Мухитдинов Алишер Абдувахидович,
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминалистики ТГУПБП Ахмедов Нарзуллохон Иззатуллоевич,
к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминалистики
ТГУПБП
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С
ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
Расследование преступления является основной задачей органов предварительного следствия. Вместе с этим раскрытие преступления и розыск скрывшихся преступников является и задачей органов дознания. Тем самым успех расследования и раскрытия преступлений во многом зависит от совместных, согласованных усилий следователей и органов дознания, так как это основные критерии оценки деятельности органа дознания и следователя по борьбе с преступностью (22).
Улучшение организационной структуры органов предварительного следствия и дознания, несомненно, улучшило бы их взаимодействие для усиления эффективности борьбы с преступлениями. Причиной слабого взаимодействия следователя с органами дознания 36 % респондентов считают отсутствие надлежащего законодательного регулирования форм и условий взаимодействия (21).
Одним из условий эффективной борьбы с преступностью является быстрое расследование, что способствует изобличению лиц, совершивших преступление. Задержка с расследованием преступлений ведёт к утрате доказательств, что может препятствовать установлению истины. Вместе с тем быстрота расследования должна сочетаться с его объективностью, всесторонностью и полнотой (24, 19-20).
Ответственность за выполнение вышеуказанных задач возложена на государственные органы и должностных лиц, деятельность которых подлежит постоянному совершенствованию для достижения поставленных перед ними целей. Совершенствование работы правоохранительных органов предполагает не только улучшение организационной структуры, повышение мобильности и гибкости реакции на изменения в динамике преступности, но и усиление связи и взаимодействия в деятельности этих органов. Это относится, прежде всего, к органам предварительного следствия и дознания, проблема взаимодействия которых не нова, но актуальна и в наше время, поскольку непосредственно связана с задачей усиления эффективности борьбы с преступлениями. На вопрос: «Каковы причины слабого взаимодействия следователя с органами дознания?» - 36 % респондентов отметили отсутствие надлежащего законодательного регулирования форм и условий взаимодействия, 26 % - отсутствие руководящей роли следователя, 20 % - отсутствие
понимания общности задач, 17 % - отсутствие доверия между участниками взаимодействия (21,131).
В русском языке термин «взаимодействие» означает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку (23,68). В словаре В.Даля такого термина нет, однако из смысла его синонимов - «взаимный», «взаимничать»- взаимодействие означает соблюдение обоюдности, взаимности действий и отношений (11, 180).
Возникновение процессуальных отношений между следователем и органом дознания возможно по любому делу при условии, если по нему производится предварительное следствие. Необходимость согласованной деятельности следователей и органов дознания иногда возникает до возбуждения уголовного дела, т.е. в случаях, не терпящих отлагательства, например, осмотр места происшествия может производиться до возбуждения уголовного дела (ст. 182 УПК РТ) (32, 314). Поэтому следователь вправе привлечь к участию в осмотре места происшествия работников органов дознания, что он, как правило, и делает на практике. Главная цель согласованного взаимодействия - раскрытие и расследование преступлений, поэтому принципами взаимодействия являются: 1) соблюдение законности; 2) руководящая и организующая роль следователя; 3) целеустремлённость взаимодействия; 4) согласованность взаимодействия.
Взаимодействие характеризуется тем, что: а) одна из сторон взаимодействия обладает познаниями, которыми другая сторона не обладает; б) имеет возможности, которых у другой стороны нет. Данные определения позволяют считать, что «подключать» органы дознания при производстве предварительного следствия по каждому уголовному делу нет необходимости. Подобная практика может привести к существенным издержкам хода предварительного следствия, тем самым отрицательно повлияв на общее состояние раскрываемости преступления.
В частности, В.М. Быков предлагал закреплять следователя и сотрудника уголовного розыска за конкретным уголовным делом до его полного раскрытия и расследования (5, 69-70).
Взаимодействие следователя с оперативно - розыскными аппаратом может носить разовый (эпизодический) характер. Как правило, такое взаимодействие организовывается и осуществляется в связи с исполнением поручений следователя по отдельным обстоятельствам (эпизодам) расследуемого преступления. Взаимодействие может быть этапным, осуществляющимся на отдельных этапах расследования, а также постоянным, имеющим место на протяжении всего расследования (например, при расследовании преступления, осуществляемого следственно- оперативный группой) (9, 449).
Сочетание следственных действий с оперативно-розыскным мероприятиями является одним из важных условий повышения качества расследования преступлений. Для этого необходим тесный деловой контакт в работе следователя и оперативно-розыскного аппарата (1, 303).
Двусторонний характер помощи при взаимодействии состоит в том, что рабочий контакт следователя и оперативных работников органа дознания, обмен информацией, полученной при проведении следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, обеспечивают эффективность тех и других.
Как справедливо отмечает Г.А. Абдумажидов, выделенные для участия в расследовании работники оперативных... подразделений должны активно использовать свои специфические средства и методы для полного и быстрого раскрытия преступления, чётко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действий (1, 305).
В рамках реализации своих полномочий следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (27, 125).
Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам определяет время производства мероприятия, его нарушить нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру, обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата (28,99).
Поручение - это требование о производстве следственных или розыскных действий (20,123). Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения (4, 92).
Пределы, в которых следователь вправе давать органам дознания указания о содействии ему при производстве расследования, определяются задачами расследования. Взаимодействие следователя с оперативно- розыскными подразделениями строится на основе уголовно- процессуального права и в форме процессуальных правовых отношений. Следователь не может вторгаться в организацию и тактику оперативно- розыскных мероприятий, но вправе указать конкретную цель их проведения (например, установить лицо, совершившее преступление; выявить возможных свидетелей; обнаружить следы преступления, местонахождение разыскиваемого обвиняемого). Тем более он не может быть участником конкретных оперативно - розыскных мероприятий (17, 103).
В ходе проведения предварительного следствия по уголовным делам немаловажное значение имеет и координация деятельности следователя и органа дознания, т.е их рабочее взаимодействие. Координация действий - это согласованная по времени, месту и конкретным действиям работа различных правоохранительных органов (их структурных подразделений и отдельных должностных лиц) по выполнению задач борьбы с преступностью.
Одним из основных условий повышения раскрываемости преступлений, на наш взгляд, является улучшение взаимодействия следователя и органов дознания. Более 80% опрошенных следователей и сотрудников дознания считают, что существующее взаимодействие органов предварительного следствия и дознания нуждается в коренном улучшении (22, 133). Для устранения таких недостатков мы предполагаем, что сначала надо уяснить для себя сущность и содержание понятия
«взаимодействие» между следователем и органами дознания, что позволит глубже понять проблему и найти пути её решения. В юридической литературе имеются различные подходы к определению взаимодействия следователя и органа дознания.
По мнению И.П. Седова (29,55), взаимодействие следователя и оперативного работника по очевидным преступлениям должно осуществляться лишь в порядке, когда следователь испытывает затруднения в отыскании доказательств, неизвестно место нахождения имущества, добытого преступным путём либо подлежащего изъятию в возмещение материального ущерба.
Поддерживая мнение И.П.Седова, Е.П.Ищенко, в частности, отмечает: «Острая необходимость взаимодействия возникает и тогда, когда преступник скрывается от следствия, что предполагает его розыск, который успешно осуществить только следственным путём достаточно сложно» (15, 62-63).
Профессор А.Р. Ратинов характеризовал взаимодействие следователя с органом дознания следующим образом: «Под взаимодействием понимается основанная на законе согласованная деятельность административно независимых друг от друга органов следствия и дознания, направленная на раскрытие и предупреждение конкретного преступления путём наиболее целесообразного сочетания методов и средств, присущих этим органам» (26,4-5). В данном определении чётко указана сущность взаимодействия как согласованной деятельности независимых органов путём наиболее целесообразного сочетания методов и средств, присущих этим органам. Однако А.Р. Ратинов в данном определении имел в виду взаимодействия следователей прокуратуры и органов милиции, что, на наш взгляд, сужает сферу применения данного определения.
Аналогичного понятия взаимодействия придерживается и И.М.Гуткин, который, в частности, отмечает, что при взаимодействии органы предварительного следствия и дознания являются самостоятельными, не подчинёнными друг другу органами (10,67).
По мнению Н.В.Жогина и Ф.Н.Фаткуллина, под взаимодействием органов предварительного следствия и дознания следует понимать «основанную в законе согласованную деятельность должностных лиц этих государственных учреждений, направленную на раскрытие преступления и изобличение виновных, пресечение и предупреждение чьей-либо преступной деятельности и возмещение материального ущерба путём наиболее рационального сочетания методов, принимаемых этими органами» (13, 65). На наш взгляд, единственным недостатком вышеизложенных определений взаимодействия является то, что авторы не указали на другие источники, на основе которого возникает взаимодействие - приказы Генерального Прокурора и МВД, а также инструкции, регулирующие взаимодействие следователя и органов дознания.
Взаимодействие следователей, - оперативных работников и сотрудников экспертно-криминалистических подразделений (экспертов-криминалистов) как отмечают В.М. Тертышник, С.В. Слинько, можно рассматривать как основанную на законе и иных нормативных актах совместную деятельность имеющих различную компетенцию и специализацию, а также обладающих различным уровнем знаний в области криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, уголовного права и
процесса субъектов, направленную на достижение общей цели - раскрытие и расследование преступлений, установление объективной истины и обеспечение правильного применения закона (31,4).
Л.П.Плеснёва, основываясь на руководящей роли следователя по отношению к органам дознания в процессе взаимодействия, в частности, отмечала: «Взаимодействие следователя с органами дознания - это основанная на законе и подзаконных нормативных актах совместная, согласованная по цели, месту, времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов (следователя и органа дознания), которая выражается в наиболее эффективном сочетании процессуальных и гласных розыскных действий следователя с оперативно-розыскными и процессуальными функциями оперативно-розыскных оперативных работников, направленная на предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, розыск обвиняемого и возмещение ущерба, причинённого преступлением, предполагающая руководящая роль следователя при самостоятельном выполнении каждым из её участников намеченных ими действий» (24,25).
Н.А. Аменицкая дает определение взаимодействию как «основанной на законах и подзаконных нормативно-правовых актах взаимной, согласованной по цели деятельности с использованием особых полномочий, методов и форм, присущих каждой из взаимодействующих сторон, в системе, имеющей главным направлением деятельности выявление лица, совершившего преступление, и достоверное установление его виновности для решения судом вопроса о его справедливом наказании» (2,5). По мнению Л.Н.Калинковича, взаимодействием как юридической категорией обозначают согласованную по целям, месту, времени и тактике деятельность различных государственных органов, имеющих самостоятельный правовой статус (16, 73).
По мнению О.В.Танкевича, взаимодействие - это профессиональные отношения следователей и органов дознания (оперативно-розыскных подразделений), возникающие в ходе раскрытия преступления и расследования уголовного дела, регулируемые нормами уголовно-процессуального или другого законодательства, а также ведомственными нормативными актами (30,17).
По мнению Н.Н. Гапановича, И.И. Мартиновича, под взаимодействием понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная в законе и подзаконных нормативных актах деятельность следователя и оперативного работника, в пределах их компетенции, направленная на полное и быстрое раскрытие преступлений, всестороннее и объективное расследование уголовных дел (7,10).
По мнению И.Б. Воробьевой, взаимодействие есть деловое сотрудничество на том или ином этапе обнаружения, раскрытия, расследования и предупреждения преступления (6,19).
В.Е. Жарский считает, что под взаимодействием следователя и органа дознания при расследовании преступлений понимается их согласованная деятельность, направленная на выполнение стоящей перед ними общей задачи - быстро и полно раскрыть и расследовать преступление и, хотя ни следователь, ни орган дознания не находятся в административной зависимости друг от друга, взаимодействуя, они должны использовать все свои возможности и приложить максимум усилий для
установления в ходе расследования истины по делу. При этом следователь должен поддерживать тесный контакт с органом дознания на всем протяжении расследования (12, 8).
И.Ф. Герасимов предлагает следующее определение: «Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания - это основанное на законе и общности задач в уголовном судопроизводстве правильное сочетание и эффективное использование полномочий, методов и форм деятельности, присущих каждому из указанных органов, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений» (8, 30-31).
По мнению А.И. Кривенко, под взаимодействием следователя и оперативнорозыскных подразделений понимается их согласованная, подчиненная единому замыслу деятельность, осуществляемая путем оптимального использования присущих им средств и методов в целях наиболее эффективного решения задач, возникающих при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений (19,15).
Как отмечает Н.И. Порубов, - взаимодействие органов предварительного следствия и дознания представляет собой сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в такой организации их работы, когда действия следователя и работника органа дознания взаимно согласовываются для достижения наиболее эффективного результата в осуществлении задач уголовного судопроизводства. Под взаимодействием, с одной стороны, понимается тесное сотрудничество и согласованность действий следователей и оперативных работников органов МВД при организующей роли следователя, и, с другой — четкое разграничение функций в соответствии с их процессуальным положением. Взаимодействие — это не подмена следователей оперативными работниками или наоборот, а рациональное сочетание возможностей, методов и средств, имеющихся в распоряжении каждого в отдельности. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из этих органов (25,266).
Следует согласиться с мнениями В.Н. Григорьева, А.В. Победкина, В.Н. Яшина, которые, в частности, отмечают, что «Взаимодействие следователя с иными участниками деятельности по раскрытию и расследованию преступлений представляет собой комплекс основанных на действующем законодательстве, подзаконных нормативных правовых актах (приказах, инструкциях) и осуществляемых в специфических формах совместных и согласованных процессуальных и непроцессуальных мероприятий, направленных на скорейшее и результативное достижение задач расследования» (9, 446). В числе таких задач: своевременное и полное раскрытие преступлений, привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, розыск преступников, похищенного имущества и иных объектов; выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, их устранение и предупреждение.
В настоящее время правовой основой взаимодействия следователя и органа дознания является: Конституция, УПК РТ, конституционный закон РТ об органах прокуратуры, закон РТ об оперативно - розыскной деятельности, закон РТ о милиции, указы Президента Республики Таджикистан, постановления Правительства Республики Таджикистан, ведомственные и межведомственные нормативные акты
МВД, приказы и указания Генерального прокурора по вопросам организации следственной работы.
Вопросы взаимодействия следователя с органами дознания регламентируется в первую очередь УПК РТ. В УПК РТ предусмотрены формы и направления взаимодействия (ст.152 УПК): пределы полномочий органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 153 УПК); право следователя давать этим органам поручения о производстве отдельных следственных и оперативно-розыскных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве следственных и процессуальных действий, а также обязательность поручений следователя для органов дознания (ст. 39 УПК Республики Таджикистан, ст. 14 закона об ОРД, ст. 7, ст. 10 п.7, 8-10 закона «О милиции»).
В соответствии со ст. 10 конституционного закона Республики Таджикистан «об органах прокуратуры» Генеральный прокурор Республики Таджикистан и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов безопасности, налоговых органов, таможенных и других правоохранительных органов (18,67-68).
В законе «Об оперативно - розыскной деятельности указано, что одним из оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий является поручения следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве (п.3 ч.1 ст. 7). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 закона «Об оперативно-розыскной деятельности», следователь по находящимся в его производстве уголовным делам имеет право поручать субъекту оперативно-розыскной деятельности проведение любого из шестнадцати оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных в ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно п. 2 ст. 14 закона об «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно -розыскную деятельность, обязаны исполнять в пределах своих полномочий письменные поручения органа дознания, следователя, прокурора и решения суда (судьи) о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве.
В законе о милиции от 3 мая 2004 г. содержатся следующие правовые нормы, имеющие отношение к вопросам взаимодействие: 1) ст. 3 основные направления деятельности милиции: раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, совершивших преступления; проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях предупреждения, ст. 10 милиция обязана: выявления и раскрытия преступлений; разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести, взятых в заложники и других лиц, а также похищенное и захваченное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан; проводить в пределах своей компетенции экспертизы по уголовным делам, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности.
Как справедливо отмечает М.Ю. Бекетов современное состояние законодательства не позволяет отказаться от регулирования вопросов взаимодействия органов предварительного следствия и органов дознания с помощью подзаконных
актов, принимаемых органами исполнительной власти. Эти акты принимаются на основе и во исполнение законов, они конкретизируют и уточняют порядок оптимальной реализации установленных прав и обязанностей, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, организаций, учреждений (3,13-14).
Подзаконными нормативными правовыми актами, в первую очередь, являются нормативные указы Президента Республики Таджикистан, нормативные постановления Правительства Республики Таджикистан, а также ведомственные нормативные правовые акты. Общим основам взаимодействия правоохранительных органов (в том числе следователей органов внутренних дел и органов дознания) посвящен Указ Президента Республики Таджикистан за №546 от 11-апреля 2001 года «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Согласно названного Указа, координация деятельности органов внутренних дел, безопасности, органов по борьбе с коррупцией, незаконного оборота наркотиков, таможенных органов и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Среди приказов Министерства внутренних дел Республики Таджикистан основополагающими являются приказ от 28 -февраля 2006 года № 136, который утвердил «Инструкцию по организации взаимодействия следователей, с оперативными аппаратами, экспертно-криминалистическими подразделения и другими службами органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений", а также приказы МВД Республики Таджикистан № 40 с\п и №41 с\п от 18-января 2010 года, которыми утверждены «Положения о следственном управлении МВД и следственном отделе УВД» и «Инструкция по организации следственной работы в органах внутренних дел» (14, 5-9).
На наш взгляд, взаимодействие - это деятельность следователя и органов дознания, основанная на законе и нормативно-правовых и ведомственных актах, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска преступников для установления лица, совершившего преступление.
Вся деятельность взаимодействующих сторон должна быть подчинена общей цели — на своевременное и полное раскрытие преступлений, привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, розыск обвиняемого, возмещение ущерба, причиненного преступлением, а также на профилактики совершения новых преступлений.
Таким образом, следует отметить, что необходимость взаимодействия следователя с органами дознания диктуется потребностью практики и является важным элементом организации расследования преступлений.
Список использованной литературы:
1. Абдумажидов Г.А. Криминалистика. - Душанбе, 2009.
2. Аменицкая Н.А. Взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений в ОВД: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2006.
3. Бекетов М.Ю. Следователь органов внутренних дел и милиция: взаимодействие при расследовании преступлений. -М.,2005.
4. Белозеров Ю.Н. Органы дознания и предварительного следствия МВД и их взаимодействия. -М.,1973.
5. Быков В.М. Конфликты между следователями и оперативными работниками органа дознания, взаимодействующими при расследовании / Проблемы совершенствования тактики и методики расследования преступлений: Сб. науч. трудов. - Иркутск, 1980.
6. Воробьева И.Б. Взаимодействие следователя с контролирующими органами в борьбе с преступностью. - Саратов, 1987.
7. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. - Минск, 1983.
8. Герасимов И.Ф. Теоретические проблемы раскрытия преступлений - М., 1979.
9. Григорьев В.Н. Победкин А.В., Яшин В.Н., Гаврилин Ю.В. Справочник следователя. - М., 2008.
10. Гуткин И.М. Органы дознания и предварительного следствия системы МВД и их взаимодействие. - М., 1973.
11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.,1981.
12. Жарский В.Е. Взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании краж.
- Волгоград, 1976.
13. Жогин Н.В. Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. - М., 1965.
14. Инструкция по организации взаимодействия следователей с оперативными аппаратами, экспертно- криминалистическими подразделения и другими службами органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений.// Информационный бюллетень СУ МВД Республики Таджикистан. 2010.№1(6). -С. 5-9
15. Ищенко Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений. -Красноярск, 1987.
16. Калинкович Л.Н. Взаимодействия правоохранительных органов при раскрытии преступлений и расследовании преступлений - организационная основа успеха // Право Беларуси, 2002. - № 13.-С.73.
17. Комментарий к уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации // под ред. Петрухина И.Л. - М., 2011.
18. Конституционный закон Республики Таджикистан «об органах прокуратуры.-Душанбе, 2005.
19. Кривенко А.И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность. - М., 2006.
20. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. - М.,1986.
21. Мухитдинов А.А. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе (на материалах Республики Таджикистан). Авт. . дис. канд. юрид. наук. - Ташкент, 2009.
22. Мухитдинов А.А. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе (на материалах Республики Таджикистан). Дисс.... канд. юрид. наук. - Ташкент, 2009.
23. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1984.
24. Плеснева Л.П. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя с органами дознания. Дисс.. канд..юрид. наук. - Иркутск, 2002.
25. Порубов Н.И. Научная организация труда следователя. - Минск, 1970.
26. Ратинов А.Р. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании преступлений. - М., 1964.
27. Руководство по расследованию преступлений /под ред. Гриненко А.В. -М.,2010.
28. Рыжаков А.П. Комментарий к уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации. - М., 2011.
29. Седов И.П. Некоторые правовые и организационные вопросы взаимодействия следователей и органов дознания как элемент следственной практики / Совершенствование предварительного следствия в аспекте искоренения преступности в нашей стране: Сб.статей. Вып. 9-10. - Иркутск, 1975.-С.55
30. Танкевич О.В. Профессиональное взаимодействие следователя с органами дознания. -Гродно, 2003.
31. Тертышник В.М., Слинько С.В. Взаимодействие следователя с иными подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений. - Харьков, 1995.
32. Уголовно - процессуальный кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 2010.
А.А. Мухитдинов, Н.И. Ахмедов
К вопросу о сущности взаимодействия следователя с органами дознания
Ключевые слова: взаимодействие, следователь, органы предварительного следствия, органы дознания, расследование, раскрытие преступления, руководящая и организующая роль следователя
В данной статье авторы анализируют понятие и сущность взаимодействия следователя с органами дознания на основе регламентаций действующих нормативно - правовых актов и Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан. На основании анализа специальной литературы, посвященной вопросам взаимодействия следователя с органами дознания, авторы приходят к выводу о том, что необходимость взаимодействия следователя с органами дознания диктуется потребностью практики и является важным элементом организации расследования преступлений. Разрешение поставленных проблем взаимодействия следователя с органами дознания в ходе расследования и раскрытия преступлений и законодательное их закрепление, несомненно, будет способствовать повышению эффективности и качества предварительного расследования.
A.A. Mukhitdinov, N.I. Akhmedov On the Issue of the Essence Concerned with Interaction between Investigator and Inquest
Bodies
Key words: interaction, investigator, preliminary bodies of investigation, inquest bodies, investigation, crime revelation, investigator's leading and organizing role
The authors analyze the notion concerned with the essence of interaction between an investigator and inquest bodies proceeding from the regulations of functioning normative-legal instruments and the Penal Code of Tajikistan Republic. Designing on the premises of special literature dealing with the issues of interaction between an investigator and inquest bodies the authors come to the conclusion that a necessity of such contact is dictated by practical needs and is an important element of the organization related to investigation of crimes. A solution of the problems in question in the process of investigation and revelation of crimes and their legislative fortification will, beyond doubts, promote an elevation of effectiveness and quality related to preliminary investigation.