ЖКХ. Это преждевременно. Как можно объединять в одну организацию (СРО) ТСЖ и УК? У них же разные цели: у УК — это извлечение прибыли, а у ТСЖ — организованная и налаженная эксплуатация дома. Налицо конфликт интересов. Деятельность управляющих компаний во многом не организована и безнаказанна, поэтому государству необходимо не устраняться от данной проблемы, а усилить контролирующие функции за этой сферой и активно участвовать в организации и деятельности таких важнейших для страны отраслей, как ЖКХ и строительство. Деятельность СРО в этих сферах довольно неэффективна: цели и задачи, для которых создаются СРО, в большинстве случаев не достигаются; нормы на законодательном уровне не доработаны, много противоречий, а основные участники данных отношений — граждане-потребители — вынуждены нести все большие расходы (притом, что качество поставляемых услуг не улучшается), зачастую не понимая, за что они платят, т. к. принцип открытости информации о деятельности на практике «не работает». Таким образом, законодательство о СРО настоятельно требует дальнейшего урегулирования и совершенствования.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 30, ст. 3604, 3616.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145.
3 См.: Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 24.12.2012).
4 См.: Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 25 июля.
5 См.: Законопроект № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». URL: http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения: 24.12.2012).
6 Голубкова М. Госдума рассмотрит законопроект о создании саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ // Российская газета. 2010. 13 окт.
7 Кирсанов С.А. Проблемы и перспективы саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ России. URL: http://www.gkh.ru/journals (дата обращения: 25.12.2012).
Ю.Н. Игнатова
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭКИПАЖЕМ
В статье исследуются понятия и значения договора аренды транспортных средств с экипажем. Анализируется понятие «аренда транспортных средств с экипажем» в Гражданском кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, Воздушном кодексе РФ и Гражданском кодексе Украины.
Ключевые слова: аренда транспортных средств, экипаж, услуги по управлению и технической эксплуатации.
Yu.N. Ignatova
CONCEPT AND VALUE OF THE CONTRACT OF RENT OF VEHICLES WITH CREW
Article is devoted research of questions of concept and value of the contract of rent of vehicles with crew. The concept of rent of vehicles with crew in the Civil code of the Russian Federation, the Code of trading navigation of the Russian Federation, the Code of an internal sailing charter of the Russian Federation, the Air code of the Russian Federation and the Civil code of Ukraine is analyzed.
Key words: rent of vehicles, crew, services in management and technical operation.
© Игнатова Юлия Николаевна, 2013
Аспирант кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 125
В связи с развитием различных видов транспорта и увеличением оборота транспортных средств в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) институт аренды транспортных средств выделили в отдельный параграф 3 гл. 34. Аренда транспортных средств подразделяется на аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и без предоставления данных услуг и эксплуатации.
По мнению Д.С. Левенсона, договор аренды транспортных средств можно подразделить на две разновидности: договор тайм-чартер и договор о предоставлении в пользование транспортных средств на условиях повременной оплаты1. Согласно Кодексу торгового мореплавания Союза ССР по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей. Д.С. Левенсон отмечал, что по второму виду договора владелец предоставляет транспортные средства в возмездное временное пользование нанимателю не только с услугами по их техническому управлению, но и принимает на себя обязанности по поддержанию их в исправном состоянии, обеспечению горюче-смазочными материалами и т. д.2
На наш взгляд, два таких определения объединяют в одно целое существующее понятие «договор аренды транспортных средств с экипажем» в ныне действующем ГК РФ. Так, согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической экса плуатации. Таким образом, современное законодательство регулирует комбини-? рованное обязательство, во-первых, обязывающее арендодателя передать арена. датору транспортное средство во временное владение и пользование; во-вторых, % оказывать ему услуги по управлению транспортным средством; в-третьих, услуги I по технической эксплуатации.
1 Также невозможно не заметить, что автор отметил в своем определении, что
го
| владелец предоставляет транспортные средства в возмездное временное пользова-
| ние нанимателю. Так, Д.С. Левенсон приводит следующий пример: «Автомобили
| подаются нанимателю ежедневно в начале рабочего дня и по окончании работы
2 возвращаются в гараж наймодателя... Наниматель, возвращая автомобили, ° предоставляет наймодателю право владеть ими, без права пользования. Авто-« транспортное предприятие частично сохраняет право владения автомобилями | в период действия договора. Не является ли это условие нарушающим сущее ственную черту аренды — лишение нанимателя владения.»3.
° По мнению Е.В. Вавилина, в данном примере не наблюдается разрыв правомо-
0
° чий владения и пользования, налицо их полная конгруэнтность. Когда арендатор
(Го
¿5 припарковывает автомобиль в гараж арендодателя, «утрачивая фактическое
1 господство над вещью», он лишается в соответствующий момент и возможности | пользования им. Таким образом, конститутивный элемент договора аренды утрачивается. Следовательно, договор аренды теряет свою практическую значимость и правовую роль4.
Владение транспортными средствами — это фактическое обладание над ними, дающее обладателю возможность непосредственно воздействовать на них. Пользование — употребление, применение, использование транспортных 126 средств в соответствии с их предназначением. Таким образом, правом владе-
ния и пользования обладает только собственник (арендодатель) транспортного средства. На наш взгляд, арендатор может обладать как правом временного пользования, так и правом временного владения и пользования одновременно в зависимости от ситуации. Так, например, туристическая фирма арендует у авиакомпании самолет с экипажем для перевозки пассажиров в места отдыха. В данном случае арендатору передается право временного пользования транспортным средством, право коммерческой эксплуатации транспортного средства, но не право владения, т. к. данное право остается за арендодателем, который сохраняет контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в зарубежном законодательстве, в частности в ГК Украины. В нем нет определения аренды транспортных средств как с экипажем, так и без экипажа. Однако необходимо исходить из общего определения договора найма (аренды). Так, согласно ст. 759 ГК Украины по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок. Из данного определения следует, что арендуемое имущество передается лишь во временное пользование, т. е. арендатор получает право в течение определенного срока пользоваться имуществом, не владея им.
Как уже было отмечено выше, в КТМ СССР по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец давал обязательство предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей. А.Г. Калпин счи- ш тал, что на основании чартера правомочие владения судном или частью судна н не переходило от фрахтовщика к фрахтователю. Капитан судна и все остальные С
а
члены экипажа на протяжении всего рейса были подчинены фрахтовщику. т
о
Через них последний осуществлял владение судном, не разделяя этого право- к
о
мочия с фрахтователем. Предоставляя судовые помещения для размещения о' груза, фрахтовщик не терял права владения этими помещениями5. В отведен- | ных для перевозки помещениях груз размещался по усмотрению капитана в
(ст.132 КТМ СССР). Также автор отмечал, что коммерческая эксплуатация н
о
судна есть не что иное, как реализация правомочия пользования имуществом. Ю Поскольку при перевозках на условиях чартера коммерческая эксплуатация | судна осуществлялась фрахтовщиком, то, стало быть, ему принадлежало и с
к
право пользования судном6. а
В российском законодательстве подобное определение содержится в ст. 198 Л
_ Ф
Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ). По договору фрахто- и вания судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную • плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа в 9 пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для ^ иных целей торгового мореплавания. На наш взгляд, хотя в данной статье и гово- к рится лишь о праве пользования фрахтователем данным судном, он также будет обладать и правом владения на это транспортное средство. Согласно п. 1 ст. 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в т. ч. к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Однако согласно п. 2 данной статьи для капитана судна и других членов экипажа обязательны 127
распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна. Например, выбор портов захода судна, в частности портов погрузки и выгрузки, относится к области коммерческой эксплуатации судна и поэтому осуществляется фрахтователем. Таким образом, арендатор будет обладать как правом пользования (т. к. использует судно по его назначению), так и правом владения на данное транспортное средство.
В Воздушном кодексе РФ не содержится понятия «аренда транспортных средств с экипажем», только договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Так, согласно ст. 104 по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Однако данный договор следует отличать от договора аренды транспортных средств (аренды воздушного судна) с экипажем. По договору аренды воздушное судно поступает во владение и пользование арендатора, который чаще всего становится его эксплуатантом. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) эксплуатант выступает фрахтовщиком. Фрахтователь же довольно часто не является ни пассажиром, ни грузоотправителем, ни грузополучателем7.
В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ также не содержится понятия «аренда транспортных средств с экипажем», только общие положения.
На наш взгляд, институт аренды транспортных средств с экипажем довольно полно отражается в ст. 606 ГК РФ, а именно по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Как указывалось выше, транспортное средство с экипажем может предоставляться как во временное владение и пользование, так и во временное пользование в зависимости от формируемых правоотношений. Например, если ООО «Магистраль» арендует автомобиль с экипажем для перевозки грузов на длительный срок, после окончания рабочего дня водитель ставит транспортное средство в гараж арендатора, прослеживается как право владения, так и право пользования арендатора, а если данное транспортное средство возвращается в гараж арендодателя, то у арендатора возникает только право пользования данным транспортным средством. Таким образом, положение ст. 606 ГК РФ наиболее полно и точно отражает понятие «договор аренды транспортных средств с экипажем». Поэтому необходимо внести поправку в ст. 632 ГК РФ и указать, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
1 См.: Левенсон Д.С. Договор аренды транспортных средств. М., 1969. С. 6.
2 См.: Там же.
3 См.: Там же. С. 12-13.
4 См.: Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М., 2009. С. 7.
5 См.: Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М., 1978. С. 25.
6 См.: Там же. С. 26.
7 См.: Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Трав-никова. М., 2009. С. 178.