УДК 339.3
К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
© 2017
Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры
«Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных условиях, характеризующихся высокой конкуренцией, недостаточным платежеспособным спросом, высоким уровнем налогов, высокой арендной платой, ужесточением требований законодательства, снижением реальных денежных доходов населения, недостаточно развитой логистической системой и др., перед розничными торговыми предприятиями особенно остро стоит задача поиска новых способов повышения эффективности и конкурентоспособности. Известно, что одним из ключевых резервов повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий розничной торговли в настоящее время является совершенствование нематериальных активов. Управление нематериальными активами предполагает знание их состава. Цель статьи заключается в уточнении составных элементов нематериальных активов предприятий розничной торговли с учетом отраслевых особенностей последних. В результате в состав нематериальных активов предприятий розничной торговли предлагается включать деловую репутацию и идентифицируемые нематериальные активы, подразделяемые на интеллектуальную собственность, в том числе результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), средства индивидуализации (фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки и собственные торговые марки, наименования мест происхождения товаров) и ноу-хау, а также прочие идентифицируемые нематериальные активы (франшизы, лицензии, права на аренду). Указанные объекты активно используются в торговой деятельности, обладают способностью приносить экономическую выгоду субъектам торговли и поддаются управленческому воздействию.
Ключевые слова: нематериальные активы, состав нематериальных активов, деловая репутация, интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, торговля, розничная торговля, предприятие розничной торговли, эффективность, конкурентоспособность.
ON THE ISSUE OF CONPONENTS OF INTANGIBLE ASSETS OF RETAIL ENTERPRISES
© 2017
Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, assistant professor of the chair «Trade policy»
Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: [email protected])
Abstract. In the current environment characterized by high competition, lack of effective demand, high tax levels, high rents, the tightening of legal requirements, reduction of real money incomes, underdeveloped logistics system, etc., retail enterprises face a particularly acute problem of searching for new ways to improve efficiency and competitiveness. It is known that one of the key reserves for increasing the efficiency and competitiveness of retailers is currently the development of intangible assets. Intangible assets management requires knowledge of their components. The purpose of the article is to clarify the constituent elements of intangible assets of retailers with considering the industry characteristics of the latter. As a result, we propose to include to the intangible assets of retail enterprises goodwill and identifiable intangible assets, subdivided into intellectual property, including results of intellectual activity (inventions, utility models, industrial designs), means of individualization (trade names, commercial designations, trademarks and private labels, appellation of origin) and know-how, and other identifiable intangible assets (franchise, license, rental rights). These objects are actively applied in trading activity, can bring economic benefits to subjects of trade and amenable to management actions.
Keywords: intangible assets, components of intangible assets, goodwill, intellectual property, results of intellectual activity, means of individualization, trade, retail, retailer, performance, competitiveness.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Розничная торговля, являясь одной из ключевых отраслей современной российской экономики, формирует существенную часть ВВП, ВДС и налоговых поступлений, способствует повышению уровня занятости населения, служит каналом распределения потребительских товаров и услуг, регулирует баланс между спросом и предложением. По оценкам Росстата, к основным факторам, ограничивающим деятельность предприятий розничной торговли, в настоящее время относятся: высокая конкуренция со стороны других торговых предприятий, недостаточный платежеспособный спрос, высокий уровень налогов, недостаток финансовых средств, высокая арендная плата и высокие транспортные расходы [1]. Определенные трудности для розничных торговых структур создают также ограничения, установленные Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», быстрые изменения на потребительском рынке, снижение реальных денежных доходов населения, недостаточно развитая логистическая система и др. С учетом указанных обстоятельств перед розничными торговыми предприятиями особенно остро стоит задача поиска новых способов и резервов повышения эффективности и конкурентоспособности.
Эффективность и конкурентоспособность предпри-
ятий розничной торговли определяются как внутренними, так и внешними факторами, в том числе организацией торгово-технологических процессов, численностью и составом работников, системой стимулирования труда, состоянием материально-технической базы, ценообразованием, конкуренцией, емкостью рынка, государственным регулированием торговой деятельности и т.п. И.В. Василенко [2], Г.Г. Иванов [3], И.А. Лиман [4], А.Ф. Никишин [5], О.С. Каращук [6], С.Б. Ильяшенко [7] и другие ученые утверждают, что одним из ключевых резервов повышения эффективности и конкурентоспособности современных предприятий розничной торговли является развитие нематериальных активов. В отличие от материальных, финансовых и трудовых ресурсов, нематериальные активы могут использоваться сотрудниками розничных торговых структур одновременно и различными способами, что при прочих равных условиях способствует росту доходов, а также не подвержены оперативному воспроизведению конкурентами и тем самым позволяют создать устойчивые преимущества в долгосрочном периоде.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Нематериальным активам и их значению для эффективности и конкурентоспособности коммерческих предприятий посвя-
щены работы Т.А. Слепневой [8], М.М. Татиевой [9], А.Н. Майоровой [10], Е.Л. Крюковой [11], И.П. Комиссаровой [12], М.В. Егорова [13] и др. Отдельные нематериальные активы предприятий розничной торговли, в том числе специфические (франшизы и собственные торговые марки), а также репутация, технологические и процессные инновации, бренды и др. исследованы Е.С. Суминой [14], С.А. Калугиной [15], А.В. Бойковой [16], Г.Г. Ивановым [17], М.М. Мухиной [18], А.А. Макаровым [19], И.В. Калашниковой [20], О.А. Шальновой [21] и др. Анализ указанных выше работ показал, что в современной науке нет единого мнения относительно состава как нематериальных активов вообще, так и принадлежащих предприятиям розничной торговли в частности. Многие авторы обоснованно включают в состав нематериальных активов объекты, соответствующие требованиям какого-либо нормативного документа или стандарта (НК РФ, ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», ФСО «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» и др.), которые во многом не совпадают, а часто и противоречат друг другу. Иногда к нематериальным активам относят исключительно объекты интеллектуальной собственности, перечень которых установлен ст. 1225 ГК РФ. В исследованиях, основанных на концепции управления стоимостью бизнеса, в качестве нематериальных активов рассматриваются бренды, знания и навыки персонала, организационная структура, корпоративная культура, налаженные контакты с поставщиками и прочими контрагентами и т.п. Таким образом, вопрос состава нематериальных активов, в том числе используемых розничными торговыми предприятиями, в настоящее время остается дискуссионным.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в уточнении составных элементов нематериальных активов предприятий розничной торговли с учетом отраслевых особенностей последних.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассматривая нематериальные активы как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий розничной торговли, целесообразно включать в их состав те объекты, которые поддаются контролю и управленческому воздействию. К таким объектам относятся, во-первых, деловая репутация, во-вторых, группа идентифицируемых (т.е. отделимых от предприятия (организации) либо принадлежащих ему на основе юридически подтвержденных прав) нематериальных активов (рисунок 1).
ГК РФ упоминает деловую репутацию как элемент нематериальных благ и коммерческой концессии, ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» содержит порядок расчета стоимости деловой репутации, МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», наряду с репутацией (гуд-вилом), приобретенной в результате объединения бизнеса, приводят понятие внутренне созданной деловой репутации, в научной литературе деловую репутацию субъекта хозяйствования в основном рассматривают с точки зрения мнения взаимодействующих с ним лиц. Формирование устойчивой положительной деловой репутации розничного торгового предприятия позволяет повысить лояльность покупателей и сотрудников, формирует дополнительную ценность товаров и услуг, выступает гарантией исполнения обязательств перед контрагентами и др. [22], что в конечном итоге способствует повышению его конкурентоспособности и эффективности.
Идентифицируемые нематериальные активы представлены в основном объектами интеллектуальной собственности, на которые в соответствии с нормами гражданского законодательства распространяются исключительные права. В деятельности предприятий роз-
ничной торговли традиционно наибольшую значимость имеют средства индивидуализации, которые в отличие от большинства нематериальных активов предполагают осведомленность о них широкой аудитории и не подвержены моральному устареванию. Фирменное наименование и коммерческое обозначение индивидуализируют то или иное предприятие розничной торговли, являются символом его работы в сознании покупателей и гарантом качества предлагаемых товаров и услуг. Товарные знаки и наименования мест происхождения товаров служат средствами индивидуализации и идентификации товаров. Исторически товарные знаки рассматривались как обозначения производителей, однако в настоящее время розничные торговые предприятия активно развивают собственные торговые марки (private labels, store brands) [23].
Рисунок 1 - Состав нематериальных активов предприятий розничной торговли [24]
Наряду со средствами индивидуализации, в состав нематериальных активов следует включать результаты интеллектуальной деятельности, подразделяемые на объекты авторского права и патентного права. Так как права на программы для ЭВМ, базы данных и произведения науки, литературы, искусства возникают в силу создания и не требуют государственной регистрации, объекты авторского права, как правило, не отражаются в бухгалтерском учете, однако активно используются розничными торговыми предприятиями в хозяйственной деятельности. Объекты патентного права представлены изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами. В связи с тем, что предприятия розничной торговли часто не имеют необходимых ресурсов для самостоятельных научных исследований, они в основном применяют технические инновации, разработанные в других отраслях. Кроме того, к интеллектуальной собственности розничных торговых предприятий можно отнести ноу-хау, то есть экономические, организационные, технические и любые другие сведения, имеющие коммерческую ценность ввиду их неизвестности третьим лицам. В отношении указанных сведений должен быть введен режим коммерческой тайны. Идентифицируемые нематериальные активы также включают франшизы, лицензии и права на аренду (если при объединении бизнеса приобретенные права на аренду являются более выгодными, чем при средних для рынка условиях). Указанные объекты не предполагают наличия исключительных прав и относятся к прочим идентифицируемым нематериальным активам предпри-
ятии розничной торговли.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в состав нематериальных активов предприятий розничной торговли предлагается включать деловую репутацию и идентифицируемые нематериальные активы, подразделяемые на интеллектуальную собственность, в том числе результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), средства индивидуализации (фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки и собственные торговые марки, наименования мест происхождения товаров) и ноу-хау, а также прочие идентифицируемые нематериальные активы (франшизы, лицензии, права на аренду). Указанные объекты активно применяются в торговой деятельности, обладают способностью приносить экономическую выгоду субъектам торговли и поддаются управленческому воздействию. В дальнейших исследованиях следует сфокусироваться на управлении представленными активами, выявлении наиболее рациональных способов их использования. В свою очередь, совершенствование нематериальных активов будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности предприятий розничной торговли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 07.02.2017).
2. Василенко И.В., Копылов С.И., Кустова Н.А. Роль нематериальных активов в корпоративном управлении торговым предприятием: рыночный и сетевой аспекты // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 4 (25). С. 263-266.
3. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.
4. Лиман И.А. Управление нематериальными активами в торговых компаниях / Актуальные проблемы современного образования и науки: сборник международной научно-практической конференции. Заводоуковск, 2014. С. 151-153.
5. Никишин А.Ф., Алексина С.Б. Эволюция нематериальных ресурсов в розничной торговле // Приволжский научный вестник. 2016. № 6 (58). С. 49-51.
6. Каращук О.С. Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 2 (82). С. 94-103.
7. Ilyashenko S.B., Lebedeva I.S. Main directions of increase in efficiency of electronic commerce / Actual problems of the humanities Monograph. Editor by K. Vitkova. Vienna, 2016. С. 69-80.
8. Слепнева Т., Карпова Е. Нематериальные активы и другие факторы в моделях конкурентоспособности российских организаций // Финансовая жизнь. 2015. № 1. С. 41-45.
9. Татиева М.М., Муслимова Ж.М. Нематериальные активы - скрытые резервы конкурентоспособности компаний // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2015. № 1 (40). С. 19-20.
10. Майорова А.Н. Особенности оценки нематериальных активов // Научные труды SWorld. 2014. Т. 26. № 3. С. 35-37.
11. Крюкова Е.Л., Лемьева И.В., Ларионова А.А. Зависимость экономического успеха организации от использования интеллектуального капитала / Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи: Тезисы докладов Первой Всероссийской конференции молодых исследователей. 2013. С. 14.
12. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении эффективности деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 540-542._
13. Егоров М.В., Шевченко И.В. Методологические аспекты стоимостной оценки мировых, национальных и корпоративных нематериальных активов как важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности компаний // Экономика устойчивого развития. 2016. № 3 (27). С. 165-173.
14. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации / Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 281-283.
15. Калугина С.А., Макаров А.А. О Некоторых аспектах оценки стоимости, эффективности и привлекательности собственных торговых марок // Актуальные проблемы современности. 2015. № 3 (9). С. 127-131.
16. Бойкова А.В., Никишин А.Ф. Собственные торговые марки как метод повышения эффективности торговли // Приволжский научный вестник. 2016. № 11 (63). С. 32-34.
17. Иванов Г.Г. Использование франчайзинга в торговле // Российское предпринимательство. 2006. № 1. С. 104-107.
18. Mukhina M. M. The problem of illegal use of a trademark for maintaining the business image of trade organization. The Seventh International Congress on Social Sciences and Humanities. 2016. С. 224-226.
19. Макаров А.А., Депутатова Е.Ю., Калугина С.А., Окнянская А.А. Торговые автоматы: организационно-экономические и правовые аспекты функционирования // Вестник научных конференций. 2016. № 10-7 (14). С. 324-331.
20. Калашникова И.В., Майорова А.Н. Влияние private label на прибыль торговых сетей // Научные труды SWorld. 2014. Т. 25. № 3. С. 14-16.
21. Шальнова О.А. Технологии будущего и мерчан-дайзинг // Маркетинг розничной торговли. 2013. № 1. С. 36-46.
22. Майорова Е.А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 45-48.
23. Майорова Е.А. Тенденции развития сегмента private label в торговых сетях Европы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2011. № 6. С. 134-138.
24. Майорова Е.А. Управление социально-экономической эффективностью розничной торговли на основе нематериальных ресурсов: дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2016. 182 с.