8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
8.1. К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Мирошник Светлана Валентиновна, доктор юридических наук, профессор кафедры «Государственноправовых дисциплин» Ростовского филиала Российской академии правосудия.
Аннотация: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы теории субъектов финансового права, выделяются особенности финансовой правосубъектности лица, предлагаются новые основания классификации участников финансовых правоотношений.
Ключевые слова: субъект финансового права, финансовая правосубъектность, классификация субъектов финансового права.
TO A QUESTION ON SUBJECTS OF THE FINANCIAL RIGHT
Miroshnik Svetlana Valentinovna, the doctor of jurisprudence, the professor Chairs «State-legal disciplines» The Rostov branch of the Russian academy of justice.
Annotation: In article debatable questions of the theory of subjects of the financial right are considered, features financial правосубъектности persons are allocated, the new bases of classification of participants of financial legal relationship are offered.
Keywords: the subject of the financial right, financial правосубъектность, classification of subjects of the financial right.
Субъект финансового права - это носитель прав и обязанностей в финансовой сфере.
Участие в финансовых правоотношениях определяется законодательно установленными правовыми возможностями, которые в юридической литературе обычно выражаются с помощью понятия «финансовая правосубъектность». Финансовая правосубъектность - это право признаваться и быть субъектом финансового права.
Происходящие в жизни страны кардинальные изменения, связанные с дальнейшим развитием рыночных отношений, находят свое отражение в финансовом законодательстве. Правоспособность и дееспособность субъектов финансового права - это юридические свойства, находящиеся в постоянной «динамике». Они отражают закономерный процесс возрастания роли финансового права на современном этапе развития государства и общества.
Не может быть субъекта, который реализует права и обязанности в финансовой сфере, предварительно не имея потенциальной возможности использовать предоставленные законодательством меры возможного и должного поведения. Как отмечают представители теории права, «эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена - «аннулирована». Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома - нечто само собой разумеющееся»1.
1 Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузо-ва и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2007. С. 522.
Вместе с тем следует отметить, что практическая реализация правового статуса любого субъекта финансового права происходит в процессе вступления его в различные правоотношения (налоговые, бюджетные, страховые, валютные, банковские, контрольно-надзорные). Права и обязанности участников финансовых правоотношений устанавливаются финансово-правовыми предписаниями, содержащимися в разнообразных источниках финансового права. Отсюда финансовая правосубъектность как юридическая категория имеет относительно самостоятельный независимый характер. Она наполнена конкретным предметным содержанием, определяется границами установленной законодателем публичной сферы - сферы финансовой деятельности.
Иными словами, финансовая правосубъектность -отраслевая правосубъектность, содержание которой определяется предметом и методом финансового права как самостоятельной отрасли права.
Как особое юридическое свойство она дает возможность субъектам участвовать в различных финансовых правоотношениях и характеризуется тем, что осуществление прав и обязанностей субъектов финансового права связано с определенной ограниченной сферой - образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Финансовая правосубъектность является специальной. Это означает, что у лица возможности осуществлять права и исполнять обязанности носят ограниченный характер, то есть он может участвовать только в определенном круге финансовых правоотношений.
Содержание финансовой правосубъектности зависит от юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности. Очевидно, что финансовая правосубъектность государства не может быть тождественна финансовой правосубъектности налогоплательщика или кредитной организации.
В связи с этим абсолютно прав Д.В. Винницкий, выделяющий частную и публичную налоговую право-субъектность2. Думается, что это верно и в отношении финансовой правосубъектности, являющейся родовым понятием.
Частная финансовая правосубъектность представляет собой предусмотренную нормами финансового права способность субъекта, руководствуясь собственным интересом и подчиняясь в установленных случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в финансовых правоотношениях. Частной финансовой правосубъектностью обладают физические лица и организации.
Публичная финансовая правосубъектность представляет собой способность и одновременно обязанность субъекта, руководствуясь публичными интересами и имеющими публичное значение частными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями в финансовой сфере.
Носителями публичной финансовой правосубъектности являются Российская Федерация, субъекты РФ,
2 См.: Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: Изда-
тельство НОРМА, 2000. С. 18-19.
муниципальные образования, а также органы государственной и муниципальной власти.
Финансовая публичная правосубъектность не обладает таким свойством как иерархичность. Это означает, что носители публичной финансовой правосубъектности в рамках одного направления обладают одинаковыми полномочиями в отношении функционально подчиненной стороны. Например, выездные налоговые проверки могут проводить как налоговые органы по месту учета налогоплательщика, так и вышестоящие налоговые органы. Однако, по отношению к налогоплательщику они обладают абсолютно одинаковым объемом прав и обязанностей.
Финансовая правосубъектность позволяет выявить и показать взаимосвязь финансового права с другими отраслями российского финансового права. Например, публичная финансовая правосубъектность отражает тесную взаимосвязь финансового права с конституционным и административным правом.
Следует отметить с далеко не все ученые разделяют мнение о производном характере финансовой правосубъектности. Они исходят из того, что субъекты финансового права становятся участниками финансовых правоотношений в силу того, что законодатель для них закрепил права и обязанности в определенной сфере, а не потому, что, например, коммерческие организации и граждане зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательства3.
Думается, что это не так. Наделение субъектов правовыми возможностями в финансовой сфере законом, который противоречит Конституции страны, нельзя рассматривать как установление финансовой правосубъектности лица. Для этого нет соответствующей правовой базы.
Финансовая правосубъектность как особое юридическое свойство дает возможность субъектам участвовать в различных финансовых правоотношениях, в рамках которых они могут реализовать свои права и исполнять обязанности, то есть осуществлять действия по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Поэтому совершенно права профессор Ю.А. Крохи-на, утверждающая, что финансовая правосубъектность выступает своеобразный правовым средством включения субъектов финансового права в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансовоправового статуса4.
Правосубъектность как система норм о способности субъекта финансового права быть носителем прав и обязанностей соотносится непосредственно с нормами права, определяющими содержание этих прав и обязанностей.
Наличие прав предполагает, что субъекты могут:
- самостоятельно осуществлять предоставленные им правовые возможности,
- требовать от других участников финансовых правоотношений соответствующего поведения,
- обращаться в компетентные государственные органы за защитой своих прав или за объективным рассмотрением и разрешением финансово-правового спора.
3 См.: Перепелица М.А. Понятие и особенности субъектов финансового права// Финансовое право. 2004. № 6. С.22.
4 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2011. С. 99.
Установление законодателем обязанностей в финансовой сфере означает, что субъект обязан:
- совершать определенные действия в пользу управомоченной стороны финансового правоотношения,
- не совершать финансовые правонарушения.
Финансовая правосубъектность является важнейшей
характеристикой субъекта финансового права, основой и предпосылкой его финансово-правового статуса.
Важное место в науке и практике финансового права занимает вопрос о систематизации субъектов финансового права, их делении на виды.
Систематизация и классификация субъектов финансового права дает возможность получить исчерпывающее представление обо всех участниках финансовых правоотношений, об особенностях их финансовоправового статуса.
М. В. Карасева, подчеркивая многообразие субъектов финансового права, выделяет три группы:
1) публично-правовые образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования),
2) коллективные субъекты (органы государственной власти, организации),
3) индивидуальные субъекты (физические лица)5.
Практически такая же классификация предложена и
К.С. Бельским. В зависимости от организационноправового статуса им выделены следующие группы субъектов финансового права: территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты6.
А. И. Худяков разделил субъектов финансового права в зависимости от их юридического неравенства7. По его мнению, есть все основания выделять две группы субъектов: управомоченных и обязанных. В качестве управомоченных выступают государство, территориальное образование. В качестве обязанных - любые участники финансовых правоотношений.
Данная классификация, на наш взгляд, отвечает потребностям современного развития финансового права, так как обращает внимание на то, что публичноправовые образования, органы государственной власти и местного самоуправления, являются не только управомоченной стороной, но и ряде случаев обязанной.
На наш взгляд, в зависимости от содержания финансовой правосубъектности можно выделять субъектов финансового права, обладающих публичной финансовой правосубъектностью, и субъектов финансового права, обладающих частной финансовой правосубъектностью.
Наличие или отсутствие властных полномочий позволяет выделять три группы субъектов финансового права:
- субъектов финансового права, не обладающих властными полномочиями (физические лица, организации),
- субъектов финансового права, обладающих властными полномочиями (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления),
- субъектов финансового права, обладающих отдельными, делегированными финансово-правовыми предписаниями, властными полномочиями (например, кредитные организации при осуществлении функций
5 Финансовое право России: учеб. пособие /отв. ред. М.В. Карасева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009. С. 56.
6 Финансовое право: учебник /К.С. Вельский и др.; под ред. С.В. За-польского. - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. С. 63.
7 Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. - СПб:
Издательство «Юридический центр-Пресс», 2010. С. 145.
валютного агента, при проверке соблюдения правил ведения кассовых операций).
Особым субъектом финансового права, на наш взгляд, является Российская Федерация. Это обусловлено рядом обстоятельств, а именно:
Государство как публичный субъект действует в общественных интересах, что отличает его от других участников финансовых правоотношений.
Российская Федерация - это суверен, суверенитет которого согласно ст. 4 Конституции РФ распространяется на всю территорию, где гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, финансовых средств8.
Государство является обязательным субъектом финансовых правоотношений.
У Российской Федерации имеются привилегии в сфере финансовой деятельности.
Государство является преобладающим субъектом финансового права, поскольку к его ведению отнесены наиболее важные вопросы в области финансов, и оно осуществляет финансово-правовое регулирование общественных отношений.
Финансовая правосубъектность государства складывается из его суверенных прав в области финансов и прав собственника по отношению к государственному бюджету.
Финансовая правосубъектность государства включает в себя финансовую правоспособность, финансовую дееспособность, а также финансовую деликтоспособ-ность .
Финансовая правоспособность государства - это способность иметь права и обязанности, вытекающие из финансового суверенитета государства и прав собственника в финансовой сфере.
Финансовая дееспособность Российской Федерации включает в себя три элемента: способность государства приобретать финансовые права, исполнять финансовые обязанности, самостоятельно нести финансово-правовую ответственность.
Способность своими действиями приобретать финансовые права и соответственно исполнять финансовые обязанности принадлежит Российской Федерации, но реализуются данные способности государственными органами.
Например, согласно ст. 97-98 Бюджетного Кодекса РФ Российская Федерация может приобретать долговые обязательства в форме кредитных договоров и соглашений, а также государственных займов. Однако непосредственные действия по приобретению этих обязательств осуществляет Министерство финансов РФ.
Российская Федерация обладает правоспособностью в отношении установления налогов, однако непосредственно этим занимаются законодательные органы власти.
Таким образом, государственные органы «воспроизводят» суверенные права и права государства как собственника, то есть реализуют финансовую дееспособность государства.
Деликтоспособность государства в области финансов выражается в способности нести ответственность за неисполнение финансовых обязанностей.
Государство становится субъектом финансовоправовой ответственности в двух случаях:
- при наличии финансового правонарушения (совершенного государственным органом),
8 Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2008. С. 141-142.
- при отсутствии правонарушения в силу публичноправовой обязанности дать отчет о состоянии финансов в стране.
Законодатель прямо не обозначает финансовоправовую ответственность государства, но в ряде случаев подразумевает ее. Например, силу ст. 78 НК РФ в случае пропуска срока возврата излишне уплаченного налога (месяц со дня подачи заявления) на сумму начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Согласно ст. 35 НК РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия.
Таким образом, можно говорить о существовании финансово-правовой ответственности государства за ущерб, причиненный имущественным интересам нало-неплательщиков, и о признании Российской Федерации особым субъектом финансового права, от действий и решений которого зависит состояние финансовоправового режима в стране.
Следует отметить, что многие ученые в качестве субъектов финансового права выделяют судебные органы. В частности, Э.Д. Соколова пишет, что «финансовую деятельность осуществляют и органы судебной власти. При рассмотрении судебных дел отдельных категорий взимается государственная пошлина, поступающая в доходы государственного и местного бюджетов, т.е. органы судебной власти участвуют в создании доходов государства и муниципальных образований»9.
Хочется добавить, что Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ являются главными распорядителями бюджетных средств. Они так же обладают правом официального толкования финансовоправовых норм. И с этих позиций, несомненно, являются активными участниками финансовых правоотношений.
Особенности финансово-правового статуса позволяют выделить две категории субъектов финансового права: стандартные и нестандартные. Последняя группа объединяет в себе участников финансовых правоотношений, имеющих особый, единственный в своем роде финансово-правовой статус. К их числу можно отнести:
- Банк России, одновременно выступающий в качестве органа государственного управления банковской системой страны и юридического лица, уплачивающего налоги;
- государственные социальные внебюджетные фонды, созданные в распорядительном порядке, осуществляющие функции государственного управления финансами социальной сферы, но при этом не входящие в систему органов исполнительной власти;
- Счетную палату РФ - орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный.
Список литературы:
1. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
2. Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2008.
3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2011.
9 Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С. 52.
4. Перепелица М.А. Понятие и особенности субъектов финансового права// Финансовое право. 2004. № 6.
5. Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2007.
6. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2007.
7. Финансовое право России: учеб. пособие /отв. ред. М.В. Карасева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.
8. Финансовое право: учебник /К.С. Бельский и др.; под ред. С.В. Запольского. - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.
9. Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. - СПб: Издательство «Юридический центр-Пресс», 2010.
Reference list:
1. Vinnitsa D.W. Subjects of the tax right. - М: Publishing house NORM, 2000.
2. Drewal L.N. Subjects of the Russian financial right / Under the editorship of E.J.Grachevoj. М: IDES "Jurisprudence", 2008.
3. Krokhina Ju.A. Financial the right of Russia: the Textbook for high schools. M.: NORM, 2011.
4. Perepelitsa M. A. Concept and features of subjects of the financial right// The Financial right. 2004. № 6.
5. Sokolov E.D. Theoretical and legal bases of financial activity of the state and municipal formations / Under the editorship of E.J. Grachevoj. М: IDES "Jurisprudence", 2007.
6. The state and right theory: the Course of lectures / under the editorship of N.I. Matuzova and A.V.Malko. - М., 2007.
7. The financial right of Russia: studies. The grant/otv. ред. M.V.Karasev. - the third edition., the reslave. - М: Publishing house Jurajt; Higher education, 2009.
8. The financial right: the textbook/K.S. Belsky, etc.; under the editorship of S.V.Zapolsky. - М: the Russian academy of justice; Eksmo, 2006.
9. Khudyakov А.И. The selected works by the financial right. -SPb: Publishing house «Legal center-press», 2010.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность темы исследования С. В. Мирошник обусловлена наличием огромной социальной потребности в развитии теории субъектов финансового права в аспекте полного отражения в них всей развивающейся системы прав человека; назревшей необходимостью преодолеть сложившуюся в научной литературе и практике науки финансового права консервативную парадигму исследований, отрицающих появление новых характеристик субъектов финансового права
В статье раскрываются особенности финансовой правосубъектности как права признаваться и быть субъектом финансового права. Отмечается, что правоспособность и дееспособность субъектов финансового права - это юридические свойства, находящиеся в постоянной «динамике». Они отражают закономерный процесс возрастания роли финансового права на современном этапе развития государства и общества.
Все содержание статьи логически взаимосвязано. Материал основан на детальном анализе нормативной и специальной литературы. Автором сделаны обоснованные, аргументированные выводы. Предложенные автором новые критерии классификации субъектов финансового права заслуживают пристального внимания и поддержки.
Можно констатировать безусловную научную и практическую значимость данной статьи.
Доктор юридических наук
О. В. Шмалий