УДК 37.014+378.046.4
Л.Е.Савич
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ВУЗА
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Предлагается создать на базе Казанского государственного университета культуры и искусств региональный координационный учебно-методический центр для детских школ искусств, музыкальных училищ /училищ искусств, музыкально-педагогических отделений (факультетов) педагогических училищ и вузов, общеобразовательных школ, в том числе с использованием ресурсов региональных методических центров.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, непрерывное художественное образование, профориентационная работа.
L.E. Savich ANENT THE INTERDEPARTMENTAL MODEL OF MANAGEMENT ADDITIONAL EDUCATION ON THE BASE OF CULTURE AND ART HIGH SCHOOL CREATION
Here are supplying to create regional coordinating education and methodic center for school of arts for children, music and art colleges, pedagogic of music departments of colleges and universities, schools on the base of Kazan state university of culture and arts
Keywords: additional education of children, lifelong art education, professional orientation work
Необходимость реакции на цивилизационные, экономические, информационные вызовы придаёт особую остроту проблеме социального, духовно-нравственного, культурного развития детей, непрерывном профессиональном развитии педагогов дополнительного образования, становится отправной точкой в анализе ситуации и разработке системы ответных мероприятий.
В последние годы в России проводится большая работа по обеспечению доступности дополнительного образования детей, в том числе в школах искусств, центрах детско-юношеского творчества, других организациях дополнительного образования.
Однако особое внимание состоянию и перспективам развития дополнительного образования детей начали уделять после того, как 1 июня 2012 г. Президентом РФ В.В. Путиным была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [3]. Главная ее цель - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.
Согласно положениям Национальной стратегии в числе мер, направленных на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, определены разработка и внедрение федеральных требований к программам дополнительного образования, разработка нормативно-правовой базы в целях введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
С 2012 года Росстатом фиксируется уверенный рост объёма услуг дополнительного образования детей и подростков. Охват детей дополнительными образовательными программами увеличился за 2 года на 1 млн человек (с 11,5 млн до 12,5 млн). По данным социологических обследований, охват школьников программами дополнительного образования составляет сегодня около 64%. Еще 5 лет назад охват не превышал 59%. Важно, что сельские школьники имеют не меньше возможностей для участия в дополнительных программах, чем городские: охват составляет 64,9% [по: 2].
Как сообщила 16.03.2015 вице-премьер РФ О.Ю. Голодец в интервью РИА Новости, число детей, посещающих кружки и секции, за 2014г. выросло в РФ на 700 тысяч и составило 9,5 млн,. Это составляет 63% детей. К 2020 году планируется охватить дополнительным образованием 75% детей РФ. Было также отмечено, что среди направленностей дополнительного образования по-прежнему лидирует физкультурно-спортивная - секции, связанные со спортом, посещают 52% детей от 5 до 18 лет. Очень многие, по словам вице-премьера, также выбирают художественную направленность в своих занятиях - посещают секции по изобразительному искусству, музыке, хоровому пению, хореографии. Туристская направленность дополнительного образования при этом охватывает 3,9% всех занимающихся детей. Минобрнауки РФ поручено разработать предложения по переходу к персонифицированному финансированию, то есть введению сертификата на получение бесплатной дополнительной образовательной услуги (ria.ru).
Среди задач, требующих своего оперативного и эффективного решения - взаимодействие образовательных организаций культуры и искусств всех уровней по обеспечению соответствия художественного образования детей, непрерывного профессионального образования педагогов названных организаций современным требованиям, видение перспектив их развития.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ, в том числе «Культура России 2012-2018», в которой значительное внимание ежегодно уделяется повышению квалификации преподавателей организаций дополнительного образования детей и проведению конкурсных мероприятий для детей.
В Основах государственной культурной политики РФ [6] указано на необходимость выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования; на обеспечение участия детей и молодежи в принятии решений, способных повлиять на их жизнь, максимально полно раскрыть их способности и таланты.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 [1], в которой акцент сделан на образовании и социализации, личностном и профессиональном самоопределении детей и подростков как основных задачах дополнительного образования, социокультурной роли дополнительного образования, логично продолжает развитие комплексного подхода к организации и содержанию дополнительного образования детей.
В этом документе отмечаются такие современные тенденции в целом по России, как:
- рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе;
- увеличение числа детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы;
- мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях;
- возрастающая активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов Интернет, в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.
В Концепции содержатся и такие очень важные в контексте поднятой в нашей статье проблемы пункты, как:
- формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций;
- модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры;
- включение в основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору обучающегося, относящихся к дополнительному образованию детей;
- включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью;
- введение профилей дополнительного образования в двупрофильные программы бакалавариата, создание программ магистратуры, ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей;
- обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;
- формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей;
- модернизация образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю организации.
Именно в Концепции развития дополнительного образования детей впервые было предусмотрено создание в системе дополнительного образования детей на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации сети «ресурсных центров» для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта, что нашло отражение в Программе развития системы российского
музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и в плане мероприятий по ее реализации.
В РТ с 2012 г. в рамках мероприятий второго этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк» - «Будущее» [10] реализуется комплексный проект "Школа после уроков", то есть организация дополнительного образования детей непосредственно в общеобразовательных школах, занятость детей в течение всего рабочего дня родителей.
В феврале 2013 г. Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято Постановление «О республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы» [8]. При этом в республиканской стратегии отмечался невысокий уровень качества услуг, предлагаемых некоторыми учреждениями дополнительного образования детей.
В числе мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи предполагалось использование потенциала дистанционного образования, очно-заочных школ на базе организаций высшего образования, организаций дополнительного образования детей в целях обеспечения развития, обучения и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, совершенствование республиканской системы специальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми и в системе дополнительного образования детей, развитие сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования со школами, учреждениями спорта, культуры и искусства, науки, учреждениями профессионального образования.
Как результат, в РТ в настоящее время, по данным портала «Открытый Татарстан» (https: //open.tatarstan.ru/reports/categories /10172175/ героГз/28349), в 419 организациях дополнительного образования детей, находящихся в ведомстве Министерства образования и науки РТ и Министерства культуры РТ, в 2014/15 учебном году обучаются более 320-ти тысяч детей, что составляет 63,6% детей РТ и соответствует среднероссийским показателям.
Отличительной особенностью дополнительного художественного образования детей, непрерывного профессионального образования педагогов дополнительного образования в РТ -по сравнению с другими регионами, имеющими вуз культуры и искусства - является то, что до настоящего времени это направление работы никак не координируется и не кооперируется с Казанским государственным университетом культуры и искусств.
Однако, согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, и положениям Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы, перед вузами, реализующими образовательные программы в области культуры и искусства, стоят задачи активизации работы по повышению качества подготовки работников культуры, деятелей искусства, в том числе учителей музыки, рисования, руководителей детских творческих коллективов.
Способствовать решению названных задач призвано создание на базе вузов культуры и искусств методических центров («зон территориальной ответственности») по обеспечению методической и творческой координации деятельности ДШИ, музыкальных училищ/училищ искусств, музыкально-педагогических отделений (факультетов) педагогических училищ и вузов, общеобразовательных школ, в том числе с использованием ресурсов региональных методических центров (при их наличии).
В этой ситуации возникают вопросы:
- как сегодня КазГУКИ сотрудничает с организациями дополнительного художественного образования детей?
- как КазГУКИ содействует непрерывному профессиональному образованию педагогов детских школ искусств, музыкальных, художественных, общеобразовательных?
- что КазГУКИ может предложить одаренным детям и коллегам из образовательных организаций культуры и искусства?
- что делается реально на кафедрах и факультетах, в Институте трансфера знаний по рассматриваемому направлению работы?
Поставленные вопросы лишь на первый взгляд представляются простыми, прагматичными, текущими. Наверное, не совсем правильно будет рассматривать этот вопрос, который все более активно обсуждается на федеральном уровне, ограничиваясь только цифрами и событиями нашего вуза, РТ. Это будет, по меньшей мере, недальновидно. Так же, как и
задаваться вопросом: кому важнее это взаимодействие: вузу, министерствам или ДШИ? В сложной ситуации с набором студентов это важно для вуза, поскольку дополнительное образование детей следует рассматривать как профессиональную ориентацию, подготовку к поступлению в вузы нашего профиля.
Есть и еще одна важнейшая причина, почему нам сегодня нужно посмотреть на вопрос не только с позиций сотрудничества, но и значительно шире - с позиций работы с детьми в целом. Причина эта - новый показатель мониторинга эффективности по основным направлениям деятельности вуза, а именно - дополнительное образование детей, реализуемое вузом, и конкретнее - дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Кроме того, анализ работы кафедр КазГУКИ с ДШИ, ДМИ, центрами детского творчества требует не только оценки сегодняшней ситуации, но и систематизации работы, определения перспектив.
За период с октября 2008 г., когда был создан Институт трансфера знаний КазГУКИ, совместно с кафедрами факультетов музыкального искусства, художественной культуры и дизайна, СКД, хореографического искусства реализовано около 20 разнообразных программ повышения квалификации для учителей школ, руководителей творческих коллективов, кружков, на которых прошли обучение почти 1000 слушателей. Среди них 700 учителей ДШИ, ДМШ, центров творческого развития детей, в том числе 125 - по ФЦП «Культура России», более 450 учителей общеобразовательных школ.
Только в первой половине 2015 г. реализованы очень интересные программы повышения квалификации. Например, в Елабужском колледже культуры и искусств кафедрой сольного пения проведены выездные курсы повышения квалификации для преподавателей учебных заведений культуры и искусств, в том числе школ.
Совместно с Городским методическим объединением преподавателей эстрадного вокала ДМШ и ДШИ Управления образования г. Казани организована образовательная программа по эстрадно-джазовому вокалу, которая включала авторские тренинги, лекции и мастер-классы.
Стали регулярными выездные курсы повышения квалификации, которые организуют преподаватели кафедр музыкального исполнительства, этнохудожественного творчества и музыкального фольклора для своих коллег в районах РТ.
Очень востребованными остаются курсы повышения квалификации для преподавателей хореографических коллективов, художественных школ, руководителей этнокультурных, в том числе детских коллективов.
Активную самостоятельную работу с организациями дополнительного образования детей ведут многие кафедры: ДПИ и дизайна, эстрадно-джазовой музыки, фортепиано и теории музыки, сольного пения, факультета хореографии.
В 2014 г. в мероприятиях университета приняли участие 5015 детей, причем во многих случаях они побывали в наших стенах, подышали вузовским воздухом.
Очень активно привлекают детей к посещению своих мероприятий, в том числе учащихся ДШИ, ДМШ, центров детского творчества из Казани и районов РТ музыкальный и хореографический факультеты, театральный институт.
С участием детей и для детей, в том числе школьных коллективов, проводятся международные и всероссийские фестивали, конкурсы, ставшие брендами нашего вуза -«Энжелер», «Золотой башмачок», «Созвездие юных талантов», «Движение», «Этномириада», «Виват, домрА!», «Виват, балалайка», «Играй, мой баян», «Здравствуй, Россия», кинофестиваль «Иди и смотри», международный день театра, международный день танца. Количество участников растет из года в год.
Есть резерв в развертывании сотрудничества у кафедры менеджмента туризма и гостиничного хозяйства - судя по официальным документам и статистике, привлечение детей к туризму и экскурсиям как форме дополнительного образования становится актуальным направлением.
В целях оптимизации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы дополнительного образования детей - преподавателей музыки, рисования, др., повышения качества художественного образования, эффективной профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ, музыкальных и художественных школ, детских школ искусств представляется эффективным создание на базе Казанского государственного университета культуры и искусств регионального межведомственного
координационного учебно-методического центра («зоны территориальной ответственности»). Это позволит обеспечить методическую и творческую координацию деятельности ДШИ, музыкальных училищ /училищ искусств, музыкально-педагоги-ческих отделений (факультетов) педагогических училищ и вузов, общеобразовательных школ региона, в том числе с использованием ресурсов региональных методических центров.
Основными целями Центра мы предполагаем:
- активизацию работы по повышению качества непрерывного профессионального образования работников культуры, деятелей искусства, в том числе учителей музыки, рисования, руководителей детских творческих коллективов,
- совершенствование системы многоуровневого /непрерывного художественного, в том числе музыкального образования детей;
- совместные образовательные, научные и научно-исследовательские, учебно-методические мероприятия - конференции, мастер-классы, открытые занятия, приглашение ведущих мастеров, создание креативных авторских методик, оригинальных учебных планов, образовательных технологий, их апробация и т.п.;
- координацию учебной и творческой деятельности образовательных организаций культуры и искусства в регионе (создание сквозных учебных планов, совместная реализация образовательных и творческих проектов, методическое обеспечение);
- профориентационную работу;
- создание и долговременное функционирование на базе университета детских студий, детских творческих коллективов, в которых могут создаваться инновационные методики формирования творческой личности, методики работы с особо одаренными детьми.
В сложившихся на сегодняшний день правовых и финансовых условиях работа может вестись на основе целевого финансирования, грантов, самоокупаемости проектов. Организация и координация работы будет осуществляться Институтом трансфера знаний Казанского государственного университета культуры и искусств совместно с заинтересованными структурами и должностными лицами.
Источники
1. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www. rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.
2. Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций: Доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации / М-во образования и науки РФ; Федеральное агентство по делам молодежи. - М., 2015. - 73 с.
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consul
tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1305 16.
4. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015 год: материалы коллегии Минобрнауки России 24 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/5308.
5. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Закон Республики Татарстан №40-ЗРТ от 17 июня 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим
1. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 sentjabrja 2014 g. № 1726-r. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www. rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.
2. Molodjozh' i molodjozhnaja politika v Rossii v kontekste global'nyh tendencij : Doklad o polozhenii molodjozhi i realizacii gosudarstvennoj molodjozhnoj politiki v Rossijskoj Federacii / M-vo obrazovanija i nauki RF; Federal'noe agentstvo po delam molodezhi. -M., 2015. - 73 s.
3. Nacional'naja strategija dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gody: Utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 ijunja 2012 g. № 761 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consul
tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1305 16.
4. Ob itogah dejatel'nosti Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii v 2014 godu i zadachah na 2015 god: materialy kollegii Minobrnauki Rossii 24 marta 2015 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumenty/5308.
5. Ob utverzhdenii Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Tatarstan do 2030 goda: Zakon Respubliki Tatarstan №40-ZRT ot 17 ijunja 2015 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy%20RT_ zakon.pdf.
6. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki:
доступа:
http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy%20RT_ zakon.pdf.
6. Основы государственной культурной политики: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172706/.
7. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf. ru/ministerstvo/ departament/list.php? SECГЮN_ГО=59536.
8. Республиканская стратегия действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы: Утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 февраля 2013 г. № 90 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/459404/.
9. Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 -2020 годы: Государственная программа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/22527269/.
10. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы «Килэчэк» - «Будущее» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/kilechek.htm.
Utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrja 2014 g. № 808 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172706/.
7. Programma razvitija sistemy rossijskogo muzykal'nogo obrazovanija na period s 2015 po 2020 gody i plan meroprijatij po ee realizacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mkrf.ru/ministerstvo/ departament/list.php? SECTION_ID=5953 6.
8. Respublikanskaja strategija dejstvij v interesah detej na 2013 - 2017 gody: Utv. Postanovleniem Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 11 fevralja 2013 g. № 90 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/459404/.
9. Strategicheskoe upravlenie talantami v Respublike Tatarstan na 2015 -2020 gody: Gosudarstvennaja programma [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/22527269/.
10. Strategija razvitija obrazovanija v Respublike Tatarstan na 2010 - 2015 gody «Kiljechjek» -«Budushhee» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mon.tatarstan.ru/kilechek.htm.