Шакирова Э.З.
Оренбургский государственный университет E-mail: ewelina777@yandex.ru
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
В статье рассмотрены проблемы государственно-церковных отношений во второй половине ХХ века, освещённых в современной научной литературе. На основе историографического анализа рассмотрены различные аспекты темы, которым дана более объективная, свободная от идеологических штампов оценка деятельности власти в отношении Русской православной церкви.
Ключевые слова: государственно-церковные отношения, Русская православная церковь, РПЦ, современная историография, верующие, антирелигиозная пропаганда, атеистическая работа.
Вопрос о взаимоотношении государства и Русской православной церкви (РПЦ) на протяжении столетий является одним из основных вопросов государственного строительства в России. Сегодня в религиозной сфере наметился необратимый процесс, поэтому опыт предшествующих институтов власти представляет практическую значимость. Особое внимание следует уделить периодам обострения двусторонних отношений во второй половине ХХ века, когда власть целенаправленно вела борьбу с церковью и её носителями всеми доступными средствами. В настоящее время изучение истории православия, религиозной политики всё больше привлекает к себе внимание как светских, так и церковных исследователей.
С начала 1990-х гг. новейшая отечественная историография пополнилась новыми работами, авторы которых коренным образом пересматривали традиционную концепцию религиозной политики Советского Союза. Историография данной проблемы характеризовалась отходом исследователей от идеологических штампов прежних лет и однобоких схем в трактовке и рассмотрении государственноцерковных отношений к взвешенномому теоретическому анализу сущности и социальной роли религии в трансформирующемся обще-стве[1, с. 108]. Новым явлением стало открытие и доступ к ранее засекреченным архивным материалам. С увеличением объёма рассекреченных документов взгляды историков становились всё более объективными.
Одними из первых в отечественной историографии сделали попытку объективно оценить религиозную политику советского государства А.Н. Лещинский и В.А. Алексеев.
А.Н. Лещинский показал необходимость пересмотра политики государства в области конфессиональных отношений. Началом диалога между верующими и неверующими автор обозначил 1000-летие Крещения Руси. Им освещены ключевые проблемы государственно-церковных отношений, реальные результаты и трудности процесса «перестройки», которые заключались, по мнению автора, в неотработанном механизме регистрации новых религиозных обществ, а также частых нарушениях органами государственной власти законодательства о религиозных культах в этом вопросе[2, а 72].
Религиовед В.А. Алексеев дал оценку и выявил причины очередной антирелигиозной волны в 1960-е гг. На основе рассекреченных документов КПСС и ВЛКСМ он рассмотрел историю антирелигиозной борьбы и атеистической работы партии и комсомола на протяжении всего периода советской власти. Он справедливо подчёркивал силу политической традиции, инерции антирелигиозной работы большей части партийного и комсомольского аппарата, которая определяла и многие аспекты политики государства по отношению к РПЦ. Однако, автором не учитывался внешнеполитический фактор, практически не рассматривалась обратная реакция церкви и верующих[3, а 359-370]. В 1992 г. вышел его сборник бесед и интервью с виднейшими отечественными и зарубежными религиозными деятелями, главами российских церквей и религиозных организаций, с которыми автор книги размышляет на тему о драматизме несвободы свободы совести в по-стперестроечное время[4, а 5-17, 36-42.].
Доктор исторических наук М.И. Одинцов с начала 1990-х гг. в своих работах активно разрабатывал проблемы государственно-церковных отношений. В монографиях и многочисленных публикациях был дан анализ различных аспектов и этапов взаимоотношений власти и церкви, особенно акцентировалось внимание на положении религиозных организаций и объединений[5; 6]. Автор отмечал, что следует отказаться «от инерции прошлых лет, когда государственно-церковные отношения рассматривались как нечто третьестепенное в государственной политике». Государство должно реально осуществлять права граждан на свободу совести [7, с. 131].
С середины 1990-х гг. проблемами взаимоотношений государственных и этноконфесси-ональных структур плодотворно занималась кафедра религиоведения Российской Академии Государственной службы при президенте РФ. Известные специалисты О.Ю. Васильева, А.А. Нуруллаев, Т.А. Кудрина, Л.А. Баширов и др. в 1996 г. подготовили монографию, в которой подвергли анализу различные стороны взаимоотношений государственных структур с конфессиями на современном этапе. Авторы акцентировали своё внимание на таких аспектах проблемы государственно-церковных отношений, как правовая база современной политики РФ в области религии, роль религиозных организаций и партий в современной политической системе России. Относительно советского периода, авторы отметили, что «в течении более чем семи десятилетий у государства не было какой-то постоянной линии в решении религиозного вопроса, так же как и не было единой линии поведения и у тех лиц, что возглавляли в разное время государственные органы, занимавшиеся этой проблематикой» [8, с. 155]. На наш взгляд, невзирая на такой субъективный фактор как роль личности, в течение всего советского периода в решении религиозного вопроса курс был неизменным,
М.В. Шкаровский посвятил свою монографию истории государственно-церковных отношений с 1943-1964 гг. Исследователем были изучены политико-правовые акты, реакция на антицерковные акции руководства РПЦ. Кардинальную перемену религиозного курса советского государства связал с приходом Н.С. Хрущёва. Однако, «руководство СССР фактичес-
ки было вынуждено признать своё поражение. Откровенные гонения на церковь не принесли желаемых результатов. Хрущёвская кампания явно провалилась» [9, с. 109].
Руководитель Центра истории религии церкви в Институте российской истории РАН, профессор О.Ю. Васильева внесла большой вклад в разработку тематики деятельности РПЦ на международной арене, её отношений с Римско-католической Церковью при Сталине и Хрущёве [10].
Изучением истории РПЦ в советский период занимались и священнослужители. Протоиерей Цыпин основное внимание уделял истории епископата и высшего церковного управления, каноническим и церковно-юридическим аспектам [11]. Протоиерей Стрем-ский рассмотрел вопросы, касавшиеся периода гонений на церковь и священнослужителей, истории православных приходов в Оренбургской области [12; 13].
В 1990-е - начале 2000-х гг. появился целый ряд диссертационных исследований историко-философской направленности, посвящённых различным проблемам взаимоотношений государства и религиозных организаций на протяжении всего периода советской власти, рассматриваемым как в общесоюзном масштабе, так и на примере отдельных регионов страны [14; 15; 16; 17].
Начиная с юбилейного 2000 г., под общей редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II выходят тома «Православной энциклопедии», призванных осветить все стороны церковной жизни, в т. ч. и отношения Церкви с советской властью в ХХ в., сведения о которых практически отсутствуют в справочной литературе. Энциклопедия так же знакомит читателей с другими христианскими и нехристианскими религиями, явлениями науки, культуры, философии и искусства, политики, так или иначе, связанные с религией[18].
В докторской диссертации И.И. Масловой, посвященной эволюции взаимоотношений РПЦ с Советским государством в послевоенный период впервые была поставлена задача комплексного изучения механизмов реализации государственной политики в отношении РПЦ[19]. Одним из аспектов её исследования стало изучение деятельности Совета по делам религий (далее - СДР) при СМ СССР.
Автор, анализируя деятельность Совета, показала, что её основное содержание определялось политикой коммунистической партии и советского правительства, которая «в период 19651991 гг. уже была нацелена не на форсированное вытеснение религии из общественной жизни социалистического государства, а на сдерживание распространения религиозных воззрений и укрепления позиций РПЦ»[20, с. 64]. Мы не совсем разделяем точку зрения Масловой И.И. и считаем, что в данном случае о такой позиции СДР можно судить лишь с 1988 г.
Исследователь «Большого Урала» Т.А. Чу-маченко анализировала развитие государственно-церковных отношений в СССР в 1958-1964 гг. В частности, в своей монографии автор отмечала, что одной из предпосылок антицерковной кампании Н.С. Хрущева явилась смена поколений в руководстве Совета по делам РПЦ при СМ СССР (СДРПЦ при СМ СССР). С назначением весной 1960 г. председателем Совета В.А. Куроедова, опытного аппаратчика и идеологического работника, «начавшийся административный натиск на Церковь, на верующих и духовенство приобрел характер политической войны»[21, с. 221]. При этом главной причиной кампании Т.А. Чумаченко считала «общую глобальную задачу», поставленную в повестку дня советского общества начала 1960-х гг. - строительство коммунистического общества, и возложила особую ответственность за развязывание новой антицерковной кампании на Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС, в руках которого СДРПЦ оказался всего лишь «инструментом»^, с. 180-181]. Также она подвергла критике тезис, выдвинутый М.И. Одинцовым, о противоборстве в аппарате ЦК двух точек зрения относительно будущего религиозного курса. Мы скорее солидаризируемся с тезисом Чумаченко Т.А., чем с выводами Одинцова М.И. Практика принятия решений ЦК и их реализация не подтвердилась ни архивными материалами, ни дискуссиями (они бы дошли и до ЦК союзных республик, обкомов, горкомов), в печати, выступлениях. В стране возобладал единственно правильный курс политики государственного атеизма.
Религиовед Южного Урала В.В. Коваленко утверждал, что политика государственноцерковных отношений в СССР во многом была
привязана к международному фактору, который определялся как реагирование на требование мировой общественности. Советское государство поставило церковь на свою службу, подчинило её своим интересам. Автор считает, что в период «перестройки» церковь находилась под ярко выраженным внешнеполитическим давлением партийно-государственного руководства. С ней начинают заигрывать, но в политику не допускают[22, с. 167].
В историю развития государственной политики в отношении РПЦ на различных этапах внесли свой вклад региональные исследователи, священнослужители.
Для понимания механизма формирования государственно-церковных отношений в советский период следует отметить современные работы южноуральских учёных, как Фу-торянского Л.И., Фёдороровой А.В., Хисамут-диновой Р.Р.
Профессор Л.И. Футорянский в своих работах обратился к проблемам взаимоотношения власти и Церкви, исследуя многонациональный и поликонфессиональный состав казачества, процесс реабилитации репрессированных священнослужителей РПЦ в конце 1920-х-1930-х гг. и в годы Великой Отечественной войны[23; 24; 25]. Профессор А.В. Фёдорова рассматривала деятельность Русской православной церкви в 1930-1940-е гг. [26; 27; 28] Профессор Р.Р. Хисамутдинова также характеризовала РПЦ в тяжёлые годы войны, уделила внимание антирелигиозной пропаганде в довоенное время[29; 30].
Священнослужитель Пермской епархии протоиерей Алексий (А.Н. Марченко) в своей монографии раскрыл механизм государственного давления на организационные структуры Московской Патриархии, в частности, на религиозную жизнь Уральских епархий РПЦ. Автор ввёл в научный оборот и проанализировал значительный объем архивных материалов Челябинской, Курганской и Свердловской областей, имевших гриф «секретно»; свидетельствовал об ответственности государства за нарушение конституционных прав граждан и оскорбления религиозных чувств верующих. Центральное место в монографии отведено «хрущевской церковной реформе», механизмы которой разрушали церковные структуры и впоследствии эффективно прак-
тиковались атеистически настроенной властью в периоды «застоя» и «перестройки». Оценивая церковную реформу, А.Н. Марченко справедливо отметил, что она была проведена в интересах государства в период власти Н.С. Хрущёва, в результате чего сложилась всеобъемлющая, достаточно эффективная система незаконного государственного контроля за деятельностью РПЦ, противоречившая Конституции СССР и нормам международного права[31, с. 196].
Большой вклад в изучение религиозной жизни Курганской области внёс М.Н. Фед-ченко. Охватывая период с момента исторической встречи Сталина с церковными иерархами в 1943 г. до начала 2000-х г., автор подробно рассмотрел деятельность церковных приходов и их священнослужителей, акцентировал внимание на финансово-хозяйственном состоянии христианских общин, в том числе православных, старообрядцев и истинно-православных христиан. При этом учёным не уделено внимание проведению антирелигиозной пропаганды и атеистического воспитания среди населения, что стало одним из аспектов изучения настоящего исследова-ния[32; 33].
В 2004 г. Потапова А.Н. защитила диссертацию, объектом которой стала религиозная политика на Южном Урале в 1941 - 1958-е гг. На основе выявленных источников автор охарактеризовала религиозную ситуацию, сложившуюся в регионе. В работе выделены причины обострения государственно-церковных отношений в 1953 - 1958 гг., обусловленных, прежде всего, причинами политического характера, а также идеологическими и социальными факторами. Также исследователь указала на противоречивость религиозной политики этого периода, отмечая, с одной стороны, наступление на религию, включавшее административно-запретительные и просветительные мероприятия, а с другой - неизменность числа действующих православных приходов, сохранение количественного состава духовенства, отказ от применения жёстких репрессивных мер. Подчёркивая одновременно непоследовательный характер политики государства, автор отметила, что «религиозная свобода превращалась в религиозную терпимость, допускавшая вмешательство власти
во внутренние дела и осуществление командно-административной практики в отношении духовенства и верующих»[34, с. 26].
Сущности изменений и взаимоотношений РПЦ с государством и интеллигенцией в 19882000-х гг. в Челябинской области посвящена работа А.В. Ермолюк, подчеркнувший, что «системные изменения в стране обусловили постепенное расширении возможностей Церкви участвовать в жизни общества»[35, с. 19].
Основным объектом исследования самарского учёного В.Н. Якунина явилась деятельность православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Им была предпринята попытка проследить связь между новыми тенденциями, появившимися в предвоенные годы в политической и духовной сферах, выявить причины, которые привели к изменению религиозной политики в отношении РПЦ, был дан анализ деятельности Советского государства по созданию новой системы государственно-церковных отношений в трудное для страны время. Автор убежден, что РПЦ была одной из консолидирующих сил Российского государства на протяжении тысячелетней истории, а осмысление опыта РПЦ в деле патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны и идейно-нравственного подвижничества православного духовенства должно помочь нынешней деятельности РПЦ в грядущем возрождении России[36; 37].
Интересна современная интерпретация событий прошлых лет в статье историка и социолога Е. Жидковой «Антирелигиозная кампания времен «оттепели» в Куйбышевской области». Она отметила, что хотя «... институт церкви не вписывался в проект насильственной модернизации советского общества, но и не отмирал. Штурмовой прорыв советского общества к столь близкому коммунизму требовал окончательного разрыва с идеологически чуждой религией», воинствующий атеизм был не только «языковой конструкцией, но и стал частью советской идентичности» [38].
Весомый вклад в историографию вопроса внесли и учёные Оренбуржья В.В. Амелин, М.Н. Ефименко, С.В. Джораева и др., которые рассмотрели отдельные аспекты государственно-конфессиональных отношений в советский период и на современном этапе.
Президент Ассамблеи народов Оренбуржья В.В. Амелин исследовал развитие государственно-конфессиональных отношений в социологическом аспекте, а именно, изучил динамику роста численности организаций по конфессиям, выявил степень религиозности населения, их отношение к религии, а также межконфессиональные отношения[39, с. 8392]. В.В. Амелин совместно с В.Н. Рагузиным в результате проведённых социологических исследований в приграничных с Казахстаном районах Оренбуржья пришли к выводу, что религия и межконфессиональные отношения в обозначенном регионе выступают в качестве фактора, влияние которого дифференцировано проявляется в различных сферах социального взаимодействия. При рассмотрении повседневных, бытовых отношений в среднем только пятая часть опрошенных считала, что вероисповедание оказывает влияние на поведение человека в различных жизненных ситуациях. Однако в развитии общественнополитической ситуации конфессиональные позиции и межконфессиональные отношения всё чаще выступают заметным фактором влияния, резонирующим этнические процессы. Оценивая влияния двух наиболее крупных конфессий на территории области (христианства и ислама) на развитие межнациональных отношений, авторы отметили, что оренбуржцы демонстрируют представления о проявляющемся влиянии ислама и деятельности мусульманских организаций на обострение межнациональных отношений: 1/4 часть опрошенных уверена в негативном влиянии ислама, в то время как в христианских организациях негативное влияние усматривают только 4% опрошенных[40, с. 38].
Ведущий религиовед Южного Урала М.Н. Ефименко посвятила монографию изучению религиозных конфессий с философских позиций. Автор рассмотрела социальнофилософские аспекты проблемы религиозной традиции. Через анализ представлений о традиции вообще и религиозной традиции в частности автор интерпретировала религиозный традиционализму как структурный компонент социальной системы. На примере Южноуральского региона были рассмотрены особенности религиозной традиции в процессе влияния на неё совокупности географичес-
ких, политических, исторических, экономических, конфессиональных и других факторов. Ефименко М.Н. пришла к выводу, что на региональном уровне ярче проявилось взаимопроникновение этнического и религиозного факторов, обусловившее повышение религиозности население региона через его конфессионально-этническую самоидентификацию. На регионально-провинциальном уровне религиозная традиция глубоко проникла в различные сферы жизни человека, особенно в бытовую, чем в центральных, более динамичных районах. Автор выявила особенность религиозной модели, которая состоит в том, что носителем конкретной религиозной традиции является определённый этнос, поскольку появление этих традиций в крае связано с закреплением здесь конкретной национальной группы. Этому появлению способствовал геополитический фактор, обусловивший отставание организации православной церкви от фактического распространения православия в процессе переселения славянского населения на территорию Южного Урала в момент его колонизации[41, с. 270-271].
С.В. Джораева проанализировала государственно-церковные отношения в современной России в философско-историческом ключе. На основании изучения развития религиозного законодательства, характеристики церковных документов, предлагая различные модели государственно-церковных отношений, автор сделала вывод о необходимости создания в системе исполнительной власти специального органа, занимающегося религиозными вопросами. По мнению исследователя, это необходимо сделать, чтобы устранить возможные нарушения принципа свободы совести[42; 43; 44].
В зарубежной историографии тема исследования также нашла своё освещение. Религиозной жизни в СССР проявил интерес известный американский специалист в области социологии религии У. Флетчер, выявивший численность верующих в СССР. Используя данные исследований советских социологов, он пришёл к выводу, что около 45% населения Советского Союза составляли верующие. В то время как советские исследователи утверждали, что их вдвое меньше, что, прежде всего, объяснялось нежела-
нием властей заявлять о реальном положении дел в стране[45, с. 32].
История функционирования РПЦ в советский период получила новое освещение в работе канадского учёного Д.В. Поспеловского. Основное внимание в его монографии уделено анализу многочисленных фактов и событий, происходивших внутри РПЦ с 1917 по 1990-е гг. этот материал автор увязал с общеполитическими и социальными процессами, протекавшими в стране, уделил, в частности, внимание освещению причин корректировок политики государства в области религии, а также изучению ее некоторых аспектов взаимоотношений государственных и церковных структур[46].
Сборник «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России», включающий статьи, явился плодом многолетнего сотрудничества Кестонского института и команды российских социологов религии в рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России». Авторы сборника предприняли попытку осмыслить узловые, наиболее острые проблемы религиозно-общественной жизни нашей страны. Лоуренс Юззелл, дал глубокий анализ религиозному законодательству, отметив, что «свобода религии в 1990-х гг. на практике была вызвана не законом 1990 г. и не Конституцией 1993 г., а скорее суматохой и хаосом, которые не позволили российской элите управлять ситуацией твёрдой рукой»[47, с. 25].
В 2007 г. Институтом сравнительных социальных исследований во главе с профессором В. Андреенковым было подготовлено продолжение указанного коллективного труда, пополненного новыми данными на основе всероссийских опросов. Авторы Д. Фурман и К. Каариайнен считали, что отношение российского общества к религии подобно движению маятника. Они обратили внимание на то, что вместе с ослаблением атеистического гонения появились и первые признаки того, что «маятник» общественного сознания начал движение в обратном направлении - снова к религии. Они полагали, что логика обращений к православию при советской власти была близка к логике обращений к атеистическим формам идеологии при царизме[48, с. 9-10].
Таким образом, распад СССР показал несостоятельность антирелигиозной идеологии. В результате многие историки пересмотрели свою мировоззренческую позицию. В 90-е годы появилась целая плеяда талантливых ученых, разрабатывавших проблематику отношений церкви и власти в советский период. Их труды написаны на серьезном научном уровне и достаточно объективны, в исследованиях использованы ранее недоступные архивные источники. Следует отметить, что в современной историографии сложился определенный стереотип в изучении проблематики - анализ взаимоотношений государства и церкви как противостояние этих институтов с явным проявлением черт диктата со стороны первого.
25.06.2013
Список литературы:
1. Шакирова Э.З., Баннова В.И. Политика государства в отношении Русской православной церкви на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине ХХ в. // Вестник Оренбургского государственного университета, ИПК ГОУ ОГУ, №5, 2012. - С. 108-114.
2. Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношений. / А.Н. Лещинский - М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. - 80 с.
3. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. / В.А. Алексеев - М.: Политиздат, 1991. - 400 с.
4. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки борьбы с религией в СССР. / В.А. Алексеев - М.: Изд. Центр «Россия молодая», 1992. - 299 с.
5. Алексеев В.А. Постперестройка: несвободная совесть? / В.А. Алексеев - М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992. - 64 с.
6. Одинцов М.И. Государство и Церковь в России. ХХ в. / М.И. Одинцов - М.: Луч, 1994. - 171 с.
7. Одинцов М.И. Русская православная церковь в 80-х годах ХХ столетия. / М.И. Одинцов - М., 1989. - 55 с.
8. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и настоящего) / Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук и др. - М.: Издательство РАГС, 1996. - 252 с.
9. Шкаровский М.В. Русская Православная церковь Советское государство в 1943-1964 гг. От «перемирия» к новой войне. / М.В. Шкаровский - СПб., М.: Деан: Адиа-М -1995. - 215 с.
10. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. / О.Ю. Васильева - М.: Изд-во «Лента-Пресс», 2004. - 382 с.
11. Цыпин, В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997 гг. / В. Цыпин - М.: Издательство Спасо-Преображен-ского Валаамского монастыря, 1997. - 656 с.
12. Стремский Н. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. / Н. Стремский - Кн. 1. Оренбург, 1998. -234 С.
13. Стремский Н. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века / Составитель протоиерей Н. Стремский. -Кн. 3. Оренбургское книжное изд-во, 2000. - 213 с.
14. Мешков В.Р. Религиозные организации в общественно-политической жизни советского общества и проблемы атеистической пропаганды.: автореф. дис. ...канд. фил. наук: 09.00.06 / В.Р. Мешков. Москва, 1991. - 23 с.
15. Андреева Л.А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы ХХ столетия.: автореф. дис. .канд. фил. наук: 09.00.06. / Л.А. Андреева Москва, 1996. - 24 с.
16. Тюрина Л.В. Государство и Русская Православная Церковь: эволюция отношений. 1917-2000.: автореф. дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. / Л.В. Тюрина, Курск, 2000. - 23 с.
17. Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской Федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. ХХ в.: автореф. дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. / С.А. Мозговой, Москва, 2001. - 25 с.
18. Православная энциклопедия. Русская Православная церковь // Под общ. ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. - М.: Издательство: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. - 752 с.
19. Маслова И.И. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности РПЦ (1953- 1991 гг.): автореф. дис. ...докт. ист. наук: 07.00. 02. / И.И. Маслова. - М., 2005. - 46 с.
20. Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская православная церковь (1965-1991 гг.) / И.И. Маслова // Отечественная история. - 2005. - №6. - С. 52-65.
21. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие: 1941-1961. / Т.А. Чумаченко - М.: «АИРО-ХХ», 1999. -248 с.
22. Коваленко, В. В. Русское православие в ХХ веке: государственно-церковные отношения в Советском Союзе. / В.В. Коваленко - Оренбург: ОГУ, 2004. - 178 с.
23. Футорянский Л.И. Многонациональный и многоконфессиональный состав казачества России / Л.И. Футорянский // Всероссийская научно-практическая конференция. Казачество в прошлом и настоящем. 260-летию Оренбургского казачьего войска посвящается. - Оренбург, Изд-во ОГУ, 2007. - С. 8-11.
24. Футорянский Л.И. Репрессии против церкви в конце 20-х - 30-х гг. и начало ее возрождения / Л.И. Футорянский // Культура славян Оренбуржья. Оренбург: ОГАУ, 2003. - С. 103-108.
25. Футорянский Л.И. Оренбуржье в защите Отечества. / Л.И. Футорянский - Оренбург: Изд-во: ОГПУ, 1995. - 140 с.
26. Фёдорова А.В. РПЦ на Южном Урале в 30-40-гг. ХХ в. / А.В. Фёдорова // Русская нация и русская идея: история и современность. - Оренбург, 1996. - С. 33-34.
27. Фёдорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. / А.В. Фёдорова - Оренбург, «Оренбургское книжное издательство», 1995. - 126 с.
28. Фёдорова А.В. Против религии и Церкви / А.В. Фёдорова // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. - М.: Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы: матер. II чтений памяти проф. Т.И. Коржихиной. - М.: Издат. центр РГГУ, 1999. - С. 204-207.
29. Хисамутдинова Р.Р. Антирелигиозная пропаганда среди населения накануне Великой Отечественной войны / Р.Р. Хисамутдинова // Христианство и ислам на рубеже веков. - Оренбург, 1998. - С. 197-199.
30. Хисамутдинова Р.Р. Деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны / Р.Р. Хисамутдинова // Оренбуржье в защите Отечества. - Оренбург, Изд-во: ОГПУ, 1995. - С. 72-75.
31. Марченко А.Н. «Хрущевская церковная реформа»: Очерки церковно-государственных отношений (1958-1964 гг.) (по материалам архивов Уральского региона). / А.Н. Марченко - Пермь: изд-во Пермского гос. ун-та, 2007. - 200 с.
32. Федченко М.Н. Религия и молодёжь Урала / М.Н. Федченко // Религиозная культура и образование: Диалог ученых: теология, философия, история и социология по результатам научных конференций и семинаров. Курган: КГУ, 1996. - 147 с.
33. Федченко М. Н. Русская Православная церковь на территории Курганской области (1943 - начало 2000-х гг.) / М.Н. Федченко - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 124 с.
34. Потапова А. Н. Религиозная политика Советского государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941 - 1958 гг.: автореф. дис. ...канд. ист. наук: 07.00. 02. / А.Н. Потапова - Оренбург, 2004. - 25 с.
35. Ермолюк А.В. Взаимоотношения Русской православной церкви и интеллигенции в 1988-2000 гг. (по материалам Челябинской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук / А.В. Ермолюк. - Челябинск, 2007. - 23 с.
36. Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: автореф. дис.... канд. ист. наук: 07.00. 02. / В.Н. Якунин - Самара, 1998. - 26 с.
37. Якунин В.Н. Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / В.Н. Якунин - Тольятти: ОАО ПП «Современник», 2002. - 320 с.
38. Жидкова Е. Антирелигиозная кампания времен «оттепели» в Куйбышевской области Е. Жидкова // Неприкосновенный запас, №3 [59] 2008 - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/2699-neprikosnovennyjj-zapas-359.html -24.11.09.
39. Амелин В.В. Этносоциальные процессы в Оренбуржье (постсоветский период). / В.В. Амелин - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007. - 100 с.
40. Амелин В.В., Рагузин В.Н. Состояние этноконфессиональных отношений в приграничных с Казахстаном районах Оренбургской области (социологический аспект). / В.В Амелин, В.Н. Рагузин - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000. - 128 с.
41. Ефименко М.Н. Религии. Традиция. Общество. Опыт социально-философского анализа российского регионального развития. Монография. / М.Н. Ефименко- Оренбург: Издательство ОГИУ, 2001. - 296 с. - С. 270-271.
42. Джораева С.В. Законодательная база, регулирующая современную церковную политику государства / С.В. Джорае-ва // Социально-правовые вопросы становления правового государства. Сборник научных статей. - Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. аграрн. ун-та, 1999. - С. 279-288.
43. Джораева С.В., Медведко С.В. Отношение политических партий в России к религиозному вопросу / С.В. Джораева, С.В. Медведко // Религия и церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень: Российская академия Государственной службы при Президенте РФ. - М., 1996. - №7.
44. Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в СССР в 70-х, 80-х гг. (На примере Русской православной церкви) / С.В. Джораева // Социально-правовые вопросы становления правового государства. Сборник научных статей. - Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. аграрн. ун-та, 1999. - С. 345-349.
45. Флетчер У. Советские верующие /У. Флетчер // Социологические исследования. - 1987. - №4 - С. 31-34.
46. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. / Д.В. Поспеловский - М.: Республика, 1995. - 306 с.
47. Юззелл Л. Проблемы свободы религии в современной России / Л. Юззелл // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / под. ред. С.Б. Филатова. - М.,СПб.: Летний сад, 2002. - С. 22-27.
48. Фурман Д., Каариайнен К., Карпов В. Религиозность в России в 90-е гг. ХХ - нач. XXI в. // Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. / Д. Фурман, К. Каариайнен, В. Карпов - М.; СПб.: Летний сад, 2007. - С. 7-15.
Сведения об авторе:
Шакирова Эльвира Зуфаровна, старший преподаватель кафедры политологии и права Оренбургского государственного университета, кандидат исторических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372578, е-mail: ewelina777@yandex.ru
UDK 930:322’19'’
Shakirova E.Z.
Orenburg state university, e-mail: ewelina777@yandex.ru
ON THE QUESTION OF THE MODERN HISTORIOGRAPHY OF CHURCH-STATE RELATIONS IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XXTH CENTURY
The article considers the problems of church-state relations in the second half of the XXth century, covered in the current scientific literature. On the basis of historiographical analysis it examines various aspects of the theme, which is given a more objective free from ideological cliches assessment of the State power activity in respect of the Russian Orthodox Church.
Key words: state-church relations, Russian Orthodox Church, the ROC, the modern historiography, believers, anti-religious propaganda, atheistic work.