УДК 332.145(470.6) ББК 65.9(2)23 К-43
Киржинов Адам Тагирович, аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: kirzhinov@,gmail.com, тел.: 8(8772)521828;
Хагурова Мариет Пшимафовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: [email protected], тел.: 8(918)4204898.
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
(рецензирована)
В научной статье автор анализирует подходы в стратегическом планировании развития субъекта Российской федерации на примере «Стратегии развития Южного федерального округа на период до 2020 года» и «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года». Рассмотрены разные подходы к формированию структуры исследуемых документов и задач, поставленных разработчиками перед регионами.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое развитие, анализ, сценарий социальноэкономического развития, статистический учет.
Kirzhinov Adam Tagirovich, postgraduate student of the Department of Management and Regional Economics of FSBEI HPE «Maikop State Technological University», e-mail: [email protected], tel.: 8 (8772) 521828;
Khagurova Mariet Pshimafovna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Information Security and Applied Informatics of FSBEI HPE «Maikop State Technological University», email: [email protected], tel.: 8 (918) 4204898.
ON THE PROBLEM OF STRATEGIC PLANNING OF THE DEVELOPMENT OF THE
REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS
(reviewed)
In the scientific article approaches to strategic planning of the development of the subject of the Russian Federation on the example of the «Strategies for the Development of the Southern Federal District for the period up to 2020» and «Strategies of socio-economic development of the Republic of Adyghea up to 2025» have been analyzed. Different approaches to the structuring of the examined documents and objectives that researchers of the regions face have been considered.
Keywords: strategy, strategic development, analysis, scenario of socio-economic development, statistical records.
Необходимость наличия согласованных планов стратегического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных территорий и отраслей является важной причиной разработки стратегий развития макрорегионов (федеральных округов). В процессе определения основных ориентиров социально-экономичес-кого развития субъектов федерации и отдельных отраслей возникают определенные противоречия. Как результат - различные стратегии, действующие на той или иной территории, оказываются несогласованными как по горизонтали, то есть с соседствующими территориальными образованиями, так и по вертикали. Общее и частное муниципальных стратегий может в той или иной степени вступать в противоречие со стратегией субъекта федерации а, в свою очередь, стратегии субъектов не согласовываться с федеральными стратегиями. Дополнительно и крупные компании, а среди них и естественные монополии, могут иметь свои планы долгосрочного развития, ориентированные на различные ресурсы, кадры, инфраструктуру и т.д., которые также могут быть не согласованными с планами других авторов.
Таким образом, существует необходимость согласования элементов стратегии на территории федерального округа. Таковыми объектами выступают как стратегии федеральных округов исполнительной власти, так и федеральные целевые программы; региональные
стратегии и схемы территориального планирования, включая генеральные планы развития крупнейших городов и стратегические инициативы естественных монополий и других крупных компаний. Наиболее эффективным является осуществление таких стратегий через организацию диалога между федеральными и региональными органами исполнительной власти, представителями бизнеса и экспертным сообществом.
Разработанные приблизительно в одно время «Стратегия социально-эконо-мического развития Республики Адыгея до 2025 года» [1] и «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» [2] имеют много общего и в то же время существуют значительные различия. Сравнительный анализ этих стратегий представляет интерес в контексте исследуемой проблемы их увязки со стратегическими региональными приоритетами. В ходе анализа исследовались такие аспекты как: структура стратегий; структура
представленных целей; механизм и сроки реализации; оценка эффективности и последствий реализации стратегий [3]. Исследуемые документы являются основой формирования и реализации экономической политики субъектов федерации и, одновременно, базовыми документами при разработке как отраслевых и территориальных стратегических документов, так и комплексных целевых программ развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Структура исследуемых документов. Рассматриваемые стратегии включают стратегические цели и задачи, приоритеты в программе социально-экономического развития, приведен сбалансированный и научно обоснованный сценарий социально-экономического развития, обозначены механизмы и пути достижения целей обеспечивающих постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики региона. В обоих случаях дан анализ современного состояния и описаны проблемы и существующие предпосылки для развития социальной сферы и экономики региона. В документах обозначены цели, задачи регионального развития при учете общих приоритетов Российской Федерации, рассмотрена специфика текущего состояния и конкурентного потенциала регионов.
Периоды социально-экономического развития рассмотрены в долгосрочном и среднесрочном вариантах, приложены в достаточной степени детализированные сценарии.
Потребное для реализации программ ресурсное сопровождение обозначено задачами, приоритетами, целевыми индикаторами и механизмами, востребованными для развития основными отраслями экономики и социальной сферы.
Исходя из географической близости исследуемых объектов, ожидаемым является факт схожести структуры стратегий: анализ общей характеристики и современных тенденций в социально-экономическом развитии регионов; знаковые проблемы в социально-экономическом развитии региона; наличие конкурентного преимущества; исследована проблема вызовов и угроз. Авторы привели в обоих случаях перечень возможностей и ограничений в развитии региона, дали определение целей и стратегических задач при долгосрочном развитии; разработаны сценарии социально-экономических факторов влияющих на развитие региона. Исследованы моменты текущего состояния и основных направлений в развитии по ключевым отраслям экономики; в документ внесен перечень основных направлений и перспектив в социальном развитии региона. Также уделено внимание основным механизмам и инструментам реализации стратегии развития региона по определенному долгосрочному периоду.
Структура приведенных целей. Основной целью обеим стратегиям авторы видят в необходимости повышения уровня и качества жизни населения. Механизмом выбрано эффективное использование природно-ресурсных, транспортно-географических и социальнодемографических потенциалов региона за счет применения сценария по устойчивому инновационному развитию.
Общий анализ стратегий по позиции характеристик взаимодействия целей на разных уровнях приведен в таблице 1. По материалам «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» видно, что авторами рассмотрены два сценария развития: консервативный и инновационный, в то время, как в «Стратегии социальноэкономического развития Республики Адыгея до 2025 года», предусмотрены три сценария развития: инерционный, оптимистический, инновационный. Разработчиками стратегия ЮФО ориентирована на менее короткий период, а соответствующий документ для Республики Адыгея
изложен в концепции более длительной перспективы, увеличивающей погрешность в прогнозных расчетах.
Таблица 1 - Общий анализ стратегий по позиции характеристик взаимодействия целей на разных уровнях Республики Адыгея и ЮФО1
Стратегии Стратегические цели Задачи
1. Южный федеральный округ Значительное и поступательное увеличение уровня, качества жизни населения за счет эффективности в использовании как природно-ресур-сного, так и транспортногеографического, социальнодемографического потенциала макрорегиона за счет реализации сценария устойчивого инновационного развития. Долгосрочное развитие округа увязано с формированием экономической и социальной программ на юге России, сопоставимых по важнейшим индикаторам со странами Средиземноморского бассейна. - прирост производительности труда путем инновационного развития экономики округа, новых социальных институтов, передовом мировом знании; применением новейших, в том числе постиндустриальных технологий. - активизация экономических возможностей округа за счет модернизации старых и создания новых экономических кластеров и промышленных районов, раскрепощения предпринимательской энергии населения и преодоления инфраструктурных ограничений; - развитие человеческого потенциала Юга России за счет совершенствования системы обучения и переобучения, эффективной модернизации отраслей социальной сферы, формирования и обустройства новых крупных городских агломераций, повышения социальной мобильности и создания новых объектов инновационной инфраструктуры мирового уровня; - эффективное использование природноресурсного потенциала и защита окружающей природной среды, нейтрализация негативного воздействия водного дефицита и возможных климатических изменений в экономике Юга России.
2. Республика Адыгея Основной упор - на развитии социальной сферы, формировании условий для наилучшего использования человеческого капитала. - улучшить демографическую ситуацию, создать условия по укреплению здоровья населения; - повысить уровень образования; - развивать культурный и духовно-нравственный потенциал; - развивать физическую культуру и спорт; - обеспечить социальную защищенность и занятость населения; - обеспечить безопасные условия проживания (в том числе экологическую безопасность и улучшить состояние окружающей среды); - сократить различия по уровню функционирования объектов социальной и коммунальной инфраструктуры для динамичного и сбалансированного развития всех муниципальных образований Республики Адыгея; - обеспечить равенство прав граждан Республики Адыгея на получение информации.
Составлена автором по данным «Стратегия социально-экономического развития республики Адыгея до 2025 года» и «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года».
Прирост денежных доходов и обеспеченность общественными финансами населения. - создать благоприятный инвестиционный климат обеспечивающий развитие экономики; - обеспечить поддержку в развитии созданных и формирования новых экономических агентов являющихся точками и зонами роста инвестиций; создать условия по формированию и развитию в агропромышленном кластере; - создать условия по формированию и развитию строительного кластера; - создать условия по формированию и развитию кластера в санаторно-туристском направлении; - обеспечить поддержку инициативы в предпринимательской среде; - развивать инженерные дорожную и складскую инфраструктуру и обеспечить устойчивый рост в валовом региональном продукте; - обеспечить прирост доходов и оптимизацию расходов бюджета.
Увеличение - усовершенствовать систему стратегического
поступлений от управления субъекта федерации;
вложения - совершенствовать систему управления
ресурсов в государственными образованиями и объектами
социальную, местного самоуправления;
производственную и - развить институт государственного и частного
инженерную партнерства;
инфраструктуру. - обеспечить развитие механизмов институционального развития гражданского общества; - интегрировать стратегический потенциал Республики Адыгея в программы развития субъектов федерации ЮФО и Российской Федерации.
Далее, прогнозные расчеты по определенным сценариям в Стратегии ЮФО определены по 2013 и 2020 годам (интервал в семь лет), в то время как в Стратегия Республики Адыгея по 2015, 2020 и 2025 годам (интервал в пять лет), следовательно, погрешность прогнозных расчетов уменьшается.
Разработчиками реализация стратегий ориентирована на механизмах рационального сочетания с федеральными, региональными и отраслевыми интересами и привязана к положениям документов стратегического социально-эконо-мического развития России.
При реализации стратегий основная часть мер привязана к улучшению демографической ситуации и уровня жизни населения, росту реальных доходов населения и потребительского рынка том числе, путем повышения эффективности занятости населения. Техническая часть связана с диверсификацией развития на базе инновационных направлений в отраслях сложившихся специализаций субъектов стратегий. В нее также входят инновационные центры, технопарковые зоны, будут сформированы региональные научно-инновационные центры и зоны «опережающего развития». Будут сосредоточены определенные усилия развития и совершенствования в транспортных, энергетических и информационных направлениях. Инвестиционные проекты должны быть увязаны и с базовыми отраслями хозяйства регионов, например, направлены на приоритеты национальных и межрегиональных значений.
Механизмы реализации стратегий сведены в таблицу 2. Из данных таблицы видно наличие в обеих стратегиях использования организационных механизмов, допускающих к участию в федеральных целевых программах, программах региональных и муниципальных, и программах крупных компаний, принимаемых для комплексного развития территорий.
Таблица 2 - Механизмы и инструменты реализации Стратегии развития Южного федерального округа на период до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года2
Стратегия развития Южного федерального округа на период до 2020 г. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г.
1. Опора на применение Федеральных целевых программ, региональных и муниципальных программ и привлечение проектов больших предприятий разработанных для комплексного развития пространства Южного федерального округа. 1. Организационные механизмы: • стратегические: участие в реализации федеральных отраслевых стратегий, концепций, долгосрочных программ, приоритетных национальных проектов; разработка и мониторинг долгосрочных прогнозов социально-экономического развития республики; разработка и реализация стратегий социально-экономического развития муниципальных образований республики; разработка и реализация стратегий развития крупнейших предприятий республики, территориальных кластеров и зон опережающего развития; • тактические: участие в реализации среднесрочных федеральных целевых и ведомственных программ; разработка и реализация среднесрочных программ социально-экономического развития республики; разработка и реализация ежегодных планов действий исполнительных органов государственной власти республики по реализации Стратегии; разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ, проектов; разработка и мониторинг среднесрочных и краткосрочных прогнозов социальноэкономического развития республики; разработка и реализация программ социальноэкономического развития муниципальных образований на среднесрочный период; отбор, государственная поддержка и реализация социально и экономически значимых инвестиционных проектов.
2. Программы по привлечению крупномасштабных капиталовложений в совершенствование, перестройку либо развитие существующих предприятий, параллельное создание производственных субъектов и объектов инфраструктуры по многочисленному охвату отраслей и видов деятельности в существующей специализации округа, фактически закрепленного за крупными зонами опережающего экономического развития. 2. Правовой механизм охватывать следующие сферы: социальноэкономическое развитие республики, систему стратегического планирования, предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс, градостроительную деятельность, общественные финансы и межбюджетные отношения, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), государственно-частное партнерство, местное самоуправление и другие.
3. Инструменты государственночастного партнерства, в том числе привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других 3. Финансовый механизм направлен на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, нацеленность на результат:
2 Составлена по данным «Стратегии развития Южного федерального округа на период до 2020 г.» и «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г.»
институтов развития при осуществлении крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, являются эффективным механизмом реализации Стратегии. использование инструментов целевого софинансирования за счет средств федерального бюджета путем активного участия республики в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы при неуклонном выполнении Республикой Адыгея обязательств по софинансированию; реализация инвестиционных проектов через механизм самофинансирования со стороны осуществляющих эти проекты субъектов хозяйственной деятельности, прежде всего за счет собственных средств и кредитов коммерческих банков; активное использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации перспективных, экономически и социально значимых инвестиционных проектов, создании и развитии инновационной инфраструктуры республики, а также для развития малого и среднего предпринимательства.
4. Создание особого института развития на уровне округа, учитывающего его специфику. Таким институциональным механизмом может стать Межрегиональная корпорация развития Южного федерального округа, основным назначе-нием которой является разработка и осуществление эффективных способов и мер мобилизации ресурсов всех отраслей бюджетной и внебюджетной сферы на приоритетных направлениях развития.
5. Создание межрегиональных институтов поддержки развития кластеров (отраслевых и межотраслевых агентств кластерного развития, ассоциаций и объединений предприятий, фондов финансовой поддержки кластерных проектов) и разработка долгосрочных стратегий развития кластеров.
6. Развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-обра-зовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий в развиваемых кластерах, в том числе путем создания специальных форм пространственной организации (технопарки, промышленные парки, особые экономические зоны и т.д.).
4. Механизм контроля, предусматривающий оценку эффективности достижения поставленных целей, проведение многоцелевого мониторинга реализации Стратегии посредством системы целевых индикаторов
Правовой механизм в стратегиях охватывает различные сферы в программах социальноэкономическое развития, системе стратегического планирования, предпринимательской деятельности, инвестиционного процесса, градостроительной деятельности, общественных финансов и межбюджетных отношений, и проектов, нацеленных на вовлечение масштабных инвестиций в механизмы модернизации, реконструкции и развития по действующим предприятиям, создания инновационных производственных мощностей и предусматривает новых инфраструктурные объекты в широком круге хозяйствующих субъектов.
Представлена направленность финансового механизма в двух стратегиях по концентрации денежных масс по приоритетным направлениям развития. В обоих случаях они ориентированы на результат методом использования инструментария целевого софинансирования, предусмотрено самофинансирование; авторы намерены активно использовать механизмы государственно-частного партнерства, например, привлекая средства такого источника Инвестиционный фонд Российской Федерации и взаимодействуя с другими институтами по
развитию по крупным инфраструктурным инвестиционным проектам. Авторы планируют создать межрегиональные институты в целях содействия развитию кластеров (это отраслевые и межотраслевые агентства по кластерному развитию, ассоциации и объединения предприятий, фонды денежной подпитки проектов кластеров) и разработать долгосрочные стратегии их развития.
Однако при этом в стратегии развития республики Адыгея отсутствуют предусмотренные стратегией Южного Федерального Округа механизмы развития таких видов инфраструктуры как транспортная, энергетическая, инженерная, социальная, научно-образовательная, финансовая. А эти виды деятельности призваны содействовать улучшению конкурентной среды и облегчить внедрение вновь созданных предприятий в предусмотренных стратегиями кластерах, и применять специальные формы пространственной организации: технопарк, промышленный парк, особая экономическая зона и другие.
В свою очередь концепцией Стратегии социально-экономического развития Адыгеи до 2025 г. предусмотрен механизм контроля, применяемый при оценке эффективности по достижению целей, предусмотрен многоцелевой мониторинг реализации Стратегии через систему целевых индикаторов. Наиболее эффективно такую деятельность может осуществлять федеральная система статистического учета [4]. Таким образом получается синергетический эффект от использования существующего механизма статистической обработки данных, уже финансируемого государством при реализации стратегий развития регионов. Совокупность усилий механизмов будет содействовать обеспечению контроля за выполнением мероприятий инновационных сценариев развития хозяйства республики, соответствию результатов их реализации рамкам установленных критерий и целевых индикаторов, дает возможность предупреждения негативных тенденций и внесения корректировок по стратегическим ориентирам и мероприятиям. А перечисленные механизмы в развитии ЮФО на период до 2020 г. отсутствуют.
Как отмечалось выше, стратегии составлены для различных сроков реализации. Для республики Адыгея это 2025 год, а для Южного федерального округа 2020 год. При этом округом Стратегия представлена в качестве проекта, а республика стратегию приняла и руководствуется ей с 2011 года. Присутствуют и другие отличия определяющие индикаторы качества реализации стратегического плана. По данным государственного комитета по статистическому учету Республика Адыгея к 2010 году достигла результата в 15,8 процентов по целевому показателю численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. В документе округа информация по данному показателю официальной статистикой не приведена, таким образом необходимо его вычисление через входящие в него субъекты по средневзвешенному (по учету численности населения) значению. При этом индикаторы были тождественно сориентированы и приведены к виду, при котором при большем значении показателя проявляется лучшее состояние приводимой социально-экономической системы. Это достигается приведением в таблице численности остальной части населения вместо показателя количества населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Обобщая приведенные выше результаты анализа стратегий социально-экономического развития Республики Адыгея и ЮФО, можно отметить, что в целом обе стратегии опираются на единые методологические подходы в постановке целей и выборе способов их достижения. Вместе с тем, Стратегия социально-экономического развития Адыгеи до 2025 г. представляется более социально-ориентированной с опорой на внутренние ресурсы, что отличает ее от Стратегии развития Южного федерального округа до 2020 года, в большей степени взаимосвязанной с различными программными документами федерального уровня.
Литература:
1. Дмитриев М.Э., Чистяков П.А. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов // Стратегирование 2010: лидеры рынка. СПб.: Леонтьевский центр, 2010.
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея http://www.minecora.ru/content.php?id=2&pid=192&cid=7.
3. Стратегии социально-экономического развития Южного федерального ок-руга на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. №1538-р О // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55084615.
4. Чефранов С.Г., Зарубин В.И. Система информационного обеспечения планирования регионального развития // Новые технологии. 2012. №1. С. 208-213.
References:
1. Dmitriev M.E., Chistyakov P.A. Strategies for socio-economic development offederal districts //Strategizing 2010: market leaders. SPb.: Leontief Centre», 2010.
2. Strategies for socio-economic development of the Republic of Adyghea. http://www.minecora.ru/content.php?id=2&pid=192&cid=7
3. Strategies of socio-economic development of the Southern Federal District until 2020: the RF
Government Resolution dated 5 September 2011. №1538 —r //
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55084615.
4. Chefranov S.G., Zarubin V.I. System of information supply for the planning of the regional development //New Technologies. 2012. №1. P. 208-213.