Научная статья на тему 'К вопросу о реализации индивидуального образовательного маршрута, обучающегося в современной школе'

К вопросу о реализации индивидуального образовательного маршрута, обучающегося в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодовникова Ирина Николаевна

В статье рассмотрены содержательные и организационные особенности реализации индивидуального образовательного маршрута. Обозначена его роль в повышении эффективности деятельности школы. Рассмотрены функции педагога в реализации индивидуального образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации индивидуального образовательного маршрута, обучающегося в современной школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 2410-700Х

6. Лыкова Е.С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников // Проблемы художественного образования. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск, 1997. - С. 4047.

7. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28-33.

8. Медведев Л.Г. Проблема эстетического воспитания учащихся средних школ на занятиях по изобразительному искусству // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - С. 11-20.

9. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. 2012.№ 2(106). С. 233-235.

10.Савельева О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения древнерусской архитектуры: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. 226 с.

11.Савельева О.П. Виртуальная выставка-конкурс детского творчества как современных социокультурный проект // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания международная научно-практическая конференция: сборник статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 245 -249.

12.Савельева О.П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства)// Начальная школа плюс До и После. 2006. № 5. - С. 7 - 13.

© Солдатова О.В., 2016

УДК 371.214.14371.214.14

Солодовникова Ирина Николаевна

директор

МОАУ СОШ № 56 им. Хана В.Д.

Г. Оренбург, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА,

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассмотрены содержательные и организационные особенности реализации индивидуального образовательного маршрута. Обозначена его роль в повышении эффективности деятельности школы. Рассмотрены функции педагога в реализации индивидуального образовательного маршрута.

Ключевые слова

Индивидуализация, образовательная деятельность, модель образовательного пространства, субъекты образовательного процесса, индивидуальный образовательный маршрут.

В современном образовании индивидуальный образовательный маршрут обучающегося характеризуется определенной спецификой. С одной стороны, он является отражением ориентированности образовательной организации на обеспечение индивидуальных запросов, обучающихся [5; 6], с другой -его содержательное наполнение происходит в зоне неопределенности, обусловленной наличием смежных составляющих, а именно индивидуальным учебным планом, образовательной траекторией и программой [2; 3]. В практической деятельности педагоги сталкиваются с противоречием между различными представлениями субъектов образовательного процесса о ценностях и роли образования и отсутствием единого механизма удовлетворения образовательных потребностей данных субъектов. Считаем, что одним

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

из путей преодоления данного противоречия является принятие и реализация индивидуального образовательного маршрута обучаемого в качестве модели образовательного пространства школы. В этой связи целью данной статьи является уточнение содержательных и организационных особенностей реализации индивидуального образовательного маршрута школьника.

В современной психолого-педагогической литературе отражены различные аспекты понимания сути индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся [1; 2; 3]. Так, в одной из работ индивидуальный образовательный маршрут определен как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития, стимулирования творческой инициативы, достижения своих вершин в период школьного обучения [4]. В работе Е.А. Александровой [1] акцентировано внимание на формировании образа «Я» обучаемых как основном предназначении индивидуальных образовательных маршрутов.

В представленных трактовках индивидуальный образовательный маршрут выступает как способ достижения цели усвоения содержания образовательной программы, возможный при условии сформированности мотивационной, познавательной и ценностной направленности личности школьника. Такой подход предполагает четкое определение возрастных границ учащегося, поскольку каждый возрастной период характеризуется своим уникальным образовательным ресурсом.

В целом траектории в образовательном процессе следует дифференцировать на воспитательные и учебные. Среди воспитательных маршрутов выделяются личностно-ориентированные и социально-ориентированные, среди учебных особую роль играют знаниево-, творчески- и практико-ориентированные траектории.

С учетом возрастного фактора, именно в юношеском возрасте возникают новообразования, поддерживающие возможность успешной самостоятельной деятельности. В условиях обучения на старшей ступени предполагается формирование специальных компетенций в профильном направлении. В образовательной организации на этапе предпрофильной подготовки предлагается обучающимся система элективных курсов, вариативных программ, порядок и сроки реализации которых фиксируются участниками образовательного процесса в маршрутной план-карте.

Особое значение в проектировании индивидуального образовательного маршрута отводится психолого-педагогической диагностике школьника. В качестве диагностического инструментария выступает ряд методик, создающих базис для построения индивидуального образовательного маршрута школьника. К ним следует отнести: методики И.П. Павлова, позволяющие раскрыть психофизиологические особенностей учащихся по осуществлению индивидуального подхода к обучению при подготовке к ЕГЭ; методику профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова; «Карту одаренности» (Хаан и Кафф); карту интересов школьников; групповой интеллектуальный тест (ГИТ); анкету «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч); тест «Интеллектуальная лабильность»; тест эффективного интеллекта 2010, обеспечивающий определение уровня развития «эффективного интеллекта»; «карту интересов» (Е.Г. Голомшток), способствующую изучению интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности и т.д.

Результаты, полученные по итогам диагностики, позволяют создать рекомендации для педагогов и родителей, организовать консультативные и коррекционно-развивающие занятия и встречи со всеми участниками образовательного процесса.

Особую значимость в отношении введения индивидуальных образовательных маршрутов в деятельность современной школы приобретают курсы по выбору, выполняющие профориентационную функцию. На этапе предпрофильной подготовки особенность данных курсов проявляется в их многообразии, вариативности, содержательной, организационной и технологической дифференцированности.

Для расширения возможностей реализации индивидуальных образовательных маршрутов при организации элективных курсов образовательным учреждением используется ряд приемов. Таких как: деление классов на группы для индивидуализации процесса обучения; использование ресурсов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

дополнительного образования для организации кружков, секций и клубов в целях профессиональной ориентации школьников и для удовлетворения их индивидуальных образовательных интересов; применение современных информационно-коммуникационных технологий; реализация нелинейной модели школьного расписания и т.д.

По мнению Н.Г. Зверевой [4] роль педагога в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута следует определять не как статическую, а как динамическую, связанную с этапностью реализации индивидуального образовательного маршрута (рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы реализации индивидуального образовательного маршрута (по Н.Г. Зверевой)

В качестве примечания к рисунку заметим многофункциональную природу деятельности преподавателя в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута.

Подводя итоги, заметим, что потенциал индивидуального маршрута обучения и воспитания учащегося заключается в возможности совершенствовании образовательной деятельности школы, направленной на формирование образованной, нравственно-устойчивой, активно-творческой, инициативной, ответственной личности школьника.

Список использованной литературы:

1. Александрова Е.А. Еще раз об индивидуализации старшеклассников // Воспитательная работа в школе. -2008. - № 6 - С. 27-46.

2. Кунаш М.А. Современные подходы к разработке индивидуальных образовательных маршрутов школьников // Европейский Север: инновационное освоение морских ресурсов (образование-наука-производство). - Мурманск: МГТУ, 2011. - С.604-608.

3. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. - Волгоград: Учитель, 2013. - 172 с.

4. Модернизация общего образования: Вариативный личностно направленный учебный план школы / под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. - СПб.: Береста, 2002. - 95 с.

5. Султанова Т.А. Нормативные детерминанты развития школы как инновационной образовательной системы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №11. - С. 208-211.

6. Султанова Т.А. Развитие школы как инновационный процесс // Балтийский гуманитарный журнал. -2016. - №3. - С. 199-202.

©Солодовникова И.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.