1. Шукшин В. М. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1993. С. 589.
2. Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань, 2002. С. 384.
3. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 315.
4. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1997. Т. 7. С. 392.
5. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1998. Т. 11. С. 6.
6. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1997. Т. 3. С. 101.
7. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999. С. 195.
8. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1991. С. 281-287.
9. Ермоленко Г.Н. Пасторальные мотивы в эротическом эпиллии и героической идиллии 17 века: «Венера и Адонис» В. Шекспира и «Адонис» Ж. де Лафонтена // Пастораль в системе культуры: Метаморфозы жанра в диалоге со временем. М., 1999. С. 17.
10. Отрошко А.В. Лилии. Цветы и растения. М., 1993. С. 6.
11. Северянин И. Стихотворения и поэмы. М., 1990. С. 116.
12. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1998. Т. 8. С. 302-303.
13. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1998. Т. 10. С. 332.
К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.П. Хренков
Khrenkov V.P. On the status of municipal service as a type of professional activity. The article looks at municipal service as a profession.
Муниципальная служба как профессия представляет собой род деятельности муниципальных служащих, определяемый разделением труда в сфере муниципального управления, обособлением определенной группы трудовых отношений. Как профессия «муниципальная служба» входит в профессиональную и социальную структуру общества. При этом муниципальная служба занимает пограничное положение среди других профессий, сочетая в себе разнообразные виды общественного разделения труда. В литературе распространено мнение о том, что профессия означает определенный набор навыков и качеств в том или ином виде деятельности [1,2].
Важнейшими признаками профессии являются следующие: принадлежность конкретному человеку; относительно длительное, чаще пожизненное выполнение определенных функций; наличие специальных знаний (образования), умений, навыков, опыта, приобретенных в ходе работы; получение платы за свой труд, обеспечивающей поддержание существования работника и его семьи; формирование объединений и про-
фессиональных групп, создаваемых на почве однородных, близких интересов; контроль этих групп над притоком новых кадров; обеспечение гарантированного пребывания в должности; создание определенного общественного статуса, образа жизни индивида, его поведения как на работе, так и вне ее, что приводит к отождествлению, идентификации человека и его профессии, самовыражению работника, удовлетворению его потребностей; власть над непрофессионалами в ходе взаимодействия с ними в процессе реализации профессии.
В обществе существует иерархия профессий, зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в общественном сознании в виде престижа профессий [3]. Совокупность профессий в рамках муниципальной службы и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру этой службы. Под профессионализмом понимают обычно высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих
качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач.
Становление личности профессионального муниципального служащего происходит по трем направлениям: изменение всей системы деятельности и формирование на этой основе профессионального мастерства; изменение личности муниципального служащего, что проявляется в формировании соответствующих элементов профессионального сознания (профессионального мировоззрения); изменение соответствующих компонентов установки муниципального служащего к объекту деятельности, что проявляется в уровне информированности об объекте, степени его осознания.
Профессиональные муниципальные служащие, как представители особого социального слоя, отличаются рядом признаков: занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретических знаниях; специализированное образование и обучение этим навыкам; особая компетентность; наличие определенного кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность; исполнение служебных обязанностей на благо общества; членство в профсоюзной ассоциации.
Основными для муниципальных служащих являются следующие черты профессионализма: полученные по своей профессии необходимые знания; умение применять различные гибкие методы, средства, приемы, соответствующие данной ситуации, конкретным обстоятельствам; образ жизни служащего; способность передавать свои знания, опыт, навыки, выполнять свою работу сознательно, творчески, не шаблонно; рациональность; умение предвидеть результаты своей деятельности.
По содержанию муниципальная служба -это не просто профессиональная, но и управленческая деятельность. От имени муниципального органа муниципальная служба в рамках законодательства использует основные методы административной власти - планирование, прогнозирование, управление, организацию, убеждение, контроль и так далее. Важным аспектом деятельности муниципального служащего как профессионала является некоторая его возможность оказывать влияние на политиков, связанная с преимуществом перед ними в обладании боль-
шей информацией в специальных областях, а также знаниями, умениями и навыками основной профессии, востребованной муниципальным органом управления.
Особым видом властных отношений является управленческая деятельность. Отличительной чертой муниципальных служащих является то, что они профессионально заняты управлением. Это определяет основное содержание деятельности муниципальных служащих. С содержательной стороны муниципальная служба является частью местного самоуправления и обеспечивает исполнение управленческих полномочий муниципальных органов. Поэтому муниципальную службу можно определить как управленческий институт. Муниципальные служащие должны, наряду с узкоспециальными, иметь управленческие знания, умения, навыки и способности в области сбора, обработки и обобщения информации, подготовки проектов решений, организации их исполнения, координации деятельности, регулирования и ряда других функций управления.
Природа и характер функционирования муниципальной службы требуют ее рассмотрения как сложного социально-правового и профессионального института. Муниципальная служба представляет собой систему правовых, социальных, организационных и этических норм, правил, стандартов по исполнению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Цель муниципальной службы -эффективное жизнеобеспечение местного сообщества, оказание качественных услуг населению муниципального образования. Профессиональное построение муниципальной службы отражается в изменении функций, структур, процесса организации управленческой деятельности. В соответствии с новыми целями и приоритетами за муниципальной службой закрепляются определенные функции и полномочия.
Функции и полномочия муниципальной службы подразделяются на обязательные, установленные Конституцией РФ, законами Российской Федерации и субъектами, уставами муниципальных образований; делегированные государственной властью как федеральной, так и субъектов РФ в соответствии с законами и договорами, добровольные, порученные муниципальной службе населением муниципального образования, или реа-
лизуемые муниципальной властью по своему усмотрению. Несмотря на выделение местного самоуправления за рамки государственного управления, оно находится в единой системе власти Российской Федерации. Как на государственной, так на муниципальной службе действуют общие закономерности профессиональной организации и устойчивые взаимосвязи, воздействие на муниципальную службу органов государственной власти. С одной стороны, для реализации социальных целей муниципальная служба имеет собственную компетенцию, она самостоятельно должна решать вопросы местного значения и подотчетна населению муниципального образования, с другой - реализация функций и полномочий муниципальной службы находится под контролем государства.
В соответствии с целями и приоритетами муниципальной службы, функции и полномочия можно условно сгруппировать в следующие основные блоки:
- в социальной сфере (комплексное социальное развитие, разработка и реализация социального минимума гарантированных услуг населению, поддержка институтов гражданского общества),
- в финансово-экономической (управление муниципальными финансами, формирование и исполнение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, прогнозирование и планирование развития
муниципального образования с учетом социальных целей и приоритетов, регулирование рыночных отношений на территории муниципального образования, поддержка предпринимательства и так далее),
- в сфере коммунального хозяйства, благоустройства, охраны окружающей среды,
- в сфере общественного порядка.
Эффективность управления на муниципальном уровне во многом определяется характером взаимодействия с местным сообществом, степенью «прозрачности» местных органов власти и удовлетворенности населения качеством оказываемых социальных услуг. Именно органы местного самоуправления представляют собой первую властную инстанцию для населения, в зависимости от того, насколько эффективно органы местного самоуправления решают насущные для местного сообщества проблемы, реален социальный контроль, обратная связь в системе муниципального управления, население судит о власти в целом.
1. Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Вып. 2. Ростов-н/Д., 1998. С. 59.
2. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики. М., 1998. С. 140-149.
3. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 610.