К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
М. А. КОЛОМЕЙЦЕВА
В данной статье рассмотрены функции государства в качестве субъекта хозяйственной деятельности и раскрыты особенности государственной собственности как объекта макроэкономического регулирования.
Ключевые слова: государственная собственность, национальное богатство, национализация, макрорегулирование.
Важнейшей задачей макрорегулирования в современной экономике России выступает создание предпосылок для эффективного функционирования государственной собственности, поскольку без активного использования объективных возможностей государственной собственности формирование современной социально-рыночной системы хозяйства неосуществимо.
Следовательно, важными ресурсами развития национальной экономики все более выступают оптимизация макроэкономических пропорций между государственным, частным и корпоративным сектором экономики и рационализация внутренней структуры государственного сектора экономики, обеспечивающие способность адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям социальноэкономической и политической жизни страны.
Особое внимание российской экономической мысли к вопросам места и роли государственной собственности в развитии национальной экономики вызвано трансформационными процессами переходного периода, в частности, процессами приватизации, формированием финансово-промышленных групп и антимонопольным регулированием экономики. Научный анализ этих процессов осуществлен в работах Л. Абалкина, С. Аб-дашевой, А. Анисимова, С. Батгинова, О. Губарь, Т. Игнатовой, Н. Кетовой, В. Куликова, О. Мамедова, Л. Матвеевой, Ю. Ольсевича, В. Овчинникова, Э. Уткина, Е. Ясина и др.
Отечественные бизнес-структуры также проявляют повышенный интерес к объектам государственной собственности: в последние годы они активно поднимают вопрос о необходимости снижения доли государственного сектора в национальной экономике.
Необходимо отметить, что рыночная экономика может функционировать при различных формах собственности. Новая для России парадигма хозяйствования не предполагает отказа и от ранее существовавших форм собственности, которые в результате рыночных преобразований наполняются в достаточной мере новым содержанием. Это относится и к такой важнейшей форме собственности, как государственная, которая исторически возникла с появлением государства и сегодня является имманентно присущим элементом последнего. В данной ситуации вопрос о необходимости государственной собственности экономической наукой, хозяйственной практикой не ставится. Однако предметом острой дискуссии остаются вопросы о доле государственной собственности в национальном богатстве, о доле госсектора в производстве ВВП, формах, структуре и ее составе, о степени вмешательства государства в экономику, а разные подходы к вышеназванным проблемам составляют основу взглядов различных школ и концептуальных подходов к решению научных и хозяйственных вопросов [2].
Управление государственной собственностью тесным образом связано с набором и объемом функций, которые признаются за государством. В настоящее время исследователи насчитывают более 10 экономических функций государства, однако в связи с глобализацией экономики их число расширяется в силу того, что появляются международные общественные блага, которые по своей конструкции могут быть исполнены только государством или же при его непосредственном участии. Более того, ряд традиционных функций государства, например по развитию отраслей, финансируемых из бюджета, наполняется новым со-
держанием, и решать проблемы их развития может только государство за счет общественного (государственного) сектора экономики.
Прежде чем перейти к определению роли государства в управлении национального богатства, необходимо рассмотреть основные функции такового. Среди функций государства как субъекта хозяйственной деятельности обычно выделяются:
- производство общественных благ и услуг (оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование деятельности естественных монополий и др.);
- корректировка экономических интересов субъектов частного сектора с целью их гармонизации с общегосударственными приоритетами, поддержка научно-технической сферы, инвестиционной активности на перспективных, но рискованных для частного капитала направлениях малого предпринимательства и т. д.;
- формирование правового пространства функционирования хозяйствующих субъектов всех форм собственности, с одной стороны, гарантирующего защиту их прав, а с другой - регламентирующего их деятельность с целью защиты прав потребителей, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда и т. д. [3].
Государство выступает в качестве субъекта воспроизводства там, где интересы представителей частного сектора оказываются слишком узкими и индифферентными к социально и экономически значимым проблемам. Разрешение конфликта частных и общегосударственных интересов достигается с помощью различных комбинаций основных функций государства. Выполнение этих функций обеспечивается наличием в собственности государства определенного объема материальных и финансовых ресурсов.
Государственная собственность как объект макроэкономического регулирования имеет свои особенности.
Первой ее особенностью является то, что она регионально структурирована в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным устройством России. Вторая особенность состоит в том, что государственная собственность составляет предмет совместного федерального и регионального ведения. Третья особенность - наличие муниципальной собственности как объекта совместного федерального, субфедерального и местного уровня присвоения, что означает возникновение отношений по поводу объектного состава муниципальной собственности, являющейся сферой совместного ведения органов власти трех уровней.
Государственный сектор по своей структуре неоднороден (рис. 1). В его составе представлены в той или иной степени практически все элементы национального богатства России.
Рис. 1. Структура государственного сектора, представленная элементами национального богатства России
Право государственной собственности распространяется и на средства федерального бюджета, а также средства бюджетов субъектов Федерации, составляющие в соответствии с гражданским кодексом РФ (ст. 214) ее казну.
Следует отметить, что «другие объекты собственности и ресурсы на территории РФ» представляется весьма важным пунктом в составе государственной собственности. В настоящее время сюда включаются ювелирные и золотые изделия, разного рода ценные бумаги, находящиеся временно на учете в составе государственной собственности, а также накопленное имущество граждан, поставленное на аналогичный учет. Данный пункт является весьма важным потому, что, например, НТП может породить совершенно новые объекты хозяйствования, которые сегодня трудно прогнозировать, в то же время уже сейчас происходят процессы, которые по-новому ставят проблемы статуса объектов государственной собственности [1].
В настоящее время считается целесообразным добавить в рубрикацию состава государственной собственности раздел «Зарубежная собственность РФ». Дело в том, что глобализация экономики закономерно порождает взаимопроникновение капитала, в том числе государственного, и это должно быть учтено в государственном реестре. В настоящее время огромная по своим размерам и видам государственная собственность РФ находится в бывших республиках СССР, нефте-и газопроводы со всей инфраструктурой - в Западной Европе, Турции и других странах, бурно развивается сотрудничество со странами ЮгоВосточной Азии, где также будет представлена
государственная собственность РФ. Исторический опыт показал, какие огромные материальные потери понесла наша страна в связи с нерадивым учетом и управлением собственностью за рубежом. Царская Россия вовремя не оформила права на часть Антарктиды, и это право присвоил себе ряд мелких государств Европы; Советский Союз игнорировал в значительной мере зарубежную собственность царской России, и она осталась бесхозной и потому потерянной; современная Россия решает повседневные, текущие проблемы, и поэтому задача возврата под свою юрисдикцию зарубежной собственности явно не является первоочередной и т. д. Однако принцип рачительного ведения хозяйства предполагает либо эффективное управление собственностью, либо ее продажу на выгодных условиях. В конечном итоге поскольку у России есть собственность за рубежом, то она должна быть соответствующим образом оформлена и включена в состав государственной собственности РФ.
Среди наиболее значимых источников роста государственной собственности важнейшим является национализация. С точки зрения существующей политической конъюнктуры сама постановка проблемы национализации является некорректной, однако с экономической точки зрения это один из инструментов управления национальным богатством в интересах населения страны. Например, узкоэгоистические интересы нефтяных монополий ставят на грань существования целые отрасли народного хозяйства (например, АПК), обостряют проблему бедности через формирование экономически необоснованных тарифов в ЖКХ, ценами на энергоносители ставят под угрозу жизнь малых народов Севера, тормозят развитие национальной экономики в целом и т. д. и т .п. В подобных условиях под давлением интересов населения страны политическая, исполнительная и законодательная власть может пойти на определенные меры, поскольку в рамках экономического ультралиберализма нефтяные и другие естественные монополии игнорируют интересы государства и всего общества.
В настоящее время перед органами государственного управления остро стоит проблема, внешне похожая на национализацию, однако не являющаяся таковой, - возврат государству незаконно приватизированного имущества. Эта процедура регламентирована ст. 301 Гражданского кодекса РФ, в котором каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Реализованная в отечественной экономике модель приватизации
не достигла желаемого экономического результата, привела к обострению социального напряжения в обществе, сопровождалась многочисленными нарушениями законодательства, что привело к формированию в обществе представлений о несправедливости и нелегитимности ее результатов [1].
Речь не идет об отмене или пересмотре всех актов приватизации, а об установлении ее законности в каждой конкретной сделке, и в случае выявления незаконности действий, следует возврат государству незаконно приватизированного имущества или компенсационного возмещения (за заниженную стоимость активов, за невыполненные инвестиционные условия сделок и т. д.).
Еще одно направление восстановления нарушенных прав законного собственника - государства и, следовательно, роста государственной собственности - это выявление в ходе плановых проверок фактов умышленного и фиктивного банкротства государственных предприятий, в результате которых государственное имущество за символическую цену перешло в частные руки. В принципе современный экономический инструментарий позволяет определить как факт истинного, реального банкротства, так и случаи умышленного и фиктивного.
Механизм возврата собственности ее владельцу достаточно четко отработан в течение многих столетий - это компенсационное возмещение или конфискация. Конфискация как акт возвращения собственности ее законному владельцу, государству, и как источник роста имущества в отечественной экономической литературе освещен явно недостаточно по многим причинам, в том числе из-за закрытости информации по данной проблеме. Такое положение, на наш взгляд, не способствует реализации концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, в которой на первом месте среди пяти общих целей обозначен рост поступлений в федеральный бюджет, тем более, что по сравнению, например с советским периодом, роль такого источника роста государственной собственности, как конфискация существенно возрастает уже хотя бы потому, что в современной экономике представлены все формы собственности, в том числе и физических лиц.
Следует сделать вывод, что национализация, компенсационные возмещения и конфискация являются источниками роста государственной собственности.
С точки зрения управления процессом формирования государственной собственности составление грамотного, научно обоснованного рее-
стра нематериальных активов (НМА) - это существенное направление учета источников роста государственной собственности, роста национального имущества. Международный опыт показывает, что управление НМА относится к тонким регуляторам бизнеса, обеспечивающим высокие темпы роста ВВП, в то же время, по оценкам специалистов, 99 % крупных и средних отечественных предприятий не имеют реестра НМА.
Литература
1. Осадчая Т. Г., Смолина Е. Э. Национальное богатство в России: как управлять эффективно: монография. Тамбов, 2005.
2. Покова А. В. Государственная политика в сфере банкротства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2004. № 11. С. 7.
3. Экономическое развитие современной России / под ред. Н. В. Яремчука. М., 2005.
* * *
ABOUT THE STATE OWNERSHIP ROLE IN NATIONAL ECONOMY DEVELOPMENT
M. A. Kolomeitseva
State functions as the subject of economic activities are ex-imened and peculiarities of the state ownership as the object of macroeconomic regulation are revealed in the article.
Key words: state ownership, national wealth, nationalization, macro-regulation.