АЛЕШИН Владимир Васильевич,
доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, e-mail: [email protected]
20.02.03 — военное право, военные проблемы международного права 12.00.10 - международное право; европейское право
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования области военно-технического сотрудничества, предлагаются меры его совершенствования, рассматриваются вопросы ограничения реализации в рамках военно-технического сотрудничества полностью или частично автономных систем вооружения.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, рекламно-выставочная деятельность, продукция военного назначения, полностью или частично автономные системы вооружений.
ALESHN Vladimir Vasilievich,
doctor of legal Sciences, Professor, Deputy head of the Legal Department of Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation
e-mail: [email protected]
THE ISSUE OF IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT INTERNATIONAL
LEGAL RELATIONS
Abstract. The article considers problems of legal regulation of the sphere of militarytechnical cooperation, and proposes measures for its improvement, the issues of implementation constraints in the framework of military-technical cooperation fully or partially Autonomous weapons systems.
Key words: military-technical cooperation, advertising and exhibition activity, products for military use, fully or partially Autonomous weapons systems.
УДК - 355 ББК - 68
Вопросы правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на современном этапе развития международно-правовых отношений приобретают особую актуальность. По итогам трех кварталов 2017 г. портфель заказов по линии военно-технического сотрудничества превысил 45 миллиардов долларов. По плану экспортные поставки в 2017 г. должны составить 15,3
миллиарда долларов [5]. При реализации продукции военного назначения во главу угла должны ставиться не коммерческие интересы, а интересы глобальной и региональной безопасности [5].
Актуальность вопросов правового регулирования военно-технического сотрудничества во многом определяется также спецификой реализуемого в его процессе особого товара - продукции военного назначения. В литературе не раз отмечалось,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
что особенность продукции военного назначения как товара определяется наличием у него потребительских свойств и качеств, способных удовлетворять специфические потребности, которые определяются «интересами национальной безопасности, сохранением целостности и независимости государств, их территориальной целостности и суверенитета» [3, с. 17].
Исходя из изложенного особую актуальность на современном этапе развития военно-технического сотрудничества приобретает вопрос реализации в ходе военно-технического сотрудничества новейших образцов вооружения и военной техники. Ж.-Ж. Пикте отмечает, что при подготовке к дипломатической конференции 1974 г., на которой рассматривались вопросы запрещения средств ведения войны, Международный комитет Красного Креста внес свои предложения относительно запрещения конкретных видов вооружений, так как данный вопрос имеет большое политическое и военное значение [6, с. 57].
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы реализации в ходе военно-технического сотрудничества новых образцов вооружения и военной техники. На вооружение Вооруженных Сил России в ближайшее время начнут поступать комплексы с многофункциональными беспилотными летательными аппаратами, способными решать не только разведывательные, но и ударные задачи. Об этом в ноябре 2017 г. на коллегии Министерства обороны заявил министр обороны Российской Федерации. По его словам, за последние несколько лет в армии значительно расширен круг задач, решаемых с привлечением беспилотной авиации, улучшились способы их применения. БПЛА эффективно используются для ведения воздушной разведки, инженерного обеспечения, радиоэлектронной борьбы, обеспечения связи, а также в составе разведывательно-ударных и разведывательно-огневых контуров.
В частности, с положительной стороны зарекомендовали себя беспилотники при применении военными в Сирии. «Как показывает сирийский опыт, в современных войнах и вооруженных конфликтах возра-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017
стает роль робототехнических комплексов. Силами беспилотников обеспечивается круглосуточный контроль обстановки практически на всей территории Сирии. С начала сирийской операции интенсивность использования беспилотников возросла там более чем в 2,5 раза. Если в 2015 году ежемесячно выполнялось до 400 разведвы-летов, то сегодня каждый месяц совершается свыше 1 тысячи запусков беспилотных летательных аппаратов», — отметил министр обороны РФ. На последней коллегии Минобороны России прозвучали предложения о повышении эффективности использования и дальнейшего развития беспилотной авиации [10].
Применение беспилотных летательных аппаратов получает свое развитие и в иностранных государствах. 7 февраля 2017 г. официальные представители КНР заявляли, что Китайская Академия аэрокосмической аэродинамики планирует в 2017 г. провести тестовый полет в околоземном космическом пространстве беспилотника на солнечной энергии с размахом крыльев более 40 метров [10].
Международная неправительственная организация «HumanRightsWatch» в отчете, выпущенном в декабре 2016 г., призвала мировое сообщество к полному запрету использования полностью автономных систем вооружения, так как эта технология очень опасна и если она войдет в военные арсеналы, то такие системы вооружения будут применяться за пределами допустимых законом границ. Зарубежные ученые отмечают, что использование названных систем вооружения может быть законным или незаконным в зависимости от того, осуществляется ли оно в соответствии с законами и обычаями ведения войны.
Вопросы правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являлись предметом исследования многих ученых. В.В. Кудашкин рассматривает военно-техническое сотрудничество в широком и узком смысле. В широком смысле военно-техническое сотрудничество означает совокупность общественных отношений между государствами, иностранными и российскими юридически-
ми лицами по продвижению и реализации вооружений и военной техники на мировом рынке. В узком смысле военно-техническое сотрудничество - деятельность государства и уполномоченных государственных органов, направленная на управление общественными отношениями по продвижению российского вооружения и военной техники на мировой рынок оружия и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами в области международного обмена продукцией военного назначения в целях обеспечения национальных интересов и соблюдения международных обязательств Российской Федерации [6, с. 36, 37].
В.И. Бочарников вполне обоснованно рассматривает военно-техническое сотрудничество как специфическую форму взаимодействия государств в обеспечении военной безопасности и определяет военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами как особый вид межгосударственного взаимодействия по поводу производства и реализации продукции военного назначения, оказания военно-технических услуг в интересах формирования благоприятных военно-политических и военно-экономических условий безопасного развития Российского государства и общества [1]. Особенно важным в данном определении представляется сделанный автором акцент на цель военно-технического сотрудничества - формирование благоприятных военно-политических и военно-экономических условий безопасного развития Российской Федерации в условиях современного миропорядка и на основе верховенства права.
Безусловно, в качестве одной из основных целей военно-технического сотрудничества является достижение военного превосходства и стабильности на континенте или в регионе в целях обеспечения национальной безопасности.
В пункте 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» одним из принципов военно-технического сотрудничества определена защита госу-
дарством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения [9]. В этом плане представляется необходимым совершенствование правового регулирования деятельности субъектов военно-технического сотрудничества.
Не вызывает сомнений утверждение, что цель военно-технического сотрудничества, помимо получения прибыли от реализации продукции военного назначения, - укрепление уровня обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации, а также соблюдение взятых ею на себя международных обязательств.
Одним из направлений совершенствования правового регулирования военно-технического сотрудничества должно являться совершенствование рекламно-вы-ставочной деятельности в данной области. Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 подробно определяет порядок ведения рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности [7]. По мнению автора, нормативные правовые акты в сфере рекламно-выставочной деятельности необходимо привести к единым международным стандартам. Это позволит сделать информацию о предлагаемой продукции более понятной для потенциального импортера, обеспечить оптимальное использование конъюнктуры, соблюсти правила конкуренции.
В пункте 9 Военной доктрины Российской Федерации определены новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации, например глобальная конкуренция, «неустойчивость процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений» [8]. Противодействие данным угрозам, в том числе, должно явиться одной из целей военно-технического сотрудничества.
Как отмечается в ст. 2 Федерального закона «О военно-техническом сотрудни-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
честве Российской Федерации с иностранными государствами», все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации [9].
Исследователи предлагают создать совместные предприятия в рамках военно-технического сотрудничества. Например, в ходе проведенного С.И. Липей исследования установлена необходимость совершенствования действующего законодательства, регулирующего порядок создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества [4].
В статье 2 Федерального закона от 19 июля 1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» отмечается, что все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации [9]. Об особом государственном интересе в отношении военно-технического сотрудничества говорится также в Конституции Российской Федерации. В пункте «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что в ведении Российской Федерации находится определение порядка продажи - покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества [2].
Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами стоит Президент России. Президенту Российской Федерации принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством, в том числе об экспорте, сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе продукции военного назначения и определении государств, в отношении которых эта деятельность разрешена [9].
Нуждаются в совершенствовании и принципы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Говоря о принципах
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017
военно-технического сотрудничества, отметим, что наиболее обоснованные требования к принципам военно-технического сотрудничества выдвигает В.В. Кудашкин. Эти требования заключаются в следующих основных положениях: принципы военно-технического сотрудничества должны отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно необходимые закономерности и взаимосвязи; характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи; охватывать преимущественно такие закономерности, явления и взаимосвязи, которые присущи военно-техническому сотрудничеству как целостному социальному явлению, то есть иметь общий, а не частный характер; отражать специфику военно-технического сотрудничества и его отличие от других видов сотрудничества [3, с. 59].
Таким образом, военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами играет весьма значимую роль в укреплении военно-политических позиций Российской Федерации в условиях современного миропорядка. Следует прийти к выводу о необходимости принятия долгосрочной концепции развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Принятие данной концепции будет способствовать укреплению военно-политических позиций Российской Федерации на мировой арене, выполнению взятых ею на себя международных обязательств. Кроме того, в дальнейшей проработке нуждается вопрос об ограничении в реализации в рамках военно-технического сотрудничества полностью или частично автономных систем вооружения.
Список литературы:
[1] Бочарников В.И. Военно-техническое сотрудничество и его влияние на обеспечение военной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. полит. Наук. М., 2009.
[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
[3] Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О во-
енно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс», 2006.
[4] Липей С.И. Правовое регулирование создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
[5] Материалы работы Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 24.11.2017).
[6] Пикте Ж.-Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. Женева, 2007.
[7] Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 24. Ст. 3140.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 30 дек.
[9] Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», п. 1 ст. 4 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3610.
[10] Шойгу С.К. В армию скоро поступят ударные беспилотники // [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/10/27/shojgu-v-armiiu-skoro-postupiat-udarnye-bespilotniki.html (дата обращения: 24.11.2017).
Spisok literatury:
[1] Bocharnikov V.I. Voenno-texnicheskoe sotrudnichestvo i ego vliyanie na obespechenie
voennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Dis. ... kand. polit. Nauk. M., 2009.
[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Pri-nyata vsenarodny'm golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2014. № 31. St. 4398.
[3] Kudashkin V.V. Nauchno-prakticheskij kommentarij k Federal'nomu zakonu «O voenno-texnicheskom sotrudnichestve Rossijskoj Federacii s inostranny'mi gosudarstvami» (postatejny'j) // SPS «Konsul'tantPlyus», 2006.
[4] Lipej S.I. Pravovoe regulirovanie sozdaniya sovmestny'x predpriyatij v oblasti voenno-texnicheskogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii s inostranny'mi gosudarstvami: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.
[5] Materialy' raboty' Komissii po voenno-texnicheskomu sotrudnichestvu s inostranny'mi gosudarstvami // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.kremlin.ru (data obrashheniya: 24.11.2017).
[6] Pikte Zh.-Zh. Razvitie i principy' mezhdu-narodnogo gumanitarnogo prava. Zheneva, 2007.
[7] Polozhenie o poryadke osushhestvleniya voenno-texnicheskogo sotrudnichestva Rossij-skoj Federacii s inostranny'mi gosudarstvami. Utverzhdeno Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10 sentyabrya 2005 g. № 1062 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2012. № 24. St. 3140.
[8] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.12.2014 g. № Pr-2976 «Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii» // Ros. gaz. 2014. 30 dek.
[9] Federal'ny'j zakon ot 19 iyulya 1998 g. № 114-FZ «O voenno-texnicheskom sotrudnichestve Rossijskoj Federacii s inostranny'mi gosudarstvami», p. 1 st. 4 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1998. № 30. St. 3610.
[10] Shojgu S.K. V armiyu skoro postupyat udarny'e bespilotniki // [E'lektronny'j resurs]. URL: https://rg.ru/2017/10/2 7/shojgu-v-armiiu-skoro-postupiat-udarnye-bespilotniki. html (data obrashheniya: 24.11.2017).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017