ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
Примечания
1. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. - М.: Наука, 1983.
2. Лихачев, Д. С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 2006.
3. Осипова, О. С. Картина мира в славянском язычестве: дис. ... канд. филос. наук / О.С. Осипова. - М., 1998.
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
М. И. Евдокимова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассмотрены проблемы противоречий процесса глобализации, обострения социальных противоречий и интересов различных членов общества в условиях меняющейся капиталистической системы; понятия богатства и идентичности и их влияние на социальные преобразования в условиях кризиса, роль ценностей и культуры.
Ключевые слова: противоречия, кризис, переходный период, капиталистическая система, интерес, богатство, идентичность, государство, бизнес, социальные преобразования, ценности, культура. This article is concerned to the problems of the globalization process contradictions, the escalation of social conflicts and interests of different members of the changing capitalist system society, the concept of wealth and identity and their influence on social changes in crisis, the role of values and culture. Key words: contradictions, crisis, the transition period, the capitalist system, interest, wealth, identity, state, business, social changes, values, culture.
Кризис, пожалуй, наиболее употребляемый термин в ХХ веке и начале XXI века. Именно в результате разрешения периодически возникающих противоречий активизируется поиск новых путей общественно-экономического развития общества. Объективная ситуация обострения социальных противоречий во многих странах, даже развитого капитализма, еще более убеждает в необходимости перемен и отказа от традиционных форм капиталистического устройства. Известный ученый И. Валлерстайн в работе «После либерализма» приходит к выводу, что «капиталистическая мирэкономика представляет собой систему иерархического неравенства распределения, основанную на концентрации определенных типов производства (срав-
нительно монополизированного и потому высоко прибыльного производства) в определенных ограниченных зонах, которые именно в силу этого становятся центрами наиболее высокого накопления капитала. Такая концентрация позволяет укреплять государственные структуры, которые в свою очередь призваны обеспечивать выживание этих относительных монополий» (2, с. 30). Однако, как отмечал известный ученый Й. Хейзинга, проблемы в экономике представляют собой «лишь одно из проявлений культурного процесса гораздо более широких масштабов» (6, с. 19). Следовательно, культурная политика приобретает все большее значение, особенно в силу расширения единого мирового экономического пространства и одновременного
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 64-67
^ Теория и история культуры
возрастания внутренних противоречий, приводящих к обострению разного рода конфликтов. Большинство сложностей интеграции вызваны затруднениями, возникающими в процессе унификации, увеличением миграционных потоков, кризисными явлениями в разных областях, в том числе культуры и др. Происходящие в мире изменения приводят к нарастанию напряженности в обществе, что может негативно сказаться на отношениях различных социальных, этнических и культурных групп. Стоит отметить, что ввиду указанных условий растет число работ, посвященных прогнозированию направлений развития общества, при этом учитывается состояние культурных норм и особенностей каждой группы. В последнее время также можно отметить полемику вокруг политики мультикультурализма, рост интереса к национальным культурам и, как следствие, признание неизбежности столкновений разных культурных традиций в условиях глобализации. Однако предлагаемые решения проблем идентичности, адаптации, развития национальных культур и правового регулирования, к сожалению, не всегда имеют комплексный характер, что не способствует повышению эффективности принимаемых мер. Видимо, такое неудовлетворительное состояние культуры вызвано, в том числе, недостаточным пониманием ее роли в процессе происходящих преобразований. В связи с этим представляется необходимым уделить большее внимание изучению связей между обозначенными явлениями с учетом более широкой системы факторов.
Сегодня мир все еще находится на стадии переходного периода, и вопрос, что же будет дальше, по-прежнему занимает умы разных специалистов. Поэтому так актуальны работы таких ученых, как И. Валлерстайн, К. Маркс, П. Сорокин, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и т.д. В работе «Годы решений» О. Шпенглер анализирует многие процессы, в том числе изменения условий труда, революции и т.п. Но, главное, он делает предположения относительно будущего мироустройства, в котором ныне актуальны выделенные им проблемы «культа рабочего», профсоюзов,
особенно учитывая растущую безработицу, перенос предприятий в страны с дешевой рабочей силой, отношение к работникам как к товару и др. Вероятно, вследствие осознания масштабов процессов «товари-зации» в настоящее время можно отметить возросший интерес к классовой теории, где «важное место занимает категория интереса, объяснение противоположности интересов основных классов. Люди, находящиеся в различных отношениях к средствам производства, имеют противоположные интересы» (4, с. 17). Но во многом сам интерес зиждется на наличии или отсутствии богатства. В работе «Революционное богатство» Э. Тоффлер отмечает образование системы богатства путем сочетания монетарной и немонетарной экономик для удовлетворения своих желаний. По его мнению, богатство является лишь частью макросистемы, наряду с такими компонентами, как культурные, политические, социальные и религиозные. «Каждая система богатства формирует новый стиль жизни, новую цивилизацию: не только новые структуры бизнеса, но и новые типы семьи, новые стили в музыке и живописи и новые виды пищевых продуктов, моду и стандарты физической красоты, новые ценности и новое отношение к религии и свободе личности. Все это взаимодействует и формирует новую систему богатства» (5, с. 24). Поэтому уместно будет затронуть вопрос формирования идентичности. Социальная идентичность может проявляться в двух формах: индивидуальной (формируемой «на уровне межиндивидуального общения со "значимыми другими"» в рамках единого культурно-символического пространства» (3, с. 257)) и коллективной («формируется на уровне саморефлексии социума и выражается посредством маркирующих признаков, с помощью которых социум в целом или отдельные его элементы манифестируют свою специфику и единство»). Содержание феномена этнокультурной идентичности «определяется осознанием общности и единства локальной ... группы на основе разделяемой культуры.» (3, с. 258). Общие нормы за счет создания
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
унифицированных условий ведения дел, в том числе корпоративной культуры и т.п., имеющие целью облегчить взаимодействие партнеров и таким образом улучшить благосостояние населения, приводят и к определенным последствиям. Идея идентичности в конечном счете приводит к констатации разделения населения на богатых и бедных без учета национальной или любой иной принадлежности и также оказывает влияние на выбор «свой»/«чужой». Последнее приобретает большое значение в условиях обострения социальных противоречий между разными членами общества, а также может служить объяснением противодействия многим социальным преобразованиям со стороны «заинтересованных лиц». Современные исследования, посвященные транснациональным корпорациям (далее - ТНК) (см., например, данные об исследовании: 7), приходят к выводу, что владельцы ТНК, безусловно, консолидированы в интересах расширения бизнеса, то есть в интересах «своих». Это вынуждает граждан, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами, обращаться с требованием обеспечения социальной стабильности к государству, так как именно оно обладает необходимыми ресурсами и механизмами (подробно о роли государства см.: 1). Тем не менее, политические решения, соотносимые с интересами бизнеса, зачастую вступают в противоречия с социальными проблемами, что ведет к еще большему обострению кризиса, а доверие к государственным институтам сменяется недоверием. Стоит также отметить, что результативность реформирования практически любых областей жизни зависит от состояния культуры и базовых ценностей для общества. Это относится и к реформированию правовой системы, имеющей вторичный характер. Иллюстрацией вышеизложенных рассуждений является пример инициатив по замене лишения свободы с отбыванием наказания в тюрьме на очень большие штрафы, то есть фактически такое же лишение свободы, но уже имеющее денежную основу. Если штрафы огромны, то человек вынужден расплачивать-
ся не десять и иногда даже не пятьдесят лет, что означает постоянную несвободу. Это также означает ограничения на передвижения, то есть человек с обязательством выплачивать сумму сто лет вряд ли сможет уехать куда-либо за границу, не только государственную, но вполне возможно, что и региональную. Необходимость постоянно платить не поможет при устройстве на работу или обустройству семьи, фактически это тот же кредит. А последствия современной кредитной системы можно наблюдать на улицах практически всего мира. Получается, что несколько измененные ценности приводят к странным последствиям: качественное изменение ценности богатства, фактически, приводит к необходимости вернуть рабство, что было бы весьма выгодно для многих собственников.
Безусловно, и раньше денежное возмещение имело место в истории, но изменение условий, мировоззрения и масштабов могут привести к полному отказу от признания человеческой жизни ценностью. А это, при сочетании таких условий, как современная правовая система, экономика, информационные технологии и возможности использования глобальных сетей, вынуждает человечество, признавшее кризисное положение и нуждающееся в переменах, требовать этих самых перемен.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мир по-прежнему находится в переходном периоде, однако перспективы нового порядка становятся более определенными. Во-вторых, сложившаяся модель капиталистических взаимоотношений в условиях экономического кризиса продемонстрировала необходимость ее скорейшего реформирования. Несмотря на противодействие определенных элементов, идеи социальной справедливости для большинства населения в условиях глобализации и унификации приобретают все большее значение, практически вне зависимости от региона проживания. Тем не менее, способы их реализации демонстрируют зачастую противоположное направление. В-третьих, вопросы культуры, ее возрождения, ввиду
^ Теория и история культуры
проблем, связанных с миграционными процессами и идентичностью, реформированием правовой системы, приобретают одну из ключевых позиций для государственной политики, так как именно культура - это «то, что объединяет людей и то, что их разделяет» (2, с. 159). Следует также отметить, что поиски выхода из сложившейся ситуации усиливают внимание к выяснению эконо-
мических, социальных и культурных причин кризиса. В связи с этим именно учет взаимодействия широкой системы факторов, в том числе культурных, юридических, политических, информационных и т.д., позволит более эффективно осуществлять преобразования, а также поиск такой модели мироустройства, при которой возможно реальное снижение социальных противоречий.
Примечания
1. Валлерстайн, И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация / И. Валлерстайн.
- М.:Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 176 с.
2. Валлерстайн И. После либерализма: пер. с анг. / И. Валлерстайн ; под ред. Б.Ю. Кагарлицкого.
- М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
3. Малыгина, И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / И.В. Малыгина; Моск. гос.ун-т культуры и искусств. - М., 2005. - 305 с.
4. Тихонова, В. А. Социология П.А. Сорокина : уч. пос. / В.А. Тихонова. - 2-е доп. изд. - М.: МГУК, 2000.
5. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008. - 569, [1] с.
6. Хёйзинга, Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Йохан Хёйзинга; сост., пер. с нидерл. и предисл. Д. Сильвестрова; коммент. Д. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 456 с.
7. http://www.newscientist.com/article/mg21228354.500-revealed-the-capitalist-network-that-runs-the-world.html
РАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ИСТОРИИ НАУКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
О. Е. Егоров
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Автор пытается показать историю развития взаимоотношений индивида и государства, описывая эволюцию идентификации социального индивида в определенном политическом обществе. В первую очередь анализируются формы государственных образований, как они влияли на самоидентификацию граждан, особое внимание обращается на развитие данных форм в истории европейской науки и политической мысли, вплоть до конца двадцатого века. Отдельные аспекты исследования посвящены нынешнему состоянию «гражданской идентичности» в условиях глобализирующегося мира и тенденции мультикультурализма.
Ключевые слова: гражданская идентичность, национализм, нация, гражданство, национальное государство.
The author tries to show history of transformation of relationships between individuals and the state, describing evolution of social individual's identification in the specific political society. Firstly forms of the state formations are analyzed, how did they influence for citisen's self-identification, special attention addresses on progress of these forms in history of the European science and political ideas until the end of the twentieth century. Special aspects of research are devoted to a modern position of «civil identity» in conditions of the globalized world and the tendency of multiculturalism. Key words: civil identity, nationalism, nation, citizenship, national state.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 67-70 67