Научная статья на тему 'К вопросу о сущности понятий «Эффект» и «Эффективность» научно-инновационной деятельности вуза'

К вопросу о сущности понятий «Эффект» и «Эффективность» научно-инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
866
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITIES / SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITY / EFFECT / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаффорова Е. В., Елисеева Т. И., Юрченко Е. Г., Репина Е. Я.

С переходом на новый этап развития, характеризующийся формированием инновационного общества, вузы стали уделять значительное внимание таким вопросам, как анализ результативности, качества, а также оценка эффективности научно-инновационной деятельности, создание новых продуктов научно-инновационной деятельности и практическое применение результатов с целью получения различных видов эффектов и эффективности. В связи с этим законно встает вопрос: что же следует подразумевать под понятием «эффект», а что под понятием «эффективность» в целом и научно-инновационной деятельности, в частности?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаффорова Е. В., Елисеева Т. И., Юрченко Е. Г., Репина Е. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Nature of Concepts «Effect» and «Effectiveness» of Scientific and Research University Activity

In transition to a new stage of development, charecterizing through formation of an innovative society, universities pay a great attention to such issues as analysis of productivity, quality and effectiveness of scientific and innovative activity, creation new products of scientific and innovative activity and practical application of the results in order to get various effects and effectiveness. We should ask ourselves what is «effect» and «effectiveness» as a whole and in scientific innovative activity in particular.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности понятий «Эффект» и «Эффективность» научно-инновационной деятельности вуза»

УДК 378

Гаффорова Е.В., Елисеева Т.И., Юрченко Е.Г., Репина Е.Я.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ «ЭФФЕКТ» И «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

С переходом на новый этап развития, характеризующийся формированием инновационного общества, вузы стали уделять значительное внимание таким вопросам, как анализ результативности, качества, а также оценка эффективности научно-инновационной деятельности, создание новых продуктов научно-инновационной деятельности и практическое применение результатов с целью получения различных видов эффектов и эффективности. В связи с этим законно встает вопрос: что же следует подразумевать под понятием «эффект», а что под понятием «эффективность» в целом и научно-инновационной деятельности, в частности?

Ключевые слова: высшее образование, вузы, научно-инновационная деятельность, эффект, эффективность.

Интенсивное развитие науки и техники в последние годы привело к колоссальному росту вложений материальных и не материальных средств на развитие инновационных структур в различных отраслях экономики. Не остались в стороне от этой тенденции и вузы, которые играют важнейшую роль в становлении национальной и региональных инновационных систем и создании качественно новых продуктов и технологий.

Научно-исследовательская деятельность в вузе, исторически предшествующая инновационной, преимущественно представляла собой средство, обеспечивающее подготовку специалистов по новым направлениям НТП и научно-педагогических кадров. Однако в условиях перехода России к этапу формирования инновационного общества - построения экономики, базирующейся на генерации, распространении и использовании знаний, этого явно недостаточно, как справедливо отмечают авторы исследования [1, с. 36-37]. Поэтому практически повсеместно в вузах наблюдается повышение инновационной активности и формируются локальные элементы инновационной деятельности в виде разработок принципиально новых продуктов и технологий, создания виртуальных образовательных площадок и полигонов, технологических парков и платформ, бизнес-инкубаторов и т.п. Чтобы обеспечить комплексность и системность таких инициатив, повысить их результативность, вузы в настоящее время должны решить стратегическую задачу по интеграции инновационной составляющей во все базовые виды их деятельности (образовательную, научную, экспериментально-производственную) .

На основе проведенного анализа мнений специалистов и собственных исследований сущности «инновационной деятельности» и ее взаимодействия с традиционными процессами вуза (образовательным, научно-исследовательским и производственно-коммерческим) было предложено определение научно-инновационной деятельности (НИД) вуза [2, с. 27].

НИД - это подсистема, интегрированная в сово-

купность процессов деятельности вуза, использующих его потенциал с целью создания новых знаний и нововведений в виде практических результатов (продуктов, услуг, информации, объектов инфраструктуры и т.п.), соответствующих требованиям заинтересованных сторон, и их реализации в реальном секторе экономики, сфере науки и образования для получения эффекта (экономического, социального и др.).

Исходя из данного определения было предложено рассматривать НИД вуза с двух позиций: как составляющую процессов, характеризующих основные виды деятельности вуза; как самостоятельный вид деятельности, связанный с выполнением инновационных проектов (табл. 1).

Наряду с развитием НИД, в настоящее время вузы стали уделять значительное внимание таким вопросам, как результативность процессов, качество полученных результатов и эффектов, а также проблеме оценки эффективности любого вида деятельности. Особую актуальность последняя проблема приобретает на современном этапе развития высшей школы в условиях жесткой конкуренции, неопределенности внешнего окружения, дефицита всех видов ресурсов, глобализации бизнеса. Поэтому перед вузами стоит задача не просто активизации, но и повышения эффективности научно-инновационной деятельности.

В связи с этим закономерным является вопрос о том, что же подразумевается под понятиями «эффект» и «эффективность» научно-инновационной деятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день в научной и учебной литературе представлено множество определений указанных понятий, что свидетельствует об отсутствии единства взглядов на их сущность. В то же время кардинальные проблемы эффективности НИД можно решать лишь на основе познания сущности этой категории, всестороннего анализа закономерностей ее проявления.

Согласно мнению большинства авторов [3, с. 23; 4, с. 41; 5; 6, с. 45-47; с. 84-88; 8, с. 112-114], эффективность можно рассматривать в двух аспектах. С

© Гаффорова Е.В., Елисеева Т.И., Юрченко Е.Г., Репина Е.Я., 2014

Экономика образования ♦ № 3, 2014

91

ТаблицаI

Двойственная позиция рассмотрения НИД вуза

Научно-инновационная деятельность

В рамках процессов деятельности вуза на основе инновационного подхода Реализация инновационных проектов по заявкам заинтересованных сторон

Цели

Совершенствование процессов вуза для получения результата, удовлетворяющего определенным требованиям заинтересованных сторон Получение, коммерциализация, трансфер и внедрение востребованных рынком продуктов НИД

Оценка результатов

По показателям научно-инновационных результатов процессов деятельности вуза По утвержденным и согласованным с заказчиком критериям (показателям) оценки инновационных проектов

одной стороны, если речь идет об эффективности управления научно-инновационной деятельностью, то тогда целесообразно рассматривать результативность деятельности как степень достижения целей. С другой стороны, если речь идет об эффективности результатов, которыми, в частности, выступают продукты НИД, то целесообразно рассматривать эффективность с точки зрения отношения полученного результата (эффекта) к произведенным затратам.

В понятии «эффективность» отражается действие многих экономических законов. В традиционном представлении его смысл заключается в том, что весь процесс функционирования любого хозяйствующего субъекта должен проводиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. п. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя.

Латинское слово «ейеСш» обозначает эффект, действие; следовательно, под «эффективным» понимают действенное, результативное. Эффект следует рассматривать как абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат [9, с. 125]. Отметим, что в данном контексте, понятия «эффект» и «результат» тождественны. Конечный результат деятельности часто называют эффектом. Однако эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность и ее результативность. Для более полной ее характеристики важно знать, благодаря каким затратам получен этот эффект, т. е. во что обошелся результат. Одинаковые затраты могут дать разный эффект, и, наобо-

рот, один и тот же эффект может быть достигнут за счет разных затрат.

В экономическом словаре «экономический эффект» определяется как разность между результатами экономической деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами [10, с. 89]. Очевидно, что для изменения значения эффекта необходимо влиять на факторы, его определяющие (например, с помощью расширения производства, либо экономии ресурсов на единицу продукта, либо и того, и другого).

Вместе с тем различные результаты деятельности не всегда обеспечивают получение экономического эффекта. В современной практике управления принято различать три основных вида эффекта:

• экономический - имеет непосредственную стоимостную форму, т. е. измеряется в денежных или натуральных измерителях; рассчитывается как разность между полученными результатами и объемом затраченных ресурсов для их получения;

• социальный - принципиально не может быть пересчитан в экономический, например предотвращение социального конфликта;

• социально-экономический - имеет комплексную природу, сочетающую экономическую выгоду и социальные стабильность и спокойствие.

Применительно к научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности в современных научных исследованиях, наряду с традиционными, выделяются более разнообразные виды эффектов [5; 11, с. 76; 12, с. 65-67]:

■ экономический - коммерческий эффект, полученный при использовании результатов научно-инновационной деятельности;

■ научно-технический - возможность использования результатов выполняемых исследований в дру-

гих НИР и ОКР и получение информации, необходимой для создания новой продукции;

■ научный - получение новых научных знаний и отражение прироста информации, предназначенной для «внутринаучного» потребления;

■ технический - результат освоения ОКР в производстве и эксплуатации в народном хозяйстве, оценивается фактическим экономическим эффектом;

■ социальный - степень удовлетворения потребностей потребителей;

■ экологический - влияние результата (продукта деятельности) на окружающую среду В их числе может быть шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.д.

Таким образом, получение любого эффекта заключается в преобразовании имеющегося потенциала (ресурсов) организации в конечный результат (см. рис. 1). При этом важно понимать, что полученный результат процесса в виде продукта, информации или услуги может обеспечить один или несколько видов эффектов.

Рассматривая указанную проблему применительно к НИД вуза, следует отметить, что результатами являются разнообразные продукты, создаваемые в ходе тех или иных процессов деятельности вуза и необходимые для определенных заинтересованных сторон (государства, профессиональной и образовательной среды и др.). Использование продуктов НИД заинтересованными сторонами предполагает получение ими различных видов эффектов (экономического, научного, научно-технического, социального и т. п.) (табл. 2).

В практической деятельности при управлении каким-либо объектом, в том числе и НИД, наряду с получением эффекта ставится задача повышения эффективности. По традиционному мнению, эффективность в отличие от эффекта рассматривается как определенное соотношение результата с целями или результата с затратами (ресурсами) его получения, т.е. как величина относительная [7, с. 82; 9, с. 57; 10, с. 72; 13, с. 45-46].

Наиболее распространенный способ определения эффективности заключается в соотнесении величины полученного эффекта или результата с величиной затрат на его получение. Причем, если

эффектом обладает любое действие, то эффективность характерна лишь для целенаправленного взаимодействия.

Многогранность категории «эффективность» обусловливает необходимость разграничивать эффективность на ряд видов с тем, чтобы понять сущность каждого из них и оценить возможность использования при оценке научно-инновационной деятельности вуза.

В зависимости от получаемого от деятельности эффекта можно выделить пять основных видов эффективности: научно-технологическую, экономическую, бюджетную, социальную и экологическую [11, с. 84-86; с.66; 14, с. 94-96].

Экономическая эффективность - соотношение результатов и затрат, приводящих к сбережению трудовых, материальных и природных ресурсов либо позволяющих увеличить производство товаров и услуг конечного и инвестиционного потребления, получающих стоимостную оценку.

Бюджетная эффективность - соотношение результатов и затрат научной, научно-технической и инновационной деятельности на доходы и расходы государственного бюджета.

Научно-техническая эффективность - совокупность таких показателей, как патентная, изобретательская, публикационная, конструкторская и инновационная активность.

Социальная эффективность - удовлетворенность потребностей человека и общества, улучшение социальной сферы, повышение качества жизни людей, повышение уровня благосостояния работников.

Экологическая эффективность - снижение техногенной нагрузки на окружающую природную среду и рационализация природопользования.

Существуют и другие подходы к классификации эффективности на виды, например, в [15, с. 56] выделяются индивидуальная, групповая и организационная виды эффективности в структуре организации.

На основе проведенного анализа теоретических положений и подхода к НИД вуза в разрезе двух указанных выше направлений авторами предложены следующие определения ключевых понятий:

эффект НИД (по основным процессам деятель-

Вход

Преобразование

Выход

Ресурсы: материально-технические, финансовые, кадровые, в том числе знания, информация, пространство и время

Обработка и преобразование ресурсов

Полученные результаты

(эффекты) в виде желаемых состояний и целей

Рис.1 Преобразование ресурсов в желаемый результат

Таблица2

Эффекты, получаемые заинтересованными сторонами, при использовании продуктов НИД

Продукт НИД Процессы деятельности вуза, создающие продукты НИД З аинтересованные стороны Эффект

1 2 3 4

Методология и методы управления Научный, процесс менеджмента Профессиональная, научная, образовательная среда Экономический, социальный, научно-технический, научный

Образовательные технологии и методы Образовательный, научно- методический Образовательная, социальная, научная среда, государство, индивидуум Экономический, социальный

Технологии воспроизводства кадрового потенциала вуза Образовательный и вспомогательный Образовательная и профессиональная среда Социальный

Программные и другие информационные продукты Образовательный, производственно-коммерческий, научно-методический Профессиональная, научная, образовательная, социальная среда, индивидуум Экономический. социальный, научно-технический, научный

Социальный продукт и технологии Воспитательный Государство социальная среда Экономический, социальный, научно-технический

Проектные площадки Научно-исследовательский, коммерческий Научная, профессиональная, образовательная среда Научный, научно-технический

Объекты инфраструктуры (лаборатории при вузе и кафедрах, технопарки, научно-производственные комплексы) Образовательный, производственно-коммерческий, научный, вспомогательный Научная, образовательная среда, государство Научный, научно-технический, экономический

Опытные образцы Научный и производственно-коммерческий Научная, профессиональная среда Научный, научно-технический

Технико-технологические разработки Научный, производственно- коммерческий, образовательный Профессиональная, научная, образовательная среда Экономический, социальный, научный, технический

ности вуза) - результат, полученный в процессе деятельности вуза в виде разнообразных продуктов НИД, проявляющихся при их внедрении и использовании, характеризующий повышение степени удовлетворения определенных групп потребностей заинтересованных сторон (государство, образовательная, научная, профессиональная, социальная среда и индивидуум) относительно используемых ими традиционных аналогичных продуктов;

эффект инновационного проекта - результат проектной НИД вуза, который соответствует критериям оценки инновационных проектов в отношении выполнения требований заинтересованных сторон; он означает получение заинтересованными сторонами установленных видов эффектов и готовность к внедрению в определенных сферах деятельности.

Основываясь на базовых понятиях, на систематизации мнений авторитетных ученых и представленном подходе к управлению НИД в системе менеджмента вуза, для определения понятия эффективности НИД авторы предлагают рассматривать результативность и эффективность системы управления НИД (как подсистемы общей системы управления) в рамках единого понятия «эффективность», подразумевающего степень достижения целей в области НИД. При этом должны быть учтены как полученные результаты, характеризующие достижение целей, так и затраченные для этого ресурсы.

Исходя из этого, эффективность НИД (по процессам) - это соотношение результатов научно-инновационной деятельности, характеризующих степень достижения цели по созданию научно-инновационных продуктов для удовлетворения требований заинтересованных сторон, и используемых для этого совокупных ресурсов.

Определение эффективности инновационного проекта в большей степени соответствует ее классическому определению и рассматривается как соотношение эффектов, получаемых при использовании продуктов НИД заинтересованными сторонами, в том числе прибыли вуза, и затраченных при разработке проекта ресурсов.

В целом предложенные определения понятий «эффект» и «эффективность» НИД являются основой для анализа и выбора методики оценки эффекта и эффективности НИД как важнейшей составляющей управления НИД в системе менеджмента вуза.

Библиографический список

1. Гаффорова Е.Б., Белкин В.Г., Сафонова К.И. Роль системы менеджмента качества в научно-инновационной деятельности вуза // Качество. Инновации. Образование. 2010. №2 2.

2. Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994.

3. Воронова А.А., Катичев В.Ф. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №2 4.

4. Оценка эффективности инноваций и эффективности инновационной деятельности. Режим дос-тупа:_http://mnovatюn-managementm/_otsenka

5. Паринов Д.В. Подход к оценке и анализу эффективности функционирования производственных систем // Экономические проблемы организации и управления производством в условиях рынка: Сб. научных трудов. Воронеж: ВГТУ, 2000.

6. Савицкая Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты. 2-е изд. М. : Новое знание, 2004.

7. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.

8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Экономический словарь. Режим доступа: http:/ / abc. in form bureau. сот/ html/ yeiiiiexaneee_ yooaeo.html.

10. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

11. Костромина Н.И., Шайбакова Л.Ф. Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности государственных научных центров РФ. Режим доступа: wvvw.uran.ru.

12. Изотова Т.Г. Оценка эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в системе принятия управленческих решений: Дис. ... канд. эконом, наук. М., 2006.

13. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Проспект, 2009.

14. Шелкоплясова Г.С., Шелкоплясов А.Д. Эффективность и результативность - основные показатели профессиональной деятельности государственных гражданских служащих // Сборник научных трудов СевКавГТУ Сер. «Экономика». ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». 2009. № 9.

15. БарановаИ.В., ЧерепановаМ.В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза // Сибирская финансовая школа. 2006. №2 4.

Gafforova Е.В., Eliseeva T.I., Yurchenko E.G., Repina E.Ya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A NATURE OF CONCEPTS «EFFECT» AND «EFFECTIVENESS» OF SCIENTIFIC AND RESEARCH UNIVERSITY ACTIVITY

In transition to a new .stage of development, charecterizing through formation of an innovative society, universities pay a great attention to such issues as analysis ofproductivity, quality and effectiveness of scientific and innovative activity, creation new products of scientific and innovative activity and practical application of the results in order to get various effects and effectiveness. We should ask ourselves what is «effect» and «effectiveness» as a whole and in scientific innovative activity in particular.

Keywords: higher education, universities, scientific and innovative activity, effect, effectiveness.

УДК 316.34/35

Меметов В.С., Будник Г.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Формирование интеллигенции в образовательном пространстве высшей школы обосновываются с помощью междисциплинарного подхода.

Ключевые слова: интеллигенция, теоретические основы формирования интеллигенции, образовательное пространство.

На протяжении всей отечественной истории интеллигенция играла исключительно важную роль. От ее гражданской позиции, компетентности, активности во многом зависел ход событий. Именно поэтому выяснение совокупности факторов, влияющих на становление ценностных установок и качество профессиональной подготовки выпускников высшей школы, имеет сегодня важное значение.

Между тем, анализ историографии свидетельствует, что эта проблема практически не изучена. В большинстве работ, посвященных истории высшего образования, становлении интеллигенции, речь идет о подготовке специалистов, кадров, профессионалов. Близкими нам по видению проблемы являются лишь работы Л.В, Викторовой, А.С. Запесоц-кого и ученых из Санкт-Петербурга - авторов коллективной монографии «Формирование российского интеллигента в университете» (СПб, 2000)1.

Отсутствие теоретического осмысления столь значимой в наши дни проблемы заставило авторов данной статьи вынести на суд читателей свое видение вопроса.

Прежде всего, обратимся к понятию «интеллигенция». Важнейшим моментом его выработки является выделение общих, сущностных черт2, присущих интеллигенции с момента возникновения и до наших дней, плюс ее специфическим особенностям, приобретаемым в определенном пространственно-временном диапазоне.

Историографический анализ показывает, что с течением времени значение термина «интеллигенция» переосмысливалось. Традиционно считается, что впервые его употребил П. Боборыкин в 1860-е

годы, хотя выделение людей с особыми чертами характера, такими, как высокая нравственность, служение народу, подвижничество, началось задолго до этого3. В XIX веке в определении интеллигенции наметились два подхода: социально-экономический и нравственно-этический. С социально-экономических позиций к анализу интеллигенции подходил Д.И. Писарев, называвший ее «мыслящим пролетариатом». С нравственно-этических - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, А.С. Хомяков, Н.Н. Страхов.

В начале XX века к интеллигенции относили главным образом людей, у которых общечеловеческие ценности преобладали над классовыми. Глубокое теоретическое обоснование этой позиции дали П.Н. Милюков, Д.Н. Овсяниюв-Кулиювский, Н.А. Бердяев, М.И. Туган-Барановский, Р.В. Иванов-Разумник, А.Ф. Лосев. С классовых позиций, с выделения важнейших признаков интеллигенции в системе общественного производства, рассматривали ее Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А.А. Богданов, А.В. Луначарский4. В рамках этого подхода философ Е.С. Элбакян выделяет четыре точки зрения на интеллигенцию. По первой - интеллигенция не образует отдельной социальной группы, т.к. ее представители относятся к различным классам общества. Именно поэтому, марксисты выделяют буржуазную, разночинную и пролетарскую интеллигенцию. По второй позиции, интеллигенция, на ее взгляд, примыкает лишь к одному из классов в качестве составной его части. Третья точка зрения обосновывается ею отнесением интеллигенции к особому классу капиталистического общества в стадии империализма. И, наконец, отмечает Е.С. Элбакян,

96

© Меметов В.С., Будник Г.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.