УДК - 355.359 НИКИТИН Александр Павлович,
ББК - 68.5 кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
e-mail: [email protected]
20.02.03 — военное право, военные проблемы международного права
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРАНЦИИ
Аннотация. В статье в диахроническом аспекте рассматриваются ключевые направления деятельности органов военной прокуратуры в Российской Федерации и Франции, проводится их сравнительно-правовой анализ. Особое внимание уделяется истории формирования органов военной прокуратуры и их организационному устройству.
Ключевые слова: органы военной прокуратуры, военнослужащий, Российская Федерация, Франция.
NIKITIN Alexander Pavlovich,
candidate of legal Sciences, associate Professor of civil law, Military University of the Ministry of defence of the Russian Federation
COMPARATIVELEGAL ANALYSIS OF PRIORITY DIRECTIONS OF THE MILITARY PROSECUTOR'S OFFICEACTIVITIESIN THE RUSSIAN FEDERATION AND FRANCE
Abstract. The article analyzes the main activities of the military prosecutor's offices in the Russian Federation and France in diachronic terms,and their comparative legal analysis is conducted.Particular attention is paid to the history of the military prosecutor's officesformation and their organizational structure.
Key words: military prosecutor's office, serviceman, the Russian Federation, France.
В XXI в. перед вооруженными силами ведущих мировых держав-стоит множество вызовов, среди которых растущая угроза глобального экстремизма (терроризма), региональная напряженность и нестабильность, распространение оружия и технологий массового поражения.
Результативное решение указанных задач невозможно без эффективного правового обеспечения, поддержания законности, формирования сбалансированных взаимоотношений между армией, средствами массовой информации и народом. В силу своей правозащитной функции, важнейшую роль в развитии и налаживании
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
этого диалога играют органы военной прокуратуры.
Проведение сравнительно-правового анализа становления и функционирования органов военной прокуратуры в различных странах актуально с точки зрения систематизации международного опыта, выявления черт, характерных для той или иной эпохи, а также выработки конкретных предложений для дальнейшего развития системы органов военной прокуратуры в Российской Федерации.
Для целей настоящей работы были выбраны Российская Федерация и Франция. История государственных институтов и законодательства Франции по ряду при-
чин представляет особый интерес. Французское государство сформировалось в виде сложного этнополитического конгломерата, пережило глобальную реорганизацию при Наполеоне I, на протяжении позднего Средневековья и Нового времени было одной из первостепенных европейских держав, обладавших крупными колониальными империями, а по итогам ХХ в. остается важным игроком на международной арене. Кроме того, именно во Франции окончательно оформилась теория разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, столь существенная для понимания положения прокуратуры в системе государственной власти.
Вначале будет рассмотрена история формирования органов военной прокуратуры Российской Федерации и Франции, затем будет проведен сопоставительный анализ систем органов военной прокуратуры на современном этапе развития военной организации государств. В заключении будут сделаны выводы об общих и отличительных чертах, присущих военным прокуратурам рассматриваемых стран.
В настоящее время прокуратура занимает в системе государственной власти Российской Федерации особое место по своему назначению, принципам организации, формам и методам работы. Она способствует становлению и развитию демократического правового государства, для -системы ценностей которого основными приоритетами являются обеспечение и защита прав и свобод человека.
История органов, выполнявших в России функции военной прокуратуры, восходит к модернизационным мерам Петра I, нацеленным на создание конкурентоспособной армии. Эти меры включали в себя обновление нормативной базы, структуры и быта армии.
Активное использование и реорганизация ресурсов страны требовали создания эффективной и работоспособной системы государственного и финансового контроля. В вооруженных силах для этой цели был создан институт аудиторов. Впервые он упомянут в «Воинском уставе», который опубликовал в 1698 г. выходец из Немецкой слободы Адам Вейде [3]. Бывая при ев-
ропейских дворах, он изучил существовавшие там военные кодексы.
В Уставе Вейде впервые было предложено по аналогии с Европой создать позицию для профессионального юриста, который следит за законным порядком делопроизводства и возглавляет военно-уголовный процесс [3]. Проекты 1700-1710-х гг. предусматривали военный суд и должность аудитора.
Весной 1716 г. Петр I утвердил документ под названием «Книга Устав воинский о должности генералов, фельдмаршалов, и всего генералитета, и прочих чинов, которые при войске надлежит быть, и о иных воинских делах, и поведениях, что каждому чинить должно» [2, с. 930]. Это — первый в русской традиции нормативный акт, закрепивший отделение суда от администрации [1, с. 11—32].
Появление собственно военной прокуратуры относится к периоду Великих реформ Александра II: начавшись с военного аудиторского ведомства в годы создания прокурорского надзора при Сенате, прокуратура в итоге стала составной частью судебной власти.
В мае 1867 г. Александр II утвердил Военно-судебный устав и Военно-морской судебный устав [7, с. 98—116]. Базовые идеи судебной реформы были принесены в ведомство военного суда. Судебный процесс стал гласным, устным и состязательным, подсудимый получил право на защиту, а возможность ревизии приговора вышестоящим начальником была заменена правом сторон на его формальное обжалование.
Судами первой инстанции стали полковые и военно-окружные суды, а Главный военный суд наблюдал за исполнением ими закона [4, с. 45—50]. Полковые суды состояли из офицеров и назначались командиром полка. Военно-окружные суды формировались командующими округов и, помимо судей, комплектовались военными следователями, военными прокурорами и их помощниками.
В ходе реформ 1860-х гг. оформилась российская военная юстиция, но в конечном итоге она была подчинена исполнительной власти.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
На протяжении XX в. российская государственность дважды входила в период становления. В 1990-х гг., в отличие от конца 1910-х — первой половины 1920-х гг., утверждение нового режима и переформирование государственных структур происходило на сравнительно спокойном фоне. Кроме того, на этот раз становление и комплектация властных органов облегчались как наличием теоретической базы, разработанной на протяжении XX в. усилиями российских и зарубежных теоретиков, так и отсутствием установки на полный разрыв с прошлым.
В настоящее время российская военная прокуратура существует в виде самостоятельной, иерархической, независимой в работе структуры.
Рассмотрим историю становления органов военной прокуратуры во Франции. Зачатки национального военного законодательства Франции можно найти в XIV в., когда сформировалось ядро французских земель и окрепла центральная власть. Рядом указов французские короли выводили своих воинов из-под обычной юрисдикции, делая их подсудными главам придворных ведомств, — в конечном итоге верховным военным судом стал суд коннетабля и маршалов.
Автономизация военного правосудия продолжалась. В 1665 г. Людовик XIV создал военные советы, состоявшие из офицеров, которые созывались командиром полка, рассматривали исключительно преступления против военной дисциплины и действовали по простой и быстрой процедуре. Апеллировать на их решения было нельзя [12, с. 125, 126].
В 1790-х гг. законами Конвента были оформлены военные суды разных видов. В 1791 г. были введены военные суды, состоявшие из солдат и офицеров, объединенных в жюри защиты и жюри обвинения, которые в 1793 г. превратились в трибуналы для самых серьезных преступлений (причем в состав таких трибуналов входили четыре гражданских лица и пять военных).
Наполеон I, возложивший на себя императорскую корону в 1804 г., расширил полномочия судов общего права, однако
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
суд по преступлениям чисто военного характера оставался прерогативой военных судов, а новый Уголовный кодекс 1810 г. не касался армии.
Лишь правительство Второй империи в 1857 г. приняло Кодекс военной юстиции для сухопутных войск [9]. Целями реформы были унификация военного права и процедуры военного судопроизводства, создание прозрачной системы судов, смягчение наказаний. В определенном отношении Кодекс военной юстиции закрепил особый, отдельный от гражданского законодательства характер военного права, в котором было подчеркнуто, что военнослужащий подлежит военной юрисдикции даже в вопросах общего права [12, с. 125, 126].
Корпус офицеров военной юстиции, оказывавших услуги по трем направлениям — в постоянных и кассационных военных судах и в гражданском Кассационном суде, был создан Кодексом военной юстиции 1928 г., ознаменовавшим начало сближения французской военной юстиции с юстицией гражданской. Этот Кодекс устанавливал два вида военных судов, во главе которых стоял гражданский магистрат из апелляционного суда, предписывал свободное общение подсудимого с защитником [12, с. 125, 126]. В 1956 г. был создан единый корпус военных магистратов для всех трех родов войск, а, благодаря Кодексу 1965 г., после слияния трех военных министерств возникла единая военно-юридическая служба [12, с. 125, 126].
Действующий в настоящее время французский Кодекс военной юстиции 2006 г. закрепил сложившуюся систему военного правосудия, продолжая сближение военного и гражданского права [10]. В нем говорится, что в случае войны военные суды незамедлительно восстанавливаются, а также они могут быть восстановлены декретом правительства при объявлении осадного положения, мобилизации, чрезвычайного положения. И в мирное, и в военное время военное правосудие подчинено Кассационному суду - главному общему суду страны. В Кодексе военной юстиции подробно расписаны виды преступлений и наказаний, регламентирована процедура судопроизводства.
Как мы видим, на рубеже ХХ—ХХ! вв. в рассматриваемых нами государствах оформилось сходное понимание потребностей эпохи, нашедшее отражение в военных доктринах и других стратегических документах. Комплексный, непредсказуемый характер конфликтов, географическая удаленность театров военных действий диктовали потребности пересмотра военной доктрины, изменения организационной структуры и системы командования, модернизации военной техники.
Развитие основных институтов военного права в России и Франции обнаруживает ряд общих черт. Предпосылки этого очевидны: несмотря на различный ход истории этих государств, рассматриваемая нами система военной юстиции формировалась в Новое и Новейшее время, когда, во-первых, материальная база армий была сравнительно схожа, а во-вторых, уже существовала глобальная система взаимосвязей между различными странами, не оставлявшая места изолированному развитию.
Для обеих стран в рассматриваемый период характерно существование отдельной системы военной юстиции. Схоже выглядели военные суды: они собирались командиром полка, действовали быстро, состояли из офицеров, функции защиты там если и исполнялись, то ограниченно, созвавший суд командир был властен не утвердить приговор либо, напротив, смягчить его. Военное законодательство флота, а позднее и воздушных сил, строилось по модели законодательства для сухопутных войск с небольшими терминологическими и процедурными различиями.
Однако немало и фундаментальных различий. Военное право Франции долго и трудно рождалось из всей ее истории, тогда как Россия заимствовала готовые установления из права европейских стран и приспосабливала их к своему материалу. Поэтому история военного права Франции выглядит как плавное движение от хаоса к порядку с немногочисленными резкими переменами, в то время как в России начало военно-правовой системы связано с деятельностью конкретного человека. Кроме того, различны формы эволюции военного
права в рассматриваемый нами период: в России его ждали два резких поворота (реформа Александра II и революция), в то время как во Франции его развитие шло без таких потрясений.
Обратимся к современному положению дел. В настоящее время, согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», органы военной прокуратуры представляют собой неотъемлемую часть централизованной федеральной системы прокуратуры Российской Федерации, в которой нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим и Генеральному прокурору [8]. Главная военная прокуратура — это структурное подразделение Генеральной прокуратуры, а Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Структура, статус, государственное обеспечение и круг обязанностей прокуратуры, принципы ее деятельности, концептуальные основания для прокурорского надзора за единообразным и точным исполнением законов закреплены Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», включающим специальный раздел VI «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры» [8].
Согласно данному Закону, военная прокуратура осуществляет свои надзорные полномочия независимо от органов военного управления и федеральных органов государственной власти [8].
В Российской Федерации Главный военный прокурор, возглавляющий военную прокуратуру, подчинен и подотчетен напрямую Генеральному прокурору [8]. Будучи одним из его заместителей, Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от нее верхней палатой парламента (Советом Федерации), это делается по представлению Президента, которому соответствующие представления подает Генеральный прокурор [8]. Таким образом, руководство российской военной прокуратуры независимо от военного командования и от всех ветвей государственной власти, его конкретный персональный состав утверждается на выс-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
шем уровне государственного управления, что подчеркивает самостоятельность и значимость военно-прокурорского надзора в стране. В обязанности Главного военного прокурора входит руководство работой органов военной прокуратуры, подбор и расстановка кадров, их воспитание и аттестация, издание дополнительных приказов и указаний для военных прокуратур [5, с. 399].
Специалисты выделяют в деятельности военной прокуратуры Российской Федерации следующие направления: надзор за соблюдением законов в деятельности органов военного управления, военно-учебных заведений, воинских частей и учреждений, должностных лиц Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; надзор за реализацией органами военного управления прав и свобод человека и гражданина; надзор за законностью действий органов, ведущих в Вооруженных Силах оперативно-розыскную деятельность, осуществляющих дознание и предварительное следствие; надзор за законностью работы федеральных органов безопасности; участие в судебном рассмотрении дел [8]. Судебная функция военной прокуратуры хоть и присутствует, но рассматривается как менее важная по сравнению с надзорной и правозащитной.
Защита прав и свобод человека и гражданина, причем не только военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и ветеранов, но и членов их семей, составляет отдельное направление деятельности органов военной прокуратуры Российской Федерации.
Деятельность прокуратуры во Франции многообразна: она осуществляет уголовное преследование и процессуальное руководство судебной полицией, производящей дознание по уголовным делам, сочетая функции обвинения, юридическое консультирование судов и надзор за законностью отправления правосудия. Прокуратура подчинена министерству юстиции (теоретически это означает, что прокуроры могут начинать судебное преследование лишь по указанию министерства юстиции, но на практике они, как магистры, действуют по своему усмотрению).
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2017
Организационно прокуратура не является отдельным подразделением, а встроена в судебную систему посредством коллегий прокуроров в судах. При трибуналах большой и малой инстанций она представлена прокурорами республики и их заместителями, в апелляционных судах -генеральным прокурором и определенным числом генеральных адвокатов, в Кассационном суде имеются должности генерального прокурора при Кассационном суде, а также первого генерального адвоката и 18 генеральных адвокатов. Прокурор высшего ранга в Апелляционном и Кассационном судах также именуется Генеральным адвокатом.
Прокуроры Французской Республики, будучи сотрудниками судебного ведомства, активно исполняют консультативную и надзорную функции в судах, а вне судебного разбирательства не контактируют с военнослужащими французской армии, тем более что суды, в которых имеются специальные палаты для рассмотрения дел военнослужащих, находятся на территории Франции, тогда как ее войска, в силу международных договоров, присутствуют в ряде стран мира, выполняя миротворческие и гуманитарные миссии [12, с. 125, 126].
В отличие от судей прокуроры, не имеют конституционных гарантий несменяемости, но на практике министр юстиции редко применяет к ним дисциплинарные взыскания или прибегает к отстранению их от должности, так как это производит невыгодное впечатление вмешательства в процесс отправления правосудия и контроля над ним высшей исполнительной власти. Декларируется, что прокурор Французской Республики действует в интересах всего народа - не государства и не правительства [6, с. 39-41].
Историческое единство корпуса судей и прокуроров - принципиальная особенность французской судебной системы, ставшая одной из предпосылок формирования в стране судов современного вида. Эти два множества профессиональных юристов «взаимопроницаемы»: прокурор, может какое-то время работать судьей, и наоборот, приобретая разносторонний
опыт. В настоящее время данная ситуация подвергается сильной критике.
Рассмотрение судами общей юрисдикции дел, в которых правонарушителем или жертвой является военнослужащий французской армии, регулируется и уголовно-процессуальным кодексом, и кодексом военной юстиции [10, 11].
Таким образом, законодательную базу французской военной юстиции определяет сложное взаимодействие различных государственных органов, чьи полномочия по регулированию потребностей национальной обороны закреплены Конституцией и другими законами.
В настоящее время во Франции действует «новый» Кодекс военной юстиции 2006 г., который упразднил военные суды в мирное время, оставив возможность их быстрого возрождения в случае объявления войны.
В заключение необходимо отметить, что основным содержанием деятельности военных прокуроров в России является надзор за законностью действий командования Вооруженных Сил Российской Федерации на всех уровнях, а судебная сфера не выступает на передний план, в то время как среди многочисленных функций, выполняемых прокурорами Французской Республики, мало таких, которые отражали бы специфику защиты усилиями прокуратуры прав и свобод военнослужащих, то есть, с учетом современных французских реалий, профессиональных военных-контрактников. Полномочия прокуроров разнообразны, конкретное содержание их деятельности обширно, однако «огражда-нивание» военной юстиции зашло во Франции так далеко, что защита прав и свобод военнослужащих принимает те же формы, что и для гражданских лиц.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время потенциал военной прокуратуры в России многообразен, широк и значительно превосходит потенциал ее зарубежного французского аналога по-степени проработанности и разнообразию конкретных способов надзора за соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащих. Действуя собственными методами и средствами в пределах своей
компетенции, российская военная прокуратура занимает важное и уникальное место в государственном механизме укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, защиты прав военнослужащих и интересов государства, при этом не подменяя собой другие органы.
Представляется, что потребности текущей ситуации, глобальные и национальные вызовы XXI в. диктуют необходимость наиболее полного раскрытия правоохранительного потенциала всех государственных органов. В частности, актуальная в настоящее время задача усиления воздействия военной прокуратуры на поддержание должного уровня законности, укрепления ее роли в защите прав военнослужащих и интересов государства ради поддержания боеспособности и боевой готовности наших Вооруженных Сил, постоянного совершенствования методики и тактики прокурорского надзора предполагает более активное использование судов в правозащитных целях. Это открывает перспективы для дальнейшего изучения богатого зарубежного опыта работы военных в судебной системе, его теоретических основ, исторической эволюции и отбора его форм.
Список литературы:
[1] Акишин М.О. Военно-судебная реформа Петра Великого // Меншиковские чтения. 2016. № 7 (17).
[2] Воинский устав Петра Великого // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 6а. СПб., 1892.
[3] Воинский устав, составленный и посвященный Петру Великому генералом Вейде в 1698 году. СПб.: Воен. типогр., 1841. - 189 с.
[4] Григорьев О.В. Кадровая политика правительства Российской империи в период проведения военно-судебной реформы 1867 г. // Юрид. записки. 2013. № 1.
[5] Корякин В.М. Военно-административное право (военная администрация): Учеб. / В. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев. М.: За права военнослужащих, 2008.
[6] Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Рос. судья. 2006. № 2.
[7] Петухов Н.А. История военных судов России. М.: Норма, 2003.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
[8] Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газ. 1995. 25 нояб.
[9] Шулепов Н.А. Кодекс военной юстиции 2006 г. - новый шаг в развитии военно-уголовного законодательства Франции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://voenprav. ru/doc-4294-1.htm.
[10] Code de justice militaire (nouveau) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/affich Code. do?cidTexte=LEGITEXT000006071360&date Texte=20080505, (дата обращения 09.12.2017 г.).
[11] Code de procédure pénale [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte= LEGITEXT0 000 06071154(дата обращения 09.12.2017 г.).
[12] Cysique T. Les droits militairesen Francee tau Canada. É tudeso ciologique sur le urevolution compare depuisunsiè cle. Thè se présentée а la Faculté des études supérieureset postdoctoralesdel'Université Laval dans lecadre du programme de doctor aten sociolo-giepourl'obtention degrade de Philosophiae Doctor (Ph. D.). Québec, 2013.
Spisok literatury:
[1] Akishin M.O. Voenno-sudebnaya reforma Petra Velikogo // Menshikovskie chteniya. 2016. № 7 (17).
[2] Voinskij ustav Petra Velikogo // E'nciklo-pedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona. T. 6a. SPb., 1892.
[3] Voinskij ustav, sostavlenny'j i posvya-shhenny'j Petru Velikomu generalom Vejde v 1698 godu. SPb.: Voen. tipogr., 1841. - 189 s.
[4] Grigor'ev O.V. Kadrovaya politika pravitel'stva Rossijskoj imperii v period
provedeniya voenno-sudebnoj reformy' 1867 g. // Yurid. zapiski. 2013. № 1.
[5] Koryakin V.M. Voenno-administrativnoe pravo (voennaya administraciya): Ucheb. / V. M. Koryakin, A. V. Kudashkin, K. V. Fateev. M.: Za prava voennosluzhashhix, 2008.
[6] Miryasheva E.V. Konstitucionno-pravovoj status francuzskoj prokuratury': tradiciya i perspektivy' // Ros. sud'ya. 2006. № 2.
[7] Petuxov N.A. Istoriya voenny'x sudov Rossii. M.: Norma, 2003.
[8] Federal'ny'j zakon ot 17 yanv. 1992 g. № 2202-I-FZ «O prokurature Rossijskoj Federacii» // Ros. gaz. 1995. 25 noyab.
[9] Shulepov N.A. Kodeks voennoj yusticii 2006 g. - novy'j shag v razvitii voenno-ugolovnogo zakonodatel'stva Francii [E'lektron-ny'j resurs] // Rezhim dostupa: http:// voenprav.ru/doc-4294-1.htm.
[10] Code de justice militaire (nouveau) [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: https://www.legifrance.gouv.fr/affich Code.do?cidTexte= LEGITEXT000006071360 &dateTexte = 20080505, (data obrashheniya 09.12.2017 g.).
[11] Code de procédure pénale [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte= LEGITEXT000006071154(data obrashheniya 09.12.2017 g.).
[12] Cysique T. Les droits militairesen Francee tau Canada. É tudeso ciologique sur le urevolution compare depuisunsiè cle. Thè se présentée a la Faculté des études supérieureset postdoctoralesdel'Université Laval dans lecadre du programme de doctor aten sociolo-giepourl'obtention degrade de Philosophiae Doctor (Ph. D.). Québec, 2013.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017