Майорова Елена Александровна экономические
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ... науки
УДК 339.3
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ СТРУКТУР
© 2016
Майорова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. В связи с повышением значимости нематериальных активов в торговой деятельности, подтверждаемым результатами научных исследований, хозяйственной практикой и статистическими материалами возникает необходимость в разработке методического обеспечения оценки влияния нематериальных активов на итоговые экономические итоговые показатели субъектов торговли. При анализе и оценке нематериальных активов и их роли в коммерческой деятельности возможно использование либо рыночной, либо балансовой стоимости. В настоящей статье представлены детерминированные мультипликативные факторные модели, позволяющие оценить воздействие нематериальных активов на товарооборот, прибыль, отдачу и рентабельность совокупных активов торговой организации, а также на производительность труда торговых работников. На втором этапе оценки влияния нематериальных активов на показатели эффекта и эффективности деятельности торговой структуры предложено анализировать их наличие, включая анализ и оценку нематериальных активов как составляющей части активов, анализ и оценку структуры, динамики, состояния и движения нематериальных активов, а также рассматривать непосредственные показатели эффективности использования нематериальных активов, то есть их отдачу и рентабельность, в том числе с учетом доли, отдачи и рентабельности отдельных видов нематериальных активов.
Ключевые слова: нематериальные активы, торговля, розничная торговля, оценка, рыночная стоимость, балансовая стоимость, факторные модели, эффект, эффективность, товарооборот, прибыль, фондоотдача, рентабельность, производительность.
FACTOR ANALYSIS OF INTANGIBLE ASSETS INFLUENCE ON THE INDICATORS OF EFFECT AND EFFICIENCY OF COMMERCIAL STRUCTURES PERFORMANCE
© 2016
Mayorova Elena Aleksandrovna, assistant professor of the chair «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: [email protected])
Abstract. Due to the increasing importance of intangible assets in the trading activity, confirmed by the results of scientific research, economic practice and statistical materials, there is a need for methodological support of assessing the impact of intangible assets on the final economic outcome indicators of sales outlets. In the study of intangible assets and their role in business, either the market or book value can be uses. This article presents the deterministic multiplicative factor models to assess the impact of intangible assets on the turnover, profits, return and profitability of the total assets of commercial organizations, as well as the productivity of sales staff. In the second stage of assessment of the impact of intangible assets on the effect and effectiveness of the trade structure we propose to analyze their presence, including the analysis and evaluation of intangible assets as a component of the assets, the analysis and evaluation of the structure, dynamics, status and movement of intangible assets, as well as to consider the direct performance indicators intangible assets, i.e. their impact and cost-effectiveness, including taking into account the share of return and profitability of individual types of intangible assets.
Keywords: intangible assets, retail, valuation, market value, book value, factor models, effect, efficiency, turnover, profit, return on assets, profitability, productivity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проведенный ранее анализ статистических данных [1] позволил выявить ряд тенденций развития нематериальных активов российской торговли, в том числе повышение общей величины нематериальных активов и их доли как в совокупных, так и во внеоборотных активах торговой отрасли, рост доли нематериальных активов торговли в стоимости нематериальных активов по экономике в целом, увеличение объема инвестиций, направляемых субъектами торговли на создание и приобретение нематериальных активов, в первую очередь баз данных и программного обеспечения. Корреляционный анализ статистической информации показал также наличие существенной линейной зависимости между долей нематериальных активов в общей стоимости активов и прибылью торговли.
Наряду с указанными тенденциями и зависимостями об усилении роли нематериальных активов в торговой деятельности свидетельствует хозяйственная практика субъектов торговли, а также результаты научных исследований. В частности, современные экономисты отмечают высокую значимость для торговли инновационных и информационных технологий [2-5], собственных торговых марок [6-9] и системы франчайзинга [10,11], указывают на влияние нематериальных активов на качество обслуживания покупателей, которое выступает важным фактором конкурентоспособности торговых организаций [12,13], называют значимым нематериальным ресурсом концепцию бизнеса [14], рекомендуют торговым структурам увеличивать объем инвестиций в 266
нематериальные активы [15] и др. В связи с тем, что в торговле повышается значимость нематериальных активов, становится актуальной разработка методического обеспечения оценки их влияния на итоговые экономические показатели деятельности торговых организаций.
Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты формирования и оценки эффективности торговли рассмотрены Л.А. Брагиным [16], Ю.Г. Леоновой [17], Т.И. Урясьевой [18] и др. Нематериальным активам и их воздействию на эффективность коммерческой деятельности посвящены работы О.В. Рожновой [19], О.С. Лосевой [20], Т.В. Никиточкиной [21], С.В. Баранова [22] и др.
Традиционно при исследовании нематериальных активов и их влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности применяются два подхода. Первый подход предполагает использование в качестве ключевого критерия эффективности изменение рыночной стоимости актива и бизнеса, рассчитываемой на основе ряда затратных, рыночных и доходных методов. С одной стороны, рыночная стоимость позволяет оценивать всю нематериальную составляющую бизнеса, в том числе объекты, не подлежащие бухгалтерскому учету в соответствии с действующими положениями и стандартами, и не является «исторической». С другой стороны, особенности нематериальных активов, в том числе отсутствие высокоразвитого рынка, возможность единовременного применения, уникальность и др., существенно затрудняют объективную оценку их стоимости. Кроме того, рыночная стоимость нематериальных активов и бизнеса в целом во многом зависит от внеш-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
экономические науки
Майорова Елена Александровна ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ...
них факторов, а потому не всегда отражает эффективность текущего управления. Несмотря на отдельные указанные недостатки, оценка рыночной стоимости широко распространена при исследовании нематериальных активов и их влияния на эффективность хозяйственной деятельности коммерческих организаций, о чем свидетельствуют современные научные работы (например, [23-27]).
Второй общий подход к исследованию нематериальных активов основан на использовании бухгалтерских данных. Балансовая стоимость нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными требованиями, а потому является более объективной и оказывает воздействие на показатели, характеризующие эффективность работы торговых организаций, в связи с изменением структуры баланса и амортизационными отчислениями [28]. Вместе с тем действующие бухгалтерские правила и положения не позволяют принимать к учету ряд нематериальных объектов, а также приводят к несоответствию балансовой стоимости нематериальных активов и их реальной ценности для компании. Таким образом, учитывая достоинства и отдельные недостатки рассмотренных выше подходов, для наиболее полной и достоверной оценки влияния нематериальных активов на эффективность финансово-хозяйственной деятельности субъектов торговли целесообразно использовать как методы оценки рыночной стоимости, так и факторные модели, предполагающие применение балансовых показателей.
Цель статьи - построить факторные модели, позволяющие оценить влияние нематериальных активов на ключевые экономические показатели, характеризующие эффект и эффективность финансово-хозяйственной деятельности торговых структур.
Изложение основного материала исследования. Эффект, то есть результат финансово-хозяйственной деятельности торговый организации, характеризуется в первую очередь показателями товарооборота (объемом продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период времени) и прибыли (превышением доходов торговой организации над произведенными ею расходами). Экономическая эффективность хозяйствующих субъектов традиционно определяется как соотношение достигнутого результата и необходимых для его достижения затрат (ресурсов). Основными показателями эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых структур признаются фондоотдача и рентабельность, а также производительность труда торговых работников, представляющая собой товарооборот, приходящийся на одного среднесписочного сотрудника. Для оценки влияния нематериальных активов на отмеченные показатели предлагается применять следующие детерминированные факторные модели (таблица 1).
Таблица 1 - Факторные модели оценки влияния нематериальных активов на показатели эффекта и эффективности деятельности торговых структур
Факторные модели оценки влияния нематериальных аиттиашж^итзффе,™ Факторные модели оценки влияния нематериальных — - во™«™, з^фгктшштт
1 )Г = Он./Л Г.Р = Rp *01Д* IA 1)0, = 0„ . и,л/л 2)ЯД = Я„ - Uu/J 3)ÎT=0„.ÎT„,„ ЧП-= «•„,„. JÇ„,„. oos
IA — нематериальные активы: Т — товарооборот: Р — прибыль: OS — основные средства; 01А — отдача от нематериальных активов: R/a —рентабельностьнематериальных активов; Rp — рентабельность продаж; 0А — отдача активов; — рентабельность активов; Oos — отдача основных фондов; РТ — производительность труда; UJA/A — уровень нематериальных активов в активах; Kia/os ~ соотношение нематериальных активов и основных средств; Kqs/ia — соотношение основных средств и нематериальных активов; — вооруженность нематериальными активами.
В соответствии с представленными выше моделями на результаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов торговли оказывают воздействие два типа факторов, связанных с нематериальными активами, а именно наличие нематериальных активов и эффективность их использования. В этой связи на следующем этапе оценки влияния нематериальных активов на показатели эффекта и эффективности деятельности торговых структур предлагается применять систему показателей,
позволяющих проанализировать влияние каждого типа факторов.
Анализ и оценку наличия у торговой организации нематериальных активов целесообразно проводить по следующим направлениям.
1. Анализ и оценка нематериальных активов как составляющей активов торговой организации (основные показатели: доля нематериальных активов в общей величине активов торговой организации, доля нематериальных активов во внеоборотных активах торговой организации; коэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости основных фондов, соотношение абсолютных приростов нематериальных активов и стоимости основных фондов).
2. Анализ и оценка динамики нематериальных активов торговой организации (основные показатели: абсолютный прирост нематериальных активов торговой организации, темп роста нематериальных активов торговой организации, темп прироста нематериальных активов торговой организации, индекс роста нематериальных активов торговой организации, средний темп роста нематериальных активов торговой организации).
3. Анализ и оценка структуры нематериальных активов торговой организации (основные показатели: доля нематериальных активов конкретного вида в общей величине нематериальных активов торговой организации; темп роста доли нематериальных активов конкретного вида в общей величине нематериальных активов торговой организации; темп прироста доли нематериальных активов конкретного вида в общей величине нематериальных активов торговой организации).
4. Анализ и оценка состояния нематериальных активов торговой организации (основные показатели: коэффициент использования нематериальных активов торговой организации; коэффициент годности нематериальных активов торговой организации).
5. Анализ и оценка движения нематериальных активов торговой организации (основные показатели: коэффициент поступления нематериальных активов в торговую организацию, коэффициент выбытия нематериальных активов из торговой организации, коэффициент интенсивности обновления нематериальных активов торговой организации).
Наряду с исследованием наличия в распоряжении субъекта торговли нематериальных активов необходимо рассматривать эффективность их использования. Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в торговой организации подразумевает расчет показателей их отдачи и рентабельности. При этом возможно применение детерминированных факторных моделей, отражающих зависимость отдачи и рентабельности нематериальных активов от доли, отдачи и рентабельности отдельных их видов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, анализ и оценка влияния нематериальных активов на результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых структур осуществляется, во-первых, на основе рыночной стоимости, во-вторых, на основе моделей, характеризующих зависимость между основными итоговыми показателями работы торговой организации и ее нематериальными активами в соответствии с данными бухгалтерской (финансовой) отчетности. В рамках второго подхода в настоящей статье разработаны детерминированные факторные модели, позволяющие оценить влияние нематериальных активов на показатели товарооборота, прибыли, отдачи и рентабельности совокупных активов торговых организаций, а также производительности труда торговых работников. На втором этапе оценки воздействия нематериальных активов на показатели эффекта и эффективности деятельности субъектов торговли предлагается анализировать наличие нематериальных активов, включая анализ и оценку нематериальных активов как составляющей части активов торго-
Майорова Елена Александровна экономические
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ... науки
вой организации, анализ и оценку динамики нематериальных активов торговой организации, анализ и оценку структуры нематериальных активов торговой организации, анализ и оценку состояния нематериальных активов торговой организации, анализ и оценку движения нематериальных активов торговой организации, а также рассматривать непосредственные показатели эффективности использования нематериальных активов, а именно их отдачу и рентабельность, в том числе с учетом доли, отдачи и рентабельности конкретных видов нематериальных активов. Предлагаемые факторные модели и показатели были апробированы на основе данных годовых отчетов трех розничных торговых организаций, занимающих лидирующие позиции на российском рынке сетевой продовольственной розничной торговли, и доказали свою состоятельность и практическую применимость.
Вместе с тем использование построенных детерминированных факторных моделей оценки влияния нематериальных активов на показатели эффекта и эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых структур затруднено ввиду следующих положений, требующих проведения дальнейших научных исследований. Во-первых, балансовая стоимость нематериальных активов, как правило, не соответствует их реальной ценности для компании с учетом ожидаемых экономических выгод. Частично указанная проблема решается международными стандартами финансовой отчетности посредством введения понятия справедливой стоимости актива. Во-вторых, при расчете показателей эффективности возникает необходимость определения величины эффекта (товарооборота и прибыли), обусловленной применением именно нематериальных активов. Наиболее приемлемым способом выделения требуемого эффекта в настоящее время признается сравнение значений рассматриваемого показателя до и после реализации конкретного управленческого решения. В целом, несмотря на отдельные дискуссионные положения, применение предлагаемых моделей и показателей позволит руководству торговых структур количественно оценить воздействие нематериальных активов на итоговые показатели финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, выявить направления и резервы повышения эффективности на основе управления нематериальными активами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Майорова Е.А. Анализ динамики и структуры нематериальных активов торговли РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 150-153.
2. Ефимовская Л.А. Инновационный потенциал как фактор конкурентоспособности торгового предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2012. - № 1 (1). - С. 54-56
3. Шальнова О.А. Технологии будущего и мерчандай-зинг // Маркетинг розничной торговли. 2013. № 1. С. 36-46.
4. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. Прогрессивные технологии снижения расходов торгового предприятия и защиты окружающей среды // Современная наука: тенденции развития. 2016. № 12. С. 144-148.
5. Лебедева И.С. Задачи управления процессами агрегации в сфере розничной торговли как условие формирования конкурентной среды потребительского рынка // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2012. № 1 (1). С. 86-88.
6. Бойкова А.В., Никишин А.Ф. Собственные торговые марки в стимулировании продаж / Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях. Уфа, 2016. С. 30-33.
7. Депутатова Е.Ю. Качество и культура обслуживания как факторы конкурентоспособности розничного торгового предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-3. С. 76-79.
8. Баскаков В.А. Ключевые факторы, влияющие на эволюцию FMCG-рынка // Сборники конференций НИЦ
Социосфера. 2016. № 2. С. 11-14._
9. Майорова Е.А. Тенденции развития сегмента Private Label в торговых сетях Европы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2011. № 6. С. 134-138.
10. Иванов Г.Г. Использование франчайзинга в торгов-ле//Российское предпринимательство. 2006. № 1. С. 104-107.
11. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации / Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. 2015. С. 281-283.
12. Никишин А.Ф. Качество обслуживания как нематериальный ресурс торговых организаций // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 3 (55). С. 68-71.
13. Перельман М.А. Качество обслуживания как фактор конкурентоспособности предприятий розничной торговли / Современная наука: теоретический и практический взгляд. 2016. С. 253-258.
14. Лебедева И.С., Шипилова С.С. О конкурентоспособности социально ориентированных торговых интернет проектов / Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления. 2016. С. 109-113.
15. Каращук О.С. Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 2 (82). С. 94-103.
16. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009. 236 с.
17. Леонова Ю.Г. Методические аспекты оценки эффективности функционирования торговой организации на основе клиентоориентированного подхода // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. Уфа, 2016. С. 106-126.
18. Урясьева Т.И. Инвестиции в маркетинг и способы выбора инвестиционных приоритетов // Теория и практика актуальных исследований. 2016. № 11. С. 96-102.
19. Рожнова О.В., Гирка Т.В. Проблемы признания нематериальных активов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1 (15). С. 77-80.
20. Лосева О.С. Эффективность включения нематериальной составляющей в систему экономических отношений хозяйствующих субъектов: дисс.... канд. экон. наук. СПб., 2010. 185 с.
21. Никиточкина Т.В. Механизмы учета и использования нематериальных активов в инновационной деятельности экономических систем: дисс.... канд. экон. наук. М., 2010. 189 с.
22. Баранов С.В. Управление нематериальными активами в вертикально-интегрированных структурах на
основе процессно-ориентированного подхода: дисс....
канд. экон. наук. Хабаровск, 2012. 148 с.
23. Майорова А.Н. Особенности оценки нематериальных активов // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 26. № 3. С. 35-37.
24. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении эффективности деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 540-542.
25. Ларионова А.А. Модель финансового обоснования стратегий развития предприятия на основе концепции управления стоимостью // Дизайн и технологии. 2016. № 53 (95). С. 93-98.
26. Mayorova A.N. Intangible assets evaluation / International innovation research. Пенза, 2016. С. 55-57.
27. Бобинкин С.А. Модернизация социально-экономической сферы в современной России: проблемы и суждения. Монография. Тверь, 2016. 188 с.
28. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.