УДК 343.197.8
Виктория Ивановна ТАРМАЕВА,
профессор кафедры иностранных и русского языков Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доктор филологических наук, доцент
Борис Петрович ТАРМАЕВ,
Сибирский федеральный университет
К ВОПРОСУ О РЕГЛАМЕНТАЦИИ И НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В АНГЛИИ
TO THE ISSUE ON REGULATION AND SENTENCING OF JUVENILES IN ENGLAND
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей регламентации и назначения наказания в Англии. Проблема регламентации и назначения наказания является на сегодняшний день актуальной. Совершенствование системы назначения наказания несовершеннолетним отвечает не только национальным интересам России, но является необходимостью исполнения нашим государством норм основных международных документов, регламентирующих деятельность зарубежных пенитенциарных учреждений. Изучение зарубежного опыта регламентации и назначения наказания представляет особый теоретический интерес. Данный опыт, весьма неоднозначный, не может служить моделью для слепого копирования.
This article is devoted to the regulation and sentencing of juveniles in England. The issue of the regulation and sentencing of juveniles is a topical one nowadays. The improvement of the juvenile correction system meets Russia's national interests and also serves as a necessity of execution of norms of key international instruments governing the activities of penal institutions by our State . The study of foreign experience related to the regulation and the sentencing of juveniles is of special theoretical interest. This experience, quite ambiguous, cannot be used as a model for blind copying.
Ключевые слова: регламентация и назначение наказания, несовершеннолетние правонарушители, пенитенциарные учреждения, правосудие, уголовная ответственность, ограничение свободы.
Keywords: regulation and sentencing, juvenile delinquents, penal institutions, justice, criminal liability, restriction of liberty.
В настоящее время значительное количество преступлений совершаются лицами молодого возраста. Вопросы регламентации и назначения наказания несовершеннолетним с каждым годом становятся все более актуальными. Поскольку Англия является родоначальницей прогрессивной системы исполнения наказания, дальнейшее
развитие системы наказаний в данной стране представляет научный интерес, ведь проблема осуществления назначения наказания в отношении несовершеннолетнего требует комплексного подхода, как, впрочем, любая проблема схожего толка, которая затрагивает крайне важную часть нашего общества, а именно несовершеннолетних, поскольку от
того, насколько действенное влияние будет оказано на данную часть общества, и будет зависеть наше будущее.
В соответствии с английским законодательством к несовершеннолетним могут применяться такие виды основных наказаний, как лишение свободы, пробация и штраф. Предусмотрены также дополнительные наказания, назначаемые несовершеннолетним. К ним относятся: лишение права заниматься определенной деятельностью, выполнение работ в интересах общества, а также лишение права на вождение автомобиля. [6, с. 32] Если мы обратимся к российскому законодательству, то в соответствии со ст. 88 УК РФ система наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетнего, включает: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) ограничение свободы; е) лишение свободы на определенный срок.
К наиболее важным законодательным актам в Англии, которые регулируют обращение с несовершеннолетними (молодыми) правонарушителями, относятся: Закон о детях 1908 г., Законы о детях и подростках 1933 г., 1963 г., 1969 г., Закон о полномочиях уголовных судов 1973 г., Закон о магистратских судах 1980 г., Законы об уголовной юстиции 1982 г., 1988 г., 1999 г., Закон о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г. [5, с. 19]
В соответствии с английским законодательством несовершеннолетними считаются лица, не достигшие 17 лет. Лица в возрасте до 21 года при назначении наказания также приравниваются к несовершеннолетним. В соответствии с Законом о детях и подростках 1969 г. несовершеннолетними детьми считаются лица в возрасте до 14 лет, а лица в возрасте от 14 до 17 лет признаются подростками. В ч. 1 Закона об уголовной юстиции 1988 г. содержатся общие принципы обращения и назначения наказания несовершеннолетним (молодым) преступникам. [5, с. 12] В России предусмотрены другие возрастные рамки, используемые как для определения лица несовершеннолетним, так и для возраста, с которого наступает уголовная
ответственность. К несовершеннолетним согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ относятся лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ. В ч. 2 ст. 20 УК РФ содержится список преступлений, за совершение которых уголовная ответственность предусматривается при достижении несовершеннолетним 14-летнего возраста.
В Англии наказание в виде заключения в тюрьму не может быть судом назначено лицу, которое не достигло 21 года. Несовершеннолетний правонарушитель, не достигший 21 года, признанный виновным в совершении преступления, помещается в центр задержания.
Тем не менее несовершеннолетнему (молодому) преступнику в соответствии с английским законодательством может быть назначено наказание в виде пожизненного ограничения свободы. Применение подобной меры обосновано необходимостью защиты общества, а также серьезностью преступления. [1, с. 43] Схожие положения действуют и в России. Также имеются и различия. В отличие от Англии в России несовершеннолетнему не может быть назначено пожизненное лишение свободы, а наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетнему в возрасте до 16 лет на срок не более 6 лет, а несовершеннолетнему в возрасте старше 16 лет - не более 10 лет лишения свободы. Согласно ст. 132 УИК РФ несовершеннолетние отбывают наказания, связанные с лишением свободы, не в тюрьмах, а в воспитательных колониях, где условия, несомненно, лучше.
В соответствии с Законом об уголовной юстиции 1988 г. вместо наказания, связанного с лишением свободы, в Англии предусматривается помещение несовершеннолетнего в учреждение для молодых преступников. В данное учреждение могут быть направлены несовершеннолетние в возрасте от 15 до 21 года, обвиняемые в совершении преступления, за которое взрослому преступнику грозит наказание в виде тюремного заключения.
Предусматриваются следующие сроки нахождения в таких учреждениях в зависимости от возраста направляемого: несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет могут содержаться в подобных учреждениях от 2 до 12 месяцев, лица в возрасте от 18 лет до 21 года - от 21 дня до 12 месяцев. После освобождения из учреждения за ними устанавливается надзор до достижения ими двадцатидвухлетнего возраста. [6, с. 3]
Несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 15 лет могут направляться в соответствии с вышеотмеченным Законом об уголовной юстиции 1988 г. в закрытые воспитательные центры. Стоит отметить, что за такие же деяния взрослым преступникам в таких случаях назначается тюремное заключение. Подобная мера наказания назначается в следующих случаях: во-первых, если несовершеннолетний до достижения им 12-летнего возраста уже был осужден за три и более преступлений, за которые взрослому преступнику предусматривается наказание в виде тюремного заключения; во-вторых, «при нарушении приказа о надзоре, установленном в отношении него, согласно положениям Закона о детях и подростках 1969 г.» [6, с. 3]. Несовершеннолетние, находясь под стражей в воспитательных центрах, получают образовательные и трудовые навыки. «В центре посещений несовершеннолетние в возрасте до 16 лет могут находиться от 12 до 21 часа, лица от 16 лет до 21 года - от 12 до 36 часов. Выбор времени пребывания в подобных центрах носит дифференцированный характер: оно не должно совпадать с учебными занятиями в школе или работой несовершеннолетнего» [6, с. 3].
В Англии министр внутренних дел вправе освободить осужденного несовершеннолетнего досрочно. В соответствии с английским законодательством осужденный, которому назначено судом наказание на срок от 8 до 18 месяцев, может быть освобожден за 1 месяц до истечения половины срока наказания; если же срок наказания составляет более 18 месяцев, может быть досрочно освобожден за 2 месяца до истечения половины срока наказания. [6] Аналогичными процедурами в России можно считать амнистию и помилование
на основании ст. 84 и 85 УК РФ. «Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц, Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость» на основании ст. 84 УК РФ. «Амнистия назначается отдельным подзаконным актом и, как правило, приурочена к важным для страны событиям. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость» на основании ст. 85 УК РФ. Осужденный составляет ходатайство и прикладывает к нему ряд документов. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» на территории субъекта Российской Федерации образуется комиссия по вопросам помилования. «Задачей комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации является предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных. Комиссия осуществляет свою деятельность с момента получения ходатайства, непосредственно от лица, отбывающего наказание. Ходатайство подается через спецчасть учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. Данное ходатайство регистрируется в специальном журнале пенитенциарного учреждения и направляется в региональный орган Минюста России. Территориальный орган Минюста России проверяет правильность
оформления документов. После проверки их направляют в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия, подготовив заключение о целесообразности помилования, представляет его высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица» на основании ст. 176 УИК РФ.
В Англии предусмотрена также другая мера, не связанная с ограничением свободы несовершеннолетних преступников, - предоставление бесплатных услуг обществу. В соответствии с Законом об уголовной юстиции 1982 г. эта мера применяется в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста. «Этот вид наказания суд назначает лицу, которое виновно в преступлении, подлежащем наказанию в виде тюремного заключения. Данной мерой предусматривается обязательное выполнение бесплатных работ в течение определенного времени» [6, с. 4]. Согласие несовершеннолетнего подсудимого является обязательным условием. Прямым аналогом данного вида наказания в российском законодательстве являются обязательные и исправительные работы. Имеются два отличия: во-первых, данные наказания назначаются без участия несовершеннолетнего - тем самым ему не предоставлена возможность выбора наказания, во-вторых, цель данных наказаний - перевоспитание и дальнейшая социализация посредством труда. Данная мера выступает ограничением для несовершеннолетнего из-за принудительного характера работы. В случае же английского наказания в виде предоставления бесплатных услуг обществу уже само наказание (как это следует из названия) преследует помимо целей своих российских аналогов также и цель принести обществу пользу. Фактически подсудимый возмещает тот вред, который был им нанесен ранее. [6, с. 4]
Для несовершеннолетних предоставление услуг обществу назначается в рамках следующих сроков: от 40 до 120 часов. [6, с. 4] В России обязательные работы назначаются
несовершеннолетним правонарушителям на срок от 40 до 160 часов, а исправительные работы - на срок до одного года в соответствии с ч. 3.4 ст. 88 УК РФ.
Подводя итоги, можно выделить основные особенности регламентации назначения наказания в Англии в отношении несовершеннолетних (молодых) преступников.
1. Англия уделяет особое внимание наказанию как должному воздаянию несовершеннолетнему преступнику, уменьшению и контролю уровня преступности, исправлению и реабилитации несовершеннолетнего преступника, защите общества от вреда, причиняемого преступлением, возмещению несовершеннолетним преступником вреда, причиненного потерпевшему.
2. Малые сроки некоторых видов наказания в Англии являются направлением оптимизации к снижению карательного воздействия лишения права заниматься определенной деятельностью.
3. В качестве положительного опыта законодательной регламентации особенностей наказания несовершеннолетних можно признать стремление Англии к сведению до минимума случаев назначения наказания несовершеннолетнему в виде лишения свободы. Подобные законодательные шаги способны, на наш взгляд, оказать позитивное воздействие на процессы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Длительные сроки лишения свободы, как показывает практика, не способствуют более эффективному достижению целей, в частности превенции преступлений, а иногда, к сожалению, имеют обратный эффект. [3, с. 131]
Несмотря на все особенности национального и иного характера, для нашей страны зарубежный опыт представляет особый теоретический интерес. [2] Необходимо также отметить, что данный опыт, весьма неоднозначный, не может служить моделью для слепого копирования.
Как представляется, данный опыт в построении и управлении системой назначения наказаний позволит Российской Федерации в условиях реформирования своей пенитенциарной системы избежать ряда ошибок в регламентации и назначении наказания не-
совершеннолетним. Однако заимствования ния призван существенно снижать негатив-должны быть адаптированы под российскую ные последствия и эффективно противодей-систему, так как порядок назначения наказа- ствовать рецидиву преступлений.
Библиографический список
1. Долгополов, К.А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в некоторых зарубежных странах / К.А. Долгополов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - № 4.
2. Тармаева, В.И. О первых ювенальных судах США / В.И. Тармаева, Б.П. Тармаев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2017. - № 4 (29). - С. 67-70.
3. Тепляшин, П.В. Англо-ирландский тип европейских пенитенциарных систем: организационно-правовые основы, средства обращения и условия содержания осужденных / П.В. Тепляшин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 1. - С. 122-131.
4. Уголовное право зарубежных стран / под ред. И. Д. Козочкина. - М., 2009.
5. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии) / под ред. И. Д. Козочкина. - М., 2009.
6. Ian Blakeman. The youth justice sustem of England and Wales. - URL: http://www.unafei. or.jp/english/pdf/RS_No78/No78_13VE_Blakeman.pdf.