СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ: МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Г. САРАТОВ, 15 МАРТА 2016 Г.): К 85-ЛЕТИЮ САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
С.Н. Туманов
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
В статье рассматривается проблема функциональной характеристики государства в науке общей теории права и государства. Отстаивается позиция о необходимости модернизации общетеоретического подхода к пониманию внешних функций современного государства. Указывается на необходимость более четкого выделения различий в механизме реализации внутренних и внешних функций государства. Делается вывод об особом значении в механизме реализации внешних функций государства деятельности в рамках межгосударственного сотрудничества.
Ключевые слова: учение о функциях государства, внешние и внутренние функции государства, механизм реализации функций государства.
S.N. Tumanov
TO THE QUESTION ABOUT THE NECESSITY
OF MODERNIZATION THEORETICAL APPROACH
IN THE STUDY OF THE EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE
^e problem of functional characteristics of the state in the science of the General theory of law and state. Defends a position about the necessity of modernization theoretical approaches to understanding external functions of the modern state. Indicated the need to better highlight the differences in the mechanism of implementation of internal and external functions of the state as to the means of their formation, scope and nature of powers of the state. The conclusion about the special importance in the mechanism of realization of external functions of the state activities in the framework of interstate cooperation.
Keywords: the doctrine of the functions of the state, internal and external state functions, the mechanism of realization of state functions
В последнее время в юридической науке нередко наблюдается тенденция к пересмотру сложившихся теорий и трактовок явлений государственно-правовой
© Туманов Сергей Николаевич, 2016
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории государства и права, первый проректор, проректор по учебной работе (Саратовская государственная юридическая академия)
надстройки. Несмотря на попытки представителей юридической науки обновить общие подходы к изучению государства и права, найти новые вехи и отправные точки в своих исследованиях посредством в т.ч. обращения к работам философского направления, зарубежных авторов, в силу преемственности, силы традиционности понимания каких-либо явлений остаются блоки вопросов, отношение к которым отличается определенной стабильностью.
Так, одной из устоявшихся в отечественной юриспруденции характеристик государства выступает рассмотрение его сущности как организации публичной власти и связанные с этим многочисленные аспекты, конкретизирующие и способствующие ее выражению, в числе которых значится и функциональный. Понятие «функции государства» практически всегда «сопровождают» исследователя, если он обращается к определению глубинных свойств государства, особенностей государственной власти, механизма государства, его формы и т.д.
Представление о государственной организации власти через анализ ее функциональных особенностей столь традиционный для отечественной науки о государстве и праве, почти не применяется в работах зарубежных государ-ствоведов, которые при исследовании различных проявлений динамической стороны государства предпочитают использовать понятия «задачи», «цели» и «деятельность». Можно сказать, что сложившиеся еще в дореволюционной науке основы понимания функций государства, получившие свое развитие в советский период, воплотились в почти всеми приемлемом варианте понимания функций государства как направлений (сторон) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются классовая сущность государства, его служебная роль, задачи з и цели, закономерности развития1. Попытки сформулировать альтернативную ? дефиницию функций государства, не привязанную к сущности государства и
сл
3 служебной роли, а имеющую иную методологическую основу, хотя и имели место
быть, большим успехом не увенчались. I Кроме того, в последние 30 лет функции государства не вызывали интереса у
1 специалистов по вопросам государства и не подвергались комплексному изуче-
го
| нию, а немногие работы авторов были направлены на уточнение классификации
§ функций, на описание отдельных направлений деятельности, но по большей сво-
| ей части лишь подтверждали выводы и позиций ученых предыдущего поколения.
2 Что же касается внешних функций государства, то они и вовсе занимали вто° ростепенное место в характеристике функциональных особенностей Российского « государства. Работы же советских авторов о внешних функциях государства2 | имеют общую направленность на констатацию целей советского государства по
0 оказанию помощи дружественным государствам и формированию социалисти-
1 ческого лагеря отличных от империалистических держав, обусловливающих ° его деятельность. Одной из причин в определенном смысле исключения из пред-
го
3 мета исследования вопросов о внешних функциях государства была закрытость 1 системы общественных отношений при социализме, а потому теоретические I приоритеты связывались с изучением внутренних функций.
Между тем вопросы функциональной характеристики государства требуют возвращения к себе внимания, в т.ч. и потому, что не все аспекты изучены. Система понятий и суждений не всегда отличается стройностью, а также в связи с тем, что практические данные о деятельности государства, о целях, задачах обогащены и формируются в изменившихся условиях. Так, в современных усло-12 виях развития общей теории государства в уточнении нуждается понятийный
С.Н. Туманов • К вопросу о необходимости модернизации общетеоретического подхода
аппарат, выражающий критерии выделения внутренних и внешних функций по т.н. пространственному элементу. Ведь, например, среди внешних функций выделяют функции международного сотрудничества и функции укрепления связей со странами СНГ, что указывает на уязвимость указанного основания классификации функций государства.
Исследуемые проблемные аспекты развития знаний о функциональной составляющей характеристике государства касаются как внутренних, так и внешних его функций, выделение и соответствующее деление которых на отдельные известные направления не подвергались сомнению, как и то, что различия между ними ограничиваются лишь сферами осуществления (внутри страны и за ее пределами) и конкретного содержания каждой функции.
Представляется, что такой подход не только является упрощенным, но и не может служить решению задачи обогащения науки и получения объективных знаний об окружающей действительности, использования их для ее преобразования, прогнозирования и определения направлений наиболее благоприятного развития. Полагаем, что внутренние и внешние функции современного государства отличны по ряду характеристик, в частности, по механизму их формирования, по объему и природе полномочий государства в каждой из сфер, в которых функционирует государство, а также по основам и содержанию процесса их осуществления, о чем пойдет речь далее.
Определенная устойчивость и преемственность внешних функций государства в плане сфер их осуществления, политической обусловленности, наконец, их наименования, не лишают их свойств изменчивости, видоизменения, особенно в современных условиях. Разговор о различиях внутренних и внешних функций е государства разумнее начать с особенностей механизма формирования внешних и функций. Это позволит выявить моменты, имеющие место при детерминации а основных направлений деятельности государства за пределами своей страны, о
в
и исключенные полностью или присутствующие в очень усеченном виде при о
формировании внутренних функций. з
Свою внутреннюю политику и соответствующие сферы, в которых она осу- |
ществляется, государство определяет самостоятельно, в зависимости от того, в е
каком состоянии находится эта сфера, каков удельный вес интересов государства о
в ней, каково соотношение узкокорпоративного и общесоциального и т.д. При р
этом публичная организация власти, обладающая верховенством, самостоятель- 1
но определяет объемы, содержательные и временные пределы вмешательства в о
соответствующую область общественных отношений. Подобные рассуждения к
могут вызвать критику тех, кто в качестве аргумента своей позиции использует |
идеалистические представления о правовом государстве, деятельность которого и
определяется правом, и государстве-партнере с гражданским обществом, когда ¡§
м
оба субъекта сообща определяют и направления деятельности государства, и (10 ее пределы. Однако практика современных государств указывает и на то, что ^ в условиях отсутствия развитого гражданского общества и нереализованной 16 приоритетности права суверенитет государства придает ему свойства самостоятельности и действенности по многим, если не по всем вопросам внутренней политики, выражением которой выступают внутренние функции.
Внешние направления деятельности государства складываются по иному пути. В своей внешней политике партнером или, напротив, непартнером государства-суверена выступает другое государство-суверен, а потому свободно и
верховно-самостоятельно определить направления деятельности и ее содержание невозможно. Здесь всегда приходится учитывать позицию других государств. Причем такая необходимость существует и в условиях биполярного мира и противоборства двух общественных систем и при отсутствии такового. Так, недоверие между государствами, относящимися к разным политическим системам, и их конкуренция приводили к тому, что во внешней политике определялось несколько наиболее значимых вопросов, по которым необходимо было взаимодействие и которые ложились в основу выделения соответствующих внешних функций.
В условиях современного мироустройства, когда явного противоборства не наблюдается, в продолжающих усиливаться глобализационных процессах необходимость учета интересов иных государств во внешней политике усиливается. Конечно, вполне справедливо замечание Л.А. Морозовой о том, что внешнюю политику и внешние функции государства детерминируют его потребности и интересы, формирующиеся через призму своего внутреннего развития. Однако формы и методы активности государства внутри страны не могут переноситься на взаимоотношения с другими государствами3.
Вследствие интеграционных и глобализационных изменений, отношение к которым весьма противоречиво, развитие государств не может осуществляться изолированно, если, конечно, речь идет именно о поступательном развитии. Национальное государство, желающее быть полноправным, имеющим авторитет, способным отстаивать свои интересы участником международных отношений, не может позволить исключить себя из числа акторов глобализирующего мироустройства, что предполагает, в первую очередь, взаимодействие и сотрудничество. з Кроме того, глобализация привела к тому, что национальные интересы го-
? сударств стали интернациональными. Так, например, все государства, исходя
сл
3 из внутренних интересов обеспечения внешней безопасности, заинтересованы
§| в поддержании мирового порядка (одна из основных внешних функций госу-
I дарства). Однако обеспечить эту безопасность, защитить себя в одиночку не в
1 состоянии ни одно государство. Требуются совместные проекты и усилия по их
го
| реализации, что выражается в организации сотрудничества по коллективной
§ безопасности, совместной обороне, содействии в осуществлении мероприятий по
| обеспечению безопасности в мировом масштабе.
2 Не считая политических подоплек, указанное подтверждается практикой ° обеспечения мирового порядка последнего времени, связанной с проведением « мероприятий, направленных на борьбу с международным терроризмом на терри-| тории Сирии, успех которых зависит от совместного, скоординированного и согла-
0 сованного взаимодействия государств, чья безопасность ставится в зависимость
1 от распространенности террористических организаций, их активности и т.д. ° Ясно, что все мировое сообщество заинтересовано в ликвидации такой угрозы.
го
3 Таким образом, внешние направления деятельности государства и их со-I держание никогда, особенно в современном глобализирующемся мире, не скла-I дываются по усмотрению одного государства. Они есть результат реализации
интересов нескольких национальных государств, точка пересечения которых и дает нам современные внешние функции государства. Поэтому полагать, что государство самостоятельно может реализовать свои намерения во внешних отношениях, достичь цели своей внешней политики, ошибочно. Основные направления деятельности государства на международной арене — функциональная
14
характеристика государства, но их осуществление — объективно обусловленная
Ю.М. Понихидин • Чрезвычайные органы в истории российской государственности
совместная деятельность нескольких государств. Получается, что эффективность деятельности государства в рамках внешних функций зависит от другого государства или сообщества государств. Все это детерминирует особенности процесса определения направлений международной деятельности государства и их реализации.
1 См., например: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 190-191.
2 См.: Абашмадзе В.В. Сущность внешней функции советского социалистического государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тбилиси, 1960; Кучер Б.И. Роль международного права в осуществлении экономической функции социалистического государства: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Киев, 1979; Хабиров Б.Г. Международно-правовой статус и внешние функции неприсоединившихся государств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972.
3 См.: Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. № 6. С. 106.
Ю.М. Понихидин
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В статье рассматривается вопрос о генезисе чрезвычайных государственных органов в различные периоды отечественной истории. Исследуются их сходство и особенности в контексте конкретно-исторической обстановки, в которой они создавались и функционировали.
Ключевые слова: чрезвычайный, опричнина, смута, Сенат, Особое совещание, Совет Обороны, ревкомы, Государственный Комитет Обороны.
Y.M. Ponikhidin
EXTRAORDINARY AUTHORITIES IN THE HISTORY OF THE RUSSIAN STATE
This article is about the genesis of the state extraordinary in different periods of Russian history. Investigate their similarities and especially in the context of specific historical circumstances in which they were created and functioned.
Keywords: Extraordinary, oprichnina, distemper, the Senate, a special meeting, the Council of Defence, revolutionary committees, the State Defense Committee.
Генезис чрезвычайных органов в поступательном и нормальном развитии Российского государства интересен тем, что они служат своеобразными датчиками кризисов, периодически потрясавших страну. В многовековой истории российской государственности неоднократно на протяжении последних четырех столетий создавались особые государственные органы. Их необходимость диктовалась сложными внутриполитическими и внешнеполитическими условиями. Как правило, внутригосударственные общественные и политические кризисы смыкались и усугублялись внешней экспансией иностранных государств, войнами, в т.ч. и гражданскими. Конкретно-исторические ситуации порождали необходимость в чрезвычайных государственных органах и учреждениях, в
© Понихидин Юрий Матвеевич, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия)