Научная статья на тему 'К вопросу о саморегулируемых организациях в России'

К вопросу о саморегулируемых организациях в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / LEGAL STATUS / ACTIVITIES / BILL / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MANAGEMENT COMPANIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверкина Юлия Борисовна

В статье освещаются некоторые спорные вопросы деятельности саморегулируемых организаций. Дается краткая характеристика их правового статуса. Анализируются положения законопроекта, предписывающего обязательное введение саморегулируемых организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Формулируются выводы о дальнейшем совершенствовании законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of Self-regulatory Organizations in Russia

The article is devoted to the designation of some critical questions about the activities of self-regulatory organizations. A brief description of their legal status. Analyzes the provisions of the bill requiring the mandatory introduction of self-regulatory organizations in the sphere of housing and communal services. Conclusions on the further improvement of legislation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о саморегулируемых организациях в России»

5 См.: Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст«О принятии и введении в действие ОКВЭД» (ред. от 14 декабря 2011 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1918.

7 См.: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (в ред. от 16 апреля 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4553.

9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16, ст. 1815.

10 См.: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу).

11 См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31, ст. 4006; 2013. № 30, ст. 4071.

12 См.: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50, ч. 5, ст. 6966

13 См., например: Абакумова Е.Б. Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности физического лица: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Ю.Б. Аверкина

К ВОПРОСУ О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РОССИИ

В статье освещаются некоторые спорные вопросы деятельности саморегулируемых организаций. Дается краткая характеристика их правового статуса. Анализируются положения законопроекта, предписывающего обязательное введение саморегулируемых организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Формулируются выводы о дальнейшем совершенствовании законодательства.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, правовое положение, деятельность, законопроект, жилищно-коммунальное хозяйство, управляющие компании.

J.B. Averkina

ON THE QUESTION OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS IN RUSSIA

The article is devoted to the designation of some critical questions about the activities of self-regulatory organizations. A brief description of their legal status. Analyzes the provisions of the bill requiring the mandatory introduction of self-regulatory organizations in the sphere of housing and communal services. Conclusions on the further improvement of legislation.

Keywords: self-regulatory organizations, legal status, activities, bill, housing and communal services, management companies.

Согласно Федеральному закону РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»1 под такой организацией (СРО) понимается некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

© Аверкина Юлия Борисовна, 2013

Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Ю.Б. Аверкина • К вопросу о саморегулируемых организациях в России

Под саморегулированием понимается предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединённых в саморегулируемые организации. Данный Федеральный закон закрепляет основные положения, касающиеся статуса саморегулируемых организаций, цели и задачи, функции; регулирует порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, меры ответственности, устанавливает, что организация должна быть только некоммерческой в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»2, основанной на членстве в зависимости от типа объединяющихся субъектов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или 100 субъектов профессиональной деятельности. Непременным условием является наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, содержащих требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Также устанавливается дополнительная имущественная ответственность каждого члена СРО перед потребителями и иными лицами посредством коллективного страхования ответственности, формирования компенсационного фонда СРО.

Отмечается, что основная идея СРО — замена государственного регулирования, контроля и надзора на саморегулирование. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещался бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности3.

В настоящее время саморегулируемые организации довольно распространены. Причем в ряде областей их создание и вступление в них в качестве членов считается обязательным. Так, с 1 января 2009 г.4 для осуществления проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности организации должны вступить в саморегулируемую организацию, которая выдает своим членам свидетельство о допуске к работам, заменяющим лицензии. На наш взгляд, данная законодательная мера не оправдана. Как можно такую важную отрасль, как строительство, отдавать в распоряжение СРО? Без контроля со стороны государства? Получается, что практически любой субъект, вступивший в СРО, может быть допущен к строительству жилых домов и т. д. Это же огромная ответственность в первую очередь за жизнь и здоровье людей. Данная деятельность должна находиться под контролем государства, чтобы минимизировать недобросовестность со стороны заинтересованных субъектов.

Длительное время обсуждается вопрос о введении обязательного саморегулирования в области ЖКХ, в первую очередь для управляющих компаний. Предполагается, что это позволит сделать деятельность управляющих компаний более наглядной и понятной для собственников жилых помещений. До принятия закона, касаемо этого вопроса, создание СРО было делом добровольным и, следуя данному правилу, СРО управляющих компаний появились более чем в 30 субъектах России. Законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами)»5 уже давно разработан и должен быть вскоре принят. Он предлагает следующее:

объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее чем 100 управляющих организаций;

обеспечение СРО имущественной ответственностью своих членов (в т. ч. путем создания компенсационного фонда, минимальный взнос в который составляет 100 тыс. руб. с каждого участника);

наличие специальных документов, не противоречащих закону (условия членства СРО, стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами, система мер дисциплинарного воздействия, порядок предоставления отчетности и др.);

невозможность реорганизации СРО;

наличие собственного сайта в сети «Интернет», на котором СРО обязана размещать информацию о деятельности не позднее одного месяца со дня изменений;

обязательное внесение вступительного взноса, членского взноса и взноса в компенсационный фонд;

осуществление государственного контроля за деятельностью СРО, в частности путем проведения плановых и внеплановых проверок. Так, плановую проверку предполагается проводить один раз в 2 года, а внеплановую — по необходимости. На наш взгляд, этого, конечно, недостаточно. За 2 года можно так «науправлять», что потом уже сложно будет что-то проконтролировать.

Вместе с тем отношение ряда социальных групп к данному законопроекту крайне неоднозначно. Стоит согласиться с мнением депутата И. Грачева о том, что попытка государства переложить полную ответственность за работы и услуги на исполнителей и устраниться от контроля за их качеством в России преждевременна. «Государственный курс на создание технических регламентов, которые заменят лицензирование и прочие нормативы, предполагает, что созданием 13 таковых должны заниматься профильные эксперты, например, в рамках само? регулируемых организаций. Однако водоснабжение, водоотведение, энергетика а. остаются государственными предприятиями, пусть даже частично акциониро-% ванными. Это означает, что создавать СРО придется коммунальщикам, в том

1 числе товариществам собственников жилья и жилищно-строительным коопера-| тивам, а участникам — платить взносы в компенсационный фонд»6. Плюс еще

го

| вступительные и членские взносы. Спрашивается, а откуда возьмутся средства

5 на эти взносы? Так как управляющие компании, ТСЖ, ЖК и ЖСК существуют

| за счет платежей собственников, получается, что у собственников значительно

2 вырастут расходы? Возникает вопрос: а им это надо? При том, что плата за ком° мунальные услуги не символическая, а для многих граждан довольно обреме-£ нительна — возложение на них дополнительных расходов для осуществления | деятельности СРО представляется практически невозможным. Данный вопрос I на законодательном уровне никак не регулируется.

1 Как отмечает С.А. Кирсанов, процесс становления СРО в регионах России

0

° не так однозначен, т. к. наметилась тенденция коммерциализации СРО, а

(Го

¿5 деятельность некоторых СРО противоречит целям саморегулируемой органи-

1 зации, появились СРО-однодневки. «Поэтому по всей стране немало случаев, | когда фирма-однодневка, собрав с жильцов довольно внушительную сумму на

обслуживание и ремонт дома, исчезает с ней в неизвестном направлении. Пострадавшая сторона — собственники того самого дома. Единственным выходом из сложившейся непростой ситуации может стать изменение нормативной базы саморегулирования и усиления контроля в отрасли жилищно-коммунального хозяйства»7. На наш взгляд, данная позиция вполне обоснованна. В России, по 124 нашему мнению, пока нет достаточных оснований для создания СРО в сфере

Ю.Н. Игнатова • Понятие и значение договора аренды транспортных средств с экипажем

ЖКХ. Это преждевременно. Как можно объединять в одну организацию (СРО) ТСЖ и УК? У них же разные цели: у УК — это извлечение прибыли, а у ТСЖ — организованная и налаженная эксплуатация дома. Налицо конфликт интересов. Деятельность управляющих компаний во многом не организована и безнаказанна, поэтому государству необходимо не устраняться от данной проблемы, а усилить контролирующие функции за этой сферой и активно участвовать в организации и деятельности таких важнейших для страны отраслей, как ЖКХ и строительство. Деятельность СРО в этих сферах довольно неэффективна: цели и задачи, для которых создаются СРО, в большинстве случаев не достигаются; нормы на законодательном уровне не доработаны, много противоречий, а основные участники данных отношений — граждане-потребители — вынуждены нести все большие расходы (притом, что качество поставляемых услуг не улучшается), зачастую не понимая, за что они платят, т. к. принцип открытости информации о деятельности на практике «не работает». Таким образом, законодательство о СРО настоятельно требует дальнейшего урегулирования и совершенствования.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 30, ст. 3604, 3616.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145.

3 См.: Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 24.12.2012).

4 См.: Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 25 июля.

5 См.: Законопроект № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». URL: http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения: 24.12.2012).

6 Голубкова М. Госдума рассмотрит законопроект о создании саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ // Российская газета. 2010. 13 окт.

7 Кирсанов С.А. Проблемы и перспективы саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ России. URL: http://www.gkh.ru/journals (дата обращения: 25.12.2012).

Ю.Н. Игнатова

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭКИПАЖЕМ

В статье исследуются понятия и значения договора аренды транспортных средств с экипажем. Анализируется понятие «аренда транспортных средств с экипажем» в Гражданском кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, Воздушном кодексе РФ и Гражданском кодексе Украины.

Ключевые слова: аренда транспортных средств, экипаж, услуги по управлению и технической эксплуатации.

Yu.N. Ignatova

CONCEPT AND VALUE OF THE CONTRACT OF RENT OF VEHICLES WITH CREW

Article is devoted research of questions of concept and value of the contract of rent of vehicles with crew. The concept of rent of vehicles with crew in the Civil code of the Russian Federation, the Code of trading navigation of the Russian Federation, the Code of an internal sailing charter of the Russian Federation, the Air code of the Russian Federation and the Civil code of Ukraine is analyzed.

Key words: rent of vehicles, crew, services in management and technical operation.

© Игнатова Юлия Николаевна, 2013

Аспирант кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.