Научная статья на тему 'К вопросу о рефлексии'

К вопросу о рефлексии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1054
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНАЯ АБСТРАКЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАТИМОСТЬ ЗНАКА / ВНЕШНЯЯ РЕФЛЕКСИЯ / ВНУТРЕННЯЯ РЕФЛЕКСИЯ / АУТОСТИМУЛЯЦИЯ / REFLECTIVE ABSTRACTION / SELF-CONSCIOUS / REFLECTIVE CONSCIOUS / SIGN INVERTIBILITY / EXTERNAL REFLEXION / INTERNAL REFLEXION / AUTO-STIMULATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кайдановская Ирина Анатольевна

Феномен рефлексии был известен в античные времена. Термин «рефлексия» получил распространение в научных кругах после семнадцатого века. Проработка вопросов, связанных с эти феноменом осуществлялась в трактатах о бытии и познании. В двадцатом веке рефлексия, как механизм существования и развития человека или общества, стала предметом психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speaking about reflection

The phenomenon of reflection was known in antique times. The term «reflection» was widespread in scientific circles after the seventeenth century. The elaboration of the questions, connected to this phenomenon was realized in the treaties about the existence and knowledge. In the twentieth century, reflection as the mechanism of the existence, man and society development became the subject of the psychological research.

Текст научной работы на тему «К вопросу о рефлексии»

К ВОПРОСУ О РЕФЛЕКСИИ

Кайдановская И.А.

Феномен рефлексии был известен в античные времена. Термин «рефлексия» получил распространение в научных кругах после семнадцатого века. Проработка вопросов, связанных с эти феноменом осуществлялась в трактатах о бытии и познании. В двадцатом веке рефлексия, как механизм существования и развития человека или общества, стала предметом психологических исследований.

Ключевые слова: рефлексивная абстракция, самосознание, рефлексивное сознание, обратимость знака, внешняя рефлексия, внутренняя рефлексия, аутостимуляция.

Феномен рефлексии рассматривался в разных контекстах и с разных теоретических позиций. Наиболее полное выражение этого феномена было достигнуто в гносеологии как учении о началах, видах, способах познания, критериях достоверного знания. В том же ряду находятся психологические исследования мышления как процесса решения логических или творческих задач. Иное выражение рефлексии было достигнуто в исследованиях процессов кооперации и коммуникации. В этих исследованиях на передний план выдвигается проблема субъекта познания, того, кто, собственно говоря, контролирует этот процесс. Еще одна тематическая область, в рамках которой происходило рассмотрение и осмысление этого феномена - сознание, самосознание и становление человека как личности. Любое событие приобретает свое фактическое значение в контексте той ситуации, где происходит, и это в полной мере относится к рефлексии, как феномену, известному с древних времен.

Рефлексия, как основание и условие развития умственных способностей была известна мудрецам и философам античных времен. Девизом школы Сократа было изречение: «Познай самого себя». С этой целью был разработан метод, получивший название «диалектика». Обучение в школе Сократа начиналось с формирования установки: «Я знаю, что ничего не знаю», вслед за которой формулировался вопрос типа: «Что такое мужество?» - и далее стоилось как диалог, направленный на поиск такого ответа, для которого философ не сможет подобрать контраргументов. В результате ученики Сократа, начиная с исходной установки и, совершив, своего рода, путешествие в поисках предельно общего понятия из области этики, возвращались, как все герои,

в исходный пункт («Я знаю, что ничего не знаю») как истинно верному суждению. Здесь вполне уместен вопрос: причем тут рефлексия?

Дело в том, что ученики бывают разные. Одни в этой ситуации дают реактивный ответ. В этом случае глубина рефлексии близка к нулю. Другие, более мотивированные на учение, будучи в состоянии готовности начать с «чистого листа», совершают в своем ментальном пространстве действительный поиск идеальных примеров мужества. В этих случаях можно говорить о рефлексии, глубина которой контролируется и определяется учителем с помощью примеров, не подпадающих под понятие или противоречащих искомому понятию. Такая ситуация обучения является действительно-развивающей, иными словами, расширяющей семантическое пространство учащихся, способствуя таким образом, с одной стороны, обобщению понятия, с другой, -степени погруженности в предмет обсуждения как показателя глубины рефлексии.

Диалектика - это учение о развитии. В данном случае мы имеем дело с развитием мышления. Диалектичность этого метода в том, что учащиеся, совершая поиск идеального ответа на вопрос, после каждого контраргумента, возвращаются к исходной позиции, возобновляя его снова и снова, но это вовсе не означает зацикливание, хотя такое тоже возможно, напротив, каждый новый виток поиска осуществляется с учетом контраргументов, следовательно, по другой траектории ментального пространства. В результате это пространство упорядочивается, иными словами, становится подлинным микрокосмом.

Приставка «диа-» в словах «диалектика», «диалог» означает, что развитие мышления - это процесс, разделенный между двумя субъектами, предполагающий

участие обеих сторон, каждая из которых, в меру своей причастности к обсуждаемому вопросу, развивается в интеллектуальном отношении.

Понимание развития живых организмов, космоса, знаний как нелинейного процесса с круговой причинностью, закольцованного в точке первоначала, получило выражение в «колесе» буддийской философии, учения Гераклита, неоплатоников, в работах Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и ряде психологических и психофизиологических теорий XX в. (Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Н. Бернштейна и др.). Рефлексия в этих процессах представлена как своего рода механизм обратной связи, который, как пишет Б.М. Величковский, выполняет не только ретроспективную, но и проспективную (предвосхищающую) функцию, обеспечивая тем самым динамический баланс саморазвивающейся системы [2, с. 374]. Примером тому является хорошо известный в философии и психологии факт, состоящий в том, что рефлексия собственного опыта и, в еще большей степени, описание отрефлексированного содержания парадоксальным образом изменяет отношение человека к самому себе, что в свою очередь, отражается на его отношении к окружающему миру. Этот факт зафиксирован в учении о катарсисе, которое восходит к философии Платона, согласно которой занятия философией очищают душу.

Описание рефлексии, как способности души созерцать саму себя и свою деятельность, было дано Плотином, который, благодаря раскрытию нового предназначения этого феномена, стал признанным основоположником нового направления в философии - неоплатонизма. Само понятие «рефлексия», вероятнее всего, восходит к Д. Локку и его учению о двух видах опыта (6).

Вопрос о достоверности знаний был предметом размышлений философов Нового времени. Одним из ярких представителей этого времени является Р. Декарт. Человек, согласно Декарту, рождается дважды: первый раз - как телесное существо, наделенное способностью движения и ориентации в пространстве, второй - как субъект мышления, осознающий себя как такового. Мыслящему «Я» свойственны два режима существования - в реальном пространстве и в континууме мышления. Первый способ существования обеспечивается рефлекторными механизмами, второй - рефлексивными. Переключение из одного режима в другой осуществляет мыслящее «Я».

Существование в режиме мышления характеризуется осознанностью действий, чувственного опыта и означает способность рефлектирования (когита-ции) накопленных знаний. Благодаря этому знания систематизируются. Нижний уровень этой системы образует наивный, можно сказать, бессознательный опыт, подобный тому, который в современной когнитивной психологии называется процедурным

знанием, включающим моторные навыки и прайминт-эффекты. Более высокий уровень образуют знания о себе как субъекте познания и о том, что он знает. Этот уровень выражается формулой «Я знаю». Еще более высокий уровень присущ тем, кто способен мыслить «во всей полноте», будучи уверенным в том, что ничего не пропущено и все сомнения разрешены. Этот уровень выражается в формуле «Я знаю и знаю о том, что знаю», а знания, соответствующие этому, по сути дела, рефлексивному критерию, рассматриваются как достоверные [9]. Характерным для философии Декарта является и то, что условием выхода из автоматического режима и появления рефлексии является сомнение, другими словами, субъективное состояние, интроспектируемое субъектом. Получается, что критерием достоверности знания является глубина рефлексии, степень которой определяется степенью уверенности мыслящего субъекта в том, что ничего не пропущено и отсутствием у него же каких-либо сомнений в завершенности проработки и исчерпанности вопроса.

Идеи Р. Декарта о тщательности проработки предметного материала как показателе глубины рефлексии и расширения ментального пространства до состояния «во всей полноте» получили дальнейшее развитие в трудах Г. Лейбница. Он ввел в научный оборот понятие «бессознательные идеи» и «апперцепции» как нулевой и высший уровень развития сознания, отличающиеся между собой ясностью, отчетливостью, осознанностью и достоверностью знаний. Развитие сознания рассматривается как процесс равномерного и последовательного наращивания рефлексивных способностей, а человек - как саморазвивающаяся и самодостаточная «монада», содержащая в своих недрах все то, чего еще нет, но только будет. Монады, по Лейбницу, «не имеют окон» через которые они могли бы сообщаться друг с другом, они ни в ком и ни в чем не нуждаются для развития психики и сознания. Даже самосознание, как способность «всматриваться в себя как в зеркало», так же как и все другие способности, изначально заложены в генетическую программу, контролируемую и направляемую к лучшему «принципом предустановленной гармонии» [7].

Подводя черту в кратком обзоре философских учений, отметим, что рефлексия в работах философов рассматривалась как онтологическое основание сознания, предпосылка и критерий достоверности объективного знания, инструмент и метод познания. Субъект познания в этих исследованиях вводится как факт, не вызывающий сомнений или предполагается как само собой разумеющееся, подобно тому как «Я» (личное местоимение) предполагается в автобиографических анкетах, эгоцентрической речи детей или внутренней речи взрослых.

Иной принцип построения теоретических конструктов получил распространение в XX в. В концепции Ж. Пиаже, швейцарского биолога, психолога и логика, в качестве исходного основания предусматривается субъект, объект и связующее их звено в виде действия, «не знающего самого себя» и рассматриваемого как «периферия» познания, исходную точку, из которой познавательный процесс разворачивается одновременно в двух направлениях - объекта и действий, направленных на этот объект. Согласно Ж. Пиаже, субъект, создавая из объектного материала разнообразные композиции, открывает для себя устойчивые свойства этого материала, связи между трансформациями объекта и собственными действиями, наконец, сами действия как объект познания, по отношению к которым применяются интеллектуальные операции (интериоризированные действия), позволяющие координировать непосредственные впечатления и предвосхищать возможные исходы событий.

Интеллект в этой концепции представлен как многоуровневая система взаимосвязанных между собой по вертикали и горизонтали сенсомоторных координаций и «мобильных психических структур». Центральное место в этой системе занимает действие, осознание которого составляет генеральную «линию» в развитии интеллекта.

Осознание действий, по Ж. Пиаже, представляет собой процесс концептуализации, который завершается построением логических структур. Инструментом извлечения знаний из сферы собственных действий является рефлексивная абстракция, а использования приобретенного опыта - рефлек-тирование сформированных логических структур. Каждое открытие в сфере собственных действий приводит к транспозиции и реорганизации сложившихся интеллектуальных структур в направлении большей, с одной стороны, целостности, с другой - мобильности. Реорганизованные интеллектуальные структуры, в свою очередь, оказывают обратное влияние на совершаемые субъектом действия. Главным свойством действий, когнитивных структур и всей системы в целом является обратимость и направленность на достижение тотального равновесия [11].

Субъект-субъектные взаимодействия, по Ж. Пиаже, строятся параллельно субъект-объектным, поскольку, как пишет он, «эти два вида опыта в реальной действительности неразделимы» [11, с. 215]. Кооперация рассматривается им как операция, разделенная между субъектами. Тоже самое - диалог. Центрация на собственных действиях, означающая их неосознанность и эгоцентризм, как неспособность учитывать точку зрения другого, по Ж. Пиже, - однопорядковые феномены. За ними скрывается отсутствие коорди-наций и неуравновешенность отношений с любым

объектом. Интеллектуальный обмен между индивидами, как пишет он, представляет собой систему приведений в соответствие типа: такому-то отношению, установленному с точки зрения А, соответствует (как результат обмена) такое-то отношение с точки зрения В, а такая-то операция, осуществленная А, соответствует такой-то операции, осуществленной В. «Интеллектуальный обмен между индивидами, -пишет он далее, - можно сравнить с огромной по своим размерам и непрерывной партией в шахматы, где каждое действие, совершенное в одном пункте, влечет за собой серию эквивалентных или дополнительных действий со стороны партнеров» [11, с. 220]. Интеллектуальные структуры, по Пиаже, - это не что иное, как совокупность взаимосвязанных между собой правил, обеспечивающих реципрокность игроков и согласованность их игры.

В отечественной психологии широкое распространение получила теория Л.С. Выготского, согласно которой человек встроен в исторически развивающуюся социо-культурную среду и главным условием, точнее «источником» развития человека является «социальная ситуация», как сложившаяся система межличностных отношений, в которую по факту своего рождения включен ребенок. Развитие высших психических функций и сознания в целом, как пишет он, осуществляется в направлении от социального к индивидуальному, от интерпсихического к интрапсихическому [3].

Рефлексия, как предмет специального рассмотрения, определяется Л.С. Выготским как направленность психических функций и речи ребенка на осознание собственных действий. Речь, как пишет он, вплетается в действие, начиная «с хвоста», фиксируя достигнутый результат, затем сопровождает действие, фиксируя ключевые моменты, наконец, - опережает действие, выполняя функцию планирования будущих действий [3].

Ключ к решению вопроса о природе рефлексивных процессов Л.С. Выготский видел в социальных по своей природе коммуникативно-кооперативных взаимодействиях и средствах, развивающихся в этих взаимодействиях, среди которых первостепенная роль отводится знаку, слову как универсальному знаку и речи. Язык и речь, по Выготскому, - это орудие развития высших психических функций: будучи средством коммуникации и построения взаимоотношений, язык (речь) становится средством автокоммуникации, построения отношений к самому себе, воздействий на самого себя и свою собственную деятельность.

Сознание в работах Л.С. Выготского представлено как многоуровневая, структурированная и саморазвивающаяся система, в которой выделяется две стороны: внешняя (система психических функций)

и внутренняя (система смыслов и значений). Развитие этой системы представляет собой трехступенчатый процесс.

Первая ступень определяется как наивное сознание с характерными для него натуральными психическими процессами. Центральное место в системе сознания на этой ступени его развития занимает восприятие, определяющее специфические особенности этой ступени как непосредственного сознавания здесь и теперь.

Вторая ступень определяется как ступень «действующего Я», практического сознания, сознательного общения, интерпсихических взаимодействий. На этой ступени центральное место в системе сознания занимает память, под знаком которой происходит полная перестройка всей системы: появление устойчивых представлений, формирование внутреннего феноменального слоя (плана) сознания и развитие репродуктивного воображения приводит к тому, что восприятие становится проективным, а мышление осуществляется в форме припоминания.

Третья ступень - ступень самосознания, «рефлексирующего Я», рефлексивного сознания, ин-трапсихических взаимодействий. На этой ступени центральное место в системе сознания занимает мышление, в результате восприятие становится осмысленным, а память осознанной.

Развитие сознания представлено в концепции Л.С. Выготского как процесс количественных изменений и качественных преобразований, осуществляющихся в трех направлениях: расширения сферы сознаваемого и, соответственно, ориентации в пространстве; иерархизации взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней сознания, обеспечивающей возможность не только ретроспективной, но и проспективной активности и, соответственно, ориентации во времени; формирования внутреннего, ментального пространства смыслов и значений и, соответственно, интрапсихических взаимодействий в этом, по сути дела, идеальном мире, «мире идей».

Знак, как средство воздействия, прежде всего на других, а затем на самого себя и потому - «инструмент», «орудие» формирования высших психических функций, которое становится таковым в системе субъект-субъектных взаимодействий. Основным свойством знака является «обратимость», но для того чтобы знак приобрел это свойство, субъект должен совершить «обходной путь», освоив на этом пути его социо-культурное значение или значение для другого, а это, в свою очередь, связано со структурно-функциональной перестройкой сознания,составляющей содержание стадии «вращивания» (второй ступени в развитии системы сознания).

Возьмем, к примеру, крик новорожденного. Что это - чисто физиологическая реакция, вроде перво-

го вдоха, первородный акт самоактуализации или сигнал, свидетельствующий о полной остановке естественных, автоматически текущих процессов и обращенный к тем, кто обладает соответствующей рецептивной системой? В этой ситуации акустический сигнал, предуготовленный самой природой, будучи воспринятым, определенным в своем значении реципиентом и отреагированным, возвращается к пациенту, но в иной форме - форме действия, направленного на восстановление прерванных актом рождения жизненных процессов. Здесь завязывается узел комплементарных и обратимых отношений между стимул-сигналом и действием, внешней и внутренней сторонами знака, знаком в себе, для другого и для себя, - отражающий общий закон развития высших психических функций, сознания и личности [4, с. 223].

Согласно Л.С. Выготскому, всякая высшая психическая функция «появляется на сцене дважды - <...> сперва как форма сотрудничества между людьми, <...> как интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, <.> как интрапсихическая» [5, с. 62-64]. Иными словами, все высшие психические функции обнаруживаются сначала другими, затем самим собой и становятся таковыми, прежде всего для других, затем для самого себя. Тот же путь проходит в своем развитии сознание и личность.

В соответствии с этим, рефлексия как обращение психических функций на самого себя, свои действия, речь, - появляется на «сцену» дважды и обнаруживается как таковая сначала, на стадии действующего Я, - другими, затем, на стадии рефлексирующего Я, - самим собой. На первой ступени развития сознания функцию рефлексии осуществляют другие, прежде всего родители и родственники, окружая новорожденного вниманием и заботой, отслеживающие и осмысливающие все сигналы, подаваемые им, обеспечивающие восстановление всех жизнанных функций в новых для него условиях и формирование социо-культурных средств аутостимуляции, саморегуляции и саморазвития. В работах В.И. Слободчикова этот вид рефлексии получил название «внешней», в отличие от производной от неё «внутренней», которая, пройдя через ступень «вращивания», сворачивается для других и разворачивается самим собой и для самого себя. Внутренняя рефлексия как акт самообнаружения, презентированный индивиду в самоощущениях, самочувствии, самодеятельности, будучи выраженной в форме доступной для восприятия и понимания другими, взращивается и культивируется этими другими в ходе реализации социокультурной программы воспитания и обучения, сложившейся в обществе.

В истории философии и психологии был зафиксирован тот факт, что познание внешнего мира пред-

полагает в своей основе определенное отношение субъекта не только к объекту, но и к самому себе. Иначе говоря, познание окружающей действительности осуществляется в системе отношений «субъект -объект», но выделение объекта из множества других предполагает хотя бы элементарную форму самосознания, позволяющего дифференцировать внешние и внутренние источники воспринимаемых изменений объекта. В свою очередь было показано, что самосознание, то есть осознание самого себя как субъекта познавательной деятельности осуществляется и развивается в системе отношений «субъект - субъект», предполагающей построение отношений субъекта к другому субъекту как себе подобному и отношение к самому себе как подобному другому. Иными словами, отношение субъекта к самому себе опосредовано отношением к нему другого человека, а последнее - тем, как субъект относится к этому другому.

Эта двойственность познавательных отношений свидетельствует о том, что познание как процесс, представляет собой саморазвивающуюся систему с обратной связью, предполагающую в своем основании два вида рефлексии - внешнюю и внутреннюю. Любая система, будь то живой организм, функционирующий в условиях естественного отбора или человек - в условиях социальной среды, развиваясь, достигает такой стадии, на которой возникает механизм типа рефлексии. Развитие таких систем направлено в сторону усиления в них процессов рефлексивного типа, поддерживающих устойчивость системы в пространстве и изменчивость во времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике

шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983.

2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - Т. 2.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6 Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1984.

6. Лекторский В.А. Л.С. Выготский и проблема рефлексии // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - М., 1981.

7. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1983. - Т. 2.

8. Локк Дж. Сочинения в 3 т. - М.: Мысль, 1985. - Т. 2.

9. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993.

10. Петров В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Ее роль и перспективы развития // Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983.

11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969.

12. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериа-ция. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии // Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.