И.И. Золотарев,
кандидат экономических наук, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»
TO THE QUESTION ON PERFECTION OF ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES TAKING INTO ACCOUNT POSITIONS OF THE FEDERAL LAW «ABOUT POLICE»
В статье отражены актуальные проблемы правового и организационно-практического характера деятельности полиции, а также некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел.
In the present article actual problems of legal and organizational-practical character of activity of police, and also some questions of perfection of activity of law-enforcement bodies are reflected.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» [5] вступил в силу 1 марта 2011 года. Одновременно с этим прекратил дей -ствовать Закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».
Произошла не смена названий, а упразднение милиции и возрождение полиции как важнейшей составляющей современного государства — «публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как го судар ство»[3].
В законе закреплены основные направления деятельности полиции, непосредственно связан -ные с осуществлением правоохранительной дея -тельности, установлено главенство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в деятельности полиции над иными законами и подзаконными актами.
Новеллой является закрепление в законе ряда новых принципов деятельности полиции, таких как беспристрастность, открытость и публич-ность, общественное доверие и поддержка граж -дан, взаимодействие и сотрудничество, исполь -зование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Особого внимания заслуживает предусмотренный законом принцип общественного дове-рия и поддержки граждан, заключающийся в том, что полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, тем самым формируя в общественном сознании положи -тельный образ сотрудника полиции.
Важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к органам внутренних дел определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно пока -зывать роль сотрудников в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, способствует воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений [1].
Стоит отметить, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации о разработке новых критериев оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (п. 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 февраля 2011 г. №Пр-418) организационно-инспекторским департаментом МВД России совместно с заинтересованными подразделениями Министерства подготовлен проект приказа МВД России «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Проект приказа разработан с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №З-ФЗ «О полиции», а также критических замечаний, высказанных Президентом Российской Федерации в ходе расширенного заседания коллегии МВД России 22 марта 2011 года по существенному сокращению числа показателей, используемых при оценке органа внутренних дел.
Приложение № 1 к указанному проекту приказа МВД России «Показатели оценки деятель -ности территориальных органов внутренних дел МВД России» определяет общественное мнение одним из основных критериев оценки деятельно -
сти органов внутренних дел и предусматривает 6 показателей:
1) уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);
2) уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов на объектах транспорта (доля положительных оце-нок в числе опрошенных граждан);
3) оценка эффективности деятельности органа внутренних дел (полиции) как государствен -ного института по защите личных и обществен -ных интересов граждан (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);
4) готовность граждан оказать поддержку органам внутренних дел (полиции) (доля гото-вых оказать поддержку от числа опрошенных);
5) уровень доверия к органам внутренних дел (доля обратившихся в органы внутренних дел граждан от числа подвергшихся противо-правным посягательствам);
6) удовлетворенность граждан мерами, принятыми органом внутренних дел по их заявлениям и сообщениям о правонарушениях (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан).
Вместе с тем, показатели (индикаторы) оценки эффективности деятельности органов внутренних дел (полиции) как государственного института по защите личных и общественных интересов граждан требуют доработки и совершенствования.
Так, эффективность деятельности полиции выражается показателями, имеющими количест -венный характер (п. 3 указанного приложения). Стоит учитывать, что опрашиваемые по данному вопросу граждане вследствие различных причин могут не владеть указанной информацией, даже несмотря на то, что она размещается в СМИ и Интернете. Граждане могут выразить уверен -ность в своей защищенности, удовлетворенность мерами, принятыми ОВД по их заявлениям и сообщениям, и готовность оказать им поддержку, но объективно оценить эффективность их деятельности они вряд ли смогут.
Также можно выделить проблему, связанную с отсутствием методики мониторинга и оценки общественного мнения (пассажиров) о деятельности органов внутренних дел на транспорте и организационно-штатного обеспечения данной деятельности. Применяемая в настоящее время система оценки деятельности ОВД (приказ МВД России от 19.01.2010 № 25) не может быть реализована в подразделениях транспортной полиции и на защищаемых объектах транспортной инфраструктуры.
Стоит отметить, что в настоящее время в своей практической деятельности территориаль -ные органы внутренних дел сталкиваются с некоторыми проблемами, связанными с применением Федер аль ного закона « О полиции».
Так, ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О полиции» предусматривает, что в случае применения к
гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. На основании ч. 3 ст. 14 указанного закона в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному лицу его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
Указанная разъясняемая информация являет -ся довольно значительной по объему, и, кроме того, определение её конкретного содержания зачастую вызывает на практике у конкретных исполнителей серьёзные затруднения, в связи с чем целесообразно было бы утвердить единый лаконичный текст, который должен произносить сотрудник полиции[2].
Стоит также выделить проблему реализации ст. 12 и 13 Федерального закона «О полиции» в части, касающейся ликвидации избыточных полномочий полиции по организации и осуществлению призыва в Вооруженные Ситі Российской Федерации. Часть 3 ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [4] закрепляет обязанность органов внутренних дел производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, т.е. допускает прежнее функциональное взаимодействие между органами внутренних дел и военными комиссариатами. В то же время глава 3 Федерального закона «О полиции) соответствующих полномочий не предусматривает.
Аналогичная ситуация складывается и с вопросами правомерности осуществления участко -выми уполномоченными полиции розыска граждан из числа должников по постановлениям судебных приставов -исполнителей территориаль -ных подразделений ФССП России, в частности розыска неплательщиков алиментов.
В настоящее время на полицию не возложены функции контроля за оборотом взрывчатых материалов промышленного и двойного назна-чения, пиротехнических изделий, что не позво-ляет в должной степени осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в данной области.
Пункт 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» закрепляет права полиции на проведение оперативно-разыскных мероприятий и изъятие при их проведении необходимых документов и материалов. При этом вопрос о правомочии сотрудников оперативных подразделений на проведение опроса, а также права на запрос необходимых сведений по материалам проверок оперативно -разыскной деятельности и обязанности представ-
ления таких сведений для лиц, получивших такой запрос, остается неурегулированным. На практике соответствующие сведения предоставляются только на основании запроса по возбужденным уголовным делам или материалам об административных правонарушениях либо по материалам, зарегистрированным в КУСП. Указанные вопросы не нашли отражения и в Федеральном законе «Об оперативно-разыскной деятельности» [6].
К факторам, способным оказать воздействие на совершенствование деятельности органов внутренних дел, несомненно, можно отнести качество отбора и профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Часть 5 ст. 35 Федерального закона «О поли -ции» закрепляет, что на гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника ОВД, имеющего стаж работы не менее 3 лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражда -нином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции. Иными словами, сотрудником полиции может стать гражданин Российской Федерации, за действия которого готов поручиться и нести ответственность действую -щий сотрудник полиции, лично знающий канди -дата, что является проблематичным при поступлении на службу в полицию лиц, не имеющих связей с действующими сотрудниками.
Кроме того, неясна возможная заинтересованность и мотивация действующего сотрудника (поручителя) в возложении на себя дополнитель -ной ответственности за другое лицо, т.е. допустимой является мотивация официального полу -чения вознаграждения.
К тому же появление и наличие в системе полиции лица, лично обязанного поручителю, будет способствовать развитию неформальных отношений (кланов, землячества, семейственности).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции обязан проходить регулярные проверки по знанию Консти -туции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел. Однако неблагоприятные правовые последствия их незнания не закреплены.
Подводя итог, необходимо отметить, что перечислены далеко не все проблемы правового и организационно-тактического характера, разрешение которых окажет положительное воздейст -вие на совершенствование деятельности органов внутренних дел и, как следствие, на укрепление общественного порядка, усиление борьбы с преступностью .
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов А.М., Кожуханов Н.М. Общественное мнение как критерий оценки эффектив -
ности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности // Российский следователь. — 2005. — № 7.
2. Доклад по результатам мониторинга применения Федерального закона «О полиции» за период с 1 марта по 30 июня 2011 г. [Электронный ресурс]. — ЦКЬ: http://vnii-mvd.ru/news/1287
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., — 2-е изд.
— Т. 21. — С. 118.
4. О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон Рос. Федерации от 28.03.1998 г. — №53-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Рос. газ. — 1998. — 2 апр.; Рос. газ. — 2011. — 22 июля.
5. О полиции: Федер. закон Рос. Федерации от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) // Рос. газ. — 2011. — 8 февр.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Рос. газ. — 1995.
— 12 авг.; Рос. газ. — 2010. — 30 дек.