Научная статья на тему 'К вопросу о создании института общественных инспекторов и их роли в контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды'

К вопросу о создании института общественных инспекторов и их роли в контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
общественный инспектор по охране окружающей среды / общественный экологический контроль / охрана окружающей среды / public inspector for environmental protection / public environmental control / environmental protection.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мария Михайловна Мухлынина

Статья посвящена анализу нового института общественных инспекторов по охране окружающей среды. В статье исследуется становление и развитие данного института. Автор рассматривает одну из первых попыток введения института общественных эко инспекторов субъектом Российской Федерации, а именно Челябинской областью. Особое внимание уделяется анализу особенностей правового регулирования и проблематике развития института общественных инспекторов по охране окружающей среды. Высказываются суждения о необходимости дальнейшего развития института общественных инспекторов по охране окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мария Михайловна Мухлынина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the establishment of the Institute of public inspectors and their role in the control and supervision of the environment

The article is devoted to the analysis of the new Institute of public inspectors for environmental protection. The article examines the formation and development of this institution. The author considers one of the first attempts to introduce the Institute of public environmental inspectors to the subjects of the Russian Federation, namely the Chelyabinsk region. Special attention is paid to the analysis of the peculiarities of legal regulation and the development of the Institute of public environmental inspectors. Opinions are expressed about the need for further development of the Institute of public environmental inspectors

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании института общественных инспекторов и их роли в контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды»

УДК 342.5 ББК 67.307.1

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10122

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ И ИХ РОЛИ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_ _ ___ W _

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мария Михайловна МУХЛЫНИНА, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Академии гражданской защиты МЧС России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная власть,

прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Статья посвящена анализу нового института общественных инспекторов по охране окружающей среды. В статье исследуется становление и развитие данного института. Автор рассматривает одну из первых попыток введения института общественных эко инспекторов субъектом Российской Федерации, а именно Челябинской областью. Особое внимание уделяется анализу особенностей правового регулирования и проблематике развития института общественных инспекторов по охране окружающей среды. Высказываются суждения о необходимости дальнейшего развития института общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Ключевые слова: общественный инспектор по охране окружающей среды, общественный экологический контроль, охрана окружающей среды.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the new Institute of public inspectors for environmental protection. The article examines the formation and development of this institution. The author considers one of the first attempts to introduce the Institute of public environmental inspectors to the subjects of the Russian Federation, namely the Chelyabinsk region. Special attention is paid to the analysis of the peculiarities of legal regulation and the development of the Institute of public environmental inspectors. Opinions are expressed about the need for further development of the Institute of public environmental inspectors.

Keywords: public inspector for environmental protection, public environmental control, environmental protection.

Согласно ст. 42 Конституции РФ1 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Для реализации данной конституционной нормы п. 1 ст. 68 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) законодателем предусмотрен общественный контроль в области охраны окружающей среды, который осуще-

ствляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды2.

В июле 2016 г. Федеральным законом РФ № З53-Ф3 ст. 68 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» была дополнена п. 4, который предоставил возможность гражданам осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды с целью оказания органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности; такая де-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

ятельность гражданами может осуществляться исключительно добровольно и безвозмездно.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды официально в Законе называется «общественным экологическим контролем», а такие инициативные граждане — «общественными инспекторами по охране окружающей среды». Закон об охране окружающей среды также предоставляет возможность при осуществлении экологического контроля общественным инспекторам по охране окружающей среды взаимодействовать с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора3.

Проанализируем значение законодательной новеллы, а именно, появление в России института общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Одним из первых субъектов Российской Федерации, решившим воплотить новый институт общественных эко инспекторов в жизнь, стала Челябинская область. Данный вопрос обсуждался на заседании Общественной палаты Челябинской области еще в феврале 2017 г.

Как отметил председатель Общественной палаты Челябинской области О. Дубровин, Закон об охране окружающей среды с 1 января 2017 г. предоставил право всем гражданам, желающим оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности, право осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды, что ранее не было предусмотрено законодательством России, в том числе и Федеральным законом «Об основах общественного контроля»4.

Однако в ходе реализации нового института общественных инспекторов обнаружилась серьезная проблема: порядок организации деятельности общественных инспекторов, а также порядок взаимодействия с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора федеральными органами исполнительной власти не были определены, что затруднило его воплощение в жизнь.

Новый институт общественных инспекторов в сфере охраны окружающей среды введен законодателем своевременно, так как небольшой штат регионального экологического надзора не позволяет оперативно охватить все проблемные точки. Об этом совершенно справедливо заявила заместитель министра экологии Челябинской области Л. Рахимова: «...общественные контролеры смогли бы решить этот вопрос»5.

На региональном уровне будут разрабатываться требования к общественным инспекторам. Общественным инспектором, например в Челябинской области, сможет стать гражданин не моложе 18 лет, постоянно проживающий в Челябинской области, не имеющей судимости. К тому же претендент в общественные инспекторы должен пройти собеседование, дополнительным плюсом будет являться имеющееся у него профильное образование.

Согласно п. 5 ст. 68 Закона об охране окружающей среды общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостове-рения6. В Челябинской области было принято решение выдавать удостоверения на срок от одного года до трех лет7.

Природоохранным органам субъектов РФ, таким, как Росприроднадзор, помощь общественных инспекторов также представляется весьма важной и нужной. «Сегодня общественный контроль выходит на передний план. Нам необходимы помощники и соратники. Общественный инспектор по своему статусу находится близко к государственным органам, поэтому он может быть участником рейда, а может быть и свидетелем в суде, если наступили последствия этого рейда», — отметил руководитель управления Росприроднадзора Челябинской области В. Курятников8.

Априори первыми статус общественного инспектора по охране окружающей среды получат активисты общественных экологический организаций и волонтерских движений. В Челябинской области это волонтерское движение «Время Че» и благотворительный экологический фонд «Моя планета», статус и удостоверение общественного инспектора им даст право беспрепятственно посещать предприятия во время рейдов, проводимых надзорными органами.

Весной 2018 г. в Комитете Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Комитет) рассматривался законопроект Челябинской области о создании института общественных инспекторов, которые наравне с Росприроднадзором субъекта РФ имели бы право проверять предприятия-загрязнители на предмет соблюдения экологических норм.

По данным председателя Комитета В.В. Бур-матова, законопроект отклонили из-за противоречия нормам действующих нормативных правовых актов, но саму идею депутат считает правильной и добавляет: «.чтобы перед гражданами активистами не выставляли барьер «коммер-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

ческой тайны», надо принять закон об экологической информации и в нем очертить границы доступности для общества информации предприятий»9.

Таким образом, очевидно, что развитие института общественных инспекторов продолжается и проходит этап законодательного оформления на уровне субъектов Российской Федерации. Отрицать нужность и значимость в контрольно-надзорной деятельности в сфере экологии данного института уже не возможно. И конечно, как мы отмечали ранее, задачи, которые призваны решать органы, осуществляющие государственную политику в области охраны окружающей среды, весьма разнообразны.

Глобальная цель, находящаяся в тесной связи с охраной окружающей среды, — обеспечение экологической безопасности страны также может быть достигнута разнообразными способами, в том числе и при помощи реализации функционала, заложенного в институте общественных эко инспекторов10.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

2 Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (принят Государственной Думой 20.02.2001 г.; ред. от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

3 Там же.

4 Росприроднадзор и региональная Общественная палата сформируют состав общественных экологических экспертов // Офиц. сайт Правительства Челябинской обл. // иК.Ь:Шр://ргаутт74.гц (Дата обращения: 01.06.2018) Начало формыКонец формы

5 Там же.

6 Об охране окружающей среды...

7 Росприроднадзор и региональная Общественная палата сформируют состав общественных экологических экспертов.

8 Там же.

9 Глазкова Л. Нужен закон об экологической информации // Российская Федерация сегодня. 2018. № 6. С. 52.

10 Мухлынина М.М. Современные российские природоохранные органы, призванные обеспечивать экологическую безопасность // Закон и право. 2018. № 4. С. 105.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (принят Государственной Думой 20.02.2001 г.; ред. от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

3. Росприроднадзор и региональная Общественная палата сформируют состав общественных экологических экспертов // Офиц. сайт Правительства Челябинской обл. // иЯЬ:М1р:// pravmin74.ru (Дата обращения: 01.06.2018)

4. Глазкова Л. Нужен закон об экологической информации // Российская Федерация сегодня. 2018. № 6.

5. Мухлынина М.М. Современные российские природоохранные органы, призванные обеспечивать экологическую безопасность // Закон и право. 2018. № 4. С. 105—106.

6. Мухлынин Д.Н., Мухлынина М.М. Экономико-правовые аспекты реализации Стратегии экологической безопасности в России // Закон и право. 2018. № 5. С. 93—95.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.