, 2006. 458 с.

12. Кипиченко Н.С. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 107-109.

13. Белкина Ю.А. Педагогическая практика студентов в условиях модернизации образования (инте-гративные тенденции) // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 19-21.

14. Чемоданова Г.И., Пустовалова Н.И. Об эффективности научно-исследовательской деятельности на факультете вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 270-272.

15. Колодезникова С.И. Организационно-методические условия совершенствования научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия:

Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 184-186. гические условия профессионального самосовершен-

16. Сухоставская Л.А. К проблеме педагогической ствования студентов методом стимулирования в про-практики в профессиональной подготовке будущих пе- цессе познавательной деятельности // Вектор науки дагогов и психологов // Вектор науки Тольяттинского Тольяттинского государственного университета. Серия: государственного университета. Серия: Педагогика, Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 178-182. психология. 2012. № 4 (11). С. 290-292. 19. Юрловская И.А. Условия и принципы индиви-

17. Руденко И.В. Проблема формирования и оцени- дуализированного обучения студентов в современном вания профессиональных компетенций в области на- педагогическом вузе // Вектор науки Тольяттинского учно-исследовательской деятельности студентов маги- государственного университета. Серия: Педагогика, стратуры // Вектор науки Тольяттинского государствен- психология. 2013. № 4 (15). С. 224-226.

ного университета. Серия: Педагогика, психология. 20. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности

2013. № 1 (12). С. 223-226. студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд.

18. Колодезников К.С. Организационно-педаго- психол. наук. Ярославль, 2005. 24 с.

MOTIVATION TRANSFORMATIONS IN THE COURSE OF PEDAGOGICAL STUDENTS'

PROFESSIONAL TRAINING

© 2014

N.V.Grigoryeva, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of psychology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Due to the latest changes in the modern society it has become essential to change the requirements for an individual, his psychological readiness to choose career path independently, professional adequacy and awareness of his professional activity. The author believes it is important to study the motives of career choice in the process of searching for different forms of vocational training, improving professional education and the system of professional orientation and selection.

Keywords: motivation; learning motivation; motivation transformation; professional orientation; professional development; pedagogical process in the University.

УДК 81.373.43

О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ОБРАЗОВАНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ СЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ)

© 2014

Е.А. Зайцева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи

и методики их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Особое место на страницах газет занимают сегодня разнообразные по семантике и структуре окказиональные слова, с помощью которых авторы свободно выражают свое отношение к различным явлениям действительности. В статье рассматриваются некоторые способы образования окказиональных слов, употребленных на страницах изданий современных СМИ (междусловное наложение, контаминация, образование по конкретному образцу).

Ключевые слова: окказиональные слова; окказионализмы; окказионализмы в СМИ; междусловное наложение; контаминация; образование слов по конкретному образцу.

Словообразование в наши дни отличается высокой активностью и динамизмом. Живой разговорный язык и язык газет обнаруживают это особенно ярко. В издания СМИ попадают не только нейтральные серьезные новообразования, но и разговорные, жаргонные, окказиональные слова [1, с. 552]. Индивидуально-авторские новообразования, необычные, яркие и изобретательные, повышают интерес читателя к развитию современного русского языка, способствуют раскрепощению языка, отказу от стандартных форм выражения.

Предметом рассмотрения в данной статье является структурная организация окказиональных имен существительных, функционирующих на страницах современных СМИ и созданных при помощи междусловного наложения, контаминации, по конкретному образцу.

Источником отбора языкового материала послужили публикации таких изданий, как «Новая газета», «Новая газета» в Самаре, «Московский комсомолец» в Самаре, «Версия». Некоторые окказионализмы, активно употребляясь на страницах СМИ, оказались зафиксированы новейшими лексикографическими изданиями, например: Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. СПб. : Норинт, 2001 (бизнесмент, рэкетмен), Толковый словарь русского языка конца XX века: Языковые изменения / под ред. Г.Н. Скляревской. СПб. : Фолио-Пресс, 1998 (бывшевик, спидовед); Моченое А.В, Никулин С.С., Ниясов А.Г., Савваитова М.Д. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов. М. : Олма-Пресс, 2003 (арконавт, мордодел); Зайцева Е.А. Наименования лица в русском

языке начала XXI века : словарь-справочник. Самара : ПГСГА, 2013 (интелегенды, полип-технолог) и др. [2, с. 61, 274; 3, с. 115, 607; 4, с. 14, 161; 5, с. 123, 184].

Яркой особенностью современного окказионального словообразования следует признать образование новых слов по способу междусловного наложения. Под меж-дусловным наложением Н.А. Янко-Триницкая понимает наложение конца одной основы и омонимичного (или паронимичного) начала другой основы двух самостоятельных слов, в результате которого «возникает сложное слово особого типа, включающее в своё значение семантику обоих объединившихся слов» [6, с. 472]. Основа нового слова состоит из обоих объединившихся слов, причём в качестве определяющего выступает первое.

Интересно, что в русском языке слова, образованные междусловным наложением, как правило, остаются окказиональными, не входят в язык, а сам способ их образования является специфическим для окказионального словопроизводства, тогда как в других языках (английском, французском) такие лексические единицы проникают и в литературный язык, соответственно и между-словное наложение становится способом для образования обычных слов [6, с. 473].

Слова, участвующие в образовании окказионализмов способом междусловного наложения, могут сохраняться в производной лексической единице полностью, без усечений: бизнесмент ^ бизнесмен + мент - «милиционер, который берет взятки» (употребительное на страницах изданий средств массовой информации сло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.