Научная статья на тему 'К вопросу о роли средств массовой информации в противодействии пропаганде суицида в социальных сетях'

К вопросу о роли средств массовой информации в противодействии пропаганде суицида в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2995
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоубийство / «эффект Вертера» / «Синий кит» / СМИ / пропаганда суицида / suicide / “Werther effect” / “Blue whale” / media / suicide propaganda

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович, Бычкова Анна Михайловна

В статье рассматривается корреляция числа самоубийств с распространением информации о них в средствах массовой информации и интернете. Описан феномен вовлечения пользователей социальных сетей в суицидальный квест «Синий кит». Проанализирована реакция журналистского сообщества на публикацию статьи Г. Мурсалиевой «Группы смерти». Представлена хронология распространения игры «Синий кит» в 2017 году в зарубежных странах (Испании, Португалии, Франции, Польше, Бразилии, США, Китае, Индии и др.), поставлен вопрос о взаимосвязи появления в СМИ информации о суицидальном квесте и вступления детей в контакты с «кураторами». Указывается, что полноценные выводы о влиянии СМИ на рост интереса к суицидальному квесту можно сделать лишь с одновременным изучением процессов появления определенных хештегов в социальных сетях. Авторы приходят к выводу о необходимости создания четкой научно обоснованной стратегии информационного противодействия пропаганде суицида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Суходолов Александр Петрович, Бычкова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF MASS MEDIA IN COUNTERING THE PROPAGANDA OF SUICIDE IN SOCIAL NETWORKS

The article considers the correlation between the number of suicides and creating publicity about them in the massmedia and the Internet. The authors describe the phenomenon of involving social networkers in the suicide quest “Blue Whale”, and analyse the reaction of the fourth estate to the publication of the article “Groups of Death” by G. Mursalieva. They also study the chronology of “Blue Whale” game distribution in foreign countries (Spain, Portugal, France, Poland, Brazil, the USA, China, India, etc.) in 2017. All this may outline a possible correlation between the massmedia reports about the suicide quest and children’s contacts with the group supervisors. It is noted that comprehensive inferences about the massmedia’s impact on the increase of public interest to the suicide quest can be made only after a profound study of the emergence of the relevant hashtags in the social networks. The authors emphasise the necessity of developing a clear, scientifically based strategy of informational counteracting suicide propaganda.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли средств массовой информации в противодействии пропаганде суицида в социальных сетях»

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, А.М. Бычкова

К ВОПРОСУ О РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОПАГАНДЕ СУИЦИДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В статье рассматривается корреляция числа самоубийств с распространением информации о них в средствах массовой информации и интернете. Описан феномен вовлечения пользователей социальных сетей в суицидальный квест «Синий кит». Проанализирована реакция журналистского сообщества на публикацию статьи Г. Мурсалиевой «Группы смерти». Представлена хронология распространения игры «Синий кит» в 2017 году в зарубежных странах (Испании, Португалии, Франции, Польше, Бразилии, США, Китае, Индии и др.), поставлен вопрос о взаимосвязи появления в СМИ информации о суицидальном квесте и вступления детей в контакты с «кураторами». Указывается, что полноценные выводы о влиянии СМИ на рост интереса к суицидальному квесту можно сделать лишь с одновременным изучением процессов появления определенных хештегов в социальных сетях. Авторы приходят к выводу о необходимости создания четкой научно обоснованной стратегии информационного противодействия пропаганде суицида.

Ключевые слова: самоубийство; «эффект Вертера»; «Синий кит»; СМИ; пропаганда суицида.

A.P. Sukhodolov, A.M. Bychkova

ON THE ROLE OF MASS MEDIA IN COUNTERING THE PROPAGANDA OF SUICIDE IN SOCIAL NETWORKS

The article considers the correlation between the number of suicides and creating publicity about them in the massmedia and the Internet. The authors describe the phenomenon of involving social networkers in the

suicide quest "Blue Whale", and analyse the reaction of the fourth estate to the publication of the article "Groups of Death" by G. Mursalieva. They also study the chronology of "Blue Whale" game distribution in foreign countries (Spain, Portugal, France, Poland, Brazil, the USA, China, India, etc.) in 2017. All this may outline a possible correlation between the massmedia reports about the suicide quest and children's contacts with the group supervisors. It is noted that comprehensive inferences about the massmedia's impact on the increase of public interest to the suicide quest can be made only after a profound study of the emergence of the relevant hashtags in the social networks. The authors emphasise the necessity of developing a clear, scientifically based strategy of informational counteracting suicide propaganda.

Keywords: suicide, "Werther effect", "Blue whale", media, suicide propaganda.

Влияние информации в СМИ о самоубийствах на поведение населения неоднократно становилась предметом соответствующих исследований [1; 2; 3; 4]. Одним из первых свидетельств установленной связи между информацией в СМИ и последовавшими за этим самоубийствами стала публикация в 1774 году повести И. Гете «Страдания юного Вертера». Герой этого произведения покончил с собой из-за несчастной любви и вскоре после выхода повести в свет появилось множество сообщений о самоубийствах, совершенных юношами тем же способом. Термин «эффект Вертера», используемый в специальной литературе для обозначения имитационных (подражательных) самоубийств, в 1974 г. ввел в научный оборот американский социолог Девид Филлипс [5].

В связи с появлением в нашей жизни интернет-технологий вопрос о корреляции числа самоубийств с распространением информации о них требует нового осмысления. Можно сказать, что интернет также (в широком смысле, в отрыве от юридических конструкций) является средством массовой информации. Однако, в отличие от СМИ в узком смысле, в интернет-пространстве каждый может быть производителем любого контента, не будучи ограничен фильтрами редактуры и (или) законодательных ограничений. Последние, заметим, налагаются постфактум и не всегда играют

роль сдерживающего фактора. Подобная специфика провоцирует как предложения совершить единоличный или групповой суицид (который, однако, не всегда реализует партнер-провокатор), так и трансляцию самоубийства в прямом эфире (для этих целей чаще всего используются Facebook1 или Periscope2).

Острейшей социально значимой проблемой является связь подростковых суицидов с посещением страниц суицидальной тематики в социальных сетях. Ни один из материалов, посвященных этой проблеме3 [6; 7; 8; 9], не вызвал такого резонанса, как статья Галины Мурсалиевой «Группы смерти», опубликованная 16 мая 2016 года в «Новой газете» [10]. Всего за две недели с момента появления на сайте «Новой газеты» статья набрала более 2 млн про-смотров4. В статье приводилась аргументация о том, что в группах с суицидальной тематикой «ВКонтакте» подростков «системно и планомерно, шаг за шагом подталкивали к последней черте». «Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, - почти все они были членами одних и тех же групп в интернете», - писала Г. Мурсалиева. Основываясь на расследовании, проведенном совместно с родителями погибших детей и активистами общественных организаций, автор описала способы «зомбирования» подростков. К ним, в частности, относилось правило просыпаться в 4.20 и выходить для общения в групповые чаты; присылать рисунки китов и бабочек5; носить с собой нож; присылать фото своих порезанных рук или ног; отсчитывать 50 дней до самоубийства (среди подростков распространялась культовая книга с одноименным названием [11]). Наконец,

1 Facebook две недели пытался удалить вирусное видео самоубийства девочки. URL: https://lenta.ru/news/2017/01/17/facebook_suicide/.

2 Blaise l., Morenne B. Suicide on Periscope Prompts French Officials to Open Inquiry // The New York Times. 2016. May 11 ; Мельникова А. Самоубийство в прямом эфире: вопросы о псковской трагедии. URL: доступа : https://ria.ru/ analytics/20161115/1481434546.html.

3 Крайняя черта. Кто в соцсетях склоняет подростков к суициду? // Аргументы и Факты. - 2016. - 27 апр.

4 На момент настоящей публикации - более 3 млн. 486 тыс. просмотров. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18.

5 Киты выбрасываются на берег, бабочки живут всего один день - именно поэтому эти образы были выбраны для воздействия на подростковую аудиторию.

«избранным» присваивались номера, согласно которым определялась очередность «выпиливания» (этим словом в суицидальных пабликах называют самоубийства).

Но главное - среди подростков была «раскручен» образ нового «кумира», девочки, известной под интернет-мемом Рины «Ня. Пока» [12]. 23 ноября 2015 года 16-летняя Рина легла на железнодорожное полотно в нескольких метрах от движущегося в ее направлении грузового поезда. Машинист предпринял экстренное торможение, но остановить состав не смог. Фото девочки с отрезанной головой почти мгновенно было выложено в интернет. «Фотография Рины... превратилась для детей в «икону». А сама она и ее прощальное: «Ня.Пока», опубликованное на страничке в сети - стало безусловным мемом» [10].

На наш взгляд, статья «Группы смерти» «попала в нерв» в том числе потому, что ее автору интуитивно удалось нащупать связь между группами, пропагандирующими самоубийства, суицидальным поведением подростков как крайней формой PR-аддикции [13] и специфическим контекстом существования современных детей в режиме онлайн. В суицидальных группах подросток получает внимание к своим проблемам, его расспрашивают, подбадривают, ставят «лайки» под его сообщениями, постами и фотографиями, соглашаются с тем, что в жизни «все плохо» и, в конце концов, проведя через многоуровневые «посвящения», подводят к мысли о необходимости совершить самоубийство [14; 15].

Следует упомянуть и еще один немаловажный факт, не изложенный в публикации Г. Мурсалиевой, однако именно эта публикация послужила поводом задуматься о нем. Посты в суицидальных пабликах повсеместно сопровождаются хештегом #тихийдом. «Несталкеры» - представители популярного в сети движения, занятого проверкой различных легенд об устройстве интернета, сообщили корреспонденту «Ленты.ру» о том, что в современной сети, якобы, есть несколько разделов. Большинство пользователей знают лишь обо одном из них - «Уровне D», в то время как в интернете есть еще несколько уровней, включая «Уровень А», где якобы присутствует и «пик интернета», который большинство нет-сталкеров зовет «тихим домом». Согласно их утверждениям, это

не сайт, а некая точка невозврата в реальный мир. Попадая в «тихий дом», человек переживает «информационное перерождение» и навеки сливается с сетью [16].

Образно говоря, пользователям как бы внушается идея о своеобразном «загробном существовании» в качестве «психоэнергоин-формационной сущности» в виде набора килобайтов, что органично встраивается в представления современных детей и подростков о мироустройстве. Поскольку речь идет о поколении, для которого интернет является неотъемлемой частью картины мира, то и внушаемая ему идея некоего «продолжения» жизни в интернете после прохождения суицидального квеста не кажется для него невероятной. Для того, чтобы получить место в «тихом доме», пользователь должен стать «избранным»: под руководством куратора пройти все задания суицидального квеста, перед последним заданием - собственно самоубийством - передать куратору логин и пароль от своей страницы в соцсети, при помощи которых куратор якобы «пропишет» ставшего «избранным» в «тихом доме». С высокой долей вероятности можно предположить, что, требуя логин и пароль, куратор преследует цель убедиться в том, что вся переписка с ним уничтожена, однако пользователю внушаются совершенно иные перспективы.

Несомненно, статья «Группы смерти» помогла обнаружить страшное социальное явление - склонение детей к суицидам в социальных сетях. По сути дела, Галина Мурсалиева описала механизм действия сект [17], но только действующих на принципиально новом уровне - в социальных сетях. Однако профессиональное журналистское сообщество отреагировало на появление материала резкими критическими статьями1 [18; 19; 20; 21; 22; 23; 24], суть которых сводилась, в основном, к тому, что «нельзя побудить ребенка совершить суицид, воздействуя на него через интернет», а разоблаченные администраторы этих групп даже заявляли, что

2 ww ??

«отговаривали подростков от суицида»2. «... группы смерти - это надстройка над всеми базовыми уязвимостями подросткового воз-

1 Пять главных вопросов к материалу «Новой газеты» о подростковых суицидах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2016/05/17/ pyat-glavnyh-voprosov-k-materialu-novoy-gazety-o-podrostkovyh-suitsidah.

2 «Там были фото порезанных рук и прыжков с крыш». Монолог Моря Китов о «группах смерти» и угрозах от журналистов «Новой газеты». URL: https://lenta.

раста, зона риска, которая из виртуальной реальности давит именно на зону риска в реальности социальной. Зона риска над зоной риска. Явление, матрица которого в социокультурной реальности существует, а противоядия не выработано», - убедительно, на наш взгляд, поясняет Г. Мурсалиева [25, с. 35] и констатирует: «Первая публикация на тему, прежде табуированную, о сложном, многомерном явлении, невероятно тяжелом по эмоциональной нагрузке, изложенная в редком объемном для газеты формате - на восьми полосах, требовала, как минимум, какой-то рефлексии и как максимум - изучения, а потом - обдумывания. Но вирус ее обесценивания, отрицания самой сути явления вбросился (или выбросился?) практически мгновенно, громко, ретиво, бесстыдно и агрессивно. По законам джунглей - сначала ударь, потом получишь голос... трафики, лайки, деньги» [25, с. 11].

«При публикации этого текста мы были вынуждены учитывать требования действующего законодательства., - отвечает на претензии к статье заместитель главного редактора «Новой газеты» М. Соколов. - Поэтому мы не имели права: указывать фамилии и имена, давать какую-либо географическую привязку или сведения, позволявшие бы идентифицировать погибшего и не погибшего ребенка. Мы не имели права приводить цитаты, которые можно воспринять как романтизацию суицида. Мы не имели права детально рассказывать о способах самоубийства. Мы не имели права представлять самоубийство как способ решения проблем. не могли приводить ни активных ссылок, ни цитат, содержащих призывы к самоубийству» [26].

Тем не менее, публикация в «Новой газете» реализовала серьезную функцию предупреждения как уже готовившихся суицидов тех подростков, которым были присвоены «номера» и назначена дата их смерти, так и потенциальных самоубийств неопределенного круга лиц. «После публикации этого материала автору текста написали более 70 родителей, которые обнаружили обозначенные в статье признаки», - сообщил М. Соколов [26].

ru/articles/2016/05/20/moremonolof/; «Я - аморальный человек, оскорблял Море. Он ненавидел меня». URL: https://lenta.ru/video/2016/05/21/morelisinterview/.

Между тем, суицидальный квест, который проходили участники закрытых групп в социальной сети, к 2017 году выкристаллизовался в так называемую игру «Синий кит». Лица, проводящие участников игры через задания, называются «кураторы», сами участники игры именуют себя «китами». Перечень заданий, выполнение которых рассчитано, как правило, на 50 дней, можно свободно найти в интернете. Игра «Синий кит» приобрела печальную популярность у детей и подростков не только в России, но и распространила свое деструктивное воздействие на страны ближнего (Украина, Белоруссия, Казахстан) и дальнего зарубежья. Причем, если распространение деструктивного культа в русскоязычной части зарубежных стран объяснить достаточно просто, то его движения по странам, разделенным с Россией языковым барьером, заслуживает особого внимания.

В мае 2016 года о проблеме, всколыхнувшей российское общество, сначала сообщили русские медиа, рассчитанные на западного читателя: Russia Today выпустила соответствующий телесюжет1, издание Russia Beyond the Headlines опубликовало материал о статье в «Новой газете»2. В ноябре 2016 г. на сайте Russia Beyond the Headlines появилась заметка об аресте Филиппа Будейкина (он обвинялся в создании суицидального квеста и доведении подростков до самоубийств)3.

В феврале 2017 г. издание RadioFreeEurope выпустило репортаж об игре «Синий кит», как о феномене, «заставившем содрогнуться русскоязычный интернет»4. 3 марта британский таблоид The Sun опубликовал материал «Синяя нация. Суицидальная игра «Синий кит» связана со 130 детскими самоубийствами, и это лишь вер-

1 'They push our children to death': Report links VK groups to 130 teen suicides. URL: https://www.rt. com/news/343246-vkontakte-teenagers-suicides-report.

2 Sinelschikova Y. Are Russian internet communities responsible for wave of child suicides? URL: https://www.rbth.com//politics_and_society/2016/05/23/are-russian-internet-communities-responsible-for-wave-of-child-suicides_596669.

3 VKontakte group admin detained for promoting child suicide. URL: https:// www.rbth.com/news/2016/ 11/15/vkontakte-group-admin-detained-for-promoting-child-suicide_647915.

4 Khazov-Cassia S.Teen 'Suicide Games' Send Shudders Through Russian-Speaking World. URL: https://www.rferl.org/a/russia-teen-suicide-blue-whale-internet-social-media-game/28322884.html.

хушка айсберга в мировой столице самоубийств, России»1. Статья в The Sun была построена на описании самоубийства двух несовершеннолетних девушек из Усть-Илимска в феврале 2017 года - в России обратили внимание на их участие в суицидальных пабли-ках. В англоязычном сегменте интернета игра получила название «Blue whale challenge», куратор в ней был обозначен как «master».

Публикация в The Sun спровоцировала обсуждение на блог-площадках. Так, пользователи Reddit перевели на английский язык 50 заданий, которые «кураторы» выдают игрокам2. Сайт Google Trands зафиксировал повышение поисковой активности по запросу «Blue whale» (и схожим с ним) после статьи The Sun, интерес сохраняется по сей день3.

Как сообщила Г. Мурсалиева, в марте 2017 года в редакцию «Новой газеты» начали обращаться коллеги из западных стран. Тогда же выяснилось, что игра пришла и в Фейсбук. Об этом сообщили журналисты Алиас Торт Мануэль (Испанская ТВ 3, Телевидение для Каталонии) и Франсиско Эстевес из Португалии, а также журналисты популярной в Италии телепередачи Le Iene («Гиены»), показавшие сюжет о «группах смерти». Все они провели собственные журналистские расследования в своих странах и выяснили, что в Португалии (на момент встречи журналистами «Новой газеты») погибло 7 подростков, в Испании - 8. В Италии полиция опубликовала 10 июня 2017 года данные о детских суицидах - открыто 170 уголовных дел, в 6 % случаев была найдена прямая связь с игрой «Синий кит». Журналисты из Германии, Великобритании и Франции, где, к счастью, не было жертв, тем не менее подробно рассказывали о возможной опасности, так как, по их словам, «общество должно быть предупреждено» [29].

1 Stewart W., Jeffery Y., Hodge M. BLUE NATION 'Blue Whale' suicide game linked to 130 teen deaths is just tip of the iceberg in the world's suicide capital Russia. URL: https://www.thesun.co.uk/news/3002981/blue-whale-game-suicide-russia-rules-challenge-social-media.

2 URL: https://www.reddit.com/r/morbidquestions/comments/5xsnpq/what_are_the_ exact_50_challenges _in_the_blue.

3 URL: https://trends.google.ru.

В апреле 2017 г. полиция Чехии предупредила родителей о существующей опасности1, а во французской провинции Дром жандармерия разослала уведомления для родителей подростков после того, как мать 15-летней девушки подала заявление о том, что её дочери угрожает куратор суицидальной группы2. Наибольшую популярность «Синий кит» завоевал в Латинской Америке, в частности, в Бразилии, где запрос «baleia azul» (так переводится на португальский язык название игры) в апреле 2017 г. оказался в десятки раз популярнее, чем «blue whale»3. В мае 2017 г. сообщения об игре «Синий кит» стали приходить из Китая, где в чатах социальной сети QQ начали появляться сообщения с ярлыками «4:20» и «синий кит»4. В этом же месяце Польское агентство печати сообщило о двух десятках пострадавших детей, фигурирующих в расследовании в связи с распространением игры «Синий кит»5.

В июле 2017 г. сообщения о самоубийствах двух несовершеннолетних участниках игры «Синий кит» пришли из США6. В августе 2017 г. Правительство Индии попросило технологические компании, в том числе Google, Facebook, Microsoft, Yahoo, удалять любые ссылки на игру «Синий кит», пропагандирующую суицид среди подростков, так как в этой стране появились сообщения о случаях самоубийств детей во время игры в «Синего кита»7, а уже

1 Ferebauer V. „Sebevrazednâ" hra Modrâ velryba je v Cesku, varujte dëti, apeluje policie. URL: http://zpravy.idnes.cz/policie-modra-velryba-deti-socialni-site-facebook-sebevrazda-p5e-/domaci.aspx?c=A170413_135854_domaci_fer.

2 Чаблин А. «Синих китов» из России кинули на Европу. URL: //svpressa.ru/ society/ article/171531/?rss=1.

3 В «Синего кита» теперь играют во всем мире. Что вообще происходит? URL: https://meduza.io/feature/2017/04/27/v-sinego-kita-teper-igrayut-vo-vsem-mire-chto-voobsche-proishodit.

4 «Синий кит» приплыл в Поднебесную. Власти КНР высказывают беспокойство. URL: https://regnum.ru/news/society/2274625.html.

5 СМИ рассказали детали расследования по делу игры «Синий кит» в Польше. URL: https://ria.ru/world/20170507/1493833218.html?inj=1.

6 Ferguson A., Swenson K. Texas family says teen killed himself in macabre 'Blue Whale' online challenge that's alarming schools // The Washington Post, 2017, July 11 ; Teen girl died from playing 'Blue Whale' suicide game, family says. URL: http://wncn. com/2017/07/10/teen-girl-died-from-playing-blue-whale-suicide-game-family-says.

7 Правительство Индии попросило компании удалять ссылки на игру «Синий кит». URL: //ria.ru/world/20170815/1500424743.html.

в сентябре по этой причине некоторые индийские провайдеры заблокировали социальную сеть «ВКонтакте»1.

Обозначенная выше география распространения деструктивной игры «Синий кит» позволяет сделать вывод о взаимосвязи появления информации о ней и вступления детей в контакты с кураторами, создающими для этого соответствующие условия. В этой ситуации ресурсы, зарегистрированные как СМИ, находятся в сложном положении: с одной стороны, необходимо предупредить общество об угрозе (реальной или потенциальной), с другой стороны, возникает опасность спровоцировать нездоровый интерес к вступлению в «игру». Объяснимо также желание СМИ повысить продажи и увеличить трафик на «горячей теме». Всё это образует «замкнутый круг», о чем наглядно свидетельствует рост поисковых запросов после появления в СМИ соответствующих материалов.

Вместе с тем, полноценные выводы о влиянии СМИ на рост интереса к суицидальному квесту можно сделать лишь с одновременным изучением процессов появления определенных хештегов в социальных сетях. Так, основатель сайта «The Question» Антонина Самсонова в начале февраля 2017 г. сообщила, что на The Question из поиска приходит 50 тысяч подростков каждый день последние семь дней, чтобы спросить про игру «Синий кит» [28]. Незадолго до этого, 20 января 2017 года Российский общественный центр интернет-технологий фиксирует невероятный всплеск активности в социальных сетях групп, склоняющих детей к суициду: «В январе был проведен анализ тегов, типичных для групп суицидальной тематики, в публичных сообщениях на стенах групп в соцсе-ти «ВКонтакте», после чего был произведен геотаргетинг авторов постов с этими тегами по публичным данным. Наш анализатор обнаружил около 4000 тегов этих групп за день» [29]. Руководитель отдела модерации «ВКонтакте» Иван Корнеев сообщил, что с начала января 2017 г. в этой социальной сети было сгенерировано около 3 миллионов сообщений с хештегами и стишками, возможно,

1 Arora K. Russian social network VKontakte temporarily blocked in India for Blue Whale threat. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/russian-social-network-vkontakte-temporarily-blocked-in-india-for-blue-whale-threat/articleshow/60478655. cms; URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/russian-social-network-vkontakte-temporarily-blocked-in-india-for-blue-whale-threat/articleshow/60478655.cms.

призывающими к суициду. Специалист также заметил, что за этим всплеском просматривается целенаправленная атака ботов [30].

По данным Доклада ВОЗ о превенции самоубийств, «ежегодно более 800 000 человек кончают жизнь самоубийством, это один человек каждые 40 секунд»1. Разумеется, СМИ обладают не только способностью провоцировать суицидальное поведение, но и способны нести мощный профилактический эффект. Этот эффект в полной мере может быть реализован СМИ, однако большинство из них не выполняет даже стандартное требование ВОЗ «информировать читателей о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, в том числе телефоне экстренной психологической помощи («Телефоне доверия»)». Вышеизложенное свидетельствует также о необходимости создания четкой научно обоснованной стратегии информационного противодействия пропаганде суицида.

Список использованной литературы

1. Любов Е. Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. В 2 ч. / Е. Б. Любов // Суицидология. - 2012. - Ч. 1, № 3. - С. 20-29.

2. Любов Е. Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. В 2 ч. / Е. Б. Любов // Суицидология. - 2012. - Ч. 2, № 4. С. 10-23.

3. Лучина А. А. Роль СМИ в формировании суицидальной настроенности молодежи и ее превенции / А. А. Лучина // Суицидо-логия. - 2011. - № 1. - С. 45-46.

4. Суходолов А. П. Освещение суицидальной тематики в средствах массовой информации в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 4. -С. 588-606.

5. Phillips D. The influence of suggestion on suicide: Substantive and theoretical implications of the Werther effect / D. Phillips // American Sociological Review. - 1974. - № 39. - P. 340-354.

6. Солдатова Г. Рейтинг чучела. На что способны стаи детей в социальных сетях и как их спасти / Г. Солдатова ; интервьюер А. Лонская // Русский репортер. - 2012. - № 21. - С. 74-78.

1 Preventing suicide: a global imperative // World Health Organization, Geneva, 2014.

7. Мурсалиева Г. Добровольные жертвы паутины / Г. Мурсали-ева // Новая газета. - 2007. - 29 янв.

8. Мурсалиева Г. Зачем ты это сделал / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2007. - 4 июня.

9. Мурсалиева Г. Википедия-мама, Яндекс-папа / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2009. - 17 июня.

10. Мурсалиева Г. Группы смерти / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2016. - 16 мая.

11. Крамер С. Пятьдесят дней до моего самоубийства / С. Крамер. - М. : АСТ. 2015. - 576 с.

12. Кочегаров П. «Ня». Икона суицида [Электронный ресурс] / П. Кочегаров // Life.ru. - 2016. - 26 мая. - Режим доступа : Ы^:// life.ru/

13. Суходолов А. П. «PR-аддикция» как новый вид поведенческой зависимости / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4, № 4. - С. 321-334.

14. Бычкова А. М. Вовлечен ли Ваш ребенок в «группы смерти»? / А. М. Бычкова // Современные проблемы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против жизни : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 09 дек. 2016 г.) / под ред. Ю. В. Хармаева, Э. Л. Раднаевой. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2017. - С. 184-195.

15. Бычкова А. М. Вовлечение пользователей интернета в «группы смерти» в социальных сетях: новые суицидальные риски / А. М. Бычкова // Актуальные вопросы суицидологии : материалы межрегион. науч.-практ. конф., Иркутск, 26 мая 2017 г. / под ред. О. П. Ворсиной. - Иркутск : ИНЦХТ, 2017. - С. 25-16.

16. Тодоров В. Дьявол в деталях. Откуда в «группах смерти» сатанинские символы и легенды из глубин интернета [Электронный ресурс] / В. Тодоров. - Режим доступа: https://lenta.ru/ агис^/2016/05/24^Шагкпе^

17. Гримак Л. П. Гипноз и преступность / Л. П. Гримак. - М. : Республика, 1997. - 304 с.

18. Лекух М. «Группы смерти» от Первого канала до «Новой газеты» [Электронный ресурс] / М. Лекух - Режим доступа : Ы^:// openrussia.org/post/view/15094.

19. Владимирова В. Пользователи «ВКонтакте» опровергли информацию «Новой» о суицидальной секте в соцсети [Электронный ресурс] / В. Владимирова. - Режим доступа: https://snob.ru/ selected/entry/108494.

20. Пожарский М. Суицидальное диско или ночь темна и полна ужасов [Электронный ресурс] / М. Пожарский - Режим доступа: http://reed.media/suicide/.

21. Конюхова К. Разбор без истерики: толкают ли соцсети наших детей на самоубийства [Электронный ресурс] / К. Конюхова. -Режим доступа: http://www.kp.rU/daily/26531.4/3548268/.

22. Молчанов Н. «Синий кит» и конфеты с лезвиями. Как живут и распространяются городские легенды [Электронный ресурс] / Н. Молчанов. - Режим доступа: https://snob.ru/selected/ епйу/122243.

23. Мурашова К. Свидетели кита. Как массовая истерия вокруг «групп смерти» отражается на жизни отдельно взятой семьи [Электронный ресурс] / К. Мурашова. - Режим доступа : Ы^:// snob.ru/selected/entry/122237.

24. Берг Е. Городская легенда. Что стоит за игрой «Синий кит» и всплеском интереса к «суицидальным пабликам» / Е. Берг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/ feature/2017/02/17/gorodskaya-legenda-chto-stoit-za-igroy-siшy-kit-i-vspleskom-interesa-k-suitsidalnym-pablikam.

25. Мурсалиева Г. Дети в сети. Шлем безопасности ребенку в интернете / Г. Мурсалиева. - М. : АСТ, 2016. - 320 с.

26. Соколов С. О статье «Группы смерти» / С. Соколов // Новая газета. - 2016. - 19 мая.

27. Мурсалиева Г. «Группы смерти» - год спустя / Г. Мурсалиева, С. Соколов // Новая газета. - 2017. - 30 июня.

28. Шатровская Т. «Синий кит»: что мы знаем об игре, подстрекающей подростков к суициду / Т. Шатровская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mel.fm/sotsialnyye_seti/8312507-blue_kite.

29. Мурсалиева Г. Куратор «группы смерти»: «Спорим на лям, что за мной никто не придет никогда?» Почему подстрекатели де-

тей к суициду продолжают чувствовать себя безнаказанными? / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2017. - 17 февр.

30. Мурсалиева Г. Видите призыв к суициду - срочно жмите на кнопку «пожаловаться» / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2017. - 5 марта.

31. O'Carroll P. W. Suicide Contagion and the Reporting of Suicide: Recommendations from a National Workshop / P. W. O'Carroll, L. B. Potter // Morbidity and Mortality Weekly Report: Recommendations and Reports. - 1994. - Vol. 43. (RR-6). - Р. 9-17.

32. Etzersdorfer E. Preventing suicide by influencing mass-media reporting: The Viennese experience 1980-1996 / E. Etzersdorfer, G. Sonneck // Archives of Suicide Research. - 1998. - Vol. 4, iss. 1. - P. 64-74.

33. Role of media reports in completed and prevented suicide: Werther v. Papageno effects / T. Niederkrotenthaler [et al.] // The British Journal of Psychiatry. - 2010. - Vol. 197 (3). - Р. 234-243. - DOI: 10.1192/bjp.bp.109.074633.

References

1. Lyubov E. B. The Media and Copycat Suicidal Behaviour. Suitsidologiya = The Suicidology, 2012, pr. 1, no. 3, pp. 20-29. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Lyubov E. B. The Media and Copycat Suicidal Behaviour. Suitsidologiya = The Suicidology, 2012, pr. 2, no. 4, pp. 10-23. (In Russian).

3. Luchina A. A. The Role of the Media in Causing Young People to Be Suicidal and Preventing Young People from Being Suicidal. Suitsidologiya = The Suicidology, 2011, no. 1, pp. 45-46. (In Russian).

4. Sukhodolov A. P., Bychkova A. M. The media coverage of suicide issues in the terms of legal restrictions and suicide issues being of social importance. Voprosy teorii i praktiki zhurna-listiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 4, pp. 588-606. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).588-606. (In Russian).

5. Phillips D. The influence of suggestion on suicide: Substantive and theoretical implications of the Werther effect. American Sociological Review, 1974, no. 39, pp. 340-354.

6. Soldatova G.; Lonskaya A. (ed.) Children Bullying and Being Bullied in Social Networks and How to Stop Bullying. Russkii reporter = Russian Reporter, 2012, no. 21, pp. 74-78. (In Russian).

7. Mursalieva G. Willing Victims of the Web. Novaya Gazeta, 2007, January 29. (In Russian).

8. Mursalieva G. Why Did you Do That? Novaya Gazeta, 2007, June 4. (In Russian).

9. Mursalieva G. Wikipedia is a Mother, Yandex is a Father. Novaya Gazeta, 2009, June 17.(In Russian).

10. Mursalieva G. Groups of Suicidal People in Social Networks. Novaya Gazeta, 2016. May 16. (In Russian).

11. Kramer S. Pyat'desyat dnei do moego samoubiistva [Fifty Days before my Suicide]. Moscow, AST Publ., 2015. 576 p.

12. Kochegarov P. «Nia». A Suicide Icon. Life.ru, 2016, 26 may. Available at: https://life.ru/.

13. Sukhodolov A. P., Bychkova A. M. «PR-addiction» as a new form of behavioral dependence. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 4, pp. 321-334. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(4).321-334. (In Russian).

14. Bychkova A. M.; Kharmaev Yu. V., Radnaeva E. L. (eds.). Is your child involved with "death groups"? / Sovremennye problemy raskrytiya, rassledovaniya ipreduprezhdeniyaprestupleniiprotiv zhizni. Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ulan-Ude, 09 dekabrya 2016 g. [Modern Problems of Detection, Investigation and Prevention of Crimes against Life. Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference]. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2017, pp. 184-195. (In Russian).

15. Bychkova A. M.; Vorsina O. P. (ed.) Internet users involvement in "death groups" in social networks: new suicidal risks / Aktual'nye voprosy suitsidologii. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii Irkutsk, 26 maya, 2017 g [Current issues of HrmomBrng^nH. Materials of International Research Conference]. Irkutsk, Irkutsk scientific center of surgery Publ., 2017, pp. 25-16. (In Russian).

16. Todorov V. The Devil in Detail. Where do they Get Satanic Symbols and Legends form the Depth of the Internet in Suicidal Social Network Groups. Available at: https://lenta.ru/articles/2016/05/24/ devildarknet. (In Russian).

17. Grimak L. P. Gipnoz i prestupnost' [Hypnosis and Crime]. Moscow, Respublika Publ., 1997. 304 p.

18. Lekukh M. Suicidal Groups on the First Channel and on pages of Novaya Gazeta. Available at: https://openrussia.org/post/ view/15094. (In Russian).

19. Vladimirova V. VKontakte Users Invalidate the Information about a New Online Suicidal Sect Published in Novaya Gazeta. Available at: https://snob.ru/selected/entry/108494. (In Russian).

20. Pozharskii M. Suicidal Disco, or Dark and Horrible is the Night. Available at: http://reed.media/suicide. (In Russian).

21. Konyukhova K. Dispassionate analysis: Do Our Social Networks Push Our Children To Commit Suicide. Available at: http://www. kp.ru/daily/26531.4/3548268. (In Russian).

22. Molchanov N. "Blue Whale" and candies staffed with blades. The ways city legends function and spread. Available at: https://snob. ru/selected/entry/122243. (In Russian).

23. Murashova K. Blue Whale Witnesses. The impact of the mass hysteria on a typical family's life. Available at: https://snob.ru/selected/ entry/122237. (In Russian).

24. Berg E. A city legend. What is behind the scene of Blue Whale game and the flurry of interest to suicidal public chats. Available at: https://meduza.io/feature/2017/02/17/gorodskaya-legenda-ch-to-stoit-za-igroy-siniy-kit-i-vspleskom-interesa-k-suitsidalnym-pab-likam. (In Russian).

25. Mursalieva G. Deti v seti. Shlem bezopasnosti rebenku v internete [Children in the net. A safety helmet for surfing the net]. Moscow, AST, 2016. 320 p.

26. Sokolov S. On the article "Groups of Death". Novaya Gazeta, 2016, May 19. (In Russian).

27. Mursalieva G., Sokolov S. "Groups of Death: one year after". Novaya Gazeta, 2017, June 30. (In Russian).

28. Shatrovskaya T. "Blue Whale": what we know about the game that solicits to suicide. Available at: https://mel.fm/sotsialnyye_ seti/8312507-blue_kite. (In Russian).

29. Mursalieva G. A "death group" supervisor: 'They'll never catch me, I bet.' Why are suicide promoters still sure of their impunity? Novaya Gazeta, 2017, February 17. (In Russian).

30. Mursalieva G. See a call to suicide - immediately click "complain". Novaya Gazeta, 2017, March 5. (In Russian).

31. O'Carroll P. W., Potter L. B. Suicide Contagion and the Reporting of Suicide: Recommendations from a National Workshop. Morbidity and Mortality Weekly Report: Recommendations and Reports, 1994, vol. 43. (RR-6), pp. 9-17.

32. Etzersdorfer E., Sonneck G. Preventing suicide by influencing mass-media reporting: The Viennese experience 1980-1996. Archives of Suicide Research, 1998, vol. 4, iss. 1, pp. 64-74.

33. Niederkrotenthaler T., Voracek M., Herberth A. et al. Role of media reports in completed and prevented suicide: Werther v. Papageno effects. The British Journal of Psychiatry, 2010, vol. 197 (3), pp. 234243. DOI: 10.1192/bjp.bp.109.074633.

Информация об авторах

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: rector@bgu.ru.

Бычкова Анна Михайловна - эксперт Федеральной службы РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, кандидат юридических наук, доцент, кафедра правового обеспечения национальной безопасности Института национальной и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: amb-38@mail.ru.

Authors

Alexander P. Sukhodolov. - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: rector@bgu.ru.

Anna M. Bychkova - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Legal Support of National Security, Institute of National and Economic Security, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: amb-38@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.