Ефименко М.Н.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: efimenkom@mail.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ОРЕНБУРЖЬЯ
Автор анализирует основные направления региональной историографии по вопросам изучения истории Оренбургской епархии и основных проблем истории православия на Южном Урале. Рассматриваются особенности исследовательских подходов и предметных областей историков на разных этапах становления региональной исторической науки по вопросам изучения православия на Южном Урале. Выделяются основные тенденции современной истории Церкви и наименее изученные проблемы.
Ключевые слова: история, историография, Оренбургская епархия, православие, религия.
История религии как относительно самостоятельная научная отрасль сложилась достаточно недавно - пожалуй, только в XIX в., когда постепенно стали накапливаться археологические материалы о древних цивилизациях, а самое главное, когда Европа осознала безысходность религиозной нетерпимости ко всем нехристианским народам. До сих пор она считается обязательным компонентом религиоведения. Это совершенно справедливо, так как без исторического измерения становления и развития религии невозможно определить ее сущность и выявить специфику ее функционирования в обществе.
Но история религии - это историческая дисциплина, значит, она прежде всего подчиняется законам исторического исследования и базируется на методологии исторического познания.
Задача истории религии заключается в том, чтобы раскрыть процессы становления различных форм религии, показать их особенности, специфику социального функционирования, не примеряя на себя тогу третейского судьи и не расставляя ярлыки «лучших» и «худших» религий.
Россия обладает колоссальной религиозной историей, которая складывается и из истории регионального развития вероисповедных форм.
Южно-Уральский регион - один из крупнейших регионов России. Несмотря на свою относительную молодость в плане административной организации (Оренбургская губерния, включавшая в себя в ХУШ-Х1Х вв. почти всю территорию Южного Урала от казанских земель на западе до Кургана на востоке, от Пермской губернии на севере до казахских земель на юге, была официально образо-
вана 15 марта 1744 г.) к моменту своего государственного оформления край уже имел широкое переплетение различных этносов, что позже повлияло на обширность конфессионального пространства региона. Прямым следствием этноконфессиональных процессов тех времен является тот факт, что сейчас на территории края проживает более 100 национальностей, представители которых являются последователями 18 религиозных конфессий и направлений. Через Южно-Уральский регион еще в период Великого переселения народов проходили кочевые племена, двигавшиеся из Азии в Европу: скифы, сарматы, мадьяры, печенеги, половцы и др. Позднее в этническом составе края оставили свой след ногайцы, калмыки. С присоединением к Русскому государству в XVI в. Казанского и Сибирского ханств, Башкирии в этнический состав края вошли татары, башкиры. Русский этнос ведет свою историю на Южном Урале с XVI в. Южный Урал и его центр, Оренбуржье, являлись и являются связующим звеном между двумя частями света - Европой и Азией, что давало возможность культуре края впитать в себя как восточные культурные традиции, так и европейские. Переплетение православного, мусульманского, католического, лютеранского, буддистского и других вероисповеданий в религиозном пространстве региона стало естественным результатом пограничного расположения края. Наблюдался процесс естественного замещения более развитыми религиозными системами (исламом, православием) местных родовых культов, которые постепенно изживали себя, в то же время, оставляя след в новых религиях. Отголоски древних культов можно найти в мусульманских традициях, исповедуемых башкирами и татарами (сабантуй), в православном
культе мордвы, марийцев и других народов. Объективность и постепенный характер процесса преодоления низших религиозных форм более развитыми не вызывали решительного противостояния местных народов новым культам.
Становление конфессионального пространства региона проходило через колонизацию края, которая включала в себя несколько этапов, связанных с переселением людей из центральных районов страны на целинные земли края и их экономическим освоением.
Специфической чертой процесса складывания этноконфессиональной структуры ЮжноУральского региона является отсутствие на первых его стадиях конфессиональных конфликтов острого характера. По мере проникновения на территорию края переселенцев возникали этнические конфликты с аборигенным населением, так как переселенцы: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, позже - поляки, немцы и другие оседали на «ничьих» землях, принадлежавших местным кочевым народностям.
По данным переписи населения 1897 г., значительная часть нерусского населения исповедовала ислам - на территории Оренбургской губернии в 1897 г. мусульман проживало 22,8%. С XVII в. укрытие в лесах Уральского хребта на Яике находили старообрядцы. На территории Уральского казачьего войска в конце XIX в. старообрядцы составляли 39,6%, единоверцы - 33,3%, мусульмане - 10%, язычники - 0,6%, а православных насчитывалось 1260000 человек из 2706412 [17, с. 54-55].
Социальные и этнические группы, оседая на территории края, привносили с собой те религиозные традиции, которые исповедовали. Так, православие появляется в крае с приходом русского населения. Начало переселения русских на просторы Заволжья и Южного Урала ученые относят к XVI в., к моменту появления здесь казачества. На Яике (Урале) в конце XVI в. появился Казачий городок (Кош-Яик) - первое русское поселение на Южном Урале. Поэтому вполне обоснованно можно говорить о начале истории православия в регионе с XVI в.
В течение последующего XVII в. идет приток русского крестьянства в междуречье Камы и Волги и в западную часть современной Оренбургской области. Сюда устремляется крепостной люд, спасаясь от податного гнета, доби-
ваясь причисления в казачество, находя пристанище в глухих местах края. Значительный процент беглых составляли старообрядцы. Они спасались от гонений за приверженность к старой вере. Этот исторический факт дает право утверждать то, что первые переселенцы представляли собой православную массу, распространяли в крае как официально-государственный, так и старообрядческий варианты русского православия. Это подчеркивает тот исторический факт, что, несмотря на относительно позднее появление в крае (например, ислам распространяется в Южно-Уральском регионе еще с начала X в.), православие сыграло в его развитии, как административном, так и духовном, одну из ведущих ролей. Поэтому история православия является одним из приоритетных направлений в системе региональной истории. Это интереснейшая и перспективная область научных исследований. Не останавливаясь на проблемах изучения истории неправославных конфессий Оренбуржья, проанализируем особенности исследования региональной истории Русской православной церкови (РПЦ).
В условиях духовной трансформации современного российского общества, признания значимости религиозных ценностей, расширения роли РПЦ в общественных процессах историки обращаются к проблемам изучения истории православия не только как ценности отечественной духовной культуры, но и как фактора отечественной истории вообще и региональной истории в частности.
История Оренбургской епархии как составной части отлаженного механизма РПЦ в России, в то же время имеющей собственную этнорелигиозную специфику, является предметом исследований многих авторов.
Традиционно можно выделить два основных этапа развития исследований общей истории церкви и духовенства Оренбургской епархии: дореволюционный (конец XIX - начало XX в.) и современный (конец XX - начало XXI в.).
Из дореволюционных работ следует выделить труд Н.М. Чернавского, написанный к 100-летию образования Оренбургской епархии, «Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем» [25; 26]. Это был не просто фундаментальный труд, это была развернутая история становления как русского православия на тер-
ритории Южного Урала, так и целого комплекса социально-экономических и религиозных трансформаций, которые пережил край за столетнее существование епархии. Автор уделил серьезное внимание не только причинам создания епархии, но и административной истории края, деятельности епископата, показав историю епархии в лицах правящих архиереев. Однако автор недостаточное внимание уделил источниковой базе архивных документов.
Архивные документы были активно использованы другим автором - И.И. Кречетови-чем, который будучи ректором Оренбургской семинарии прежде всего был занят вопросами кадрового состава православного священства, анализом их пастырского служения и миссионерской деятельностью в крае среди неправославного населения и старообрядцев [15].
Однако появление этих работ в конце века не означает, что церковная история Оренбургской епархии не была предметом исследования других авторов в более ранний период. Следует обозначить работы Л.С. Суходольского [23], В.М. Черемшанского [24], Р.Г. Игнатьева [8], в которых представлены интересные статистические сведения о состоянии православия на территории обширных южноуральских земель.
Вообще первые материалы, посвященные истории церкви Южного Урала, появляются в середине XIX в. на страницах «Оренбургских губернских ведомостей» (М. Ястребов, Р.Г. Игнатов). С появлением в 1873 г. периодического печатного органа епархии - «Оренбургских епархиальных ведомостей» - общая тема церковной истории края получает продолжение и развитие. В основном она была представлена историко-статистическими очерками отдельных населенных пунктов (П. Виноградов, А. Невзоров, И. Невский, А. Предте-ченский, Н.М. Чернавский). В данных очерках содержались сведения исторического, географического, демографического, статистического, экономического характера, а также отражающие религиозно-нравственное состояние православного населения. Появляются и работы, посвященные отдельным проблемам церковной истории края: церковной жизни Уральского казачьего войска XVIII-XIX вв. (И.А. Сперанский, А. Соколов, А. Лоскутов), образованию духовенства в XVIII в. (И.А. Сперанский), истории храмов (Р.Г. Игнатьев,
И.А. Сперанский), обычаям местного населения (Н. Сементовский, И. Райский), истории издания «Оренбургских епархиальных ведомостей» (С.С. Никольский, Н.М. Чернавский).
Советский период развития отечественной истории нельзя назвать активным этапом развития региональной историографии данной проблемы. История оренбургского православия практически не изучалась. Выходили отдельные работы в рамках коллективных сборников по истории Урала, в которых затрагивались отдельные аспекты церковной истории или же давалась общая панорама состояния православной епархии в тот или иной хронологический период [4; 5; 7; 10; 19 и др.].
Интерес к истории Оренбургской епархии резко возрос в 90-е гг. ХХ века и на современном этапе развития региональной исторической мысли Южного Урала. В этот период появляются многочисленные научные статьи, монографии и диссертационные исследования, посвященные как относительно целостному анализу истории православия на территории Южного Урала, так и отдельным аспектам истории Оренбургской епархии в разных ее географических рамках и хронологических периодах. Предметом исследования становятся духовные лица оренбургского православия, отдельные области церковной жизни, вопросы судебной и административной практики церковной власти, миссионерская деятельность и др.
Следует выделить три научных региональных центра, занимающихся изучением истории РПЦ на территории Южного Урала: Оренбург, Челябинск, Уфа. Башкирские коллеги в своих исследованиях сориентированы на региональную целостность Башкирии, поэтому исследования отличаются четко выраженной локальностью как географической, так и хронологической.
Историей Оренбургской епархии активно занимаются челябинские ученые (В.С. Боже, В. Харланов и др.), среди которых следует особенным образом выделить А.И. Конюченко. Данный автор проследил становление системы церковно-административного правления Оренбургской епархии. Он выявил ее особенности, отличительные черты, сформировал относительно полную картину духовного образования в епархии, выделил специфику положения православного духовенства и др. [13; 14].
Деятельность РПЦ по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии изучала Ю.С. Андреева [2].
На современном этапе достаточно четко выделяются основные направления исторических исследований развития православия на Южном Урале: социальная, просветительская и миссионерская деятельности РПЦ на Южном Урале, духовное образование, влияние православия на духовную жизнь региона, история отдельных храмов и монастырей, биографические исследования представителей православного духовенства, особенно в послереволюционный период, святые и мученики Оренбургской епархии.
Одним из приоритетных направлений исторических исследований для оренбургских историков становится проблема церковного и духовного образования, участия РПЦ в системе народного образования. Соработни-чество Церкви и государственных структур, проявивших педагогические инициативы, проанализировал Г.В. Савицкий [18]. Вопросу участия Церкви в деле народного просвещения посвятил свою монографию О.В. Осипов [17].
Просветительская деятельность РПЦ стала предметом исследования Т.А. Камсковой, В.П. Баканова и др. [12; 3 и др.].
Изучением миссионерской деятельности РПЦ среди неправославных народов и старообрядцев и развитием самого старообрядчества занимаются О.В. Ягудина, А.Д. Камзина и др. [11; 27].
Следует отметить активность в развитии истории Церкви на территории Южного Урала и духовных лиц. Большую популярность среди православных современной Оренбургской митрополии имеет книга о. Н. Стремс-кого «Мученики и исповедники Оренбургской епархии» [20-22]. Это издание содержит в себе биографические данные сотен представителей духовенства и мирян, репрессированных советской властью или определенным образом от нее пострадавших, восстанавливает их имена, а некоторые открывает заново для современных поколений. Однако в этом труде не использованы в должной мере архивные документы, очень много личных воспоминаний свидетелей того времени, которые зачастую отличаются субъективным подходом.
Книга о. Г. Горлова «Духовная нива Оренбуржья» создавалась как учебное пособие для православных гимназий, но широкий круг источников, архивные документы, использованные в работе, топографические сведения и архитектурные чертежи и планы, превратили это издание в настоящее историческое исследование, цель которого - показать историю становления и развития православия на оренбургской земле с момента образования как Оренбургской губернии, так и Оренбургской епархии до начала революционных событий 1917 г. [6].
В то же время, несмотря на активное изучение истории оренбургского православия, есть проблемы, которые продолжают ждать своего часа и находятся в тени. Некоторые из них хотелось бы обозначить.
1. Можно назвать достаточно много изданий по истории Оренбуржья, авторами которых являются авторитетные историки нашего края: Л.И. Футорянский, Д.А. Сафонов, В.А. Лабу-зов, Ю.П. Злобин и др., но нет комплексного исследования по истории православия на Южном Урале, которое охватывало бы все стороны регионального развития этой конфессии.
2. Требуют тщательного изучения такие направления деятельности РПЦ на Южном Урале как: благотворительность, образовательная деятельность в контексте просветительских инициатив духовенства.
3. Миссионерская деятельность РПЦ в дореволюционный период была направлена не только против старообрядчества, но и против сектантства. История неправославного сектантства на Южном Урале изучалась фрагментарно, только относительно конкретных конфессий, общей панорамы возникновения и развития малых религиозных образований в регионе не создано.
4. Взаимоотношения Оренбургской епархии с исламскими духовными центрами и простыми мусульманами рассматривались, скорее, как необходимый акт все той же миссионерской деятельности, что сужает проблему только до вопроса противостояния этих религий, но история их совместного существования в особенном пограничном регионе также требует своего исследования.
5. История епархии - это прежде всего люди, начиная от архиерея и заканчивая простым приходским священником. Это история
в лицах. Если многие имена дореволюционной истории достаточно хорошо известны, то духовенство новейшего периода, как советских времен, так и постсоветского периода, не изучено, особенно периода репрессий.
6. Современное состояние православия и других конфессий региона - еще одно слабои-зученное направление, имеющее лишь отдельные, скорее справочного характера издания [1].
7. В целом давно назрела необходимость проведения крупного исследования по всем направлениям религиозного развития нашего региона как прошлого, так и настоящего периода.
Известный русский философ Иван Ильин в своих набросках «Что дало России православное христианство» писал: «Православная монастырская культура дала России не только сонм праведников. Она дала ей ее летописи, т. е. положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию» [9].
Таким образом, изучая историю православия на Южном Урале, мы способствуем расширению исторической картины края, изучая историю религии, мы изучаем не только духовную историю, но и историю всего человечества.
12.04.2012
Список литературы:
1. Амелин, В.В. Конфессии в Оренбуржье (1990-2010 гг.). - Оренбург: ОГАУ, 2010. - 128 с.
2. Андреева, Ю.С. Деятельность Русской православной церкви по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв.: автореф. дис.....канд. ист. наук. - Челябинск, 2006. - 29 с.
3. Баканов, В.П. Роль церкви в обучении грамоте населения казачьих поселков Оренбургского казачьего войска // Исторические чтения. Материалы науч. конф. «Неизвестный Челябинск» (1994), «Церковь и религия на Урале» (1995). -Челябинск: Центр ист.-культ. наследия, 1996. - С. 114-118.
4. Вопросы истории Урала. - Свердловск: [Б. и.], 1958. - 158 с.
5. Вопросы этнической истории Урала / под ред. Р.Г. Кузеева, Н.В. Бикбулатова. - Уфа: БФАН СССР, 1982. - 144 с.
6. Горлов Г.Е., Боброва О.Ю. Духовная нива Оренбуржья. - Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 2009. - 264 с.
7. Демографические процессы на Урале в эпоху феодализма: Сб. науч. ст. - Свердловск: УрО АН СССР, 1990. - 146 с.
8. Игнатьев, Р.Г. Сведения о церквях оренбургской епархии // Памятная книжка Уфимской губернии. Ч. 2. - Уфа, 1873. -С. 28-80.
9. Ильин, И. Что дало России православное христианство // Неопалимая купина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zaistinu.ucoz.ru/news/ (дата обращения: 10.04.2012).
10. История Урала в период капитализма. - М.: Наука, 1990. - 500 с.
11. Камзина, А.Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии (1859-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2004. - 32 с.
12. Камскова, Т.А. Церковноприходские библиотеки Оренбургской губернии // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2002. - С. 408-410.
13. Конюченко, А.И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Челябинск, 1996. - 22 с.
14. Конюченко, А.И. Духовные училища Оренбургской епархии накануне преобразования по уставу 1867 года // Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в XVПI-XX вв.: Сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Абрамовского. - Челябинск: [Б. и.], 1997. - С. 82-93.
15. Кречетович, И.П. Учреждение в г. Оренбурге архиерейской кафедры (по данным архива канцелярии бывшего Оренбургского генерал-губернаторства). - Оренбург: Типография Духов. консистории, 1901. - 117 с.
16. Осипов, О.В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917): монография. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 261 с.
17. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. Т. XXVIII. Оренбургская губ. - СПб., 1904. - 173 с.
18. Савицкий, Г.В. Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1851-1917 гг.: автореф. дис. . канд. ист. наук. - Оренбург, 2004. - 29 с.
19. Сергеев, Ю.Н. Монастырское хозяйство Башкирии в 30-60-е гг. ХК в. (по материалам Уфимского Благовещенского женского монастыря) // Классы и сословия России в период абсолютизма: Межвузов. сб. ст. - Куйбышев: КГУ, 1989. -С. 62-70.
20. Стремский, Н.Е. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в. / Сост. прот. Н.Е. Стремский. - Саракташ: [Б. и.], 1998. - Кн. 1. - 361 с.
21. Стремский, Н.Е. Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии ХХ в. / Сост. прот. Н.Е. Стремский. -Саракташ: [Б. и.], 1999. - Кн. 2. - 415 с.
22. Стремский, Н.Е. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в. / Сост. прот. Н. У. Стремский. - Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 2000. - Кн. 3. - 575 с.
23. Суходольский, Л.С. Распространение христианства в Уральском крае // Оренбургские епархиальные ведомости. -1859. - №29, 30, 31.
24. Черемшанский, В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении. - Уфа, 1859. - 472 с.
25. Чернавский, Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Исследование Николая Чернавского. Вып. 1 // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. VII. - Оренбург, 1900. - 357 с.
26. Чернавский, Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Вып. 2 // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. - Оренбург, 1901-1902. - 1058 с.
27. Ягудина, О.В. Старообрядчество Уральского и Оренбургского казачьих войск в период с 1851-1917 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2005. - 22 с.
Сведения об авторе:
Ефименко Марина Николаевна, заведующий кафедрой философии и религиоведения Оренбургского государственного педагогического университета, доктор философских наук, профессор 460051, г. Оренбург, пр-т Гагарина, 1, ауд. 112, тел. (3532) 331040, e-mail: efimenkom@mail.ru
UDC 2 (470.56)
Efimenko M.N.
Orenburg state pedagogical university E-mail: efimenkom@mail.ru
ACTUAL ISSUES IN THE HISTORY OF RELIGIONS OF ORENBURG REGION
The author analyzes the main trends of regional historiography for the study of the history of the Diocese of Orenburg and the fundamental problems in the history of Orthodoxy in the South Urals. She examines the features of research approaches and subject areas of regional historians at various stages of the regional historical scholarship on the study of Orthodoxy in the South Urals. She highlights the main trends in the modern history of the Church and the least-studied problem.
Key words: history, historiography, Orenburg diocese, Orthodoxy, religion.
Bibliography:
1. Amelin, V.V. Confessions in the Orenburg region (1990-2010). - Orenburg: OSAU, 2010. - 128 p.
2. Andreeva, YS. Activity of the Russian Orthodox church for the spiritual education of the population of the Orenburg diocese in the second half of the XIX - early XX centuries: abstract of thesis.... cand. hist. - Chelyabinsk, 2006. - 29 p.
3. Bakanov, V.P. Role of the Church in teaching literacy of the population of the Cossack villages of Orenburg Cossack army // Historical readings: Materials of conference. «Chelyabinsk Unknown» (1994), «The Church and religion in the Urals» (1995). -Chelyabinsk: Center for historical and cultural heritage, 1996. - P. 114-118.
4. Issues of history of the Urals. - Sverdlovsk, 1958. - 158 p.
5. Issues of ethnic history of the Urals / ed. R.G. Kuzeeva, N.V. Bikbulatova. - Ufa: BFAN USSR, 1982. - 144 p.
6. Gorlov G.E., Bobrova O.Y Orenburg spiritual cornfield. - Orenburg: Orenburg book. publ., 2009. - 264 p.
7. Demographic processes in the Urals in the era of feudalism: Collection of scientific works. - Sverdlovsk: Ural Branch of Academy of Sciences of USSR, 1990. - 146 p.
8. Ignatiev, R.G. Information about churches of Orenburg diocese // The memorial book of Ufa province. Part 2. - Ufa, 1873. -P. 28-80.
9. Ilyin I. What gave to Russia the Orthodox Christianity // Burning Bush [Electronic resource]. - Access mode: http:// zaistinu.ucoz.ru/news/ (date accessed: 04.10.2012).
10. History of the Urals in the period of capitalism. - Moscow: Nauka, 1990. - 500 p.
11. Kamzina, A.D. Old believers as the object of missionary activity of the Russian Orthodox church in the Orenburg diocese (1859-1917): abstract of thesis... cand. hist. - Orenburg, 2004. - 32 p.
12. Kamskova, T.A. Parish libraries of Orenburg province // Ethnoconfessional dialogue: state, contradiction, prospects for development: Materials of the interregional scientific-practical conference. - Orenburg: Publ. center of OSAU, 2002. - P. 408-410.
13. Konyuchenko, A.I. Theological education in the Orenburg diocese in the second half of XIX - early XX centuries: abstract of thesis... cand. hist. - Chelyabinsk, 1996. - 22 p.
14. Konyuchenko, A.I. Theological schools of Orenburg diocese on the eve of the transformation on the basis of the statute of 1867 // Problems of socio-economic and political development of the Urals in XVIII-XX centuries: Collection of scientific works / Ed. A.P. Abramovsky. - Chelyabinsk, 1997. - P. 82-93.
15. Krechetovich, I.P. Establishment of the episcopal in Orenburg (according to the archives of the former office of the Governor-General of Orenburg). - Orenburg: Spirits. Consistory, 1901. - 117 p.
16. Osipov, O.V. Church and parochial schools in Orenburg diocese (1864-1917): a monograph. - Chelyabinsk: CSPU, 2004. -261 p.
17. The first general census of the Russian Empire. T XXVIII. Orenburg province. - St. Petersburg, 1904. - 173 p.
18. Savitsky, G.V. Primary public education in the South Urals and in North-Western Kazakhstan in 1851-1917: abstract of thesis... cand. hist. - Orenburg, 2004. - 29 p.
19. Sergeev, YN. Monastic economy of Bashkiria in the 30-60s of XIX century (on materials of the Ufa Blagoveschensky monastery) // Classes and estates of Russia in the period of absolutism: Interuniversity collection of articles. - Kuibyshev, 1989. - P. 62-70.
20. Stremsky, N.E. Martyrs and confessors of Orenburg diocese of the XX century / Comp. prot. N.E. Stremsky. - Saraktash, 1998. - Book 1. - 361 p.
21. Stremsky, N.E. Martyrs, confessors and temples of Orenburg diocese of the XX century / Comp. prot. N.E. Stremsky. -Saraktash, 1999. - Book 2. - 415 p.
22. Stremsky, N.E. Martyrs and confessors of Orenburg diocese of the XX century / Comp. prot. N.E. Stremsky. - Orenburg: Orenburg book publ., 2000. - Book 3. - 575 p.
23. Sukhodolsky, L.S. The spread of Christianity in the Ural region // Orenburg diocesan journal. - 1859. - №29, 30, 31.
24. Cheremshansky, V.M. Description of the Orenburg province in economic, statistical, ethnographic and industrially. - Ufa, 1859. - 472 p.
25. Chernavsky, N.M. Orenburg diocese in her past and present. The study of Nicholas Chernavsky. Iss. 1 // Materials of the
Orenburg scientific archival commission. Iss. VII. - Orenburg, 1900. - 357 p.
26. Chernavsky, N.M. Orenburg diocese in her past and present. Iss. 2 // Materials of the Orenburg scientific archival commission. Iss. X. - Orenburg, 1901-1902. - 1058 p.
27. Yagudina, O.V. Old believers in Ural and Orenburg Cossack armies in the period from 1851-1917 years. abstract of thesis...
cand. hist. - Orenburg, 2005. - 22 p.