Научная статья на тему 'К вопросу о современной модели офицера-воспитателя'

К вопросу о современной модели офицера-воспитателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тавасиева Любовь Афакоевна

Рассматривается современная модель офицера-воспитателя, реализация которой в вузах внутренних войск позволит оптимизировать подготовку офицерских кадров в одном из приоритетных направлений их предстоящей деятельности учебно-воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тавасиева Любовь Афакоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the characteristics of an officer who takes part in the process of education of internal troops and provides the teaching for the staff for their future professional activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современной модели офицера-воспитателя»

УДК 37.01:629.734.7

Л.А. Тавасиева К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ

Рассматривается современная модель офицера-воспитателя, реализация которой в вузах внутренних войск позволит оптимизировать подготовку офицерских кадров в одном из приоритетных направлений их предстоящей деятельности - учебно-воспитательной работе.

L.A. Tavasieva AN OFFICER IN THE UP BRINGING PROCESS IN MODERN CONDITIONS

The article deals with the characteristics of an officer who takes part in the process of education of internal troops and provides the teaching for the staff for their future professional activity.

Современная военная педагогика все чаще обращается к воспитателю как субъекту профессиональной деятельности, как личности, стремящейся к саморазвитию и самореализации. С этой точки зрения, значительный интерес представляет тот идеальный образ, к которому может стремиться офицер-воспитатель, то направление деятельности, которое обеспечит развитие его подготовки к организации воспитательной работы.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественных отношениях, офицер-воспитатель проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.

Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных системах качеств:

• совокупности социально-значимых свойств человека;

• системе отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

• осознании окружающего мира и себя в нем;

• системе потребностей;

• совокупности способностей, творческих возможностей;

• совокупности реакций на внешние условия;

• системе деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупности поведенческих актов и т.д.

К.К. Платонов, например, в структуре личности выделяет четыре иерархических уровня-подструктуры .

Уровень темперамента включает качества, обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека.

Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышле-

ния, чувств, воли. Мыслительные логические операции, называемые способами умственных действий, играющие огромную роль в процессе обучения.

Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе педагогической подготовки (знания, умения, навыки), и те, которые приобретаются в практической деятельности (сфера действенно-практическая).

Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.

В структуре личности имеется и ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях. Все группы качеств тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему. Изучению воспитательной работы, структуре необходимых для осуществления этого вида деятельности качеств, посвящено большое количество публикаций в нашей стране и за рубежом. О возможности создания модели типичной личности писали Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Д.Ф. Самуйленков и др. Многие исследователи выделяют три основных личностных фактора, влияющих на развитие подготовки к воспитательной работе: интеллект, жизненная энергия, самообладание.

Ч. Хэнди считает наиболее важными качества: интеллект, инициатива, уверенность в себе - «фактор геликоптера»; умение подняться над ситуацией, связь с внешним миром. В.С. Краевский выделяет следующие важнейшие качества офицера-воспитателя: педагогическая направленность, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность. А.Г. Шмелев считает наиболее значимыми для успешной организации воспитательной работы - интеллект, компетентность, активность, энергию, самоконтроль, коммуникабельность. В.И. Хальзов выделил качества, мешающие проведению воспитательной работы - конформность, ригидность, внушаемость, авторитарность, формализм, эгоцентризм, «монологичность».

Е.М. Борисова, Г.П. Логинова, М.О. Мдивани провели исследование с целью определения из 20 специалистов воспитательной работы наиболее квалифицированных. На основе проведенного анализа были выделены три основные блока качеств, необходимых офицеру-воспитателю. Интеллектуальный - компетентность, аналитичность мышления. Личностный - доминантность, устойчивость к фрустрациям, активность, педагогическая направленность. Динамический - сила и лабильность нервных процессов.

Исследования, выполненные под руководством Т. А. Репиной в учебных коллективах, показали, что успешные организаторы воспитательной работы отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием воздействий на учеников, общительностью. Выделены основные личностные качества. Это чувствительность к воздействиям обучаемого, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное общение, «коммуникативная компетентность».

Попытки очертить круг качеств, которыми должен обладать современный офицер-воспитатель, предпринимаются и в отечественной военно-научной литературе (А.В. Барабанщиков, Б.Д. Бадмаев, В.И. Вдовюк, А.Д. Глоточкин, В.А. Губин, В.К. Коротич, П.Н. Лященко, Н.Ф. Феденко, В.З. Шеляга). В работах большинства авторов наблюдается стремление систематизировать все многообразие качеств, выделить главные, ведущие, придать им структурную завершенность. Среди них, как имеющие наибольшее значение для развития готовности к воспитательной работе, отмечаются следующие:

• активность в общественной жизни;

• педагогическая подготовленность, глубокие педагогические знания, хорошая методическая подготовка;

• любовь к своей профессии, ответственное и творческое отношение к делу;

• нравственная чистота, честность, правдивость, трудолюбие, скромность, достойное поведение;

• организаторские способности, деловитость, практическая сметка, умение своевременно заметить и поддержать инициативу обучаемых;

• дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы;

• тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства обучаемых;

• отсутствие мнительности, раздражительности, вспыльчивости и высокомерия;

• педагогическое мышление и педагогическое мастерство.

По мнению Б.Ц. Бадмаева, будущему офицеру-воспитателю, для развития готовности к проведению воспитательной работы, необходимо иметь следующие качества: безукоризненное знание методики организации воспитательной работы, методическое мастерство, трудолюбие и распорядительность, преданность и любовь к делу, четкость и нетерпимость к показухе, постоянная и последовательная требовательность к себе и другим, умение доверять подчиненным и признавать собственные ошибки, забота о курсантах, чуткость, педагогический такт, уважение достоинства, презрение к подхалимству и угодничеству.

За последнее время рядом авторов предпринимаются попытки, помимо простого перечисления качеств, выделить в структурной композиции личности офицера-воспитателя определенные группы качеств. Наибольший интерес в этом плане представляет исследование

В.А. Губина. Он выделяет три основные группы качеств: качества квалифицированного специалиста, качества руководителя и организатора, качества военного, умеющего обучать и воспитывать на войсковых традициях. В каждую из этих групп входит значительное количество конкретных качеств, довольно полно характеризующих типичного педагога. Автор выдвигает и обосновывает важное методологическое положение о том, что при всей специфичности все качества обладают общей психолого-педагогической структурой, включающей как особенности психологических процессов и свойств личности, так и знания, навыки, умения, привычки. Общность психологической структуры качеств офицера-воспитателя дает возможность исследовать процесс их формирования по основным группам, в зависимости от содержания и особенностей профессиональной деятельности в целом. При этом В. А. Губин не выделяет в группы такие важные качества, как служебно-боевые, а либо относит их к условиям успешной деятельности офицера, либо частично включает в одну из вышеназванных групп.

Исследование, проведенное В. Г. Звягинцевым, выявило наиболее важные качества личности, которые обеспечивают успешное проведение воспитательной работы. Таких качеств им выделено более ста. В основу их классификации положен принцип соответствия структуре деятельности по проведению воспитательной работы и выполняемым функциям. Все качества объединены в две большие группы: общие и профессиональные. Группа общих качеств представляет собой комплекс мировоззренческих, нравственных, профессиональнобоевых качеств. Группа профессиональных качеств личности включает качества, обеспечивающие успешную воспитательную работу.

Группировка основных качеств, хотя и дает более полное представление о структуре личности офицера-воспитателя по сравнению с простым их перечнем, но при этом ей присущ и ряд существенных недостатков. На наш взгляд, представляется необходимым создать общую структуру качеств, необходимых успешному организатору воспитательной работы. Названная структура, независимо от тех или иных личностных особенностей офицера, может рассматриваться с точки зрения анализа качеств социально-динамического стереотипа воспитателя и руководителя коллектива обучаемых. Эти качества имеют объективную основу, которая определяется совокупностью основных функций воспитания, обусловленных тем или иным видом воспита-

тельной деятельности, а именно: обучающей, воспитывающей, творческой, развивающей, управляющей, которые реализуются в процессе служебно-боевой деятельности.

Специфика организации воспитательной работы предполагает обладание офицером-воспитателем высокими профессиональными качествами, необходимыми для успешной организации и ведения воспитательной работы - это, прежде всего, компетентность, методическое мастерство, твердые навыки владения методикой воспитательной работы, инициативность. Наконец, определенное влияние на развитие готовности к воспитательной работе оказывают и анатомо-типологические качества личности. Так, желательно обладать приятной внешностью, быть физически крепким, иметь нормально возбудимый, сильный, уравновешенный тип нервной системы, правильную артикуляцию и хорошо поставленный голос.

Следовательно, деятельность офицера-воспитателя требует наличия комплекса определенных качеств, которые, образуя своеобразную профессиональную структуру его личности, являются в то же время основой развития готовности к деятельности по организации воспитательной работы.

Эти качества можно объединить в пять основных групп:

• военно-профессиональные качества;

• социально-психологические;

• творческие;

• личностные;

• анатомо-типологические;

В каждую из групп этих качеств входит большое число различных конкретных качеств. Для того, чтобы возможно более полно определить круг этих качеств, необходимо учесть весь опыт, накопленный в педагогике. Проанализировав основные положения исследований, научных статей, монографий, в которых определяются важнейшие качества офице-ра-воспитателя как специалиста, учителя, воспитателя, руководителя, сделав выборку этих качеств, нами были выделено более ста профессионально-важных качеств.

Проведя экспертную оценку выделенных качеств, ранжировав их по степени значимости для развития готовности к организации воспитательной работы, мы сформировали модель офицера-специалиста, подготовленного к воспитательной работе (см. таблицу).

Предложенная модель строилась с учетом определенных принципов, обеспечивающих достижение поставленных целей. Во-первых, модель должна быть адекватной профессиональной деятельности офицера. Во-вторых, модель должна быть динамичной и воспроизводимой на практике. В-третьих, модель должна носить прогностический характер, то есть определять перспективы в развитии офицера-воспитателя.

Модель офицера-специалиста, подготовленного к воспитательной работе

Профессиональные качества:

высокая теоретическая и практическая подготовка;_______________

высокий профессионализм;_______________________________________

системное видение воспитательных проблем;______________________

способность к профессиональной адаптации;______________________

способность к прогностической деятельности;____________________

способность выполнять должностные обязанности;_________________

способность пользоваться педагогическим языком;________________

владение методами управления обучаемыми;_______________________

умение правильно решать межличностные проблемы;________________

умение использовать технические средства воспитания;___________

военно-профессиональная направленность;________________________

Социально-психологические качества:

умение организовать продуктивные личностные контакты;__________

умение стимулировать деятельность подчиненных;_________________

умение вникать в суть дела, добывать информацию;________________

умение организовать военнослужащих, управлять ими;______________

умение учитывать индивидуальные особенности подчиненных;________

умение находить главное, поддерживать все передовое;____________

требовательность к подчиненным;_________________________________

способность мобилизовать военнослужащих;________________________

способность привлекать к себе людей, внушать доверие;___________

способность задавать бодрый, деловой тон в ходе работы;_________

склонность к изучению людей, интерес к их нуждам;_______________

Творческие качества:

высокая методическая подготовка;________________________________

творческое отношение к работе;__________________________________

владение методами военного творчества;__________________________

новаторство и инициативность;___________________________________

широкий общий кругозор;_________________________________________

Личностные качества:

дисциплинированность, исполнительность;_________________________

умение владеть собой в сложных ситуациях;_______________________

способность принимать современные решения;______________________

активность, энергичность и самостоятельность;___________________

способность переносить длительные нагрузки;_____________________

способность твердо отстаивать общественные интересы;____________

тактичность, уважение личного достоинства человека;_____________

доступность, общительность, верность слову;_____________________

отсутствие предвзятости в отношениях;___________________________

образцовый внешний вид, выправка, подтянутость;_________________

нравственная чистота: честность, скромность;____________________

принципиальность, правильная реакция на критику;________________

самостоятельность суждений;_____________________________________

активность в общественной жизни;________________________________

Анатомо-типологические качества

нормальная возбудимость, сила, уравновешенность ВНД;____________

практичность мышления;__________________________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсутствие резких отклонений от физической нормы;_______________

правильность артикуляции, хорошая постановка голоса.____________

Систематизация качеств, характеризующих личность офицера-воспитателя, по группам, равно как и выделение конкретных качеств внутри группы являются чисто условными и продиктованы стремлением обратить внимание на отдельные, наиболее важные качества и группы качеств в плане влияния их на развитие готовности к организации и осуществлению воспитательной работы.

Подготовка современного офицера-воспитателя должна осуществляться в условиях постоянного совершенствования всего образовательного процесса в вузе, для которого должны быть присущи следующие основные черты:

- универсальность - полнота набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализирующей образовательной программами;

- интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;

- целостность - формирование научной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;

- фундаментальность - научная основательность и высокое качество психологопедагогической социогуманитарной и общекультурной подготовки;

- профессиональность - овладение многообразными технологиями воспитательной работы;

- вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов психо-лого-педагогического и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями курсантов, свободный выбор форм образования.

Важнейшими условиями успешной профессиональной деятельности офицера-воспитателя являются: подготовка по военной специальности с учетом современных инноваций и профессионально направленная психолого-педагогическая подготовка в контексте личностно-ориентированной педагогики. Цель подготовки будущего офицера к проведению воспитательной работы обусловлена общей целью военного образования, при этом особое значение имеет подготовка курсанта к организации и проведению воспитательной работы в контексте культурологического подхода, которая интегрируется в систему военного образования дополняя и развивая его.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н. Александров // Информатика и образование. 1993. № 5. С. 7-25.

2. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариантного образования: мифы и реальность / А.Г. Асмолов // Магистр. 1995. № 1. С. 3-20.

3. Багишаев З.А. Педагогические основы деятельности офицеров внутренних войск по организации боевой службы: учеб.-метод. пособие. Вып. 1 / З.А. Багишаев. Саратов: СВКИ, 1991. 158 с.

4. Болотин И. Кадры современной высшей школы / И. Болотин, А. Березовский // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 22-27.

5. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление / Б.З. Вульфов // Магистр. 1995. № 1. С. 21-34.

6. Вяткин Л.Г. Психолого-дидактические основы перестройки учебного процесса в вузе / Л.Г. Вяткин // Пути совершенствования учебного процесса в вузе: сб. науч. трудов. Саратов: Университет, 1993. С.5-12.

7. Концепция профессионального образования во внутренних войсках МВД России. Приложение 1 // Сб. документов ГК ВВ МВД РФ. М., 1993. С. 4-52.

8. Лучков Н.А. К вопросу о воспитании / Н. А. Лучков // Военно-патриотическое вос-

питание в высших учебных заведениях: межвуз. сб. науч. статей. Саратов: СВКИ ВВ МВД России, 2003. С. 16-17.

9. Цера Н.В. Модель профессиональной деятельности специалиста / Н.В. Цера // Реформирование высшего образования в России на современном этапе: межвуз. сб. науч. ста-

тей. Ч. 2. Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2004. С. 73-74.

10. Приходько А.М. Оптимизация профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России: автореф. канд. пед. наук / А.М. Приходько. СПб., 2006.

С. 9-16.

Тавасиева Любовь Афакоевна -

преподаватель кафедры «Гуманитарные и социальные науки»

Саратовского военного института внутренних войск МВД РФ

Статья поступила в редакцию 11.10.06, принята к опубликованию 14.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.