Библиографический список
1. Штраус У, Хау Н. Поколения. New York: William Morrow Paperbacks, 1991.
2. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Топос. Литературно-философский журнал. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru/article/7371
3. Бахтин М.М. Понимание и текст. Хрестоматия по философии. Москва: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.
5. Асмолов А.Г Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире. Москва, 2012.
6. Казакова Е.И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста. На путях к новой школе. 2014; № 1: 7-15.
7. Колшанский ГВ. Коммуникативная функция и структура языка. Москва: Наука, 1984.
8. Борисова Л.П., Никифорова Е.П., Макарова РП. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку. Современные исследования социальных проблем. 2018; Т. 9, № 11: 26-38.
References
1. Shtraus U., Hau N. Pokoleniya. New York: William Morrow Paperbacks, 1991.
2. Frumkin K. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta. Topos. Literaturno-filosofskij zhurnal. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru/article/7371
3. Bahtin M.M. Ponimanie i tekst. Hrestomatiya po filosofii. Moskva: PBOYuL M.A. Zaharov, 2001.
4. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.
5. Asmolov A.G. Chtoya dumayu o detyah: obrazovanie i vospitanie v menyayuschemsya mire. Moskva, 2012.
6. Kazakova E.I. Teksty novoj prirody: zakonomernosti i tehnologii razvitiya sovremennoj gramotnosti v usloviyah kachestvennoj modernizacii sovremennogo teksta. Na putyah k novoj shkole. 2014; № 1: 7-15.
7. Kolshanskij G.V. Kommunikativnaya funkciya i struktura yazyka. Moskva: Nauka, 1984.
8. Borisova L.P., Nikiforova E.P., Makarova R.P. Tekstocentricheskij podhod v obuchenii russkomu yazyku. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2018; T. 9, № 11: 26-38.
Статья поступила в редакцию 15.03.23
УДК 372.878
Tian Ye, postgraduate, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PERFORMING AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF F. CHOPIN. Aesthetic education of an individual is an integral part of the national idea, the most important component of culture and art of many countries. At the present time there is a problem of moral education of personality. The relevance of the problem lies in the fact that modern people are little familiar with the history of different countries, the features of national traditions, little knowledge about the outstanding personalities of different nations. Aesthetic education of the individual through the musical art is a topical issue, as it concerns the fate of present and future generations. The main principle of the musical and aesthetic education should enrich the knowledge of the music of different peoples and countries, especially that which reflects the national culture. The article examines the role of the outstanding Polish composer, pianist and teacher Friderik Chopin in the aesthetic education of the personality. The role of Friderik Chopin's musical and artistic aesthetics is examined. The importance of his work in the national musical art is noted. The methods of aesthetic, comparative, musical-theoretical and source analysis are used in this work. This article includes monographs, which cover the biography and works of Chopin; literature on Chopin's work from the aspects of historical, cultural, and stylistic problems of the 19th century; musicological works, which describe the features of style, musical form and musical language; literature of famous Russian musicians, devoted to the performing problems of Chopin's music; methodological works of musical and pedagogical aspects are noted. Some compositions of F. Chopin, which reveal his artistic and aesthetic views, are mentioned. The conclusion that the process of formation of the aesthetic culture of the individual requires direct communication of society with the best examples of artistic and aesthetic creativity of different peoples. This bright example is the creative legacy of the outstanding Polish composer Frederic Chopin.
Key words: Chopin, pedagogical principles, performance principles, romanticism, Chopin's style
Е. Тянь, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Ф. ШОПЕНА
Эстетическое воспитание личности является важным элементом культуры общества, показателем ее развития и воспитания. Однако нельзя не отметить, что в современных условиях существует проблема нравственного воспитания личности. Актуальность проблемы заключается в том, что она вытекает из малой осведомленности людей и общества в целом с историей и традициями разных стран, уровнем их культуры и менталитета. Большую роль также играет эстетическое воспитание личности, которое осуществляется посредством развития и совершенствования музыкального искусства и несет в себе развитие настоящих и будущих поколений. Основной акцент в данном направлении должен быть сделан на изучении истории и опыта в области музыкального искусства различных стран и народов, что в целом отражает национальную культуру и ее особенности. В данной статье исследуется роль в эстетическом воспитании личности творчества выдающегося польского композитора, пианиста и педагога Фридерика Шопена. Рассматривается роль его музыкально-художественной эстетики. Отмечена важность его творчества в национальном музыкальном искусстве. В данной работе использованы методы эстетического, сравнительного, музыкально-теоретического, источниковедческого анализа.
При написании данной работы были использованы различные труды, в том числе монографии, раскрывающие биографию и само творчество Ф. Шопена; представлена литература, которая системно и комплексно рассматривает творчество Шопена с позиции исторических ценностей, культурных и стилистических проблем XIX столетия; широко представлены труды, показывающие тонкости и особенности самого стиля музыкальных произведений, их форму и язык; приведена литература различных российских музыкантов, которые рассматривали исполнительские проблемы музыки данного композитора; представлены некоторые методические работы музыкально-педагогического аспекта. Отмечены некоторые сочинения Ф. Шопена, раскрывающие его художественно-эстетические взгляды. Подведен итог: развитие эстетической культуры личности связано с непосредственным общением и взаимодействием общества с лучшими образцами художественно-эстетического творчества разных народов. Одним из представителей творческого наследия в сфере искусства являются труды выдающегося польского композитора Фридерика Шопена.
Ключевые слова: Шопен, педагогические принципы, исполнительские принципы, романтизм, стиль Шопена
Актуальность данной статьи заключается в том, что в настоящее время существует потребность в новых приемах и методах в области музыкально-исполнительского творчества, которые помогают в формировании гармоничной личности музыканта. С целью разрешения данной проблемы нужно рассмотреть и изучить творчество великих музыкантов, которые оказали существенное влияние на становление и развитие музыкальной культуры. К таким ярким представителям музыкальной культуры можно отнести искусство Фридерика Шопена, творческое наследие которого содержит в себе
результаты его композиторской, исполнительской и педагогической деятельности.
Целью данного исследования является выявление основных особенностей стиля Ф. Шопена, которые оказали влияние на его исполнительские и педагогические принципы и не утратили своей актуальности в настоящее время.
Из цели следуют следующие задачи:
- проанализировать некоторые сочинения Ф. Шопена как эстетическое явление романтического периода;
- выявить связи между композиторской и исполнительской деятельностью Фридерика Шопена и положениями его педагогических принципов;
- рассмотреть роль исполнительских и педагогических принципов Фридерика Шопена в современном музыкальном искусстве.
В статье использованы различные методы, среди которых можно отметить методы исторического, источниковедческого, музыкально-теоретического, эстетического и сравнительного анализа.
Существует достаточно много научной литературы, которая отражает различные стороны исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена. Например, тема области общей педагогики раскрыта в трудах Л.С. Выготского. В работе ГГ. Нейгауза содержатся методики индивидуального обучения. В исследованиях Л.Л. Бочкарёва и Е.В. Назайкинского отражены общие психолого-педагогические аспекты музыкального исполнительства. Стилистическим проблемам романтизма посвящена работа А.В. Ванслова. Важное место занимает истори-ко-биографическая монография о Ф. Шопене И.Ф. Бэлзы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснован и подтвержден теоретический аспект возможности использования полученных результатов анализа множества видов деятельности Шопена на прикладном уровне при изучении особенностей музыкальной эпохи романтизма.
Практическая значимость исследования заключается в предложении и достаточной аргументации конкретных методических советов, которые направлены на четкое формирование взглядов и основных понятий у музыкантов относительно творчества и особенностей стиля Ф. Шопена в период эпохи романтизма.
Полученные результаты исследования могут быть применены в обучении на занятиях в детских школах искусств, средних профессиональных и высших учебных заведениях музыкального образования.
Во главе идеи эпохи Романтизма стоит человек - его чувства, переживания, его душа. Зародившись в литературе, это направление проникло позже во все виды искусства, но наиболее ярко проявилось в музыке.
Творчество Фридерика Шопена является одним из самых ярких в искусстве романтизма. Стиль Шопена отличается исключительным единством. Его интонации неподражаемы. «Всё его творчество отличается поразительным балансом между тенденциями музыкальных систем классицизма и романтизма» [1, с. 96]. В его сочинениях можно услышать разные чувства - от светлой грусти до драматических и героических образов.
Фридерик Шопен не оставил после себя полноценного труда, где были бы полностью отражены его взгляды на педагогику и исполнительское искусство, «хотя пытался оставить свод руководящих правил, своего рода «метод методов» («la méthode des méthodes») [2, с. 120-130], отрывки из которого, по счастью, сохранились и дошли до нас. Рассуждать о его педагогических и исполнительских принципах главным образом можно опираясь на само творчество великого композитора, воспоминания его учеников и современников.
Исполнительский стиль Ф. Шопена оставил след в воспоминаниях своих современников в первую очередь удивительной духовностью. Исполнение Шопена создавало подлинную атмосферу духа романтизма. «Иной раз, - вспоминал Ф. Лист, - из-под пальцев Шопена изливалось мрачное, безысходное отчаяние, и можно было подумать, что видишь ожившего Джакопо Фоскари Байрона, его отчаяние, когда он, умирая от любви к отечеству, предпочел смерть изгнанию, не в силах вынести разлуки с Venezia la bella» [3, с. 178-179].
Важно подчеркнуть, что Шопен производил большое впечатление на публику и «выступал перед ней в образе вдохновенного лирика, пианиста-виртуоза, который посредством звуков извлекал богатую палитру эмоциональных красок -нежных, светлых, меланхолических и т. д.» [4, с. 157]. Посредством создания лирических образов и стилей в полной мере раскрывалось богатство и очарование шопеновского звука.
Сама игра Шопена очаровывала разнообразием туше, точностью и гибкостью исполнения мелодии. Потрясало не только его умение добиваться красивого и мягкого звучания, но и изменять его по своему усмотрению, динамически и колористически. Каждая нота у Шопена была оправдана, имела свою идею и была значима.
Настоящим новатором Шопен стал и в области техники педализации, благодаря чему достигал совершенно нового акустического звучания фортепиано. Все нововведения требовали нового методического осмысления.
Педагогические принципы Ф. Шопена были новаторскими для того времени. Они отражали взгляды композитора на исполнение музыкального сочинения. Художественная образность занимала значительное место в его творчестве, а техническая сторона была лишь средством для воплощения идеи. Важно отметить, что шопеновская педагогическая система стала первой поистине фортепианной методикой, которая была более успешной по сравнению с другими существовавшими методиками того времени. Современники композитора отмечали, что он был глубоко мыслящим фортепианным педагогом. Ф. Шопен был уверен, что в первую очередь ученику необходимо дать полное представление об устройстве фортепиано. «После этого необходимо сформировать правильный исполни-
Библиографический список
1. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. Москва: Владос, 2003.
2. Мазель Л.А. Исследования о Шопене. Москва, 1971.
3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. Москва: Искусство, 1966.
тельский аппарат, который включал в себя посадку за инструментом и положение рук на клавиатуре» [5, с. 20].
По воспоминаниям своих учеников, Ф. Шопен всегда делал определенные замечания практического характера. Основой работы была посадка за инструментом. Корпус исполнителя должен занимать место перед клавиатурой прямо посередине, правая нога на правой педали. Позицию рук находят по так называемой «формуле Шопена», где первый и пятый палец руки ставится на белые клавиши, а остальные пальцы - на черные. Локти должны находиться на уровне белых клавиш.
Обучение игре на фортепиано начиналось с пианистических упражнений, где учитывалась индивидуализация каждого пальца в процессе упражнений. Музыкант отдавал предпочтение минимальной закруглённости пальцев, но так, чтобы точка опоры приходилась на «подушечку» пальца. Формирование исполнительского аппарата пианиста для Ф. Шопена была задачей первостепенной значимости, «гибкость пальцев и кистей композитор считал основополагающим в фортепианной постановке, что приводило к ловкости рук и в дальнейшем к блестящему исполнению» [6, с. 10].
Пианистические упражнения исполнялись различными штрихами: staccato, portato, marcato, и, наконец, legato. Шопеновское legato было очень разнообразным: legato, poco legato, molto legato, legatissimo. Именно Шопен дал конкретные объяснения исполнения техники rubato. Ф. Шопен говорил: «Левая рука - капельмейстер, она никогда не должна поддаваться и колебаться, правой же рукой делайте все, что захотите и сможете» [7, с. 47].
Очень много внимания Ф. Шопен уделял интонации, поэтому давал ученикам рекомендации, чтобы пристальное внимание уделяли осмыслению музыкальной фразы и придавали значение так называемому пианистическому дыханию, которое осуществлялось посредством включения всей руки, а также кисти и пальцев.
Содержание и количество технических упражнений в отношении каждого ученика устанавливался композитором индивидуально. Это зависело от подготовки ученика и самих его данных. С учениками, которые обладали необходимой технической подготовкой, Ф. Шопен занимался, обращая внимание на устранение недостатков музыкально-художественного воплощения. Техника служила средством для воплощения основной цели.
Вершиной виртуозного мастерства для Ф. Шопена была простота, развить которую можно только систематической и разумной работой. Таким образом, можно выделить основные исполнительские и педагогические принципы Фриде-рика Шопена:
- принцип единства интеллекта и чувства в исполнительской деятельности;
- принцип свободного владения пианистическим аппаратом;
- эстетический принцип выразительности речевой интонации в музыке;
- принцип гибкости движения метро-ритма;
- legato как основополагающий штрих звукоизвлечения;
- новаторство аппликатурных принципов и педализации.
«В работах предшественников композитора уже намечались некоторые шопеновские принципы, но именно Фридерик Шопен всей своей деятельностью и творческим наследием привел фортепианную педагогику к появлению принципиально новых методов и приемов» [8, с. 200]. Эстетические установки композитора, особенности его исполнительского стиля и педагогические взгляды раскрываются непосредственно в самих сочинениях Ф. Шопена.
Таким образом, мы приходим к выводу, что между исполнительской, композиторской и педагогической деятельностью Ф. Шопена существует прямая связь. Его исполнительская деятельность обусловливает педагогические взгляды, которые, в свою очередь, опираются на композиторское творчество.
В своем творческом наследии Ф. Шопен синтезировал музыкальные традиции классицизма и романтизма: «...он (Шопен - Е. М.) - единственный романтик, сумевший и в мелких, и в крупных произведениях сочетать наиболее яркие проявления романтического стиля с той динамичностью и интенсивностью развития музыкальной мысли и с тем единством, логикой и органичностью музыкальной формы, которые отличают лучшие произведения Бетховена» [9, с. 60]. Эта особенность стала красочным личным стилем композитора. Важно отметить, что творчество Шопена оказало непосредственное влияние на музыкальных композиторов из различных стран, что делает его ценным и важным компонентом для профессионального обучения пианистов в сфере музыкального искусства. В процессе исполнения сочинений Ф. Шопена пианисты овладевают романтическим стилем исполнения, техникой rubato, качественным звукоизвлечением. Творческое наследие Ф. Шопена может служить образовательной моделью при изучении фортепианного исполнительства эпохи романтизма.
В данной статье были рассмотрены основные черты творчества и стиля Фридерика Шопена, которые оказали влияние на его исполнительские и педагогические принципы. Анализ педагогических взглядов Ф. Шопена показал, что его принципы во многом опередили время и оказали огромное влияние на развитие мирового фортепианного исполнительского искусства.
4. Бэлза И.Ф. Шопен. Москва: Наука, 1968.
5. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. Москва, 1966.
6. Малинковская А. Бела Барток - пианист. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Москва, 1973; Выпуск 11.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Лабиринт, 2008.
8. Нейгауз Г.Г Об искусстве фортепианной игры. Москва: Классика XXI, 1999.
9. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Издательство Института психологии РАН, 1997. References
1. Nazajkinskij E.V. Stil' i zhanr v muzyke. Moskva: Vlados, 2003.
2. Mazel' L.A. Issledovaniya o Shopene. Moskva, 1971.
3. Vanslov V.V. 'Estetika romantizma. Moskva: Iskusstvo, 1966.
4. B'elza I.F. Shopen. Moskva: Nauka, 1968.
5. Martinsen K.A. Individual'naya fortepiannaya tehnika na osnove zvukotvorcheskoj voli. Moskva, 1966.
6. Malinkovskaya A. Bela Bartok - pianist. Trudy GMPI im. Gnesinyh. Moskva, 1973; Vypusk 11.
7. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Labirint, 2008.
8. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannojigry. Moskva: Klassika XXI, 1999.
9. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo Instituta psihologii RAN, 1997.
Статья поступила в редакцию 05.03.23
УДК 378
Kasatkina S.V., assisting teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS WITH ENRICHMENT OF THE VOCABULARY AND OVERCOMING THE LANGUAGE BARRIER FOR STUDENTS WITH LOW LEVEL OF THE ENGLISH LANGUAGE. The article raises an issue on problems of enrichment of vocabulary and overcoming the language barrier for students with low level of the English language. The author examines underlying causes of this phenomenon which are of great concern for the students. Moreover, possible solutions which could be of great maintenance to overcoming the difficulties are examined. The work is also accompanied by the survey conducted on the topic mentioned above. The author gives some assumptions about how practical approaches can be applied in order to improve the students' absorbing of new information on how to enrich their vocabulary. The researcher examines prerequisites of forming the language barrier and causes of its absence due to a low language level. The study shares examples of using certain methods backing the students' understanding of how to enrich their language by themselves, in addition to the methods applied within practical classes.
Key words: language barrier, vocabulary, English language, educational problems, self-training of students, English language teaching, pedagogics, non-linguistic university, psycholinguistics
С.В. Касаткина, асс., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА СТУДЕНТАМИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ
В данной статье нами поднимается проблема обогащения словарного запаса и преодоления языкового барьера студентами с низким уровнем владения английским языком. Исследуются первопричины возникших у студентов проблем, а также возможные решения, которые могут способствовать преодолению данных трудностей. Также приведены результаты опроса испытуемых на тему, исследуемую в данной статье. Выдвигаются предположения по применению возможных практических подходов по улучшению восприятия студентами новой информации, направленной на обогащение словарного запаса. В статье исследуются предпосылки формирования языкового барьера, а также причины его возможного отсутствия ввиду крайне низкого уровня владения языком. Приводятся примеры различных методик, способствующих формированию у студентов более четкого понимания, как развить навыки по самостоятельному поднятию языкового уровня, в дополнение к методикам, применяемым на аудиторных практических занятиях.
Ключевые слова: языковой барьер, словарный запас, английский язык, проблемы обучения, самостоятельная работа студентов, обучение английскому языку, педагогика, неязыковой вуз, психолингвистика
Данная научная статья посвящена теме обогащения словарного запаса и преодоления языкового барьера студентами с низким уровнем владения английским языком в неязыковом вузе. Актуальность данной статьи заключается в важности коммуникации на любом языке в современном мире. Без богатого «активного» словарного запаса студент не сможет по-настоящему социализироваться не только в обществе носителей языка, но, в том числе, и в научной среде, которую представляет собой высшее учебное заведение. Целью данной статьи является выявление и попытка решения ключевых проблем, возникающих у студентов с обогащением словарного запаса, а также с преодолением или даже изначальным формированием языкового барьера. В ходе подготовки теоретической базы для данной научной статьи нами был проведен опрос испытуемых в количестве 54 человек. Испытуемым было предложено ответить на 19 вопросов. С полными результатами опроса можно ознакомиться по ссылке [1]. Наиболее интересные вопросы мы разберем ниже. В этой статье перед нами стояли следующие задачи: разработка и исследование методик, необходимых для улучшения восприятия студентами новой лексики и ее запоминания; разработка и исследование методик, направленных на помощь студентам с низким уровнем языка в преодолении или первоначальном формировании и дальнейшем преодолении языкового барьера. Научная новизна данной статьи заключается в анализе проблемы с помощью проведённого опроса среди студентов с низким уровнем владения языком в неязыковом вузе и возможности дальнейшего применения результатов данного исследования коллегами в смежных областях для решения схожих проблем. Практическая значимость данной научной работы выражена в дальнейшем использовании исследовательского материала коллегами и выведении исследования на более высокий уровень научной значимости.
Основным предметом интереса в данной научной статье является группа испытуемых (54 респондента) со средним - В1 (Pre-Intermediate), низким - А2
(Elementary) или очень низким - А0-А1 (Beginner or Pre-Elementary) уровнем языка [1], которым мы будем давать оценку Опрос был проведен среди студентов 1 и 2 курсов Финансового университета при правительстве Российской Федерации, обучающихся на факультетах высшей школы управления и налогов, аудита и бизнес-анализа. В данной работе мы разберем ответы на наиболее интересующие нас вопросы. Среди 19 вопросов, предложенных испытуемым для ответа, наиболее интересным в первую очередь является результат ответов на вопрос о качестве преподавания английского языка студентам в средней школе. Более 80% респондентов ответили, что не получали должного образования по основному предмет в ходе обучения со 2 по 11 класс. Данная ситуация негативно сказывается на как первоначальном, так и дальнейшем обучении в высшем учебном заведении, где изучение иностранного языка является обязательным. Более 85% респондентов не сдавали никаких государственных итоговых аттестаций или экзаменов по английскому языку. Ввиду низкого качества образования в средней школе учащимся не был привит навык самостоятельной работы. Более того, часть респондентов не понимает ценности самостоятельного обучения или повторения пройденного материала и зачастую негативно реагирует на необходимость потратить определенное количество времени на осознание и отработку сложного грамматического и лексического материала самостоятельно. Все вышеперечисленное затрудняет осуществление педагогической деятельности на самом высоком уровне.
Одной из важных проблем, с которой зачастую сталкивается педагогический состав, является отсутствие фонетической базы у студента, а также отсутствие навыков чтения. Таким образом, трудности возникают на самой первой стадии обучения, так как студент либо читает по слогам, либо довольно плавно, при этом сильно коверкая слова. В случае, если, согласно учебно-методическому плану, уровень студента предполагает возможность практически беспрепятствен-