Научная статья на тему 'К вопросу о реализации организационно-методического сопровождения профессионального становления выпускников вуза'

К вопросу о реализации организационно-методического сопровождения профессионального становления выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALISM / SOCIAL PARTNERSHIP / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / PROFILISATION / VOCATIONAL COUNSELLING / PERSONAL FEATURES / THE INDIVIDUAL CURRICULUM / BUSINESS-INCUBATOR / CONTINUOUS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посохина Светлана Алексеевна

в данной статье реализация организационно-методического сопровождения профессионального становления личности на этапе «абитуриент – студент – специалист» рассматривается с точки зрения существующего опыта развития основ профориентации личности, который должен быть обобщен и приведен к единой системе для повышения эффективности, с учетом социального партнерства школы, вуза и работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in this article the realization of organizational-methodical support of professional development of a person at a stage «the entrant – the student – the expert » is considered from the point of view of existing experience of vocational guidance bases development which should be generalized and led to uniform system to increase the efficiency, taking into account social partnership of school, university and employer.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации организационно-методического сопровождения профессионального становления выпускников вуза»

Педагогика

УДК 378

РС! 10.21661/Г-150580 С.А. Посохина

К вопросу о реализации организационно-методического сопровождения профессионального становления выпускников вуза

Аннотация

В данной статье реализация организационно-методического сопровождения профессионального становления личности на этапе «абитуриент - студент - специалист» рассматривается с точки зрения существующего опыта развития основ профориентации личности, который должен быть обобщен и приведен к единой системе для повышения эффективности, с учетом социального партнерства школы, вуза и работодателя.

I

Ключевые слова: профессиональное становление, профилизация, профессиональная ориентация, социальное партнерство, личностные особенности, индивидуальный учебный план, бизнес-инкубатор, профессионализм, непрерывное образование.

S.A. Posokhina

The realization of organizational-methodical support for professional development of university graduates'

Abstract

In this article the realization of organizational-methodical support of professional development of a person at a stage «the entrant - the student - the expert » is considered from the point of view of existing experience of vocational guidance bases development which should be generalized and led to uniform system to increase the efficiency, taking into account social partnership of school, university and employer.

I

Keywords: professional development, profilisation, vocational counselling, social partnership, personal features, the individual curriculum, business-incubator, professionalism, continuous formation.

Проблема профессионального становления выпускников вуза, подготовка компетентных, инициативных, предприимчивых специалистов и бакалавров в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. В связи с этим, актуальность проблемы, представленной к обсуждению не вызывает сомнений. В первую очередь это связано с тем, что России нужны высококвалифицированные кадры для работы в любой отрасли. где профессионализм, надежность и эффективность персонала весьма значимы для поддержания

состояния экономической и социальной безопасности предприятий.

Федеральными государственными образовательными стандартами определены общекультурные и профессиональные компетенции, которые обеспечивают самостоятельность выбора будущей профессиональной деятельности выпускника, понимание сущности, миссии и социальной значимости профессии, готовности будущих специалистов и бакалавров к профессиональной мобильности, непрерывному образованию и самообразованию. Происходящие изменения в сфере профессиональной занятости, ужесточение конкурен-

Pedagogy

ции на рынке труда определяют необходимость корректировки профессионального становления выпускников вуза.

Проблема профессионального становления личности, выбора профессии связана с периодом жизни старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о смысле существования себя как личности, выборе вида трудовой деятельности, учебного заведения. Однако основа профессионального самоопределения должна формироваться гораздо раньше на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Расширение знаний о мире в целом, общей культуре личности ребенка, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств является основой будущей профилизации.

Дальнейшее знакомство с миром труда, формирование интереса к нему, к профессиям развивает ребенка как субъекта отношений с людьми, побуждает его к самооценке, повышает уверенность в себе. Это та первая ступень, которая является основой расширения своих возможностей и получения опыта, фактически это ранняя профилизация, позволяющая развивать познавательные, коммуникативные и культурные компетенции.

В соответствии с этим, решение данной проблемы необходимо обеспечить определенным набором мер по организации совместных действий, касающихся профильного обучения и ранней профориентации, как средств дифференциации и индивидуализации обучения. Поэтому изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей будущих работников должны рассматриваться более пристально на всех этапах подготовки: «Школа - Вуз - Предприятие».

Это необходимо в первую очередь для того, чтобы квалификация будущего выпускника действительно определялась уровнем знаний, умений, профессиональных навыков и дальнейшим опытом работы. Все это учитывается в соответствующих профессиональных стандартах, как характеристике квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Взаимосвязь профессиональных стандартов с профессиональным образованием очевидна, как в плане разработки Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), примерных и основных образовательных программ, а также системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Кроме того, система профессионального образования имеет связь с рынком труда, что определяет направленность на подготовку специалистов с учетом перспектив развития профессий. В рамках ФГОС могут реа-лизовываться программы, формирующие различные профессиональные траектории выпускников.

Все это обуславливает необходимость дальнейшего обновления старшей ступени общего образования на

более поздних этапах профилизации и профориентации с включением направленности на дальнейшее формирование у личности отношения к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Другими словами необходим более целенаправленный переход от «обучения» к «развитию» на основе его индивидуализации и многофункциональности, что позволит обеспечить эффективность на следующем этапе обучения - в высшей школе. Исходя из этого, необходимо учитывать, что профессиональная ориентация не является просто выбором профессии, а является развитием готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов личности для полной реализации своих возможностей. Эта работа выполняется в рамках основной школы с использованием «мастер-классов», тематических часов, индивидуальных бесед, динамических профильных предпочтений и других направлений.

Естественно решение этих вопросов должно учитывать многолетний отечественный и зарубежный опыт, включая особенности профилизации обучения. Общие подходы к профилизации рассматриваются многими специалистами по следующим позициям [1; 2]:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.

2. Профильное обучение охватывает 2-3 последних года обучения в школе.

В связи с этим, профилизация должна представлять стройную систему работы, охватывающую всех участников образовательного процесса, на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности. Для этого необходимы специально разработанные программы профессиональной ориентации в вузе, внедрение которых обеспечит оптимизацию дальнейшего процесса самоопределения личности в профессиональной деятельности и повышение ее конкурентоспособности на рынке труда.

Организация этой работы должна выстраиваться по возрастной вертикали, оптимально от дошкольного возраста, начальной, основной средней школы к учебным заведениям профессионального образования и далее в производственную и социальную сферы.

Изучение опыта работы отдельных общеобразовательных учреждений [1; 2] показывает, что приведение подобной работы в единую систему «абитуриент-студент-специалист» позволит не только повысить эффективность профориентационной работы на всех этапах образовательного пространства, но и повлияет на социальное партнерство, как одно из приоритетных направлений модернизации профессионального образования на современном этапе.

В этой связи, рассмотрим отдельные вопросы методического сопровождения профессионального становления личности на этапе «абитуриент-студент-специалист». Учитывая, что сегодняшние абитуриенты не всегда ориентируются в системе современных профессиональных отношений, не осознают свои способно-

Interactive science | 5 (15) • 2017

57

Педагогика

(

сти, мотивы и личные ценности, выбор ими учебного заведения происходит спонтанно, часто основываясь на случайных событиях, таких как: популярность учебного заведения среди сверстников, престижность вуза и другие.

На этапе «абитуриент» необходимо создание инфраструктуры по профориентационной работе со школьниками, как потенциальными абитуриентами, которая включает:

- обучение организаторов по профориентационной работе школ города или отдельно взятой школы;

- определение направлений профилизации, создание единых форм отчетности по профилизации классов, отдельных школ и школ города в целом;

- профориентация учащихся 4-11 классов, включая: комплексный анализ личностных особенностей, интересов, интеллектуального потенциала в динамике; формирование личного индивидуального учебного плана (ИУП) учащихся 10 и 11 классов;

- создание экспериментальных площадок и презентация технологии проведения профориентации, представление результатов.

Таким образом, результатом системной многоуровневой, многогранной работы по профориентации на этапе окончания основной школы является индивидуальный учебный план выпускника.

На этапе «студент» продолжается работа (1 курс) по уточнению отдельных вопросов, связанных с профессиональным становлением, и конкретизация выбранного направления подготовки или специальности в рамках дисциплины «Введение в направление подготовки» (соответствующего направления).

На данном этапе важное значение приобретает такая форма работы со студентами, как студенческий «бизнес-инкубатор», который можно рассматривать как часть инновационной системы института. Организационно-методическая сторона представления бизнес-инкубатора, как системы для профессионального становления будущего специалиста, предполагает использовать опыт реализации подобных систем в российских университетах [3]. Данная работа требует

рассмотрения целого ряда конкретных вопросов, касающихся выбора подхода (функциональный, процессный и ценностно-ориентированный) для эффективного функционирования системы.

Рассмотрим заключительный этап «специалист». Результаты, полученные на предыдущем этапе, могут послужить кадровой базой для формирования прочных взаимоотношений с потенциальными работодателями. Современный работодатель совершенно точно представляет какие знания, компетенции и опыт необходимы молодому специалисту для успешной работы. Кроме того, он может указать на те недостатки, которые имеют место на данный момент.

В связи с этим, на данном этапе актуальным является анализ основных направлений организации социального партнерства института с работодателями, включая активное участие представителей предприятий и организаций на этапах разработки рабочих учебных планов соответствующих направлений подготовки, включение в учебный процесс и итоговую аттестацию выпускников.

Решение вопросов, связанных с организационно-методическим сопровождением профессионального становления выпускников вуза, возможно при реализации проекта создания Ресурсного центра профессионального становления. Миссия, которого заключается в оказании помощи в выборе и реализации жизненно важных решений школьников, студентов, молодых специалистов и взрослого населения города и близлежащих территорий.

Таким образом, оказание всесторонней помощи в профессиональном становлении личности должно быть направлено на формирование, в первую очередь, отношения к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности, включая самоопределение, активизацию внутренних ресурсов и полную реализацию себя как личности и специалиста. В целом данная проблема требует системного подхода на каждой ступени, включая применение конкретных методик, оценки переходных процессов мониторинга результатов на основе совмещения традиционных и инновационных подходов.

Литература

1. Илюхина В.А. Ранняя профилизация школьников. Из опыта работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazpromschool.ru

2. Наумова Н.Е. Профориентация и профилизация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/М487 b79576i2adi2.jimcontent.com/

3. Чепьюк О.Р. Студенческий бизнес-инкубатор как часть инновационной системы университета // Инновации. - 2014. - №6 (188). - С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.