УДК 159.955.4 ББК Ю251.32
Богдан Иларионович Рапацкий,
аспирант,
Черниговский национальный педагогический университет им. Т. Г. Шевченко (Чернигов,Украина), e-mail: bohdan07@i.ua
Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков
В статье рассматривается феномен рефлексии в культурно-историческом аспекте. Обосновывается влияние рефлексии на развитие личности подростка, на становление у него нового уровня самосознания. Целью работы является анализ феномена рефлексии как одного из механизмов развития личности детей подросткового возраста. Представлена структура рефлексии. В теоретическом обзоре на достаточно большом материале дана трактовка понятия рефлексии в философской и психологической литературе. Выделены аспекты разработки проблемы рефлексии в советской психологии. Подробно проанализированы функции рефлексии как компонента самосознания человека. Обоснована её значимость в подростковом возрасте. Рефлексия позволяет подростку осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей, делает подростка способным к полноценной саморегуляции. Определены этапы развития рефлексии подростка.
Ключевые слова: самосознание, рефлексия, функции рефлексии, личностное развитие, подростковый возраст.
Bogdan Ilarionovich Rapatsky,
Post graduate Student, Chernigov National Pedagogical University named after T G. Shevchenko (Chernigov, Ukraine), e-mail: bohdan07@i.ua
Reflection as a Mechanism of Teenager’s Personality Development
The article discusses the phenomenon of reflection in the cultural and historical aspects. The reflection influence on the development of the teenager’s personality, on the formation of his new level of self-consciousness is considered. The aim of the article is to analyze the phenomenon of reflection as one of the mechanisms of teenagers’ personality development. The structure of reflection is presented. Based on the big material in the theoretical overview, the interpretation of the concept ‘reflection’ in the philosophical and psychological literature is given. The aspects of the problem development of reflection in the Soviet psychology are highlighted. The functions of reflection as a component of human consciousness are analyzed in detail. Its importance in adolescence period is proved. Reflection allows teenagers understand themselves, their inner world, and the other people’s inner world, and qualifies teenagers for the full self-regulation. The stages of teenagers’ reflection development are determined.
Keywords: self-consciousness, reflection,reflection functions,personal development, teenager.
Постановка проблемы. В современных условиях развития общества особенно остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Становления новых общественных отношений, разные социальные изменения в стране требуют умения адаптироваться к новым условиям, проявлять самостоятельность, инициативность. Кризисные явления в экономике страны дестабилизируют воспитательную работу с молодёжью. Воспитание и самовоспитание имеет скорее спонтанное, нежели целенаправленное влияние на под-
растающее поколение. Поэтому в педагогической и психологической науке усиливается внимание к аспектам личностного роста детей, особенно к становлению их самосознания и к процессу самопознания.
Процесс личностного развития Л. С. Выготский рассматривал как процесс построения сложных психологических систем - процесс синтеза высших психических функций человека, опосредованный совокупностью всех внешних и внутренних условий, названной им социальной ситуацией развития [1].
© Рапацкий Б. И., 2014
149
Согласно А. Н. Леонтьеву [8], одним из важнейших агентов этого синтеза выступает рефлексия как способность человека осознавать и переосмысливать свою жизнь для обе-спеченияадекватного поведения и эффективной деятельности [15].
Цель статьи - анализ феномена рефлексии как одного из механизмов развития личности детей подросткового возраста.
Теоретическое исследование проблемы. В ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований отмечается, что рефлексия включает в свою структуру как когнитивные (умозаключения, обобщения, аналогии, сопоставления и оценки - убеждения в целом), так и эмоциональные компоненты (переживание проблем) [12].
В научной литературе нет однозначной трактовки этого понятия. Зачастую понятие «рефлексия» понимается достаточно широко: как осознание человеком своих мыслей, действий и чувств, а также переживаний другого человека (Л. С. Выготский, Е. И. Машбиц, Р. С. Немов и др.).
Развитие представлений о феномене рефлексии имеет богатую историю и восходит в философском плане к трудам Р. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, П. Тейяр де Шардена, а в психологическом - к работам Дж. Дьюи,
A. Буземана, Ж. Пиаже. В советской психологии различные аспекты рефлексии анализировали Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.
В советской психологии рефлексия трактуется как организующее начало мыследе-ятельности (Н. А. Алексеев, И. С. Ладенко,
B. А. Лефевр, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин), компонент теоретического (В. В. Давыдов, Г. И. Катрич, А. З. Зак, С. В. Маланов,
A. Н. Поддьяков, В. В. Рубцов) и регулирующее начало творческого мышления (В. К. За-рецкий, В. П. Зинченко, Я. А. Пономарёв, И. Н. Семёнов), существенный аспект способностей (А. В. Карпов, Д. В. Ушаков, В. Д. Ша-дриков) и личностного развития (И. И. Ильясов,
B. А. Петровский, А. В. Россохин, С. Ю. Степанов), основополагающее свойство сознания и самосознания (И. С. Кон, И. Н. Семёнов,
В. И. Слободчиков, Е. Б. Старовойтенко, Г. А. Цукерман) и др.
Как пишет О. С. Ноженкина, рефлексия является фундаментальной способностью человека к самоанализу, к осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром. Она является компонентом развитого интеллекта
человека, пронизывает человеческую деятельность во всём многообразии её форм и видов [13].
Благодаря рефлексии человек способен выйти за пределы определённой ситуации, получает возможность обобщения собственного опыта, опыта других людей. У человека возникает внутренний мир, который становится полем его экспериментов и анализа [18].
Рефлексия представляет собой механизм, который придаёт связность и осмысленность человеческой жизни, обеспечивает мобилизацию личностных и интеллектуальных ресурсов в трудных ситуациях. Она способствует возникновению действенно-пре-образующего отношения личности к своему поведению. Наличие рефлексии создаёт особую рефлексивно-инновационную среду, которая способствует распространению культуры рефлексивного мышления во все формы деятельности [16].
Результатом рефлексии как процесса, разворачивающегося на уровне личности человека, является изменение тех или иных сторон личности и её самосознания, динамика установок, намерений, убеждений, личностных смыслов и др. [6].
Понятие «рефлексия» в современном смысле одним из первых было употреблено английским философом Дж. Локком в XVII в. Он рассматривал рефлексию как особенную деятельность ума, посредством которой человек получает знания и создаёт новые идеи без непосредственного эмпирического контакта с действительностью [10]. Особое развитие получило представление о рефлексии в немецкой классической философии при рассмотрении гносеологических проблем [5]. Рефлексию трактовали как особый вид теоретической ретроспекции. Это обращение науки к анализу собственных познавательных средств.
Гегель рассматривает рефлексию как базовую категорию в становлении человека, а сознание всего лишь как этап в развитии рефлексии [4; 15], и подчёркивает важную роль рефлексии в саморегуляции личности [8].
П. Тейяр де Шарден видит в рефлексии качественное отличие человека от животного. Под рефлексией он понимает «приобретенную сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим специфической устойчивостью и своим специфическим значением, способность уже не просто по-
знавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» [19].
На важность рефлексии в структуре человеческого поведения указывал А. Бандура. Он подчёркивал, что она необходима для достижения понимания между людьми, для оценки и изменения своего поведения и мышления.
Согласно М. К. Мамардашвили, рефлексия характеризует всю внутреннюю жизнь человека, делает его свободным, позволяет ему определить центр саморегуляции. Человек, обладающий рефлексией, является субъектом собственной жизни. В процессе познания человек получает удовлетворение от поиска, «акты познания, морального действия, оценки - это духовное усилие к своему освобождению и развитию» [11].
М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Ю. М. Лот-ман также видели и подчёркивали многогранность, содержательность рефлексии, которой принадлежит особое место в структуре личности. Рефлексия, по М. М. Бахтину, - это «пересечение двух сознаний» [2].
Подростковый возраст - самый ответственный этап на всём пути развития личности. Бурное физическое развитие, рост возможностей интеллекта и воображения, развитие произвольности и самосознания являются предпосылками формирования личностной рефлексии [14]. На подростковом этапе в психологическом развитии человека совершается два важнейших события: открытие и оформление собственного «Я» и первичное формирование системы отношений к миру -мировоззрения. В этом возрастном периоде рефлексия выступает важным механизмом, благодаря которому подросток может осмыслить, анализировать и познать самого себя, механизмом соотнесения себя с другим человеком, с другими людьми.
Э. Шпрангер и А. Буземан, которые экспериментально изучали рефлексию подростков в первой половине XX в., выделяли её как одно из новообразований подростни-чества. В культурно-исторической концепции Л. С. Выготского рефлексия и основанное на ней самосознание - основной момент развития личности [1]. На важную роль рефлексии в становлении подрастающей личности ука-
зывали С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др., она выполняет функцию интеграции, консолидации самосознания, собирая личность в единое целое. С. Л. Рубинштейн способность к рефлексии связывал с развитием воли индивида. Б. Г. Ананьев, исследуя вопрос воспитания и самовоспитания умственных способностей, большое значение уделял развитию рефлексии в процессе самостоятельной работы учащихся.
По мнению Л. И. Божович, самосознание подростка выходит на новый уровень развития, появляется потребность познать самого себя (исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности) и возможность для этого, развивается стремление к самоутверждению самовоспитанию [3].
На первой стадии подросткового возраста, в 10-11 лет, подростки осознают и рефлексируют в основном отдельные поступки. На второй стадии, в 12-13 лет, они анализируют свой характер и отношения с людьми, в первую очередь, со сверстниками. На третьей стадии, в 14-15 лет, существенно возрастает, иногда выходя на первый план, критичность детей по отношению к себе [17].
Современные подходы к изучению специфики подросткового возраста также подтверждают, что рефлексия является одним из психологических новообразований данного этапа развития. При этом развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, но в связи с перерождением самосознания подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.
Выводы. Одним из важных новообразований подросткового возраста выступает рефлексия. Она позволяет подростку осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей, делает подростка способным к полноценной саморегуляции. Развитие рефлексии становится необходимым условием для формирования социально активной личности. Рефлексия в подростковом возрасте является одной из важных основ формирования самосознания, самоотно-шения человека, его самовоспитания.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23-34.
4. Гегель Г. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. М.: Мысль,
1977. Т.3. 218 с.
5. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 197 с.
6. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: Ярославль: Аверс Пресс, 2002. 304 с.
7. Ладенко И. С., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии // Препринт. Новосибирск: ИИФФ СО АН СССР, 1990. 117 c.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия,
2004. 352 с.
9. Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электронный науч. жур. 2011. № 2 (16). URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 12.04.2012)
10. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Опыт о человеческом разумении. (Философское наследие). М.: Мысль, 1985. . Т. 1. С. 78-572.
11. Мамардашвили М. К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 73-84.
12. Метаева В. А. Рефлексия: формирование нового типа мышления человека // Человек и образование. 2006. № 6. С. 32-34.
13. Ноженкина О. С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. Смоленск, 2012. 222 с.
14. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: c6. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. C.14-22.
15. Семёнов И. Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность // Психология. Жур. Высш. шк. психологии.
2008. Т. 5. № 1. С. 64-75.
16. Степанов С. Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / под ред. А. А. Бабалева. М.: АПН СССР, 1987.
С. 76-82.
17. Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. М.: Ин-т практ. псих., 1996. С. 223-233.
18. Шаров А. С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. М.: Когнито-центр, 2009. С.112-132.
19. Шарден П. Т. Ступень рефлексии // Феномен человека. М., 1987. С. 136-150.
References
1. Vygotskii L. S. Pedologiya podrostka // Sobr. soch.: v 6 t. M.: Pedagogika, 1984.
T.4. 432 s.
2. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1986. 445 c.
3. Bozhovich L. I. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze // Voprosy psikhologii.
1979. № 4. S. 23-34.
4. Gegel’ G. F. Entsiklopediya filosofskikh nauk. Filosofiya dukha. M.: Mysl’, 1977.
T.3. 218 s.
5. Kant I. Kritika chistogo razuma. M.: Mysl’, 1994. 197 s.
6. Karpov A. V., Skityaeva I. M. Psikhologiya refleksii. M.: Yaroslavl’: Avers Press,
2002.304 s.
7. Ladenko I. S., Semenov I. N., Stepanov S.Yu. Formirovanie tvorcheskogo myshleni-ya i kul’tivirovanie refleksii // Preprint. Novosibirsk: IIFF SO AN SSSR, 1990. 117 c.
8. Leont’ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. M.: Smysl, Akademiya, 2004.
352 s.
9. Leont’ev D. A., Averina A.Zh. Fenomen refleksii v kontekste problemy samoregu-lyatsii // Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauch. zhurn. 2011. № 2 (16). URL: http:// psystudy.ru (data obrashcheniya: 12.04.2012)
ї0. Lokk Dzh. Sochineniya: v 3 t. Opyt o chelovecheskom razumenii. (Filosofskoe nasledie). M.: Mysl’, ї985. . T ї. S. 78-572.
її. Mamardashvili M. K. K prostranstvenno-vremennoi fenomenologii sobytii znani-ya // Voprosy filosofii. ї994. № ї. S. 73-84.
ї2. Metaeva V. A. Refleksiya: formirovanie novogo tipa myshleniya cheloveka // Chelovek i obrazovanie. 2006. № 6. S. 32-34.
ї3. Nozhenkina O. S. Rol’ refleksii v preodolenii professional’noi deformatsii lichnosti pedagoga. Smolensk, 20ї2. 222 s.
ї4. Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Podrostok v uchebnike i v zhizni: krizis trinadt-sati let // Na poroge vzrosleniya: cb. materialov III Vseros. nauch.-prakt. konf. po psikholo-gii razvitiya. M.: MGPPU, 20її. С.ї4-22.
ї5. Semenov I. N. Vzaimodeistvie otechestvennoi i zarubezhnoi psikhologii refleksii: istoriya i sovremennost’ // Psikhologiya. Zhurn. Vyssh. shk. psikhol. 2008. T. 5.
№ ї. S.64-75.
ї6. Stepanov S.Yu. Lichnostno-refleksivnyi dialog v razvitii tvorcheskikh vozmozh-nostei uchashchikhsya // Obshchenie i dialog v praktike obucheniya, vospitaniya i psikho-logicheskogo konsul’tirovaniya / pod red. A. A. Babaleva. M.: APN SSSR, ї987. S. 76-82.
ї7. Fel’dshtein D. I. Osobennosti stadii razvitiya lichnosti na primere podrostkovogo vozrasta // Khrestomatiya po vozrastnoi psikhologii: ucheb.posobie dlya stud. M.: In-t prakt. psikh., ї996. S. 223-233.
ї8. Sharov A. S. Ontologiya refleksii: priroda, funktsii i mekhanizmy // Refleksivnyi podkhod: ot metodologii k praktike / pod red. V. E. Lepskogo. M.: Kognito-tsentr, 2009.
S. її2-ї32.
ї9. Sharden P. T. Stupen’ refleksii // Fenomen cheloveka. M., ї987. S^36H50.
Статья поступила в редакцию 14.01.2014