Научная статья на тему 'К вопросу о стратегии развития финансовой системы России'

К вопросу о стратегии развития финансовой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / СИСТЕМНЫЕ РИСКИ / FINANCIAL SYSTEM / STRATEGY / SYSTEM RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова Татьяна Михайловна, Тер-акопов Стефан Гордеевич

В статье определена необходимость перехода к инновационному экономическому росту, обозначены новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики. Инновационный этап функционирования финансовой системы требует построение новой стратегии развития финансовой системы на основе использования российского и мирового опыта, а также исходя из имеющихся условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожевникова Татьяна Михайловна, Тер-акопов Стефан Гордеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA

Determination of need of transition to innovative economic growth designates new requirements to development of a financial system of the Russian Federation and type of realized financial policy. The innovative stage of functioning of a financial system demands creation of new strategy of development of a financial system on the basis of use of the Russian and world experience, and also proceeding from available conditions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стратегии развития финансовой системы России»

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ

СИСТЕМЫ РОССИИ

Т. М. КОЖЕВНИКОВА, С. Г. ТЕР-АКОПОВ

В статье определена необходимость перехода к инновационному экономическому росту, обозначены новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики. Инновационный этап функционирования финансовой системы требует построение новой стратегии развития финансовой системы на основе использования российского и мирового опыта, а также исходя из имеющихся условий.

Ключевые слова: финансовая система, стратегия, системные риски.

Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Все финансовые рынки действуют как глобальные. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками. Страна, как актив, ведет себя особенно лишь при фундаментальных изменениях в ней (политическая и экономическая системы) [3].

В будущем прогнозируется сохранение функциональной зависимости динамики российского финансового рынка от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов.

Длительная стратегия развития денежной системы Российской Федерации формируется исходя из следующих базисных идей:

- связь свободного рынка и страны как регулятора и экономического агента должна быть сбалансированной, основываться на учете особенностей внутренней экономической, социальной и политической ситуации, исходить из состояния мировой экономики и ее повторяющейся динамики. Хочется подчеркнуть то, что ни рынок, ни правительство не способны решить без помощи других трудности реструктуризации больших макроэкономических систем и их антициклического регулирования на моменты реализации системных рисков. Любые асимметрии при распределении ролей рынка и страны, в том числе обусловленные временным преобладанием отдельных политических и экономических школ, рыночным, либо административным фундаментализмом, подрывают возможности макроэкономики к устойчивому развитию, как показывает опыт развивающихся государств и практика Российской Федерации 1990-2008 гг.;

- соотношение свободного рынка и страны не статично и подвержено длительным повторяющимся изменениям. В развивающихся экономиках, являющихся нестабильными, а также подверженными высочайшим уровням риска, правительство объективно играет более крупную роль, чем в индустриальных странах, которые, в свою очередь, различны по степени вмешательства страны в зависимости от уровня концентрации принадлежности обычно сложившихся моделей экономик, форматов государственного поведения и традиционных ценностей. А на моменты кризисов и структурных перестроек, характерных своей цикличностью, масштабы государственного вмешательства должны существовать значительно больше, чем в обычное время, когда рынок в значимой мере имеет возможность саморегулироваться;

- для Российской Федерации, как и для всех государств, будет характерно усиление экономической и регулятивной роли страны на среднесрочном периоде вслед за кризисом 2007-2009 гг. (урегулирование рисков и реструктуризация, переход к стадии подъема), что потом неизбежно в будущем обязано привести к новейшей стадии экономического и финансового дерегулирования в длинных волнах «централизация - децентрализация» (расширение экономических свобод с целью усиления инновационной составляющей, ускорения темпов развития, поощрения принятия рисков бизнесом и домохозяйствами, освобождения от неэффективного менеджмента страны);

- в этой связи в длительной перспективе особенностью финансового и реального секторов РФ как одной из развивающихся экономик станет государственная составляющая, более важная, чем на период 1995-2008 гг., и более заметная, чем в инду-

стриальных странах англосаксонского мира и континентальной Европы. И это объективная действительность, не зависящая от того, какая экономическая школа доминирует на идеологическом пространстве страны;

- как указывает опыт индустриальных развивающихся государств, объективной закономерностью является опережающее развитие финансовой системы по отношению к реальной экономике, что обеспечивает финансовую способность экономики к устойчивому росту, инновациям, переходу к наиболее зрелым стадиям развития. Во всяком случае эксцессивность динамики финансовой системы имеет либо искусственные ограничения его развития, создаваемые государством, либо сформировывает масштабные системные риски, которые могут привести к масштабным экономическим и социальным потрясениям.

Долгосрочная политика страны по части развития финансовой системы Российской Федерации должна ориентироваться на достижение следующих целей:

- рост устойчивости экономики на базе укрепления внутреннего платежеспособного спроса и предложения, достижения его за счет баланса с внешним спросом и предложением;

- укрепление имущественного финансового потенциала среднего класса, обеспечение доступности финансово-банковских ресурсов и услуг ко всему спектру домашних хозяйств;

- покрытие потребности в инвестициях для обеспечения устойчивого экономического роста и перехода к инновационному типу развития экономики на базе роста ее финансовой глубины, а также возможности к перераспределению валютных ресурсов;

- обеспечение объективной оценки бизнеса, честного и справедливого механизма перераспределения прав собственности;

- надлежащее разнообразие, перераспределение и урегулирование рисков в возрастающей экономике;

- полноценное финансирование расширенного воспроизводства инноваций вровень с соответствующим финансовым обеспечением стадий стабильности и реструктуризации на жизненных циклах отраслей и компаний;

- реализация эффективных механизмов воздействия страны на экономическую активность и инструментов антициклического регулирования;

- рост финансовой глубины экономики и конкурентоспособности финансовой системы до уровней, сравнимых с новыми индустриальными странами;

- переход от спекулятивной модели финансовой системы и финансового рынка, зависимых от внешних инвестиций, к устойчивой модели, основанной на балансе внутреннего и внешнего валютного спроса, направленного на длительные инвестиции, модернизацию экономики и финансирование инноваций;

- создание новейшего интернационального финансового центра, расширение использования рубля в международном финансовом обороте, усиление роли Российской Федерации в мировой финансовой архитектуре.

Недостаточная насыщенность экономики валютными ресурсами и зависимость от внешних инвестиций привели при ограниченности внутреннего валютного спроса к созданию в Российской Федерации одной из самых рискованных в мире спекулятивных моделей финансовой системы (1995-2008 гг.).

Следует отметить то, что модель денежной системы, сложившаяся в Российской Федерации, основана на эксцессивной зависимости от внешних инвестиций, низкой капитализации и ограниченной ресурсной базе российских финансовых институтов. Всем известно то, что внешний валютный спрос, принимающий форму иностранных инвестиций (на капитал и долговых, прямых и портфельных), стал на 2000-е гг. главным источником денежных ресурсов и внутреннего кредита, базой эмиссии рубля. Стоит упомянуть то, что при всем этом значимая часть российских финансовых активов и связанной с ней ликвидности перемещена за рубеж. Поэтому финансовый потенциал и капитализация российских финансовых институтов ограниченны [4].

В данной связи нужна активная политика страны по повышению финансовой глубины экономики, опережающему росту внутреннего валютного спроса по сравнению с внешним, нормализации инфляции, процента, валютного курса, инвестиций нерезидентов, волатильности и рисков российских финансовых активов (акций, облигаций и остальных долговых активов) на уровне новых индустриальных государств.

Весомый вклад обязана привнести реструктуризация финансового сектора (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, институциональные инвесторы (страховые компании, отрасль коллективных инвестиций, пенсионные фонды)), направленная на рост его капитализации, возможность управлять рисками и, как следствие, на обеспечение большей стойкости и возможности финансировать устойчивый экономический рост и его инновационную составляющую.

Проблемный характер денежной политики в том числе связан с низкой монетизацией, насыщенностью экономики финансовыми активами на уровне развивающихся государств, находящихся в нижней зоне доходов на душу населения, что приводит к торможению экономического роста, к чрезмерной зависимости от маленьких инвестиций нерезидентов, к слабости ресурсного потенциала финансовой системы, завышенной стоимости денег в экономике. Сформировывающаяся твердая, по сути функциональная зависимость от мировой финансовой динамики способствует автоматическому переносу системных рисков, возникающих за рубежом, дважды (1997-1998 гг., 2007-2008 гг.), сыграла значимую роль в формировании финансовых кризисов на Российской Федерации [7].

В данной связи важными задачами являются приведение политики денежного курса к реалиям, отказ от искусственной фиксации курса валюты как метода борьбы с инфляцией (которая имеет в большей степени немонетарный характер). Сочетание плавающего в узком коридоре закрепленного денежного курса рубля с открытым счетом капиталов может быть только при масштабном понижении цены средств в экономике и активной политике противодействия немонетарной инфляции. В данной связи предполагается переход к антициклической политике денежного курса с плаванием рубля в широком диапазоне (с постепенным его сужением по мере нормализации процента, роста финансовой глубины экономики, сокращения эксцессивной волатильности денежно-кредитной сферы). Вектор движения валютного курса рубля, формируясь в зависимости от состояния реальной экономики и финансовой системы, должен - в той своей составляющей, которая определяется центральным банком, - находиться под влиянием задач, возникающих на поочередных стадиях средне- и долгосрочных экономических циклов.

Одна из самых больших в мире волатильностей финансовой системы - экстремальные опасности. Колебания стоимости финансовых активов в Российской Федерации являются одними из самых больших в мире, отражая спекулятивный характер модели денежной системы. Также автоматически перенося системные риски, возникающие за границей, внутренний финансовый рынок подвержен мыльным пузырям, спекулятивным атакам, финансовым инфекциям. Экстремальный уровень всех видов рисков является одним из обстоятельств масштабного оттока российского капитала на постоянной базе.

Противостоять сверхвысокой волатильности -атрибуту спекулятивной модели финансовой сис-

темы в Российской Федерации - способна лишь политика роста финансовой глубины экономики и усиление роли внутреннего валютного спроса, ослабление зависимости от эксцессивного внешнего долга и «горячих денег» нерезидентов, нормализация цены денег, денежного курса при их активном антициклическом регулировании (при условии сохранения профицитного бюджета, больших денежных резервов и внебюджетных резервных фондов).

Принципиальное значение имеет предупреждение политических и социальных рисков, лежащих за пределами финансовой сферы, неожиданных действий властей в экономической области, имеющих масштабные или структурные последствия, что формирует у бизнеса и домохозяйств ожидания больших финансовых рисков.

Понижение эксцессивных рисков, которые несет российский финансовый рынок, соединено также с реализацией комплекса мер по его реструктуризации, увеличению стойкости его архитектуры к системным рискам.

Стратегия развития финансовой системы России может быть реализована только в случае совпадения ее направленности с векторами других видов экономической политики государства, прежде всего в части собственности, государственных финансов и инвестиций. Неэффективная бюджетная и налоговая политика, связанная с растущими дефицитами в публичных фондах, неоптимальное управление государственным долгом, ведущее к накоплению системных рисков, ведет к невозможности достижения целей развития финансовой системы.

Объективное расширение государственной собственности, в том числе в финансовом секторе, связанное с природой российской экономики как развивающейся и противодействием кризису 20072008 гг., может перейти границы, в рамках которых российская экономика сохраняет рыночный характер и не перерастает в огосударствленную административную экономику.

Как показывает международная практика, эффективным решением в этой связи является формирование программы, предусматривающей передачу приватизаций в рынок государственной или квази-государственной собственности, приобретенной государством с целью противодействия кризису 2007-2009 гг. (часть капиталов коммерческих банков, сформированных за счет государства, акции компаний реального и дочерних кредитных организаций, приобретенные банками за счет средств государственной поддержки). Указанная собственность может быть обособлена в отдельный фонд, принадлежащий государству, с целью эффективно-

го управления ее последующей реализацией на рынке [1].

Сохраняется значимая вероятность того, что бюджетные расходы, резко выросшие в период бума нефтяных и других экспортных цен в 2000-е гг., окажутся неэластичны к их потенциальному снижению и сокращению доходной базы бюджета, что может привести к эксцессивному накапливанию государственного долга, кризису публичных финансов и запуску механизма монетарной инфляции в среднесрочной перспективе.

В этой связи важным элементом бюджетной политики должно стать обеспечение эластичности расходной части бюджета в пределах, обеспечивающих социальную, экономическую и финансовую безопасность (с учетом диверсификации доходной базы бюджета за счет стимулирования внутреннего денежного спроса и роста объемов производства, ориентированного не на экспорт, а на внутреннее потребление). Важнейшей задачей является завершение перехода на механизмы бюджетного финансирования, ориентированные на конечный результат, базирующиеся на системе нормативов (вместо системы индивидуальных смет [5].

Налоги и квазиналоги сосатвляют около 50% ВВП, что, как показывает международная практика, вытесняет Россию в зону стран с низкими темпами развития и невысокими нормами накопления (Китай - до 25 %). Мало используется международный опыт стимулирования прямых иностранных инвестиций, вложений в инновации и приоритетные отрасли экономики, налоговые льготы ограниченны [2].

По мере посткризисного перехода экономики в зону роста необходимы снижение налогового пресса и стимулирование роста накопления на основе диверсифицированной системы налоговых льгот (китайский или иной международный опыт).

Предлагается создание системы налоговых и иных имущественных льгот государства, стимулирующих:

- прямые иностранные инвестиции, которые несут модернизацию производства и новые технологии;

- вложения в инновации и приоритетные отрасли экономики, длинные инвестиции в акции на фондовом рынке;

- вложения бизнеса в общественный сектор, приводящие к экономии бюджетных расходов, диверсификации доходов, укреплению экономической самостоятельности учреждений и предприятий общественного сектора, росту качества профессионального образования, науки, улучшению качества жизни [6].

Удержание экономической и социальной устойчивости при масштабных кризисах требует, как показывает международная практика, расширения инвестиций государства, реализации среднесрочной программы общественных работ за счет государства.

В этой связи предлагается использовать программы общественных работ в качестве антикризисного инструмента и механизма, стимулирующего рост внутреннего предложения во взаимодействии с увеличением внутреннего денежного спроса как одной из стратегий развития финансовой системы.

Задачи посткризисного восстановления и модернизации производства в развивающихся экономиках невозможно, как показывает практика, решить только через свободный рынок капиталов. Внутренние рынки капиталов не обладают достаточной емкостью, спекулятивны, зависят от финансирования нерезидентов, крайне волатильны. Крайне высока стоимость финансирования, низка доступность кредитов и других заемных средств для тех основ экономики и предприятий, которые нуждаются в развитии с позиций политики модернизации, повышения уровня жизни и социальной устойчивости. Они не полностью отвечают рыночным критериям распределения капиталов, так же как и большинство домашних хозяйств, имеющих низкие стартовые возможности, но нуждающихся в заемных средствах для приобретения земли, недвижимости, получения образования, создания малого бизнеса и т. п. В этой связи объективно возникают центральные и региональные программы государственной поддержки приоритетных отраслей и компаний (бюджетные и налоговые кредиты, централизованно распределяемые кредиты, рефинансируемые центральным банком, субсидирование процентной ставки, депозитно-кредитные схемы и т. п.). Наряду с этим, международная практика содержит множественные примеры кредитной поддержки среднего класса и тех домашних хозяйств, в группе населения с низкими доходами, которые готовы пользоваться преимуществами «социального лифта».

В таких развивающихся экономиках, как Россия, внутренний рынок, находящийся в жесткой внешней конкурентной среде, не способен решить проблемы развития приоритетных отраслей экономики и компаний, будучи ориентирован на упрощение продуктовой структуры экономики, получение максимальных прибылей от использования природных ресурсов.

В этой связи и с учетом опыта 1990-2000 гг. неизбежно создание федеральных программ государ-

ственной поддержки приоритетных отраслей и компаний, связанных с импортозамещением, для стимулирования спроса домашних хозяйств, ориентированного на товары и услуги внутреннего производства (бюджетные и налоговые кредиты, централизованно распределяемые кредиты, рефинансируемые центральным банком, субсидирование процентной ставки, депозитно-кредитные схемы и т. п.). Вместе с тем они должны осуществляться в объемах, не нарушающих рыночной природы экономики и финансовой системы России, и быть связанными с планами реструктуризации производства и корпоративных финансов, обеспечивающими выход российских компаний на мировые стандарты качества и корпоративного управления.

В российском финансовом секторе отсутствует весь спектр финансовых институтов развития с участием государства, являющихся центром формирования новых сегментов финансовой системы, приоритетных с позиций развития экономики и социума. Часть созданных финансовых институтов развития функционирует формально, ограничена по своему финансовому потенциалу и не решает проблемы доступности кредитов с низкими процентными и регулятивными издержками.

В этой связи предполагается существенное увеличение ресурсного потенциала финансовых институтов развития, обслуживающих экспортные операции и сельскохозяйственный кредит. Необходимо использование депозитно-кредитных схем с низкой доходностью для развития через них, а также через финансовые институты, на ипотечном рынке системы массового кредитного обслуживания с низкими регулятивными издержками, обеспечивающего общедоступность кредита в аграрном секторе, сфере экспортных операций, ипотеки. Должны быть созданы специализированные финансовые институты развития в области образовательного кредита и микрофинансирования.

Размеры российской экономики позволяют России в будущем занять более крупную нишу в мировом финансовом обороте. Международные сопоставления приводят к одному выводу - о необходимости конкурировать, внедрять мониторинг системных рисков, развивать средне- и долгосрочное прогнозирование, реализовывать дли-

тельные стратегии развития финансового сектора, корректирующие его деформации и повышающие его способность устойчиво развиваться на базе, прежде всего, внутреннего спроса (в сочетании со всеми возможностями, предоставляемыми международными финансами).

Любые меры по развитию российского финансового рынка должны рассматриваться, прежде всего, с позиции его места в международной иерархии, его конкурентоспособности в привлечении инвестиций на длительной и устойчивой основе, с минимальными издержками и рисками в сравнении с рынками - конкурентами.

Литература

1. Бобков В. В. Денежная масса по методологии денежного обзора МВФ. URL: http://www.cbr.ru

2. Стерхова Т. А. Эндаументы: три года в эмбриональном состоянии// Финанс. 2010. № 22 (353). 21-27 июня. С. 23-25.

3. Baig T., Goldfain I. The Russian Default and the Contagion to Brazil // Working Paper WP/00/160. 2000. Oct. Р. 48.

4. Bird Richard M., Slack Enid - Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA // International Handbook of Land and Property Taxation. 2004. P. 12.

5. IMF International Financial Statistics. URL: http:// www.imf.org

6. Meckler Laura. Obama Signs Stimulus Into Law // The Wall Street Journal. 2009. Feb. 19.

7. Ministry of Finance of the Russian Federation. Special Data Dissemination Standard. URL: http:// www.minfin.ru

* * *

TO THE ISSUE ABOUT THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA

T. M. Kozhevnikova, S. G. Ter-Akopov

Determination of need of transition to innovative economic growth designates new requirements to development of a financial system of the Russian Federation and type of realized financial policy. The innovative stage of functioning of a financial system demands creation of new strategy of development of a financial system on the basis of use of the Russian and world experience, and also proceeding from available conditions.

Key words: financial system, strategy, system risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.