4. Криминалистика: Расследование преступлений в сфере экономики / Под ред. В.Д. Грабовского, А.Ф. Лубина. - Н. Новгород, 1995. - С. 268.
Великанов К.В., Хатунцева А. С.
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ
Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный аграрный университет
Ключевые слова: правовые акты, муниципальные правовые акты, местное самоуправление, муниципальное образование.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы применения системы муниципальных правовых актов на современном этапе.
Keywords: legal acts, municipal legal acts, local self-government, municipality.
Abstract: The paper deals with the application of the system of municipal legal acts at the present stage.
Муниципальное право сегодня одна из самых динамично развивающихся отраслей российской системы права. Это, конечно, обусловлено продолжающейся реформой местного самоуправления и высокой заинтересованностью государства не только в создании эффективной правовой основы данного демократического института посредством федерального регулирования, но и в развитии собственной правотворческой инициативы муниципалитетов. В научном плане это порождает стойкую общественную потребность в исследовании таких важных аспектов местного самоуправления как муниципальные правовые акты, правотворческая компетенция муниципальных образований, правотворчество органов и должностных лиц муниципальных образований, применение форм непосредственной демократии в правотворческом процессе органов и должностных лиц местного самоуправления.
В механизме осуществления местного самоуправления муниципальные правовые акты играют все большую роль, ибо они выступают основным средством реализации компетенции органов местного самоуправления. Посредством принятия коллегиальными органами местного самоуправления и их должностными лицами нормативных и иных правовых актов с учетом интересов проживающего на территории муниципального образования населения
и государственных интересов решаются все вопросы местного значения, обеспечивается комплексное экономическое и социальное муниципального образования.
По данным Росстата в России на 1 января 2013 г. насчитывается 23 001 муниципальное образование [1]. И если учесть, что каждое из них в среднем в течение года принимает тысячи правовых актов, и примерно четверть из них имеет нормативный характер, можно составить представление о масштабах рассматриваемого явления [2].
В условиях постоянного увеличения правотворческой нагрузки на органы местного самоуправления, вызываемого изменяющимся федеральным и региональным законодательством, увеличивается число вопросов местного значения, возрастает роль своевременной и качественной подготовки муниципальных правовых актов.
Следует понимать, что юридическая практика по данной теме сталкивается с большими сложностями, в числе которых отсутствие на муниципальном уровне правовых актов, однозначно регламентирующих правотворческий процесс, необеспеченность большинства муниципальных образований квалифицированными юридическими кадрами, частое изменение федерального и регионального законодательства, влекущее за собой необходимость внесения изменений и дополнений в муниципальные правовые акты и т.д.
В отечественной литературе с каждым годом уделяется все больше внимания институту муниципальных правовых актов и муниципального правотворчества: защищаются диссертации, издаются научные статьи, монографии и учебные пособия [3]. Но большинство существующих здесь проблем пока еще не разрешено.
В связи с вышесказанным, считаем необходимым дальнейшее развитие учения общей теории права о муниципальных правовых актах, изучение муниципальной правотворческой практики, научный анализ имеющегося массива муниципальных правовых актов, сложившихся в разных муниципальных образованиях моделей правотворческой процедуры становится необходимым.
В рамках данной статьи хотим высказать ряд соображений по поводу одного из ключевых понятий рассматриваемого правового института - о системе муниципальных правовых актов.
Следует отметить, что своеобразие системы муниципальных правовых актов обусловлено природой муниципальной власти особенности муниципального нормотворчества. К особенностям которой муниципально-правовая наука относит:
- специфический носитель (субъект) власти;
- локально-территориальный характер предметов ведения и полномочий, распространяющихся на территорию муниципального образования;
- реализация муниципальной власти посредством институтов местного самоуправления;
- особая сфера реализация муниципальной власти и, соответственно, муниципального нормотворчества;
- организационная обособленность муниципальной власти от государственной [4].
Муниципальные правовые акты, обладая юридической силой, должны иметь характер определенного рода письменного документа, с особой формой выражения содержащейся в нем информации; иметь характер официального правового документа, отражающего особенности принимающего (издающего) его органа; признавать обязательную соподчиненность актов; обладать строгой целевой ориентацией; регулировать общественные отношения с помощью правовых норм и предписаний; быть правовым актом, официально признанным государством; предполагать действие, применение и исполнение норм и предписаний, содержащихся в акте, в реальной действительности [5].
Один из главных критериев построения системе муниципальных актов задает их характер: муниципальные правовые акты могут быть нормативными или ненормативными. Однако вышеперечисленные требования относятся ко всем правовым актам и не позволяют окончательно разграничить их только на нормативные и ненормативные. Поэтому некоторые ученые предлагают разграничение муниципальных правовых актов по критериям времени, пространства и круга лиц[6]. Кроме того, нормативные и ненормативные акты органов или должностных лиц местного самоуправления отличаются по своему содержанию, форме (структуре текста), по виду (наименованию).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» [7] формирует систему муниципальных правовых актов, основываясь на двух признаках: субъекты муниципального правотворчества и роль правового акта в системе муниципального регулирования.
В соответствии со ст. 43 Закона в систему муниципальных правовых актов входят:
устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Как отмечает В. И. Маньковская, это не только единая, но и целостная система муниципальных правовых актов. В нее входят все основные муниципальные правовые акты: от устава муниципального образования до приказа руководителя органа местного самоуправления [8].
Таким образом, Закон дифференцирует муниципальные правовые акты в зависимости от их юридической силы.
К сожалению, законодатель не учел существующей практики издания правовых актов структурными подразделениями местных администраций, которые, не являясь самостоятельными органами местного самоуправления, являются важными элементами системы исполнительно-распорядительных органов муниципалитетов и фактически наделяются правотворческими полномочиями. Кроме того система муниципальных правовых актов игнорирует такой вид актов как межмуниципальные соглашения. Поэтому, все же нельзя говорить о том, что закрепляемая федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» система муниципальных правовых актов является полной.
Полагаем, что положения ст. 43 Закона необходимо доработать с целью закрепления в системе муниципальных правовых актов межмуниципальных соглашений и правовых актов структурных подразделений местной администрации, которым делегированы соответствующие правотворческие функции.
Говоря же о системе муниципальных правовых актов в научном плане, напоминаем, что муниципальное правотворчество есть и деятельность органов местного самоуправления, и деятельность населения непосредственно, и принятие (издание) муниципальных правовых актов, и заключение договоров, а потому достаточно актуальным является введение в правовое поле единого понятия, охватывающего собой все его результаты. Н. П. Алешкова предлагает в качестве такового понятие «акты муниципального образования» [9]. В систему актов муниципального образования по ее мнению должны входить:
1) собственно акты муниципального образования (устав муниципального образования);
2) акты непосредственного правотворчества (муниципальные правовые акты, принимаемые на местных референдумах и сходах граждан);
3) акты опосредованного правотворчества (муниципальные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также муниципальные договоры (соглашения)).
В целом с таким подходом можно согласиться, хотя он и требует доработки в связи с отмеченной выше с неопределенностью положения такого вида муниципальных актов как межмуниципальные соглашения.
По нашему мнению система муниципальных правовых актов может быть представлена как две подсистемы: 1) акты муниципального образования (внутримуниципальные акты) и 2) акты межмуниципального сотрудничества (договоры и соглашения муниципальных образований).
В настоящее время именно вторая подсистема вызывает больше всего вопросов. Необходимо определить юридическую природу межмуниципальных соглашений: относятся ли они публично-правовым договорам, и какие элементы гражданско-правового договора имеют. Немаловажен вопрос о том, являются ли межмуниципальные соглашения источником муниципального права.
Сегодня не определено даже различие между упомянутыми в ч. 4 ст. 8 Закона актами межмуниципального сотрудничества -соглашениями и договорами.
Таким образом, вопрос о системе муниципальных правовых актов имеет законодательное решение, которое, однако, не является окончательным ввиду продолжающегося развития муниципальной и межмуниципальной правотворческой практики. Представить систему муниципальных правовых актов более полно можно будет, ответив на перечисленные выше вопросы, которыми науке муниципального права предстоит заняться в ближайшее время.
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [электронный ресурс] // URL:http://www.gks.ru
2. Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учеб.-практ. и справочное пособие. - М., 1999. С. 17-20.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [принят Гос. Думой 16 сентября 2003 г. : одобрен Советом Федерации
24 сентября 2003 г.] // Собр. закон. Рос. Федер. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Маньковская В. И. Муниципальные правовые акты : учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 59.
5. Алешкова Н. П. Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации: монография [электронный ресурс]. - Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2012. Режим доступа: справ. -правовая система «КонсультантПлюс»
Высоцкая Л.В.
ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: медицинские услуги, договор оказания платных услуг, оказание платных услуг, юридическая характеристика платных услуг.
Аннотация: в данной статье рассмотрен юридический механизм заключения договора оказания платных медицинских услуг.
Keywords: medical services contract the provision of services, provision of paid services, the legal characterization of the paid services.
Abstract: In this article the legal mechanism for the conclusion of paid medical services contract.
Из всех богатств, которыми дано владеть человеку, самыми ценными являются жизнь и здоровье, и они должны быть надежно защищены.
Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.
Возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное