Научная статья на тему 'К вопросу о стереотипах педагогической деятельности и механизмах их формирования'

К вопросу о стереотипах педагогической деятельности и механизмах их формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТЕРЕОТИПОВ / PROFESSIONAL STEREOTYPES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / STAGES AND MECHANISMS OF MODERN STEREOTYPES FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сартакова Елена Евгеньевна, Финченко Станислав Николаевич, Войтеховская Марина Петровна

В статье на основе анализа современной литературы уточняется понятие профессионального стереотипа педагогической деятельности, выявляются ведущие теоретические положения современных концепций формирования педагогических стереотипов, обосновываются этапы и отдельные механизмы становления современных стереотипов педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF STEREOTYPES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AND MECHANISMS OF THEIR FORMATION

In the article, on the basis of the analysis of contemporary literature, the concept of the professional stereotype of pedagogical activity is clarified, the leading theoretical positions of modern concepts of pedagogical stereotypes formation are revealed, the stages and mechanisms of their development are substantiated

Текст научной работы на тему «К вопросу о стереотипах педагогической деятельности и механизмах их формирования»

Е.Е. Сартакова, С.Н.Финченко, М.П. Войтеховская

(Томск)

К ВОПРОСУ О СТЕРЕОТИПАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

TO THE ISSUE OF STEREOTYPES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AND MECHANISMS OF THEIR FORMATION

В статье на основе анализа современной литературы уточняется понятие профессионального стереотипа педагогической деятельности, выявляются ведущие теоретические положения современных концепций формирования педагогических стереотипов, обосновываются этапы и отдельные механизмы становления современных стереотипов педагогической деятельности. Ключевые слова: профессиональные стереотипы педагогической деятельности, этапы и механизмы формирования современных стереотипов.

In the article, on the basis of the analysis of contemporary literature, the concept of the professional stereotype of pedagogical activity is clarified, the leading theoretical positions of modern concepts of pedagogical stereotypes formation are revealed, the stages and mechanisms of their development are substantiated.

Key words: professional stereotypes of pedagogical activity, stages and mechanisms of modern stereotypes formation.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) в деятельность организаций системы общего образования (2009-2012 гг.) способствовало формированию «рамочных» условий для становления системно-деятель-ностной модели образования соответственно изменению сущности образовательного процесса.

На основании историко-педагогиче-ского анализа данного феномена (работы В. Б. Булановой, С. А. Варламовой, А. Н. Ко-пылова, Д. В. Коровиной, Л. О. Маленковой, Е. А. Павлюченко, Е. А. Петровой, В. В. Пикан, Д. И. Прошина, А. Ю. Савельева, М. В. Сам-соновой и др.) можно утверждать, что под образовательным процессом в настоящее время понимается развивающееся взаимодействие, вариативное по содержанию, методам, формам личностного и деятель-

ностного взаимообогащения, а его специфика связана с направленностью на решение жизненных проблем обучающихся, учитывающих их особенности [1].

Модернизация образования в рамках системно-деятельностного подхода обусловила и новые требования к его результатам, структуре, условиям реализации, в том числе к деятельности педагогов, непосредственно участвующих в проектированиии и реализации основных, дополнительных образовательных программ различного типа, вида и направленности. Так, учитель в рамках общетрудовых функций «Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность» обязан выявлять возрастные и личностные особенности обучающихся, с их учетом совместно с родителями и детьми проектировать, реализо-вывать индивидуальные образовательные

программы в рамках современных уроков, занятий внеурочной, внеклассной деятельности, формируя метапредметные результаты, определенные личностные качества школьников и др.

Указанные и иные требования к деятельности учителей были обоснованы в Профессиональном стандарте «Педагог», внедрение которого растянулось более чем на пять лет. В настоящее время этот процесс связан как с разработкой многоуровневых профессиональных стандартов, так и с апробацией новой модели аттестации, внедрением так называемых Единых фондов оценочных материалов (далее ЕФОМ) и др.

В целом, освоение педагогами современных способов организации образовательного процесса осуществляется крайне медленно. Основная причина — имеющиеся стереотипы профессиональной педагогической деятельности. Именно они как схематизированные и эмоционально окрашенные представления о педагогической деятельности, личности ребенка, самого педагога [2] тормозят процесс становления систем-но-деятельностного образовательного процесса общеобразовательных организаций.

Можно констатировать, что в настоящее время сложились достаточные научные предпосылки для разработки и апробации механизмов формирования новых стереотипов педагогической деятельности. В первую очередь, обоснованы сущность и содержание данного понятия. Установлено, что проблематика стереотипов, как одна из самых фундаментальных в психологии и социологии проблем, привлекла внимание ученых еще в 20-е гг. ХХ в. Эта проблема не теряет актуальности и сегодня, о чем свидетельствует внушительное число публикаций по данному вопросу (G. W. Allport, В.С. Агеев, А. А. Бодалев, X. Дейкер, У Липпман и др.). Особое внимание исследователей привлекали такие аспекты складывающейся теории стереотипизации, как социальные, этнические и гендерные стереотипы, когнитивные способы их формирования.

Менее изучены феномены профессиональных стереотипов и механизмы их становления. В педагогической науке до-

статочно условно можно выделить два исторических периода, в рамках которых стереотипы профессиональной деятельности привлекали особое внимание ученых. Первый (конец ХХ - начало XXI в.) — связан с исследованиями Р.М. Грановской, Е.В. Джа-вахишвили, В.А. Кан-Калика, Н.Ю. Посталюк, А.А. Реана, Е.И. Рогова, В.А. Ситарова, Т.С. Яценко и др. В этот период, с нашей точки зрения, сформировалось ядро теории сте-реотипизации в психолого-педагогической литературе, в том числе были обоснованы следующие положения:

□ стереотип есть эмоционально-оценочное образование, природа которого представлена двумя компонентами: знаниями и отношениями (установками); стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение;

□ стереотипы профессиональной педагогической деятельности включают когнитивный и эмоциональный компоненты; формирование стереотипов связано с эмоционально-оценочным компонентом; однако изучение стереотипов концентрировалось на его рациональных основаниях [5, 7];

□ совокупность педагогических стереотипов является «мета-стереотипом», т.е. педагогической парадигмой, которая обеспечивает целостность деятельности учителя, дает возможность концентрироваться на определенных целях и задачах;

□ отношение к стереотипам как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни не может иметь четкой позитивной или негативной окраски; положительным моментом любых стереотипов является четкая определенность, точность и ясность решения задач в типичных ситуациях и, соответственно, сокращение времени решения поставленных задач, что влечет за собой относительно успешную деятельность [5,6];

□ педагогические стереотипы имеют характер коллективного сознания, зачастую зависят от той профессиональной сре-

ды, в которой человек находится; им свойственны перманентность, устойчивость; их использование позволяет быстро выделить общие свойства в ряде различных объектов или ситуаций [8] и др.

Достаточно условно можно выделить и второй (современный) период (2015- до настоящего времени) становления теории стереотипизации в педагогической науке. Он связан с исследованиями О.Н. Гнездило-вой, С.С. Калашниковой, И.Б. Корнеева, И.Ш. Курмановой, М.С.Луковой, О.М. Мишагиной, А.К. Мынбаевой, М.С. Пивоваровой, К.Б. Хла-пушиной и др. Внимание исследователей уже направлено на: выявление содержания педагогических стереотипов на макротео-ретическом уровне (с учетом исследований психофизиологии, психологии, социологии, педагогики), обоснование и классификацию конкретных стереотипов профессиональной педагогической деятельности, разработку комплексных психолого-педагогических способов их формирования.

Так, в работах О.Н. Гнездиловой и И.Б. Корнеева [2] описываются явление стерео-типизации, а также, с нашей точки зрения, делается попытка выделить этапы формирования профессиональных стереотипов педагогической деятельности. В исследовании Ю.С. Чаплыгиной [4] характеризуются педагогические стереотипы как вид социальных стереотипов, определяющих формы общественного сознания. В работе А.К. Мынбаевой и И.Ш. Курмановой [3] предлагается классификация педагогических стереотипов как поведенческих, когнитивных или аффективных эталонов, на которые ориентируется педагог в своей профессионально-педагогической деятельности, определяется место профессиональных педагогических стереотипов, обосновываются механизмы их формирования.

Наиболее значимой является статья О.М. Мишагиной [9], в которой автор обосновывает понятие стереотипа педагогической деятельности как динамического стереотипа, а также четко обосновывает их различные группы: профессионально личностные компоненты, связанные с системными характеристиками личности учителей; про-

фессионально деятельностные компоненты, позволяющие непосредственно осуществлять образовательный процесс (стереотипы, связанные с субъект-объектным характером взаимодействий, доминированием воспроизводящей функции, традиционными способами организации образовательного процесса).

Необходимо остановиться на механизмах и этапах формирования стереотипов профессиональной педагогической деятельности. В настоящее время наиболее разработанный механизм формирования связан с действием когнитивных процессов (категоризации, схематизации, атрибуции) [10].

Будучи достаточно общепринятым, такой механизм, с нашей точки зрения, необходимо дополнять специальными методиками, обеспечивающими как сильные эмоциональные состояния, позволяющие положительно окрашивать формирующий -ся новый опыт, так и такие социальные процессы и отношения, как индентичность [11] и конформизм [12].

Считаем, что к основным этапам формирования устойчивых схематизированных представлений о деятельности учителя необходимо отнести следующие. Первый этап - формирование оснований педагогических стереотипов в детском возрасте под влиянием педагогов и родителей. Это связано как с первичной информацией о деятельности учителя, которая становится фундаментом схематизированного представления, так и с яркой эмоциональной окраской, сильными эмоциями ребенка, который готовится к обучению или уже учится.

Второй этап - формирование конкретных общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов, в процессе чего осуществляется формирование научных представлений о педагогической деятельности, навыков практической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса. В этот период закрепляются все уже имеющиеся, сформированные на эмоциональном уровне представления о «правильных» учителях, а зачастую формируются умения решения профессиональных педагогических задач.

Третий этап - закрепление профессиональных стереотипов в процессе трудовой деятельности. Так как особенности профессиональной деятельности учителя связаны с коллективным характером педагогического труда, то значительную роль в закреплении представлений о работе педагога играют коллектив школы, ее уклад. Кроме того, молодой педагог схематизирует (т.е. формирует и закрепляет) алгоритмы решения конкретных профессиональных задач по конкретным образцам - результатам коллективной педагогической деятельности, копируя даже лучшие, но традиционные способы осуществления профессиональной деятельности.

На основании вышесказанного можно утверждать, что стереотипы профессиональной педагогической деятельности способствуют сохранению и трансляции классно-урочной модели организации образовательного процесса. Соответственно, возникает вопрос о том, каковы механизмы формирования современных стереотипов профессиональной педагогической деятельности.

Безусловно, необходимо использовать традиционную триаду: формирование когнитивной составляющей представлений о современной педагогической деятельности, создание условий для схематизации, казуальной атрибуции. При этом необходимо учитывать ряд факторов:

□ стереотипы педагогической деятельности - это подвижные стереотипы, которые значительно меняются как на групповом, так и на индивидуальном уровне под влиянием среды;

□ стереотипы не могут быть разрушены, а только заменены на другие стереотипы;

□ одно из свойств стереотипа - это его яркая эмоциональная окраска; чем более сильные эмоции лежат в основе стереотипа, тем сложнее его изменить, а для решения данной задачи необходимо вызвать новые более сильные положительные эмоции;

□ стремление к изменению стереотипа у конкретного человека возникает в случае неудовлетворительных результатов

следования действующим стереотипам, и чем чаще педагог будет сталкиваться с неудовлетворительным решением определенных задач, следуя существующим стереотипам, тем больше возникнет желания к их изменению.

Особенно это сделать тяжело у успешных и длительно работающих учителей, которые зачастую не замечают дисфункциональных последствий традиционной организации образовательного процесса.

Соответственно, формирование современных стереотипов средствами использования механизма «категоризация, схематизация, атрибуция» будет эффективно, если: осуществляется целенаправленное, рационализированное, убеждающее и коммуникативное воздействия в рамках отдельных групп или крупных педагогических коллективов; используются специальные психологические методики, позволяющие положительно окрашивать формирующийся новый опыт; в качестве базовых представлений для создания нового стереотипа используются элементы инновационной практической деятельности самих педагогов.

Таким образом, формирование современных педагогических стереотипов связано с процессом становления совокупности «мета-стереотипов» деятельности учителя, включающей интериоризацию современных педагогических установок и алгоритмов работы в условиях системно-деятель-ностного подхода. В большей степени при этом необходимо использовать совокупность взаимосвязанных механизмов: когнитивных (в том числе категоризацию, атрибуцию, схематизацию и упрощение, формирование и хранение групповой идеологии), психологических, способствующих созданию ярких эмоций, социальных.

Литература

1. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование.- 2006.- №4,5.- с.7-14.

2. Гнездилова О.Н. К вопросу об исследовании педагогических стереотипов//Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.- 2008.-Вып.1-С.126-136.

3. Мынбаева А.К., Курманова И.Ш. Педагогические стереотипы в профессиональной деятельности: «за» и «против^/KazNU Bulletin. «Pedagogical science» series.- 2012.- №2 (36). - С.33-43.

4. Чаплыгина Ю.С. Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.-2010.-Т. 12.- №3(3).- С.678-672.

5. Авдеев Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. -Орел, 1994. - 420 с.

6. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение.- Pedagogical Review.- 2013. № 1 (1). - С. 8-15.

7. Taguiri R. Person perception / Lindzey J., Aronson E. (eds.) The Handbook of social psychology. Vol. 3. N. Y., 1969.

8. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе.- М., 1986. - 111 с.

9. Мишагина О.М. Акмеологическая сущность стереотипов в профессионально-педагогической деятельности// Научный поиск.- 2013.- №1.- С.14-18.

10. Сартакова Е.Е., Обухова Е.А., Горкальцева Я.Л. Педагогические стереотипы профессиональной деятельности учителя и проблемы аттестации// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013.- №13 (141).- С. 82-88.

11. ЯдовВ.А. Методология и процедуры социологических исследований. - Тарту : [б. и.], 1968. - 281 с.

12. Павлов И.П. Избранные труды.- М., 1954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.