К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Р.И. Шевченко, к.т.н., с.н.с., Р.М. Полстянкин, адъюнкт Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
На современном этапе все большая роль в решении проблемы обеспечения комплексной безопасности государства в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера отводится различным инфокоммуникационным технологиям. Постоянно растущие требования к оперативности и точности реагирования в ЧС, объему передаваемой информации, ее мультимедийности, времени доступа к различным базам данных, мобильности потребителей информации выдвигают новые задачи перед инфокоммуникационными технологиями системы гражданской защиты Украины в ЧС.
Существующие системы передачи информации, обеспечивая в целом решение основных текущих задач, не могут обеспечить эффективное решение вновь возникающих задач гражданской защиты в ЧС. В мировой практике активно ведется поиск решения подобных задач на основе использования новых беспроводных инфокоммуникационных технологий коммерческого применения, а также их развития с учетом особенностей организации оперативного обмена цифровой мультимедийной информацией между подвижными информационными платформами различного базирования в условиях ЧС.
Существенное расширение целевых задач гражданской защиты, возлагаемых на беспроводные технологии, с одной стороны, а также существенное усложнение условий применения указанных технологий в ЧС, препятствующих эффективному их решению, порождают проблему развития беспроводных инфокоммуникационных технологий системы гражданской защиты Украины в ЧС.
За последнее десятилетие беспроводные инфокоммуникационные технологии коммерческого применения претерпели существенные изменения. Эти изменения коснулись технологий беспроводной связи и ее приложений. Беспроводная связь пополнилась сложными технологиями доступа, кодирования, в том числе пространственно-временного, модуляции, адаптации, МГМО и другими технологиями [1]. Однако результаты многочисленных исследований свидетельствуют о недостаточной их эффективности в ряде коммерческих и специальных приложений. Поэтому применительно к ЧС известные беспроводные технологии требуют соответствующего развития.
Следуя известному принципу системотехники, потенциальные возможности беспроводных технологий существенно зависят от пропускной способности С(Т(^)) непрерывного канала связи (радиоканала). Анализ последних публикаций в области беспроводных технологий свидетельствует о том, что в большинстве случаев при их разработке не в полной мере учитывались принципы системотехники. При этом принималось «молчаливое» согласие с фактом использования «плохого» радиоканала, которое и привело к появлению сложных частотно-временных технологий, базирующихся на введении существенной избыточности в информационные данные и расширении частотного ресурса систем, снижающих в целом их удельную информационную пропускную способность.
В общем случае произвольный радиоканал может быть описан некоторым оператором F(•). Если воспользоваться понятием г -производительности ЯЕ для соответствующего источника данных на входе радиоканала, то потенциальные возможности увеличения скорости передачи будут ограничиваться известным неравенством К. Шеннона:
Я г — ОД.)), (1)
где Е0р(Ч),е(Ч),1;) - оператор радиоканала, зависящий от текущего
времени, внешних помех и возмущений е^) в условиях ЧС. Известные
беспроводные технологии обычно полагают оператор F(•) заданным и неуправляемым. Это существенно, на наш взгляд, ограничивает возможности их дальнейшего развития для применения в ЧС. В настоящее время уже достигнуты предельные скорости передачи, ограничивающиеся обычно сложностью применяемых частотно-временных технологий на передающей и приемной сторонах [1]. Поэтому для их развития предлагается использовать иной подход, который базируется на предположении управляемого радиоканала (оператора F(•)) при заданных частотно-временных технологиях [2]. Такой подход является основой для конструктивного развития существующих беспроводных инфокоммуникационных технологий в рамках новой технологии интеллектуальных динамических радиоканалов, способных подстраиваться под конкретные условия передачи, обеспечивая экстремум заданного показателя эффективности в условиях ЧС.
Технология интеллектуальных управляемых динамических радиоканалов может рассматриваться в качестве основы для новой стратегии обеспечения эффективного информационного взаимодействия между стационарными, подвижными и высокоподвижными объектами различного базирования в сложных и неопределенных условиях при ограниченном частотно-энергетическом ресурсе - технологии когнитивного радио для систем гражданской защиты в ЧС.
Список использованной литературы
1. Шахнович И.В. Современные технологии беспроводной связи / И.В. Шахнович. - М.: Техносфера, 2006. - 288 с.
2. Поспелов Б.Б. Реализация концепции адаптируемого канала связи в авиационных радиолиниях / Б.Б. Поспелов // Радиотехника. - 2002. -Вып. 128. - С. 197-205.
СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ РОБОТЫ, ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
А.И. Ячевский, курсант, П.А. Куприянов, курсант, Р.И. Праслов
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В статье рассматриваются современные и перспективные беспилотные летательные аппараты, обсуждаются пути их перспективного развития и совершенствования, их целевое использование при проведении спасательных работ.
Летающие роботы в настоящее время уже получили широкое распространение, это и относительно большие беспилотные самолеты, и крошечные вертолеты, способные выполнять в воздухе весьма сложные фигуры.
Беспилотные летательные аппараты применяются и в МЧС России. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков предложил оснастить региональные центры МЧС и региональные спасательные отряды одним-двумя беспилотниками для опытного использования. Беспилотный летательный аппарат (далее БЛА) Zala 421-16 (Рис.1) . БЛА Zala 421-16 летательный аппарат самолетного типа, назначением которого является исследование и наблюдение за заданной местностью, а также расположенных на ней объектов. Беспилотный аппарат ZALA 421-16 построен с использованием аэродинамической схемы "летающее крыло" Как отмечается, ZALA 421-16 ЕМ весит чуть более шести килограммов, может находиться в воздухе до двух часов и развивает скорость до 110 километров в час. Радиус действия БЛА — 25 километров, максимальная высота полета — три километра. Аппарат запускается при помощи катапульты и приземляется на парашюте. Беспилотник может оснащаться видеокамерой или тепловизором, а также фотоаппаратом высокого разрешения.