Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлева Анна Валерьевна

Актуальность исследования определяется тем, что на современном этапе в условиях развития цифровой экономики, весьма актуальным становится поиск «точек соприкосновения» в области обеспечения информационной безопасности, кибербезопасности между государствами-членами международного сообщества, а так же партнерство между правительством и промышленностью. Совместные интересы и реализация мероприятий по их защите будут являться ключом к международному сотрудничеству, основу которых будут составлять двухсторонние и многосторонние договора, соглашения. В статье представлен анализ: действующих многосторонних договоров по информационной безопасности в России; двусторонних соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности в России; участие Японии в различного рода переговорах и встречах, а так же действующие соглашения по информационной безопасности. Представлен негосударственный вклад в обеспечение информационной безопасности, кибербезопасности на международном уровне в России и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Яковлева Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF COOPERATION IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY, CYBERSECURITY REVISITED (LEGAL ASPECT)

The topicality of the study is determined by the fact that at present, in the conditions of the development of digital economy, the search for «common ground» in the field of information security, cybersecurity between the members of the international community, as well as developing a partnership between the government and industry, become very relevant. Common interests and the implementation of measures to safeguard them will be the key to promote international cooperation on the basis of bilateral and multilateral treaties and agreements. The article provides an analysis of: existing multilateral agreements on information security in Russia; bilateral agreements on cooperation in the field of ensuring international information security in Russia; Japan's participation in various kinds of negotiations and meetings, as well as existing agreements on information security. A contribution of non-state actors to ensuring information security, cybersecurity at the international level in Russia and Japan is also presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

II. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.00)

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

12.00.13

5.1. К вопросу о сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности, кибербезопасности

(правовой аспект)

©Яковлева А. В.

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность исследования определяется тем, что на современном этапе в условиях развития цифровой экономики, весьма актуальным становится поиск «точек соприкосновения» в области обеспечения информационной безопасности, кибербезопасности между государствами-членами международного сообщества, а так же партнерство между правительством и промышленностью. Совместные интересы и реализация мероприятий по их защите будут являться ключом к международному сотрудничеству, основу которых будут составлять двухсторонние и многосторонние договора, соглашения. В статье представлен анализ: действующих многосторонних договоров по информационной безопасности в России; двусторонних соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности в России; участие Японии в различного рода переговорах и встречах, а так же действующие соглашения по информационной безопасности. Представлен негосударственный вклад в обеспечение информационной безопасности, кибербезопасности на международном уровне в России и Японии.

Ключевые слова: информационная безопасность, кибербезопасность, сотрудничество, многосторонние договоры по информационной безопасности, двусторонние соглашения в области обеспечения международной информационной безопасности, негосударственный сектор в обеспечение информационной безопасности.

Для цитирования: Яковлева А. В. К вопросу о сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности, кибербезопасности (правовой аспект) название статьи // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 139-147.

The issue of cooperation in the field of information security, cybersecurity revisited (legal aspect)

©A. V. Yakovleva

Saint Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract. The topicality of the study is determined by the fact that at present, in the conditions of the development of digital economy, the search for «common ground» in the field of information security, cybersecurity between the members of the international community, as well as developing a partnership between the government and industry, become very relevant. Common interests and the implementation of measures to safeguard them will be the key to promote international cooperation on the basis of bilateral and multilateral treaties and agreements. The article provides an analysis of: existing multilateral agreements on information security in Russia; bilateral agreements on

cooperation in the field of ensuring international information security in Russia; Japan's participation in various kinds of negotiations and meetings, as well as existing agreements on information security. A contribution of non-state actors to ensuring information security, cy-bersecurity at the international level in Russia and Japan is also presented.

Keywords: information security, cybersecurity, cooperation, multilateral agreements on information security, bilateral agreements in the field of ensuring international information security, non-state sector in ensuring information security.

For citation: Yakovleva A. V. The issue of cooperation in the field of information security, cybersecurity revisited (legal aspect) // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. № 6. P. 139-147.

ВВЕДЕНИЕ

Защита информационной безопасности (далее ИБ) является очень важной проблемой в развитии цифровой экономики, поскольку ее рост вызывает определенные риски, связанные в первую очередь с интернет-угрозами. Борьба с организованными и изощренными киберпреступлениями и атаками требует подхода, который может как остановить, так и смягчить воздействие таких инцидентов. Реагирование на эту угрозу не является чем-то, что может сделать частный сектор или правительства стран, действуя исключительно посредством своих соответствующих юридических и правоохранительных усилий. Необходимо укрепление сотрудничества в области ИБ, кибер-безопасности между странами и партнерство между правительством и промышленностью. На современном этапе это должно стать приоритетным направлением для совместной работы стран в развитии этой области, которые могут включать: разработку передовых технологий; усиление внутренних и внешних каналов связи; процедуры быстрого реагирования, восстановления и настольные упражнения для оценки готовности к ИБ; изменения в структуре административных регламентов; расширение образования и повышение осведомленности среди пользователей [10]. Однако следует сразу оговориться, что Россия придерживается широкого подхода к определению ИБ, включающего в себя как информационно-технические, так и социогуманитарные, политико-идеологические аспекты (что связано с негативным влиянием на общественное мнение в стране). Так же Россия выступает за использование термина «ИБ» в ходе международных переговоров, что подразумевает широкий подход в цифровой сфере. В свою очередь страны Запада, Азии, используют термин «кибербезопасность», что предполагает учет исключительно информационно-технических проблем,

прежде всего обеспечение стабильной работы информационных сетей и систем [1, 54-55].

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ СТРАНАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИБ, КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ

На современном этапе в условиях развития цифровой экономики, весьма актуальным становиться поиск «точек соприкосновения» в области обеспечения ИБ, кибербезопасноти между государствами-членами международного сообщества. Совместные интересы и реализация мероприятий по их защите будут являться ключом к международному сотрудничеству, основу которых будут составлять двухсторонние и многосторонние договора, а также соглашения. На рисунке 1 представлена информация о заключенных и действующих на сегодняшний день многосторонних договорах между Россией и странами в области ИБ [3].

Сведения о действующих двухсторонних соглашениях «О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (далее МИБ)», подписанных со стороны России Правительством РФ представлена в таблице 1 [3].

Россия с 1998 года выступает за развитие международного сотрудничества по обеспечению ИБ, на всех уровнях (глобальном, региональном), а также в рамках многосторонних и двусторонних отношений [1, 95]. Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день заключено порядка 14 договоров и соглашений. Из которых, одно соглашение с Правительством Федеративной Республики Бразилия (14.05.2010 г.) не действует и одно соглашение с Правительством Южно-Африканской Республики (04.09.2017 г.) не вступило в силу. Но как мы можем заметить, работа в этом направлении ведется.

Рисунок 1. Действующие многосторонние договора по ИБ в России / Figure 1. Existing multilateral agreements on information security in Russia.

Таблица 1 / Table 1

Действующие двусторонние соглашения «О сотрудничестве в области обеспечения МИБ» в России / Existing bilateral agreements «On cooperation in the field of ensuring international information security» in Russia

№ п|п Дата подписания, г. Дата вступления в силу, г. Сторона соглашения

1. 05.04.2019 12.06.2019 Правительство Туркменистана.

2. 06.09.2018 27.04.2019 Правительство Социалистической Республики Вьетнам.

3. 04.09.2017 Не вступил в силу Правительство ЮжноАфриканской Республики

4. 08.05.2015 10.08.2016 Правительство Китайской Народной Республики

5. 11.07.2014 02.01.2015 Правительство Республики Куба

6. 25.12.2013 27.02.2015 Правительство Республики Беларусь

7. 14.05.2010 Не действует Правительство Федеративной Республики Бразилия

В последнее время кибербезопасность внесена в список важнейших элементов внешней политики страны Японии1, и она принимает активное участие в различного рода дипломатических и торговых переговорах, международных и двухсторонних встречах посвященных вопросам кибербезопасности и ИКТ (рис. 2). Для координации дипломатических и законотворческих усилий стран-партнеров по вопросам создания и соблюдения правил управления киберпространством, а также поддержки инициатив по развитию потенциала в развивающихся странах, МИД Японии создало отдел в области кибербезопасности (с пятнадцатью служащими) [6, 13-14].

Соглашения, заключенные Японией о сотрудничестве в области ИБ на международном уровне представлены на рисунке 3 [10].

1 В последнее десятилетие кибербезопасность является одним из национальных приоритетов Японии, это связано с событиями, происходящими в стране, такими как встреча министров «Большой семерки» в 2016 г.; Олимпийские и Паралимпийские игры 2021 г. в Токио (причем следует оговориться, что эти игры должны были пройти в 2020 г., однако были перенесены из-за глобальной пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2); проведения всемирной выставки ЭКСП0-2025 в Осаке, Кансай - Яковлева А. В. Ваку-ленко П.С. Общество 5.0 и кибербезопасность Японии // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4 (105). С. 225-230.

141

В феврале 2016 г. Япония подписала документ о Транс-тихоокеанском партнерстве (ТТП), который рассматривает проблемы кпбербезопасностн, электронной торговли, а также налагает обязательства в области шифрования данных.

В переговорах по Всестороннему региональному экономическому партнерству (ВРЭП ),

предусматривающему ряд предложении в области кибербезопасностп - от защиты интеллектуальной собственности до запрета ретрансляции лицензированных эфиров в

сети Интернет.

Ч_У

Во встречах по формированию политики ИБ Япония-АСЕАН. Кибер-диалоге Японпя-США (в июле 2017 г. в Токио две страны провели пятый кибер-диалог Ялонпя-США. Исходя из необходимости усилии правительства как Японии, так и США. участники с обеих сторон провели последующее обсуждение результатов четвертого диалога, состоявшегося в июле 2016 года. Они также участвовали в широких дискуссиях о

сотрудничестве между Японией II ГИТА в кпберпространство, включая информирование о ситуациях, инициативах в обеих странах, сотрудничестве на

международной арене и поддержке в наращивании потенциала). Диалоге о сотрудничестве в области Интернет-экономики Япония-США, а также в Рабочей группе по вопросам оборонной политики Япония-США.

В формировании глобальных норм в рамках работы Группы правительственных экспертов ООН (1ТХ ООГ ]. в частности - посредством значительного вклада в доклад этой группы «Развитие в области информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. В 2012 г. Японский МИД признал применимость

международного права в кпбер-просгранстве, что впоследствии также было подтверждено во время саммита «Большой семерки» в Японии в мае 2016 года.

Рисунок 2. Участие Японии в переговорах, встречах / Figure 2. Participation of Japan in negotiations, meetings.

Рисунок 3. Соглашения Японии по ИБ / Figure 3. Agreements of Japan in the field of information security.

По информации, представленной Министерство иностранных дел Японии, на сегодняшний день у Японии заключено четыре соглашения на международном уровне по ИБ. Последним из заключенных стало соглашение с Австралией, после соглашений с США, Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Францией, устанавливающее процедуры, необходимые для надлежащей защиты информации, которую Япония и Австралия предоставляют на взаимной основе и которую необходимо защищать для национальной безопасности в соответствии с действующими национальными законами и правилами. Ожидается, что оно будет способствовать дальнейшему укреплению сотрудничества между Японией и Австралией в области безопасности, а также трехстороннего сотрудничества в области безопасности между Японией, Австралией и их общим союзником США.

Россия, США и Япония являясь государствами-членами Вас-сенаарских договоренностей (соглашение, заключённое в июле-декабре 1996 года 33 странами) по экспортному контролю обычных вооружений и технологий двойного назначения, обязались препятствовать онлайн-продажам электронных систем наблюдения и проникновения, созданных для обхода мониторинговых инструментов и систем противодействия взлому [13].

УЧАСТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИБ, КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ

В условиях нарастающих угроз в информационном пространстве гражданское общество продолжает искать наиболее эффективные способы борьбы с этими вызовами, используя различные формы объединения усилий профессионалов.

Как отмечается, негосударственный сектор готов внести свой вклад в обеспечение МИБ, сделать информационное пространство по-настоящему безопасной средой.

В русле данных тенденций в России 10.04.2018 г. было принято решение, а 30 мая 2018 г. [5] была зарегистрирована

Национальная Ассоциация международной информационной безопасности (далее НАМИБ) (рис.1) [4]. А еще ранее 25 апреля 2010 года по инициативе Института проблем информационной безопасности МГУ имени М.В. Ломоносова был образован Международный исследовательский консорциум информационной безопасности (МИКИБ) (рис. 4) [2].

Рисунок 4. Негосударственный вклад в обеспечение ИБ на международном уровне в России / Figure 4. Non-state contribution to ensuring information security in Russia at the international level.

По итогам обсуждений 12-го международного форума «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности» и 16-й научной конференции МИКИБ (16-19/04/2018 г., Гармиш-Партенкирхен, Германия), эксперты пришли к выводу, что развитию цифровой экономики нет альтернативы, поскольку она обладает большой инвестиционной привлекательностью. Несмотря на это, отмечается, что инвесторы до

конца не представляют себе угроз информационной безопасности в контексте развития цифровой эры, и соответственно не готовы вкладывать ресурсы в ее обеспечение [4].

На Тринадцатом форуме по проблемам МИБ (22-25 апреля 2019 г.) Президент НАМИБ Шестюк В.П., и Президент Совета по кибербезопасности Германии Дюнн Х.-В., согласовали Меморандум о взаимопонимании (24.04.2019 г.) (рис. 5) [4].

Рисунок 5. Содержание Меморандума в рамках негосударственного вклада в обеспечение ИБ на международном уровне, между Президентом НАМИБ России и Президентом Совета по кибербезопасности Германии / Figure 5. The content of the Memorandum within the framework of a non-state contribution to ensuring information security at the international level, between the President of NAIIS of Russia and the President of the Cybersecurity Council of Germany.

Следует отметить, несмотря на то что автор исследования придерживается той точки зрения, что кибербезопасность, это не вся ИБ, на сегодняшний день и с учетом перехода к цифровой экономике, эта сфера одна из тех сторон взаимоотношений государств, которая до сих пор практически никак не регулируется. Позиция США заключается в том, что государство должно применять здесь свое внутреннее законодательство. В свою очередь Россия выступает за создание международной системы правовых взаимоотношений в сфере ИКТ с учетом интересов всех сторон. Об этом регулярно заявляли и российские организаторы форума в Гармиш-Партенкирхене. По инициативе российской стороны при ООН создана постоянно действующая группа для согласования позиций в сфере ИКТ. Безусловно, заключение данного Меморандума - серьезный успех и важный вклад в укрепление международной безопасности, который сделали Россия и Германия.

Что касается Японии, то важность учёта интересов всех заинтересованных сторон относительно кибербезопасности отраженная в «Стратегии кибербезопасности» 2015, так же нашло свое закрепление в организационной структуре Национальный координационный центр команд быстрого компьютерного реагирования (далее JPCERT/CC) [9] - официально зарегистрированной, независимой некоммерческой организации, работающей в интересах государственных органов и частного сектора с 2003 г. Основные задачи организации - координация

реагирования на инциденты с другими командами быстрого реагирования, государственными органами, поставщиками электронно-коммуникационных услуг, службами безопасности, а также бизнес-ассоциациями, сбор и анализ информации о кибер-инцидентах, используя комплексный процесс отчетности, а также регулярная публикация мониторинговых отчетов о наиболее актуальных сетевых угрозах; отчетов о механизмах преодоления кризисов, в том числе и ежедневных отчетов с дополнительной информацией для отдельных секторов экономики; исследования; технические заметки и пресс-релизы.

Кроме того, данная организация оказала содействие в создании Азиатско-Тихоокеанской команды быстрого реагирования (APCERT) [8]2 в феврале 2003 года и выполняет функцию ее секретариата до 2021 года [9]. APCERT объединила в себе группы реагирования на компьютерные чрезвычайные происшествия (CERT) и группы реагирования на инциденты компьютерной безопасности (CSIRT). Данная организация была создана с целью поощрения и поддержки CERT / CSIRT в регионе. Она поддерживает надежную сеть экспертов по кибербез-опасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы повысить осведомленность региона о злонамеренной кибер деятельности и его коллективную способность обнаруживать, предотвращать и смягчать такую деятельность с помощью следующих инструментов (рис. 6).

2 Географические границы деятельности АРСЕКТ такие же, как и у Азиатско-Тихоокеанского сетевого информационного центра (АР1\ПС). Они охватывают весь Азиатско-Тихоокеанский регион, состоящий из 56 стран.

Рисунок 6. Используемые инструменты APCERT для повышения осведомленности региона о злонамеренной кибер деятельности / Figure 6. Tools used by APCERT to enhance the awareness of malicious cyber activity in the region.

тельность с другими региональными и глобальными организациями (рис. 7) [9]. Согласно утвержденной концепции в марте 2011 года «APCERT намерена работать над созданием безопасного, чистого и надежного киберпространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством глобального сотрудничества».

Причем следует отметить, что одна из важных ролей CERT / CSIRT - создание возможностей и потенциала обеспечения кибербезопасности в регионе, в том числе посредством обучения и подготовки для повышения осведомленности и поощрения использования передового опыта в области кибербезопасности. Тогда как APCERT координирует дея-

Азиатско-Тнхоокеанскнп Сетевой Информационный Центр - Asia Pacific Network

Information Centre.

Форум реагирования на происшествия и команд по безопасности - Forum of Incident Response and Security Teams.

Африканская Группа реагирования на компьютерные чрезвычайные происшествия -Africa Computer Emergency Response Team.

Рисунок 7. Региональные и глобальные организации, с которыми координирует APCERT / Figure 7. Regional and global organizations, which APCERT coordinates its activities with.

Организация исламского сотрудничества - Группа реагирования на компьютерные чрезвычайные происшествия - Organisation of the Islamic Cooperation — Computer Emergency Response Team.

Программа ОСТАНОВИСЬ. ПОДУМАЙ. ОБЪЕДИНИСЬ - STOP. THINK. CONNECT

program.

JPCERT/CC с целью выработки единых механизмов реагирования на кибер-инциденты, участвует в трёхсторонних ежегодных встречах команд быстрого реагирования Японии, Китая и Кореи. Поскольку между этим странами, существуют серьезные культурные и политические трения, их участие в таких встречах помогает им поддерживать и развивать доверие между ними. Результатом таких встреч, стало создание «горя-

чей кибер-линии», которая облегчает коммуникацию сторон в случае серьезных инцидентов [8]

В Японии было создано Агентство поддержки кибербезопасности в промышленности (ICPA) (работа которого началась в 2017 году) - новый оперативный орган, подчиненный Министерству торговли и экономики. Основная цель - защита промышленности и критически важной инфраструктуры

Японии от кибер-атак. Указанное агентство планирует использовать «белых хакеров» для повышения уровня безопасности ключевых секторов экономики (электросетей, газоснабжения, нефтепереработки, химической промышленности и ядерной энергетики). Так же, в 2017 г. правительство создало «институт по исследованию кибер-атак», с целью прохождения обучения государственными служащими, в чьи задачи войдет предотвращение, преодоление и снижение последствий кибер-атак в отношении критически важных элементов инфраструктуры [6, 5-7]. Это первый своего рода образовательный центр в Японии, который в своей основе сконцентрирован на предотвращении кибер-инцидентов в системах электроснабжения и предотвращении утечек промышленных секретов. Он является подразделением Агентства содействия развитию ИКТ (1РА).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что развитие цифровых информационных технологий стало держать профессионалов в области ИБ в напряжении уже тогда, когда появились компьютерные сети. В наши дни напряжение только усиливается, поскольку переход к Четвертой промышленной революции и появление новых технологий, таких как

Интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и другие, полностью изменили наш нынешний образ жизни и то, как мы управляем информацией. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос международного сотрудничества в сфере обеспечения ИБ, кибербезопасности, которое необходимо в том числе, для снижения угроз кибербезопасности. В любых национальных стратегиях, политиках или руководящих принципах по ИБ, кибербезопасности налаживание сотрудничества через национальные границы определяется как одна из основных проблемных областей, так как область действия кибербезопасности не соответствует физическим границам государств. Несмотря на это необходимо укрепление сотрудничества в области ИБ, кибербезопасности между странами и партнерство между правительством и промышленностью, так как это способствует созданию нормативно-правовой и организационной основы формирования глобальной системы МИБ. И как показал проведенный анализ, работа в этом направлении ведется на всех уровнях.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,28%.

Рецензент: д-р юрид. наук, профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» К.М. Беликова.

Список литературы:

Reference list:

1. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность: монография / Е.С. Зиновьева ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. мировых политических процессовю - М. : МГИМО-Университет, 2013.

2. Международный исследовательский консорциум информационной безопасности (МИКИБ). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iisi.msu.ru/forum2017/; http://www.iisi.msu.ru/UserFiles/File/bayern2017/IISRC_brochur e_2017_Rus.pdf (дата обращения: 19.09.2020).

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Внешняя политика. Многосторонние договоры. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_ contract (дата обращения: 19.09.2020).

4. Национальная Ассоциация международной информационной безопасности. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://namib.online; (дата обращения: 20.10.2020).

5. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://egrul.nalog.ru/index.html (дата обращения: 20.10.2020).

6. Хатауэй М., Демчак К., Кербен Д., МакАрдл Д., Спидальери Ф. Киберготовность Японии: краткий обзор. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://analytica.digital.report/wp-content/uploads/2017/05/CRI-Japan-RU.pdf. (дата обращения: 25.10.2020).

7. Яковлева А.В. Вакуленко П.С. Общество 5.0 и кибербезопасность Японии // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4 (105). С. 225-230.

8. APCERT. Asia Pacific Computer Emergency Response Team. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.apcert.org/index.html (дата обращения: 25.10.2020).

1. APCERT Annual Report 2019. [electronic resource] - Available at: https:// APCERT_Annual_Report_2019.pdf (access date: 25.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. APCERT. Asia Pacific Computer Emergency Response Team. [electronic resource] - Available at: http://www.apcert.org/index.html (access date: 25.10.2020).

3. Federal Tax Service. [electronic resource] - Available at: https://egrul.nalog.ru/index.html (access date: 20.10.2020).

4. Hathaway M., Demchak K., Kerben D., McArdle D., Spidalieri F. Japan's Cyber Readiness: An Overview. [electronic resource] -Available at: https://analytica.digital.report/wp-content/uploads/2017/05/CRI-Japan-RU.pdf. (access date: 25.10.2020).

5. International Information Security Research Consortium (IISRC). [electronic resource] - Available at: http://www.iisi.msu.ru/forum2017/;

http://www.iisi.msu.ru/UserFiles/File/bayern2017/IISRC_brochur e_2017_Rus.pdf (access date: 19.09.2020).

6. Japan Computer Emergency Response Team Coordination Center (JPCERT/CC). Activities: Incident Response and Analysis. [electronic resource] - Available at: https:// www.jpcert.or.jp/english/pr/ (access date: 25.10.2020).

7. Ministry of Foreign Affairs of Japan. [electronic resource] -Available at: https://www.mofa.go.jp/; https://www.mofa.go.jp/announce/announce/2012/5/0517_01. html; (access date: 25.10.2020).

8. Ministry of Foreign Affairs of Japan. Diplomatic Bluebook 2018. [electronic resource] - Available at: https://www.mofa.go.jp/fp/pp/page25e_000237.html (access date: 25.10.2020).

9. APCERT Annual Report 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// APCERT_Annual_Report_2019.pdf (дата обращения: 25.10.2020).

10. Japan Computer Emergency Response Team Coordination Center (JPCERT/CC). Activities: Incident Response and Analysis. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.jpcert.or.jp/english/pr/ (дата обращения: 25.10.2020).

11. Ministry of Foreign Affairs of Japan. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.mofa.go.jp/; https://www.mofa.go.jp/announce/announce/2012/5/0517_01. html; (дата обращения: 25.10.2020).

12. Ministry of Foreign Affairs of Japan. Diplomatic Bluebook 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mofa.go.jp/fp/pp/page25e_000237.html (дата обращения: 25.10.2020).

13. Wassenaar Arrangement on Export Controls for Conventional Arms and Dual-Use Goods and Technologies / PUBLIC DOCUMENTS Volume IV Background Documents and Plenary-related and Other Statements. Compiled by the Wassenaar Arrangement Secretariat December 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wassenaar.org/app/uploads /2019/12 /WA-D0C-19-PUB-006-Public-Docs-Vol-IV-Background-Docs-and-Plenary-related-and-other-Statements-Dec.-2019.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

9. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Foreign policy. Multilateral agreements. [electronic resource] - Available at: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts /2_contract (access date: 19.09.2020).

10. National Association for International Information Security. [electronic resource] - Available at: http://namib.online; (access date: 20.10.2020).

11. Wassenaar Arrangement on Export Controls for Conventional Arms and Dual-Use Goods and Technologies / PUBLIC DOCUMENTS Volume IV Background Documents and Plenary-related and Other Statements. Compiled by the Wassenaar Arrangement Secretariat December 2019. [electronic resource] -Available at: https://www.wassenaar.org/app/uploads/2019/12/ WA-D0C-19-PUB-006-Public-Docs-Vol-IV-Background-Docs-and-Plenary-related-and-other-Statements-Dec.-2019.pdf (access date: 30.10.2020).

12. Zinovieva E.S. «International information security»: monograph-Moscow State University of International Relations of Minsistry of Foreign Affairs of Russia, research chair of the world political processes - Moscow: MGIMO-University, 2013.

13. Yakovleva A.V., Vakulenko P.S. Society 5.0 and Cybersecurity of Japan // Economics and Entrepreneurship (Ekonomica y predprinimatelstvo).- 2019. - No. 4 (105).

Статья поступила в редакцию 22.11.2020, принята к публикации 16.12.2020 The article was received on 22.11.2020, accepted for publication 16.12.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Яковлева Анна Валерьевна, доктор экономических наук, профессор; доцент, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 0RCID: http://orcid.org/0000-0001-9219-9405, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anna V. Yakovleva, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Associate Professor, Saint Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9219-9405, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.