Т.Г. КАРДАШ
старший научный сотрудник Института законодательства РК, кандидат юридических наук, доцент
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя социальным государством. Данное положение означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства1 .
К числу социальных рисков, при наступлении которых лицо признается нуждающимся в социальной защите, законодательство Республики Казахстан относит и установление степени утраты трудоспособности.
Организация оказания социальной помощи в случае утраты трудоспособности охватывает: выплату государственных социальных пособий по инвалидности, осуществление социальных выплат из Фонда социального страхования, страховых выплат в части возмещения вреда, причиненного здоровью работника в случае установления ему степени утраты профессиональной трудоспособности. В целях социальной защиты инвалидов сегодня в республике приняты и действуют Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»2 ; Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года № 1241 (с изменениями и дополнениями); Программа реабилитации инвалидов на 2006 - 2008 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 января 2006 года № 17 (с изменениями и дополнениями) и другие
нормативные правовые акты.
Вместе с тем в дальнейшем совершенствовании, по нашему мнению, нуждается и законодательство, регламентирующее порядок установления инвалидности и степени утраты трудоспособности.
В соответствии с Законом РК о социальной защите инвалидов установление инвалидности и степени утраты трудоспособности лица осуществляется путем проведения медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-фун-кциональных, социальных, профессиональных и психологических данных освидетельствуемого лица. При признании лица инвалидом и установлении степени утраты трудоспособности определяются их причины, сроки, время наступления, потребности в дополнительных видах помощи и обеспечении техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, специальными средствами передвижения, а также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» медико-социальная экспертиза проводится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. В целях реализации норм Закона РК о социальной защите инвалидов Правительством Республики Казахстан утверждены Правила проведения медико-социальной экспертизы3 .
Абзац третий статьи 9 Закона Республики Казахстан от 16 июня 1997 года «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике
1 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан» //Казахстанская правда. - 2001. - 29 декабря.
2 Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-Ш //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2005. - № 7-8. - Ст. 18; 2006. - № 15. - Ст. 92; 2007. - № 2. - Ст. 18.
Далее - Закон РК о социальной защите инвалидов.
3 Правила проведения медико-социальной экспертизы утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года № 750 // САПП Республики Казахстан. - 2005. - № 30. - Ст. 391.
Далее - Правила проведения медико-социальной экспертизы.
Казахстан»1 (в редакции Закона РК от 4 июля 2006 года2 ) устанавливает: «Правила освидетельствования, установления причин, групп инвалидности и степени утраты трудоспособности разрабатываются центральным исполнительным органом по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Согласно пункту 1 статьи 1-1 Закона РК о государственных социальных пособиях (в редакции Закона РК от 4 июля 2006 года) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование в сфере социальной защиты населения. Обозначенные нормы вступили в действие с 1 июля 2006 года.
Законом Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страхо-вании»3 предусматривается, что порядок освидетельствования, установления степени утраты трудоспособности определяется уполномоченным органом по назначению социальных выплат по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Уполномоченным органом по назначению социальных выплат согласно данному Закону является центральный исполнительный орган в области социальной защиты населения и его территориальные подразделения.
Согласно Закону РК от 7 февраля 2005 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»4
порядок освидетельствования работника на определение степени утраты трудоспособности в результате несчастного случая или профессионального заболевания, а также определение нуждаемости в дополнительных видах помощи и ухода утверждаются уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения. В силу статьи 1 этого же Закона уполномоченный орган - это центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий координацию и реализацию государственной политики в области труда, занятости и социальной защиты населения
В соответствии с Законом РК об обязательном страховании ответственности работодателя утвержден порядок освидетельствования работника приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 7 ноября 2005 года5. Согласно этому нормативному правовому акту, освидетельствование работника на определение степени утраты трудоспособности осуществляется путем проведения медико-социальной экспертизы. Правила освидетельствования предусматривают порядок направления на освидетельствование, проведения освидетельствования, определения нуждаемости работника в дополнительных видах помощи и уходе вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
Проведенный анализ вышеперечисленных нормативных правовых актов позволил сделать следующий вывод:
Обозначенные выше законы Республики
1 Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 года № 126-1 «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2006 г.) //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1997. - № 11. - Ст. 154; 1999. - № 8. - Ст. 239; № 23. - Ст. 925; 2002. - № 6. - Ст. 71; 2003. - № 1-2. - Ст. 13; 2004. - № 23. - Ст. 142; № 24. - Ст. 157; 2005. - № 23. - Ст. 98; 2006. - № 12. - Ст. 69; 2007. - № 10 - Ст. 69.
Далее - Закон РК о государственных социальных пособиях.
2 Закон Республики Казахстан от 4 июля 2006 года № 148-Ш «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2006. - № 12. - Ст. 69.
3 Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405-11«Об обязательном социальном страховании» //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2003. - № 9. - Ст. 41; 2004. - № 23. - Ст. 140, 142; 2006. - № 23. - Ст. 141.
Далее - Закон РК об обязательном социальном страховании.
4 Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 30-Ш «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2005. - № 3-4,. - Ст. 2.
Далее - Закон РК об обязательном страховании ответственности работодателя.
5 Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 7 ноября 2005 года № 287-п «Об утверждении Правил освидетельствования работника на установление степени утраты трудоспособности и определение нуждаемости в дополнительных видах помощи и уходе вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» //
Юридическая газета. - 2005. - 9 декабря.
Далее - Правила освидетельствования.
Казахстан в части процедуры установления инвалидности, степени утраты трудоспособности не согласованы и содержат отсылочные нормы к подзаконным нормативным правовым актам разного уровня.
Согласно Закону РК о социальной защите инвалидов медико-социальная экспертиза проводится в порядке, предусмотренном Правительством РК.
Законы РК о государственных социальных пособиях, об обязательном социальном страховании предусматривают утверждение правил освидетельствования, установления причин, групп инвалидности и степени утраты трудоспособности уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения. Однако такой подзаконный нормативный правовой акт отсутствует.
Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан нормативный правовой акт в части проведения освидетельствования работника на определение степени утраты трудоспособности в результате несчастного случая или профессионального заболевания (в целях реализации Закона РК об обязательном страховании ответственности работодателя).
Соответственно, установление инвалидности и степени утраты трудоспособности регламентируется различными подзаконными нормативными актами. Общие правила проведения медико-социальной экспертизы, определения общей и профессиональной степени утраты трудоспособности установлены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РК. Особенности установления степени утраты профессиональной трудоспособности определены также приказом Министра труда и социальной защиты населения РК.
Сравнительный анализ Правил проведения медико-социальной экспертизы и Правил освидетельствования показал следующее. Основные положения Правил проведения медико-социальной экспертизы, утвержденных постановлением Правительства РК от 20 июля 2005 года, в части порядка освидетельствования, установления степени утраты профессиональной трудоспособности, определения нуждаемости в дополнительных видах помощи и уходе дублируются Правилами освидетельствования, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения РК 7 ноября 2005 года.
Установление степени утраты профессиональной трудоспособности подчиняется общим правилам проведения медико-социальной экспер-
тизы. Поэтому порядок проведения экспертизы (пункт 12 Правил проведения медико-социальной экспертизы) и освидетельствования (пункт 7 Правил освидетельствования) - коллегиально при участии начальника территориального подразделения и не менее двух главных специалистов путем рассмотрения представленных документов (клинико-функциональных, социальных, профессиональных и других данных), осмотра лица, оценки степени нарушения функций организма и ограничения трудоспособности - совпадает. Особенностью Правил освидетельствования является лишь норма, предусматривающая возможность участия при освидетельствовании работника работодателя, страховщика (что определено и Законом РК об обязательном страховании ответственности работодателя).
Вероятность проведения освидетельствования на дому, в стационаре предусмотрена и Правилами проведения медико-социальной экспертизы, и Правилами освидетельствования. Нормы этих подзаконных нормативных правовых актов аналогичны также в части предоставления необходимых для освидетельствования документов, определения нуждаемости в дополнительных видах помощи и ухода, сроков установления степени утраты профессиональной трудоспособности, и других вопросах.
В то же время Правила проведения медико-социальной экспертизы устанавливают, в частности, возможность проведения освидетельствования в исключительных случаях заочно, на основании представленных документов, что отсутствует в Правилах освидетельствования.
Учитывая, что освидетельствование проводится путем проведения медико-социальной экспертизы, нет объективной необходимости в различной правовой регламентации одной и той же процедуры - проведения медико-социальной экспертизы, в том числе при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, - разными подзаконными нормативными правовыми актами.
Избежать дублирования (а также проблем в правоприменительной деятельности, в частности, при заочном проведении экспертизы) при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности возможно при условии регулирования данной процедуры одним подзаконным нормативным правовым актом. Считаем необходимым в вышеуказанных законах предусмотреть единую процедуру установления инвалидности и степени утраты трудоспособное
ти. Нормы Законов РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за
причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» в части проведения освидетельствования (медико-социальной экспертизы) необходимо согласовать с нормами Закона РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
* А А А А
Казацстан Республикасыныц зацнамасы туындаган жагдайда тулга злеуметтгк цоргануга зэру болатын элеуметтж цаут цатарына ецбек цабтеттттнен айырылу дэрежеамц белгтенут цажет етед1.
Элеуметтж квмек кврсету уйымы ецбек цабтеттмгтен айырылган жагдайда элеуметтж квмекке: мYгедектiк бойынша мемлекеттж элеуметтж жэрдемацылар, Элеуметтж сацтандыру цорынан элеуметтж твлемдер, ецбек цабтеттттнен айырылу дэрежес белгтенген жагдайда, ЖYмыскердiц денсаулыгына келтiрiлген зияндыцты втеу бойынша кэаби сацтандыру твлемдерiн жатцызады. Жекелеген нормативтж цуцыцтыц акттердщ ецбекке цабтетттж дэрежест белгтеу белтн сараптау негiзiнде мацала авторларына Казацстан Республикасыныц зацнамасын одан эр1 жетiлдiру бойынша усыныстар жасалды.
Legislation of Republic of Kazakhstan refers determination of disablement to social risks at which an entity is recognized indigent of social security.
In the case of disablement organization of social help rendering includes: payment of state hardship allowance at disability, social payments from the Fund of social insurance, insurance payouts in the case of reparation of health damage incurred by employee in the case of endowment with professional disability. On the basis of analysis of some legislative acts at the part of determination of disablement degree, author of the article made proposals on further improvement of legislation of Republic of Kazakhstan.
Институт законодательства Республики Казахстан представляет:
Комментарий к Конституционному закону Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» /Коллектив авторов. - Астана: Институт законодательства Республики Казахстан, 2004. - 392 с.
Ркг; !гТЧЧ! KiJBKCTlN
О ВЫБОРАХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Для независимого Казахстана проблемы выборного законодательства представляются весьма актуальными в свете построения демократического государства. С момента принятия Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, направленным на совершенствование избирательной системы.
Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий и материал к действующему Конституционному закону Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».
Текст Конституционного закона приводится по состоянию на 1 сентября 2004 года.
Комментарий предназначен для круга читателей, интересующихся выборным законодательс-