УДК 17.0
А. К. Мусатова
Т. М. Садкина
Екатеринбург, Россия
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЭТИКЕТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этикет; этикетная ситуация; этикетная роль; этикетный жанр; структура этикета; этикетология.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается этикет как часть современного социокультурного мира, дается обзор понятийного аппарата данного феномена культуры, рассматривается структура этикета, приводятся доводы для создания новой науки этикетологии.
A. K. Musatova T. M. Sadkina
Yekaterinburg, Russia
TO THE QUESTION ABOUT THE STRUCTURE OF ETIQUETTE
KEY WORDS: conception of the multicultural education, multicultural education, identity, poly-ethnicity, intercultural communication, humanization of the learning process and education. ABSTRACT: In the article etiquette is considered to be a part of the modern sociocultural world, there is a review on basic terms of this cultural phenomenon, also there are given some reasons for creating a new science of etiquettology.
Этикет - важный феномен культуры, который является неотъемлемой частью современного социокультурного пространства. Знания этикетных норм помогают обходить конфликтные ситуации при общении, создают этикетные формы организации повседневной жизни, делают поведение людей предсказуемым в обществе и более комфортным нахождение в нем.
Существуют несколько подходов к изучению этикета. Первый подход - традиционный - рассматривает данный феномен как совокупность сознательно созданных правил и норм, второй же дает более широкое представление, определяя этикет как способ бытия человека в мире, как особый социально-культурный феномен. Исходя из первого подхода, этикет возник примерно в XVI веке. Согласно второму
подходу, этикет складывается уже на ранних этапах развития человечества.
Мы разделяем позицию тех авторов, которые придерживаются точки зрения о существовании этикета с древнейших времен. т.к. с самых первых шагов существования человечества формируются системы (к каковым относится и этикет), регулирующие взаимодействия людей. Любое сотрудничество, априори, должно вырабатывать определенные нормы поведения и осмысления социальной реальности. Поэтому в первобытном обществе в процессе совместного труда уже определялись требования к поведению всех членов рода, семьи. Нормы поведения вырабатывались столетиями, постепенно этикет расширял сферы своего существования, принимал более сложные формы. Он охватывал все общество, все социальное пространство,
14
© Мусатова А.К., Садкина Т.М., 2015
Мусатова Анна Константиновна - студентка II курса института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации; Уральский государственный педагогический университет
Садкина Татьяна Михайловна - кандидат философских наук, доцент; Уральский государственный педагогический университет
проникая во все сферы человеческой деятельности.
Сегодня этикет как особый социально-культурный феномен только начинает изучаться в социальных, философских, гуманитарных науках. Различные области науки оперируют понятием «этикет», по-разному определяя его. Каждая из них, будь то социология, этнография, философия, этика, делает упор лишь на одну сторону данного явления. Одни делают акцент на том, что это необходимый компонент общения, другие изучают этнические особенности этикетного поведения, третьи рассматривают его в системе моральных требований, как группу самых элементарных норм.
Теоретическая мысль обращается к феномену этикета достаточно редко, поэтому научных трудов, посвященных системному исследованию этикета, практически нет. Изучение этикета в отечественной научной мысли началось с культурных реформ Петра I в XVIII веке. Это первый этап (1717-1917 гг.) в изучении этикета. В книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» были определены основные правила поведения в обществе, разработаны различные модели социального взаимодействия.
Второй этап (1917-1960-е гг.) связан с утверждением в России идеологии пролеткульта, согласно которой этикет -нормы поведения буржуазной морали. Новому пролетарскому обществу нужна новая пролетарская мораль, свободная от старых этикетных предрассудков. Следовательно, публикаций, посвященных теоретическому анализу этикета, в этот период не было, так как пролетарская мораль освобождалась от рамок этикетных норм.
На третьем этапе (1960-1970-е гг.) в СССР выходит множество книг по этикету, в которых приводятся размышления о том, какими основными правилами и нормами должен обладать советский этикет и чем он принципиально отличается от
15
фальшивого буржуазного этикета. Наиболее важной работой, написанной в данный период, является статья Т. В. Цивьян «К некоторым вопросам построения языка этикета»(1965) [2. С. 76].
На четвертом этапе (1980-1990-е гг.) количество публикаций о феномене этикета увеличивается: выходят книги Л. Б. Волченко «Этикет и мода», «Гуманность, деликатность, вежливость и этикет», статья К. Стошкуса «Этикет в развитии общества» в сборнике «Этическая мысль -88», книга В. Е. Гольдина «Речь и этикет». В этих работах определяются особенности, функции, роль и значение этикета в со-циуме[2. С. 76]
Этикет, являясь сложной системой, имеет структуру, основными элементами которой являются этикетная ситуация; этикетные роли; этикетные жанры.
Впервые понятие «этикетная ситуация» появилось в статье А.К. Байбурина «Об этнографическом изучении этикета», где им был предложен критерий этикетной ситуации. Это - значимость различий (половозрастных, социальных, конфессиональных и др.) между индивидами , вступающими в коммуникации.[1. С. 16] «Этикетная ситуация - совокупность обстоятельств, в которых люди различаются по своим социальным или коммуникативным статусам, выстраивают свои отношения с учетом этих различных статусов». [3. С. 35] Вступая в любую этикетную ситуацию, человек должен пользоваться основными правилами коммуникации. Это -«языковые правила», отвечающие за правильное построение высказываний и текстов; «коммуникативные правила», регулирующие поведение и вербальное и невербальное общение людей, участвующих в коммуникации; «социальные регламентации и запреты, которые циркулируют в данном обществе и которым подчиняется поведение его членов».[2. С. 76]
Этикетная ситуация состоит из таких элементов, как пространственно -
© Мусатова А.К., Садкина Т.М., 2015
Мусатова Анна Константиновна - студентка II курса института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации; Уральский государственный педагогический университет
Садкина Татьяна Михайловна - кандидат философских наук, доцент; Уральский государственный педагогический университет
временные характеристики ситуации; субъекты взаимодействия; собственно взаимодействие, средства и способы взаимодействия и результаты взаимодействия.
Абсолютно любая этикетная ситуация имеет свой «хронотоп», который задает внешние условия взаимодействия, определяет степень их нормативности и строгости. В зависимости от пространственно-временных параметров выделяются виды этикетных ситуаций: на улице, в магазине, в театре. Пространство этикетной ситуации задает стандарты и рамки приличия, поэтому все этикетные ситуации регламентируются: расположение участников, дистанция между ними, открытость взгляда. Каждая этикетная ситуация конструируется и интерпретируется в соответствии с участниками коммуникации.[2. С. 76]
Общение предполагает конкретное взаимодействие индивидов, обладающих определенными признаками. Субъекты взаимодействия выступают не только в качестве исполнителей определенных ролей, они являются и режиссерами процесса коммуникации.
Средствами и способами взаимодействия в этикетной ситуации являются вербальные, невербальные, предметные (атрибутивные) компоненты. Вещи, жесты в контексте определенной этикетной ситуации превращаются в знаки, обретают символическую форму. У этикетной ситуации всегда существует начало и конец, есть результат взаимодействия.
Л. С. Лихачева выделяет основные типы этикетных ситуаций: повседневная; окказиональная; праздничная; церемониальная.
Повседневная - наименее строгая разновидность этикетной ситуации, допускающая варианты в выборе стиля поведения. К числу ситуаций повседневного этикета относятся знакомство, встреча, беседа, прощание, общение на улице, в транспорте, на работе и т. п.
Окказиональная - носит индивидуальный характер, требует особой вежливости и благородства манер. К числу таких ситуаций, в частности относится этикет приема гостя, дарение и принятие подарка, посещение театра.
Праздничная - особый тип этикетной ситуации, основанной на регламентации порядка и форм поведения человека в обстоятельствах праздника, торжества. Особенность такого этикета в том, что он либо отменяет, либо меняет правила повседневного этикета. То, что нормально в повседневной жизни, становится неприличным, и наоборот, то, что было неприемлемо в обыденной ситуации, будет допустимо во время праздника.
Церемониальная - этикетная ситуация, в которой «этикетность», ритуальный характер действий достигают своего высшего порядка: наблюдается строгая однозначность действий. К разряду церемониала могут быть отнесены церемонии посвящения, дипломатические процедуры, инициации, обрядовые ситуации (помолвка, свадьба, погребальная церемония) [3. С. 36, 37].
В этикетной ситуации важную роль играют социальные статусы говорящих. Отсюда возникает еще один элемент этикета - этикетная роль (расположение по отношению к другому) [4. С. 58]. Старшинство этикетной роли определяется по таким основаниям, как пол, возраст, служебное положение, воинские звания, ученые степени и пр. При общении следует учитывать национальные особенности. Национально-психические особенности этнической группы определяют специфичность этикетных требований. Иностранец, оказавшись в другом государстве, должен знать особенности вербального и невербального общения, соблюдать правила вежливости, принятые в стране, где он находится. Существуют этикетные роли родственника, друга, приятеля, соседа, не-
16
© Мусатова А.К., Садкина Т.М., 2015
Мусатова Анна Константиновна - студентка II курса института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации; Уральский государственный педагогический университет
Садкина Татьяна Михайловна - кандидат философских наук, доцент; Уральский государственный педагогический университет
знакомого человека, они противопоставляются по степени «близости». Разграничиваются также этикетные роли хозяина и гостя, продавца и покупателя, ребенка, подростка и взрослого, пожилого.
Если человек хорошо воспитан, то он умело пользуется этикетными ролями. В противном случае при несоответствии своей роли человек выглядит нелепо и глупо.
Еще один важный элемент в структуре этикета - этикетный жанр, который определяет правила общения на ту или иную тему [4. С. 60]. Например, жанры приветствия, прощания, поздравления, благодарности, сочувствия и др. Для более распространенных этикетных жанров существуют этикетные формулы - слова-шаблоны, которые используются в соответствии с этикетным жанром.
Знание этикетных норм помогает обходить конфликтные ситуации при общении благодаря тому, что поведение лю-
ЛИТЕРАТУРА
дей становится более прогнозируемым, также знание этикетных норм структурируют повседневную жизнь, что создает комфортные условия для жизни человека. Также стоит помнить, что этикетные нормы не абсолютны, они соблюдаются в зависимости от обстоятельств, времени и места. То есть, поведение, которое недопустимо в одной этикетной ситуации, может быть уместным в другой.
Мы можем сказать, что этикет имеет свои специфические особенности, свою структуру, свой понятий аппарат. На наш взгляд, изучение этикета в рамках самостоятельной науки в системе социокультурных взаимодействий, создание целостного образа этикета представляется актуальной и перспективной задачей. Мы, конечно, не претендуем на то, чтобы дать название науки об этикете, но, следуя традиции наименования наук, можно было бы назвать эту новую науку этикетологией.
1. Байбурин А.К.Об этнографическом изучении этикета// Этикет у народов Передней Азии -М.:Наука,1988. С.12-37
2. Лихачева Л.С.Школа этикета:поучения на всякий случай./Авт.-сост. Л.С.Лихачева.- 3-е изд.- Екатеринбург: Сред.-Урал. книж изд-во,1988. 448с.
3. Лихачева Л.С.Этикет как технология толерантности: теория, история, современность: учебное пособие - Екатеринбург, 2008. 406 с.
4. Нахимова Е.А.,Чудинов А.П.Речь и культура общения (практическая риторика) / Е.А.Нахимова, А.П.Чудинов; Урал.гос. пед.ун-т. - Екатеринбург,2006. 303 с.
17
© Мусатова А.К., Садкина Т.М., 2015
Мусатова Анна Константиновна - студентка II курса института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации; Уральский государственный педагогический университет
Садкина Татьяна Михайловна - кандидат философских наук, доцент; Уральский государственный педагогический университет