Гражданское право и гражданский процесс
Г~и~1
Л.С. МАМИКОНЯН,
главный эксперт-начальник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области гражданского, гражданско-процессуального, предпринимательского, семейного права Института законодательства РК,
кандидат юридических наук
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О СЕЛЕКЦИОННЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858, отмечено, что «необходимо уделять серьезное внимание приведению нормативных правовых актов, определяющих право интеллектуальной собственности, в соответствие с международными стандартами в этой области, но при учете национальных интересов» (пункт 2.4 Концепции) [1].
За последние годы в Казахстане были приняты нормативные правовые акты, регулирующие отношения по созданию и использованию различных объектов интеллектуальной собственности, в том числе селекционных достижений.
Центральное место в числе источников законодательства Республики Казахстан о селекционных достижениях занимают Конституция Республики Казахстан, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. [2], Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 409-1 (далее - ГК РК) [3], Закон Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» от 13 июля 1999 г. № 422-! [4], Закон Республики Казахстан «О племенном животноводстве» от 9 июля 1998 г. № 278 [5], Закон Республики Казахстан «О семеноводстве» от 8 февраля 2003 г. № 385 [6]. Кроме того, в Республике Казахстан приняты подзаконные нормативные правовые акты, содержащие положения о селекционных достижениях.
Следует отметить, что Республика Казахстан также является участницей важнейших многосторонних и двусторонних международных актов в области охраны объектов интеллектуальной собственности, включая селекционные достижения.
ГК РК (Глава 53 «Права на селекционные достижения») предусматривает общие правила касательно правовой охраны селекционных достижений, получившие конкретизацию в специальных законодательных актах в данной сфере. Так, в
частности, Закон Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности в области охраны селекционных достижений, регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, выявлением, выведением, правовой охраной и использованием новых сортов растений и новых пород животных, являющихся результатами творческой деятельности.
Анализ нормативных правовых актов Республики Казахстан об охране селекционных достижений потдверждает то, что законодательство в данной области не требует концептуальных изменений. Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о селекционных достижениях с учетом законотворческого опыта зарубежных стран, международных тенденций развития законодательства в области селекционных достижений.
Необходимость совершенствования законодательства Республики Казахстан о селекционных достижениях также обусловлена наличием неточностей в формулировках законодательных положений, обеспеченим полноты регулирования отдельных институтов и др.
В условиях существующей потребности увеличения экономической эффективности использования селекционных достижений, повышения показателей внедрения результатов инновационной деятельности в сельском хозяйстве важное значение приобретает обеспечение надежности правовой охраны указанных объектов права интелек-туальной собственности. С этих позиций дальнейшее совершенствование законодательных норм об охране селекционных достижений будет способствовать стимулированию создания и использования новых сортов растений и пород животных казахстанскими селекционерами.
Кроме того, важным аспектом развития аграрного сектора экономики является продвижение
~22 7 № 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
результатов селекционной деятельности на внешний рынок, что также требует создания правовых условий для патентования отечественных селекционных достижений за рубежом. Этому отчасти могло бы способствовать присоединение Республики Казахстан к Международной конвенции по охране новых сортов растений от 2 декабря 1961 г., пересмотренной в Женеве 10 ноября 1972 г., 23 октября 1978 г. и 19 марта 1991 г., на основе которой был учрежден международный Союз по охране новых сортов растений (Union Intemacionale pour la Protection des Obtention Vegetables, UPOV, УПОВ).
Полагаем, что совершенствованию законодательства Республики Казахстан о селекционных достижениях могла бы способствовать и реализация следующих предложений, направленных на устранение противоречий, неточностей, пробелов в правовом регулировании отношений в рассматриваемой сфере.
1. В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений», патент на селекционное достижение выдается «работодателю, если селекционное достижение создано работником при выполнении служебных обязанностей». Однако из анализа пункта 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» следует, что служебным селекционное достижение признается в случае, если оно «создано, выявлено или выведено при выполнении служебного задания или служебных обязанностей». Указанное противор-чие следует устранить, дополнив приведенное выше правило статьи 13 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений». Целесообразно также, чтобы в законе селекционное достижение, созданное, выявленное или выведенное при выполнении служебного задания или служебных обязанностей, прямо называлось служебным.
2. Требуют уточнения некоторые правила, содержащиеся в Законе Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений», относительно соавторства на селекционное достижение. Так, автором селекционного достижения «признается физическое лицо, творческим трудом которого оно создано, выявлено или выведено» (пункт 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений»). Согласно пункту 2 статьи 11 указанного закона, если «селекционное достижение создано коллективным творческим трудом нескольких лиц, все они считаются его авторами (соавторами)». Между тем селекцион-
ное достижение, как следует из указанного закона, может быть не только создано, но и выявлено либо выведено в результате творческой деятельности физического лица. При этом для получения селекционного достижения не обязательно требуется участие коллектива. Полагаем, что селекционное достижение может быть получено (создано, выявлено или выведено) в результате совместной работы двух и более лиц. В этой связи считаем целесообразным устранить указанное противоречие, изменив действующую редакцию первого предложения пункта 2 статьи 11 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений».
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» не признаются авторами «лица, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную помощь или способствовавшие подготовке и оформлению прав на сорт, породу». Считаем желательным дополнить приведенное правило указанием и на материальную (финансовую) помощь, которая в отсутствие творческого участия в получении селекционного достижения также не должна приводить к соавторству на новой сорт растрения или новую породу животного.
Закон Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» определяет, что порядок «пользования правами, принадлежащими соавторам, определяется соглашением между ними» (пункт 2 статьи 11). Считаем, что каждому из соавторов селекционного достижения должно быть предоставлено право использовать селекционное достижение по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Касательно вопросов использования, распоряжения правами, а также защиты прав на селекционное достижение соавторами, целесообразно перенять в этой части опыт правового регулирования Российской Федерации, приняв во внимание положения статьи 1411 Гражданского кодекса Российской Федерации [7]. Так, например, считаем возможным дополнить нормы Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» правилом о том, что каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.
В абзаце четвертом пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» установлено следующее правило: «Если сорт, порода созданы, выявлены или выведены несколькими авторами, вознаграждение распределяется в соответствии с соглашени-
Гражданское право и гражданский процесс
ГГП
ем между ними». В целях защиты интересов соавторов селекционного достижения предлагаем изменить приведенное правило, отразив его следующим образом: «Если селекционное достижение создано, выявлено или выведено несколькими авторами, вознаграждение выплачивается в равных долях, если иной порядок распределения вознаграждения не установлен соглашением между ними».
3. Нуждаются в уточнении положения, отраженные в статье 12 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений», относительно прав автора на селекционное достижение. Следует обратить внимание на то, что в пункте 1 данной статьи, названной «Права автора селекционного достижения», указывается, что право автора является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Вместе с тем неотчуждаемыми и непередаваемыми являются только личные неимущественные права автора селекционного достижения, которые должны быть точно определены и названы в законе, а именно: право авторства, то есть право считаться автором селекционного достижения, право автора определять наименование селекционного достижения. Право на получение вознаграждение, указанное в этой же статье, носит имущественный характер. Кроме того, следует учитывать и то, что, в случае получения автором патента на селекционное достижение, автору принадлежат и исключительные имущественные права на использование селекционного достижения, отраженные в статье 14 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений». В этой связи требуют пересмотра правила, приведенные в содержании статьи 12 Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений».
4. В Законе Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» целесообразно разграничить и уточнить правила, определяющие то, что признается нарушением прав автора селекционного достижения или иного патентообладателя, от правил, касаю-
щихся отвественности за нарушение указанных прав (статья 15).
5. Учитывая то, что автору селекционного достижения принадлежит право на получение вознаграждение за использование данного результата творческой деятельности, а также сложности самому автору (селекционеру) контролировать и осуществлять сбор причитающегося ему вознаграждения от использования его селекционного достижения, целесообразно решить вопрос об отражении в Законе Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» правил, касающихся управления имущественными правами авторов селекционных достижений (селекционеров) на коллективной основе, закрепив при этом компетенцию уполномоченного органа в сфере охраны селекционных достижений по контролю за деятельностью таких организаций.
Таким образом, отдельные положения Закона Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» требуют пересмотра, нуждаются в изменении и дополнении. Реализация вышеприведенных предложений могла бы способствовать дальнейшему совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан о селекционных достижениях.
Кроме того, в целях обеспечения правовой охраны новых сортов растений казахстанских селекционеров за рубежом, целесообразно присоединение Республики Казахстан к Международной конвенции по охране новых сортов растений. Присоединение Казахстана к указанному международному документу не потребует принципиальных изменений действующего законодательства Республики Казахстан, так как во многом нормы законодательных актов в сфере охраны селекционных достижений соответствуют положениям указанной конвенции. Вступление же в международный Союз по охране новых сортов растений позволит казахстанским селекционерам получить правовую охрану новых сортов растений в странах-участницах данной конвенции, пользуясь при этом правом конвенционного приоритета.
Использованная литература
1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858 // Казахстанская правда. -2009. - 27 августа.
2. Конституция Республики Казахстан (принята на всенародном референдуме 30 августа 1995г.) / / Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1996. - № 4. - Ст.217.
3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-1 //
~24 7 Ns 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1999. - № 16-17. - Ст.642.
4. Закон Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений» от 13 июля 1999 года № 422-I // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1999. - № 19. - Ст. 655; 2004. - № 17. -Ст.100.
5. Закон Республики Казахстан «О племенном животноводстве» от 9 июля 1998 года №278 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1998. - № 16. - Ст.220.
6. Закон Республики Казахстан «О семеноводстве» от 8 февраля 2003 года № 385 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2003. - № 3. - Ст.16.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. - Часть 4 // http:// www.consultant.ru/popular/gkrf4/7 9_23.html
k k k k k
Мацала селекциялъщ :wemicmiKmep туралы К,азацстан Республикасыныц зацнамасын зерттеуге арналган. Селекциялъщ жетКтттер туралы зацнамалыц акmiлepдi талдау негтнде мацала авторымен КАазацстан Республикасыныц аталган аядагы зацнамасын жemiлдipу бойынша бipцаmаp цорытындылар мен усыныстар цалыптастырылган.
Статья посвящена исследованию законодательства Республики Казахстан о селекционных достижениях. На основе анализа законодательных положений о селекционных достижениях автором статьи сформулирован ряд выводов и предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в данной сфере.
The article is considered to the research of the legislation of the Republic of Kazakhstan on selection achievements. Based upon the analysis of the legislative's rules on selection achievements the author made some conclusions and recommendations to improve the legislation of the Republic of Kazakhstan in this sphere.