Лушина Л.А. К вопросу о совершенствовании регулирования оборота антиквариата в современной России
УДК 343
Лушина Лариса Александровна Lushina Larisa Alexandrovna
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (603155, Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 25/12)
candidate of sciences (law), associate professor of department of civil law
Nizhny Novgorod branch of the National research university «The Higher school of economics» (25/12 Bol-shaya Pechorskaya str., Nizhny Novgorod, 603155)
E-mail: [email protected]
К вопросу о совершенствовании регулирования оборота антиквариата
в современной России
To the question of improving the regulation of turnover of antiques
in modern Russia
В статье рассмотрены изложенные в юридической литературе взгляды на антиквариат как на один из элементов культурных ценностей, дано авторское определение антиквариата, предложена концепция совершенствования законодательного регулирования общественных отношений в сфере его оборота.
Ключевые слова: антиквариат, нормативно-правовое регулирование антиквариата, проблемы совершенствования.
The article describes views on antiques, expressed in the legal literature, as one of the elements of cultural values, given to the author’s definition of antiques, proposed the concept of improving legislative regulation of public relations in the sphere of its turnover.
Keywords: antiques, legal regulation of antiques, the problem of improving.
Антиквариат является составной частью культурного наследия нашей страны и имеет большое значение в определении национальной самобытности народа. Долгие годы в России антиквариат бесконтрольно уничтожался, вывозился, обменивался на предметы элементарного обихода. Именно поэтому в настоящее время он имеет большую ценность. За последние годы объем антикварного рынка России значительно увеличивал. Россияне начали понимать красоту и инвестиционную привлекательность предметов старины. Так, например, по оценкам экспертов только оборот рынка живописи в России в 2014 году составит 1,2-1,4 млрд долларов [1].
Однако несмотря на положительные тенденции роста, антикварный рынок России продолжает ассоциироваться с «черной» бухгалтерией, строжайшей конфиденциальностью, небезосновательным участием криминалитета. Решить существующие проблемы и ввести предметы искусства в официальный оборот можно путем законодательного закрепления положений, характеризующих поддержание баланса между национальными интересами сохранения культурного наследия нашего государства и интересов развития внутреннего антикварного рынка.
Для того чтобы понять, что представляет собой современное законодательство об антиквариате,
считаем необходимым обратиться к истории его развития, рассмотрев наиболее значимые вехи в сфере антикварного дела. Это также позволит выяснить, какие проблемные вопросы и по какой причине возникают сегодня в правоприменительной практике, связанной с оборотом антиквариата в России.
Своими корнями институт антиквариата (коллекционирования) уходит в X—XI века. Однако впервые антикварное дело получило легальное правовое оформление при императоре Петре I, чьим пристрастием была культура. В Указе № 2822 «О публичных торгах» он впервые закрепил правила проведения публичных торгов антиквариата.
Развитие и совершенствование регулирования общественных отношений в сфере оборота антиквариата происходит во время правления Анны Иоанновны. При Императрице антикварная торговля стала называться «аукционными торгами». Указ от 17 марта 1733 года «О подведомстве Аукционной камеры Конторе Канцелярии конфискации и о бытии при продаже с аукционного торга конфискованных пожитков публичному маклеру» детально урегулировал деятельность аукционистов. Аукционная торговля все более распространялась и достигла своего расцвета в эпоху правления Екатерины II [2, с. 9—25].
Последующие два столетия не внесли никаких существенных изменений в российское законодательство об антиквариате. На наш взгляд, это связано с тем фактом, что отдельные предметы антиквариата и даже целые коллекции становились основой для российских музеев (например, коллекция А.Д. Черткова превратилась в книжное собрание Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова — в музей естественной истории Московского университета и т. д.). Поэтому наибольший вклад в этот период был сделан в науку, а не в правоведение.
В XX веке понятие «антиквариат» вышло за рамки правовой сферы — в актах уровня СССР и РСФСР оно не употреблялось, а во внутриведомственных циркулярах упоминалось лишь касательно торговли. «Так, в конце 40-х годов... Министерством торговли были разработаны каталоги-прейскуранты, которыми должны были руководствоваться в своей деятельности антикварные магазины» [3, с. 242— 247]. Такие каталоги содержали перечень предметов антиквариата, допускаемых к продаже, и примерный уровень их цен.
В современной России гражданско-правовое регулирование антиквариата осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1, 235, 240, 349, 1483), Законом РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 12, 25, 29, 51, 52), Законом РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и рядом других актов, прямо или косвенно затрагивающих данную сферу. В специальной литературе встречается мнение о целесообразности межотраслевого правового регулирования исследуемой категории [3, с. 242—247], в связи с чем, считаем необходимым привести примеры норм, регулирующих оборот антиквариата, из других отраслей российского права:
— статья 7.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
— статьи 164, 190, 243, 243.1 Уголовного Кодекса РФ;
— статьи 150, 333.33, 333.34, 333.35 Налогового Кодекса РФ и др.
Стоит обратить внимание на тот факт, что с отменой Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» из нормативных правовых актов понятие «антиквариат» исчезло. Сейчас оно является частью понятия «культурные ценности», которое и фигурирует в правовых документах. Однако мы говорим именно об «антиквариате», считая, что это не искажает общего смысла исследуемого законодательства. Но несмотря на отсутствие правовой дефиниции антиквариата в действующем законодательстве, в правоприменительных актах это понятие встречается. Так, 4 сентября 2013 года Шалинский районный суд Свердловской области рассматривал дело № 2-113/13 о купле-продаже «дома вместе с предметами антиквариата» [4].
В современной отечественной цивилистике культурным ценностям посвящено значительное количество исследовательских работ. Однако не часто антиквариат выступает центральным и единственным объектом научного исследования. Поэтому в первую очередь представляется необходимым выявить основные признаки антиквариата и сформулировать его понятие.
Авторы «Толкового словаря русского языка» определяли антиквариат как старые, редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства [5, с. 26].
Среди исследователей сегодня нет единого подхода к определению антиквариата, поэтому на страницах юридических изданий можно встретить различные его толкования.
Так, К.С. Родионов считает, что «к антиквариату относятся предметы быта, художественных промыслов, украшения, красота и уникальность которых часто делают их объектом коллекционирования, бережного обращения, вследствие чего они надолго переживают свою эпоху» [3, с. 246].
По мнению В.М. Первушина, под предметами антиквариата нужно понимать предметы истории и культуры прошлого, имеющие различную материальную и иную культурную ценность, уникальность, редкость и неповторимость, которые выступают как памятники истории и культуры, находятся под охраной государства. Их можно рассматривать как объекты, обладающие исторической, художественной, научной и иной культурной значимостью, которые могут быть отнесены к категории памятников; как предметы старины, не признанные памятниками, но имеющие определенную ценность и значимость для организаций, объединений и граждан [6, с. 7].
Излишнюю широту определения, данного Первушиным, отмечает РБ. Булатов. Он считает достаточным привести тот факт, что антиквариат является частью всех объектов, представляющих культурную ценность, в соотношении части к целому [7, с. 55].
Л.Л. Шпаковская в своих работах по социологии использует термин «антиквариат» преимущественно в контексте объекта торгового оборота. По ее мнению, антиквариат — это товарное состояние вещи, дающее ей возможность переходить от владельца к владельцу [8, с. 19], а также редкость предметов, тесно связанная со временем, прошедшим с момента их производства; и художественная ценность [9, с. 68].
Основываясь на многообразии подходов к определению антиквариата как объекта гражданских прав, следует выделить несколько наиболее значимых признаков, присущих антиквариату.
Во-первых, это возраст. В ряде иностранных государств он устанавливается с целью ограничения ввоза и вывоза антиквариата. Например, как признак возраст антиквариата указан в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — чле-
Лушина Л.А. К вопросу о совершенствовании регулирования оборота антиквариата в современной России
Лушина Л.А. К вопросу о совершенствовании регулирования оборота антиквариата в современной России
нами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 19 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 132 (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 168). Большинство экспертов считают, что антикварной можно признать вещь, изготовленную не менее 100 лет назад. В Российской Федерации антиквариатом признается предмет, которому не менее 50 лет
Антиквариат — это вещи, которые отражают мастерство своего автора, определенный дизайн или способ производства. Это редкие вещи, чаще всего являющиеся произведениями искусства. Однако встречаются и антикварные предметы интерьера, быта. Это может быть мебель, часы или посуда. Следовательно, второй признак антиквариата, независящий от целей его применения, — редкость, невоспроизводимость.
Еще один признак, который стоит выделить, — это материальная и художественная ценность. В наши дни особенно важно помнить о художественной ценности антикварных вещей, так как современные коллекционеры обычно рассматривают их лишь как объект инвестирования, и мало кто обращает внимание на эстетическую сторону антикварного дела. Изначально коллекции создавались с целью удовлетворения духовных потребностей их обладателей.
Обобщив все вышеперечисленные признаки, мы считаем более предпочтительным следующий вариант понятия антиквариата: антиквариат — это материальный результат творческой деятельности человека, представляющий собой изделие пятидесятилетней (или более) давности, материальная ценность которого обусловлена его редкостью, уникальностью и принадлежностью к предметам торгового оборота и коллекционирования, а художественная ценность позволяет удовлетворить духовные потребности обладателя данного изделия.
Автором установлено, что предложенное им определение антиквариата не противоречит определению понятия «коллекция культурных ценностей», закрепленному в Законе РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
На наш взгляд, предложенное определение должно быть закреплено законодательно, так как на сегодняшний день дефиниция «антиквариата» отсутствует в российском гражданском праве.
Кроме того, автором предлагается создание перечня предметов, относящихся к антиквариату. Для этого стоит обратить внимание на Указ Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей»,
который с 2002 года утратил силу. Тем не менее содержащийся в нем перечень является полным, охватывающим все возможные категории вещей, относящихся к антиквариату, и наиболее точно соответствующим действительности. Поэтому, на наш взгляд, его необходимо вновь закрепить в законодательном порядке наряду с предложенным выше определением антиквариата.
Нет сомнений в том, что каждый из существующих «пробелов» должен быть заполнен. Представляется возможным найти общее решение и проблем, касающихся правового регулирования антикварного дела в современной России, путем унификации законодательства об антиквариате.
В качестве первого этапа можно рассматривать появившуюся в апреле 2013 года на сайте «Российской газеты» статью, в которой говорилось о подготовке законопроекта «Об антиквариате». Один из авторов законопроекта юрист Владимир Сидя-кин выделил несколько наиболее значимых, по его мнению, предложений, среди которых: удалить с антикварного рынка торговцев-физических лиц и предоставить больше финансовых гарантий юридическим лицам; ввести лицензирование для организаций, торгующих антиквариатом, и обязательную регистрацию антикварных вещей.
Одновременно с обсуждением законопроекта «Об антиквариате» по заказу международной конфедерации антикваров и арт-дилеров началось комплексное исследование антикварного рынка. Казалось бы, идея принятия закона об антиквариате должна иметь значительное число сторонников и процесс рассмотрения документа не должен затянуться. Однако никаких официальных данных о степени готовности законопроекта «Об антиквариате» больше не было, хотя нами уже была отмечена серьезная потребность в нем. В связи с этим считаем необходимым предложить свою концепцию развития гражданского законодательства об антиквариате.
В первую очередь, в концепции должно содержаться описание ситуации в сфере коллекционирования и оборота антикварных вещей с точки зрения истории.
Следует дать характеристику последним пятидесяти годам развития антикварного рынка (начиная с 1960-х годов ХХ века, когда коллекционеры, после этапа стагнации рынка, вновь приобрели достаточно широкие права на собирание антиквариата и свободный его оборот). Стоит сделать акцент на 1990-х годах ХХ века, когда утвердилась особая популярность российского антиквариата как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Необходимо также подчеркнуть, что сегодня коллекционирование получает все большее распространение, однако соответствующей нормативно-правовой базы оно по- прежнему не имеет.
Описание истории развития антикварного дела и его правовой основы позволит понять, по какой причине появились те или иные проблемы в сфере нормативно-правового регулирования отношений
в сфере коллекционирования и оборота антиквариата, а также найти наиболее подходящие способы их решения, соответствующие современной эпохе. Важно помнить о значительной роли государства, ведь именно государство формирует рычаги реализации любой концепции. Поэтому в следующем пункте концепции необходимо обосновать значимость решаемой проблемы, ее соответствие приоритетам в социально-экономическом развитии современной России.
Следует перечислить основные цели, на которые направлена концепция развития гражданского законодательства об антиквариате:
— укрепление роли и значения антикварного дела в социально-экономическом и духовно-нравственном развитии России;
— оформление новой социально-экономической подгруппы — антикварных коллекционеров, обладающих особыми правами и обязанностями в сфере реализации антиквариата;
— создание особой инфраструктуры, включающей услуги, сопутствующие антикварному делу (реставрация, консультации и кураторство, транспортировка и хранение, экспертиза и др.);
— более четкое оформление особого сектора на отечественном рынке — сектора торговли антиквариатом, а также налаживание международных связей с зарубежными аналогами антикварного рынка;
— поддержание национальных культурных традиций, составляющих часть культурного наследия нашей страны;
— эстетическое воспитание населения, преимущественно молодежи, приобщение граждан к ценностям отечественной культуры;
— стимулирование законодательной инициативы, связанной с разработкой особого направления законодательства об антиквариате.
Исходя из особенностей нормативно-правового регулирования антиквариата, предлагаем сделать основной упор в концепции на законодательную базу. Мы отмечали наличие мнений исследователей, подчеркивавших важность межотраслевого регулирования антиквариата, однако считаем, что регулирование антикварного дела должно преимущественно находиться в поле гражданского права России. В связи с этим на первом этапе реализации концепции мы предлагаем разработать специальный закон «Об антиквариате».
Такой закон должен закрепить:
1) понятие антиквариата, а также категории вещей, которые можно отнести к антиквариату (взяв за образец Указ № 1108);
2) структуру и порядок функционирования антикварного рынка;
3) категории участников оборота антиквариата, их права и обязанности в этой сфере (в том числе порядок лицензирования деятельности, связанной с антиквариатом, процедуру аттестации членов экспертных комиссий);
4) условия участия коллекционеров в международном обороте антиквариата;
5) условия осуществления сделок с антиквариатом, порядок регистрации прав на него;
6) создание и правила ведения единого реестра учета антиквариата;
7) ответственность за нарушение положений закона участниками оборота антиквариата.
Российское законодательство о культурных ценностях должно быть приведено в соответствие с данным законом. Особое внимание законодатель должен уделить устранению возможных противоречий, основываясь на общем смысле и принципах гражданского законодательства и другим юридико-техническим моментам.
Необходимо на этом этапе определить органы, ответственные за реализацию концепции. По нашему мнению, соответствующие полномочия должны быть переданы федеральным органам исполнительной власти, а именно Министерству культуры Российской Федерации. В Департаменте культурного наследия следует создать отдел антиквариата, который будет заниматься всеми соответствующими вопросами, в том числе регистрацией предметов антиквариата и сделок с ними.
Осуществление разработанных мер должно быть воплощено в рамках второго этапа реализации концепции гражданского законодательства об антиквариате. Эффективность концепции должна оцениваться исходя из результатов, достигнутых в соответствии с поставленными в ней целями. Таким образом, наиболее перспективный вариант развития гражданско-правового законодательства об антиквариате автор видит в принятии единого закона, позволяющего построить эффективную модель правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу оборота антиквариата в современной России.
Примечания
1. Российская газета. 2013. 20 сентября.
2. Назаревская Н.О. Антикварный рынок в России XVIII—XX веков. М., 2006.
3. Нуруллина Р.Т. «Антиквариат» в гражданском праве // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1.
4. Решение Шалинского районного суда Свердловской области от 4 сентября 2013 года № 2-113/13 о взыскании материального ущерба, причиненного в результате уничтожения дома, компенсации морального вреда, судебных расходов. 11Р1_: ИИ:р://гозргауозис11е.сот/соиг1:-зЬ|а1тзк1]-га]оппу]-зис1-зуегс11оузкауа-оЫаз1:-з/ас1:-438211368 (дата обращения: 16.02.2014).
5. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и
Н.Ю. Шведовой. М., 2005.
6. Первушин В.М. Расследование краж предметов антиквариата. М., 1992.
7. Булатов Р.Б. Культурные ценности: правовая регламентация и юридическая защита. СПб., 1995.
8. Шпаковская Л.Л. Социальные основы формирования ценности антикварных вещей: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2001.
Лушина Л.А. К вопросу о совершенствовании регулирования оборота антиквариата в современной России
Лушина Л.А. К вопросу о совершенствовании регулирования оборота антиквариата в современной России
9. Шпаковская Л.Л. Общественная ценность антиквариата // Социологический журнал. 2000. № 1/2.
Notes
1. Rossijskaya gazeta. 2013. September, 20.
2. Nazarevskaya N.O. The antiques market in Russia XVIII—XX centuries. Moscow, 2006.
3. Nurullina R.T. «Antiques» in civil law // Actual problems of economics and law. 2012. № 1.
4. The decision of the Shalinskiy district court of Sverdlovsk region № 2-113/13 about collecting the material damage caused by the destruction of the house, compensation for moral harm, court costs. From 04.09.2013 year
URL: http://rospravosudie.com/court-shalinskij-rajonnyj-
sud-sverdlovskaya-oblast-s/act-438211368 (request data: 16.02.2014).
5. Explanatory dictionary of Russian language S.I. Ozhegov and N.Yu. Shvedova. Moscow, 2005.
6. Pervushin V.M. Investigation of thefts of subjects of antiques. Moscow, 1992.
7. Bulatov R.B. Cultural values: legal regulation and legal protection. St. Petersburg, 1995.
8. Shpakovskaya L.L. Social bases of formation of value of antique things: author’s abstract... candidate of sociology sciences. Moscow, 2001.
9. Shpakovskaya L.L. The public value of antiques // Sociological journal. 2000. № 1/2.