УДК 352
П.И. Осипов В.П. Толмачев И.Б. Дахкильгов
Аннотация. В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам и противоречиям функционирования муниципальной службы. В статье рассмотрены проблемы, которые препятствуют улучшению и функционированию муниципальной службы России. Ключевые слова: муниципальная служба, проблемы, противоречия.
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
Peter Osipov Vladislav Tolmachev
Islam Dakhkilgov
Первая группа противоречий порождается деятельностью муниципальной службы одновременно и в интересах органов государственной власти, и в интересах населения своего муниципального образования. Государственная власть не всегда действует исходя из особенностей местных сообществ, а муниципальные служащие обязаны их учитывать и согласовывать. Профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с реализацией нужд населения, в то же время присутствует определенное давление со стороны государственной власти.
Вторая группа противоречий связана с тем, что в силу молодости муниципальной службы для большинства граждан она неотделима от государственной службы. Процесс становления муниципальной службы как профессии в нашем обществе еще не закончен. Знания, навыки, умения, профессиональные нормы и ценности только развиваются в муниципальной службе, в связи с этим результаты ее деятельности не всегда отвечают интересам и потребностям современного общества.
Третья группа противоречий порождается многообразием проблем граждан на уровне муниципального образования, требующих неформального и творческого подхода к их решению, и высоким уровнем стандартизации деятельности муниципальных служащих, границы и содержание которой четко определены законом.
Четвертая группа противоречий определяется положением о финансово-экономической независимости муниципальной службы. За муниципальными служащими закреплен значительный перечень обязанностей, но многие муниципалитеты не имеют собственных финансовых средств на их исполнение [1].
Все эти противоречия порождаются неразвитостью муниципальной службы, ее неспособностью действовать в интересах местного сообщества, обеспечивать нужды населения и самих муниципальных служащих. Из самых распространенных подходов к профессии является ее понимание как вида трудовой деятельности, являющегося источником существования и требующего определенной квалификации. В муниципальной службе сегодня сложились все основные атрибутивные признаки профессии, а именно:
— она осуществляется на постоянной основе, что обеспечивается обязательным заключением трудового договора с каждым муниципальным служащим;
— имеются установленные гарантии пребывания в должности;
— муниципальные служащие регулярно получают заработную плату, средства на которую направляются из бюджета муниципального образования;
© Осипов П.И., Толмачев В.П., Дахкильгов И.Б., 2014
— для занятия должностей в муниципальной службе требуется наличие специальных знаний, умений, навыков на основе профессионального образования.
Отличительные признаки профессии муниципального служащего вытекают из функций и содержания деятельности муниципальных органов власти. К основным признакам можно отнести следующие:
— цель деятельности муниципальных служащих - служение интересам местного населения. Само население делится на группы, что требует от муниципальных служащих согласовывать интересы и потребности различных социальных групп;
— объективную оценку профессиональной деятельности муниципальных служащих может дать только население;
— муниципальные служащие обязаны осуществлять максимально открытую профессиональную деятельность в форме постоянного взаимодействия с населением;
— муниципальные служащие по сравнению с государственными служащими действуют в условиях меньшей формализации профессиональной деятельности;
— муниципальные служащие имеют определенный уровень профессиональной культуры;
— решение многообразных проблем населения муниципального образования обусловливает необходимость освоения и использования муниципальными служащими прежде всего управленческой деятельности [5]. Необходимо отметить, что муниципальная служба относится к типам профессий «человек-человек», по Е.А. Климову [3]. Данный тип профессий характеризуется стремлением к общению с людьми, умением понимать других людей, хорошо разбираться во взаимоотношениях с людьми, речевой культурой, навыками взаимодействия с людьми, наблюдательностью, высоким уровнем самоконтроля. Перечисленные навыки способствуют муниципальным служащим в осуществлении в первую очередь управленческой деятельности.
На основании указанных признаков можно констатировать, что муниципальные служащие образуют в современной России отдельную профессиональную общность, которая существует в органах местного самоуправления. В соответствии с федеральным и областным законодательством о муниципальной службе, не все работники местного самоуправления являются муниципальными служащими.
При изучении муниципальной службы как вида профессиональной деятельности в современной России мы также можем обнаружить ряд противоречий:
— во-первых, сегодня требования к уровню профессионализма муниципальных служащих, отраженные в должностных инструкциях, расходятся с реальным состоянием этой профессиональной группы. Несоответствие знаний, навыков и умений желаемым порождает низкое качество услуг, предоставляемых служащими гражданам;
— во-вторых, в рамках конкретных организаций наблюдается наличие профессиональных групп - как формальных (отделов, комитетов), так и неформальных (кружков, сообществ), объединенных общими целями и интересами. В результате возможен конфликт интересов среди работников муниципальной службы;
— в-третьих, в силу лоббирования своих интересов местными политическими и экономическими группами осуществление профессиональной деятельности служащими муниципальных органов власти может идти вразрез с интересами населения муниципального образования.
В связи с социальной значимостью труда муниципальных служащих, важностью выполняемых ими функций возрастают требования к эффективности, качеству, востребованности их труда. От работника требуются не только исключительно глубокие знания в области управления, права, экономики, психологии, социологии и других наук и дисциплин, но и наличие высокоразвитых профессиональных норм и ценностей. В современной России контроль над профессиональной деятельностью
муниципальных служащих осуществляется прежде всего в отношении их профессионализма и компетентности [4].
В муниципальной службе постепенно формировалась и развивалась база профессиональных знаний, совершенствовались навыки работы. Требование к определенному уровню и профилю образования сегодня является необходимым для муниципальных служащих. Необходимо учитывать, что первоначально кадровый состав муниципальной службы формировался из представителей различных профессий.
Отметим, что именно профессиональная культура - мера освоения работником своей профессии. Профессиональная культура через свои элементы - нормы, ценности, обычаи - регулирует профессиональную деятельность служащих, обеспечивая определенное отношение людей к своим профессиональным обязанностям. Только при высоком уровне развития профессиональной культуры муниципальные служащие могут полностью идентифицировать себя со своей профессией, заинтересованно осуществлять свою профессиональную деятельность, обеспечивая высокую производительность и качество труда.
Тот факт, что профессиональная культура российских муниципальных служащих недостаточно развита, подтверждают данные опросов. Так, недовольны состоянием профессиональной культуры муниципальных служащих 75 % населения [2]. При этом большинство респондентов из числа неудовлетворенных уровнем профессиональной культуры служащих отмечали, что лично встречались с формальным отношением служащих к своим обязанностям - 35 %, протекционизмом - 15 %, грубым или невнимательным обращением - 9 %, отсутствием необходимых знаний - 5 %. Но не все граждане имеют только негативный опыт взаимодействия с муниципальными служащими. Среди положительных аспектов профессиональной деятельности муниципальных служащих часть граждан отметили желание служащих помочь и разобраться в ситуации - 19 %, приветливость и доброжелательность -14 %, высокий профессионализм - 9 % и высокую скорость работы - 8 % [6]. В большинстве случаев население при взаимодействии с муниципальными служащими остается неудовлетворенным результатами их профессиональной деятельности. Вместе с тем в ходе исследования был установлен и тот факт, что мнение значительной части населения о служащих сформировалось не под воздействием личных контактов, а посредством СМИ, через общение со знакомыми и на основе стереотипных образов, представленных в фильмах.
Муниципальная служба является общественно значимой профессией, назначение муниципальных служащих - действовать в интересах населения муниципального образования. На основе социологического исследования можно выделить основные типы мотивации, характерные для муниципальных служащих.
Первый тип мотивации, выявленный у муниципальных служащих, - инструментальная мотивация, которая характерна для 50 % респондентов. При инструментарной мотивации работникам важно знать, что за свой труд они получат вознаграждение, как правило определенную сумму денег, карьерное продвижение или признание со стороны руководства. Для таких служащих демотивирую-щими факторами могут быть медленное карьерное продвижение и непродуманная система оплаты труда.
Второй тип мотивации - недостижительный. Такая мотивация характерна почти для 30 % респондентов. При недостижительной мотивации работник не нацелен на содержательные мотивы труда: ответственность, трудовые достижения, общественную полезность, большой заработок - а работает просто потому, что на данном месте более низкий уровень ответственности, небольшой, но гарантированный заработок, или работает просто по привычке.
И третий тип мотивации, характерный для муниципальных служащих, - это профессиональная мотивация. К профессионально мотивированным служащим можно отнести чуть более 20 % рес-
пондентов. Этот тип мотивации является наиболее желательным в деятельности муниципальных служащих, так как при профессиональной мотивации работник стремится к профессиональному самосовершенствованию.
Итак, в настоящее время доля тех, чье призвание - муниципальная служба, несравнимо мала по сравнению с общим числом служащих. Большая часть служащих не ощущают свою профессию призванием, а рассматривают ее прежде всего как источник стабильного и гарантированного дохода (что сегодня характерно, к сожалению, для нашего общества в целом). В результате такого подхода служащих к обязанностям и возникает формальное отношение к делу.
Сегодня муниципальная служба как профессия формально утвердилась, но выполнение профессиональных обязанностей служащими находится на недостаточном уровне. Формальное соблюдение закона и протекционизм, к сожалению, становятся типичными для служащих, и это происходит из-за того, что требования к ним со стороны закона расходятся с ценностями, нормами и другими элементами их профессиональной культуры. В идеальной модели предполагается, что муниципальные служащие должны любить свою профессию, должны быть заинтересованными в ее оптимизации и своем профессиональном развитии, эти ценности должны быть закреплены в муниципальной службе.
Именно поэтому в муниципальной службе сегодня требуется прежде всего развитие неформальных норм и ценностей, а также совершенствование законодательной базы данной профессиональной общности. Только в таком случае можно обеспечить ответственное отношение служащих к своей профессии, профессионализм и стремление к развитию.
Библиографический список
1. Бородин И. А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод // Военно-юридический журнал. - 2009. - № 8. - С. 23.
2. Бутова Т.В. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова. -. М., 2004.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.
4. Незнамова Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - № 4. - С. 18.
5. Пухова М.М., Скобелкина С.И., Шатлыгина А.В. Теоретические аспекты управления и развития городских агломерация // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2013. - № 9. - С. 8-12.
6. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник / А.И. Радченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 169 с.