К ВОПРОСУ О РОЛИ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Й. ГОРЧЕВ
В данной статье рассматривается вопрос о роли индивида в современной российской экономике. Нами была сделана попытка переосмысления роли и функций индивида в процессе общественного воспроизводства.
Ключевые слова: экономическая деятельность, индивид, знания, труд.
В современных условиях знания играют важную роль и признаются самостоятельным экономическим ресурсом. Существует концепция экономики, которая основывается на знаниях. Носителями знаний являются непосредственно индивиды, в силу чего в условиях экономики, основанной на знаниях, не могут не происходить изменения поведения и роли индивида в экономике.
Развитие науки и эффективных технологий, новое качество человеческого ресурса, изменение социальной структуры общества, новые возможности в производстве, потреблении и выпуске продукции в совокупности образуют «новый синергический эффект, обусловливающий формирование нового общества» [7].
Стремление к развитию самого себя как личности, выход индивидуальных потребностей за границы материального появляются только в хозяйственной системе нового типа, причем главным результатом деятельности оказывается сам человек как носитель уникальных качеств и способностей. Труд как осознанная деятельность, направленная на преобразование внешней природы ради достижения материального результата, в рассматриваемой концепции уступает место творчеству, направленному, прежде всего, на развитие личности самого человека. В отличие от труда, типичного для всей экономической эпохи, творчество выступает качественно отличным типом деятельности человека. В качестве необходимого условия становления общества нового типа необходимо рассматривать не материальный прогресс, а изменение его ценностных ориентаций в направлении совершенствования самого человека. Пытаясь преодолеть ограниченность принципов экономической организации, новая доктрина в то же время сохраняет преемственность. Материальное производство и его основные отрасли не исчезают, сокращается
лишь его доля и роль. Все более значительную роль играют наукоемкие, информационные отрасли производства, где возникают новые отношения, исповедуются новые ценности, рождаются новые противоречия - все это формирует облик постиндустриального общества. Таким образом, в понятии данного общества интегрируются все важнейшие элементы глубинных преобразований современной социально-экономической действительности [4].
На сегодняшний день, как в западной, так и в отечественной экономической литературе, в качестве основного критерия развития способностей человека к труду используется уровень профессиональной квалификации, который полагается универсальным критерием, пригодным как для микро-, так и для макро- уровня.
Для макроэкономической характеристики способностей к труду совокупного работника, как правило, используется показатель квалификационной структуры занятых. Анализ динамики этого показателя в развитых странах, проведенный С. В. Михневой, позволил выявить, что каждому этапу технико-технологического развития соответствует своя структура совокупного работника [5]. Так, индустриальный «генотип» работника определяется структурой, представленной следующими уровнями квалификации и, соответственно, профессиональной подготовки:
1 - высокий;
2 - средний;
3 - низкий.
К первой категории работников относятся лица с наиболее высоким профессиональным и квалификационным статусом, предполагающим наличие высшего и среднего специального образования или 3-4-годичный курс официального производственного обучения после окончания средней школы. Уровень образовательной подго-
товки этой категории колеблется между 12,716,5 годами обучения.
Во вторую категорию попадают лица, имеющие средний уровень профессиональной подготовки, предполагающий образование в объеме средней и неполной средней школы, дополненное курсами специального обучения, чаще всего сроком в несколько месяцев. Труд работников данной категории имеет определенную функциональную ограниченность, связанную с заданно-стью технологии, конкретными производственными и непроизводственными шаблонами выполняемых операций, выполнение которых сопряжено с известной ответственностью за функционирование какого-либо отдельного участка общественного производства. В эту группу входят конторские и торговые служащие, фермеры, рабочие средней квалификации и часть работников близкого им профессионального ранга.
К третьей категории относятся лица, обладающие минимальной профессиональной подготовкой, чья работа предполагает изучение ее на рабочем месте в течение нескольких часов или дней и состоит, в основном, как правило, из рутинных шаблонных операций, во многих случаях поддающихся механизации. В эту группу входят малоквалифицированные рабочие всех отраслей хозяйства, в том числе и сельского, а также работники обслуживания низкой квалификации.
Качественные изменения содержательной компоненты труда находят отражение в новой структуре совокупного работника информационного типа, которая складывается сегодня в развитых странах. Главным критерием структурирования в ней является наличие творчества в выполняемой деятельности. Соответственно, в совокупном работнике выделяются:
1) работники профессий преимущественно творческого труда;
2) работники профессий с элементами творческого труда;
3) работники профессий преимущественно шаблонного и полушаблонного труда [1].
Творческий труд составляет основное содержание деятельности специалистов в различных сферах науки и техники, образования, здравоохранения, инженеров, конструкторов, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг с высшей, средней и профессиональной подготовкой, аналогичной подготовке рабочих высокой квалификации.
К работникам профессий с элементами творческого труда западная статистика относит фер-
меров, административно-вспомогательный персонал, конторских служащих.
Шаблонный труд имеет место в случае, когда работа подчинена существующим технологическим схемам и принципам деятельности и оценивается по точности выполнения принятых для данных условий производственных нормативов. Шаблонный труд требует постоянного осмысления действий с целью наилучшего их выполнения, но имеет ограниченную ответственность.
Анализируя категорию «труд», В. Иноземцев выделяет три типа активности: инстинктивную деятельность; собственно труд; творческую деятельность. В его представлении, именно переход от собственно труда к творчеству составляет условие и сущность постэкономической трансформации [3].
Между технологическими изменениями и уровнем развития трудового ресурса возникает тесная связь: «производительный потенциал новейших трудовых технологий зависит от качества систем подготовки кадров и уровня квалификации, который они обеспечивают, в свою очередь зависящих от применения тех самых современных технологий» [2].
Каждая новая ступень развития общества означает появление у человека каких-либо новых свойств, качеств, функций, ранее ему не присущих. Если рассматривать лишь хозяйственную деятельность человека, то речь должна идти именно о функциях человека в экономике. Последовательный переход от аграрного к индустриальному и от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождался радикальным изменением функциональной роли человека в его экономической деятельности [6]. Роль человека меняется вместе парадигмой экономической науки.
Сегодня, когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования информационных ресурсов и источников. Главным носителем последних, наряду с вещественными средствами накопления, хранения и обработки информации, является человек, обладающий высоким уровнем общеобразовательной, научной и специальной подготовки. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высоко образованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов [10].
Глобализация экономики, формирование новой системы экономических отношений, иная система общественных потребностей приводят к необходимости пересмотра взглядов на роль и место человека в экономической системе общества.
Индивид в современной экономике выступает как творческая личность, генератор креативных идей, катализатор трансформации социальноэкономической жизни социума. В данных условиях реализация социальной политики, обеспечивающей стартовые условия для реализации личных экономических интересов, выступает базовым фактором прогрессивного развития человечества.
Творческий характер труда (который был мало свойственен индустриальной экономике) раскрывает особенности новой экономики: прежде всего, творческое использование знаний трансформируется в их расширенное воспроизводство, при этом новые знания выступают важнейшим ресурсом развития экономики; человек является не просто потребителем навыков и знаний, но и производителем и собственником последних.
Рост требований к уровню и качеству жизни, творческий характер труда индивида приводят к формированию новой иерархии системы экономических интересов. Поскольку новая экономика предполагает обеспечение высокого уровня благосостояния населения, то на первый план в системе экономических потребностей и соответственно экономических интересов выходят потребности в самореализации и самоактуализации личности, в раскрытии своего интеллектуального и креативного потенциала в рамках экономической деятельности. Более того, удовлетворение этих «высших» потребностей в постиндустриальной экономике выступает залогом реализации экономических интересов, направленных на удовлетворение «базовых» потребностей.
Инновации выступают основной формой превращения знаний в рост благосостояния в постиндустриальной экономике, они являются источником экономического роста и конкурентоспособности экономики (на всех ее уровнях). В новой экономике источником развития выступают не просто знания, но их креативное воспроизводство, формирующее инновационное знание.
В индустриальной экономике работник, как правило, отделен от средств производства, что составляет экономический базис капиталистического общества. Становление новой экономики, базовым фактором производства в которой выступает информация, создает условия, при которых процесс производства новой информации (зна-
ний) становится неотъемлемым от самого работника, способного к их расширенному воспроизводству в рамках независимого индивидуализированного труда.
Являясь собственником интеллектуального, креативного капитала индивид формирует новую экономику. Причем этот капитал является неотделимой способностью конкретного человека.
Реализация инновационной стратегии развития страны, таким образом, находится в непосредственной зависимости от условий, создаваемых в данном социуме для реализации личных экономических интересов. Отсутствие благоприятных условий для самореализации личности может привести к снижению темпов и качества экономического роста в стране, к потери конкурентоспособности, к оттоку человеческого капитала за рубеж, в силу высокой межстрановой мобильности, как результата глобализационных процессов.
Творчество становится абсолютно необходимым как для развития самого процесса производства, так и для адекватного усвоения его результатов. Как отмечает О. Тоффлер, «люди старшего и среднего возраста все еще замкнуты в рамках образа жизни, почти не дающего им свободы выбора. У молодого поколения - поколения будущего - свобода выбора поистине безгранична. Новое общество, находящееся ныне в стадии формирования, создаст питательную среду для возникновения мозаичной картины быстро сменяющих друг друга стилей жизни» [8]. Важнейшей составляющей жизни современного человека становится постоянное усвоение и генерирование информации. Формирующееся сегодня общество является скорее не обществом профессионалов, но обществом инноваторов.
Творчество является основным видом деятельности в информационном обществе. Именно творческий подход заставляет человека совершенствоваться на каждом новом этапе его деятельности. При этом творчество не противостоит труду столь непосредственно, как услуги противостоят продуктам материального производства. Информационное общество обнаруживает все большую зависимость от креативного потенциала человека.
Элементы творчества и труда тесно слиты в продуктивной деятельности, это слияние становится абсолютно необходимым для процесса воспроизводства в условиях информационной экономики.
В процессе общественного воспроизводства каждый индивид реализует сразу несколько экономических ролей, однако, главной с точки зре-
ния хозяйственной системы, является его участие в процессе общественного воспроизводства в качестве важнейшей производительной силы. Рассмотрение индивида исключительно как человека экономического, как потребителя означает:
- замену мира как хозяйства на мир потребления;
- превращение человека в функцию процесса потребления;
- удовлетворение никогда не насыщаемых экономических потребностей как цель экономической деятельности;
- сведение многообразного мира общественных потребностей к материальным потребностям индивида;
- крайний индивидуализм, уходящий корнями в протестантизм, и одновременно бездуховность;
- постоянное сравнение предельных издержек и предельных выгод как высшее проявление экономического мышления [9].
Возрождение российской экономики требует переосмысления роли и функций индивида в процессе общественного воспроизводства, причем акцент необходимо делать на его роли в процессе непосредственного производства различных экономических благ, процесс индивидуального потребления при этом следует четко увязать с результатами профессиональной деятельности. Без возрождения престижа труда, создание условий для нормального воспроизводства рабочей силы экономическое могущество России возродить не удастся.
Таким образом, для обеспечения успешной экономической деятельности необходимо понимать стимулы и мотивацию поведения индивидов - носителей индивидуальных знаний, рассматривать экономические процессы на более глубинном уровне анализа, чем микроэкономика, с тем, чтобы максимально полно задействовать интеллекту-
альный потенциал каждого индивида для достижения общих экономических целей общества.
Литература
1. Бушмарин И. Современный капитализм: развитие трудовых ресурсов творческого типа. С. 41.
2. Говорова Н. Занятость в постиндустриальном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12. С. 36.
3. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. М., 1999. С. 52.
4. Марковский А. А. Реализация личных экономических интересов в условиях новой экономики: дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2009.
5. Михнева С. Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания: (Системно-эволюционный подход). Волгоград, 2001. URL: http:// publish.cis.2000.ru. Параграф 3.1.
6. Николаева Т. П. Основы информационной экономики: учеб. пособие. СПб., 2001.
7. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л. И. Абалкина. М., 2004. С. 19.
8. Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.
9. Фадейчева Г. В. Система потребностей и экономическая роль индивида в современной российской экономике // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: тр. 5-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2003. Т. 4.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
* * *
TO THE ISSUE ABOUT THE ROLE OF
INDIVIDUALS IN MODERN ECONOMY
Y. Gorchev
In this article the question of a role of the individual in modern Russian economy is considered. We made attempt of reconsideration of a role and functions of the individual in the course of public reproduction.
Key words: economic activity, individual, knowledge, work.